Братская могила на семерых, или кое-что о ленд-лиз
Дед мой, танкист, учился водить боевые машины на БТ-5А, была такая версия танка БТ-5 с короткоствольным 76-мм орудием. В бой пошел на Т-34 самой первой версии, но до настоящего боя не дошел – сгорел танк под бомбами немецких «хеншелей-129». (штурмовик образца 1940 года). После госпиталя получил новую чудо-машину – легкий танк Т-60. В те времена наркоманов вроде бы среди инженеров не было, но ничем кроме «накурки» я не могу объяснить этот «феномен». Карбюраторный двигатель ГАЗ, картонная броня и 20-мм скорострельная пушка ШВАК, «пересаженная» с истребителя. Ленту на 400 осколочно-фугасных и зажигательных снарядов она заглатывала буквально «на раз»… Повоевав на этом чуде техники (особенно актуальном в 1942 году, когда так не хватало настоящих боевых машин), дед получил в числе немногих счастливчиков направление на переподготовку. Вновь на поле боя он вышел уже командиром танка/ запасным механиком-водителем танка Т-34/85 в начале 44-го.
Тут как-то мелькало название британского танка «Валентайн», но не помню, по какому поводу. Так вот. Все союзнические танки, поступавшие в действующую армию, обкатывались сначала в учебных частях. Но на командование этих частей очень сильно давили сверху. Поэтому даже неудачные машины получали «высочайшее одобрение» и отправлялись на фронт! В какой-то книге про танкистов я читал, как приехавшие передавать нашим воинам технику англичане поначалу расхваливали ее, но когда им показали, на что способны Т-34 и КВ, они только развели руками…
А вот что рассказывал про «Валентайны» дед. Когда он был в госпитале, шли бои за Москву. Там впервые применили английские танки. (Потом, листая альманах «Вторая мировая война», я воочию увидел на кадрах тех лет танки «Матильда» под Калинином (Тверь).) Результат оказался не очень обнадеживающим. Да, немецкие пушки калибра 37-47 мм (основной калибр танков Pz-IIF и Pz-III тех лет) не пробивали броню «Матильд», но и их 40-мм пушки были почти недееспособны. Потом ленд-лиз начал поставлять «Валентайны»… В документах ВГК РККА эти танки получили обозначение «БМ-7» - боевая машина номер семь. Но сами танкисты мрачно шутили по поводу «братской могилы на семь мест» и «большой могилы – семерым место». По сути своей это были танки поддержки пехоты. Бороться с танками вермахта они могли лишь с предельно малых дистанций, и то лишь в борт. Англичане фактически задержались в той эпохе, когда медлительные «Mk I» со скоростью 6 км/ч тащились за пехотой, лениво постреливая из пулеметов… Скоростью похвастать «Валентайны» тоже не могли. А уж бензиновый авиационный двигатель вызывал ужас у бывалых танкистов, помнивших, как горели в 41-м быстроходные Т-26 и БТ. И это не мемуары генералов, не исторические исследования Игоря Шмелева, автора «Танковой энциклопедии» (которого я уважаю хотя бы за то, что он еще при Советах осмелился признать Pz-VITH Tiger сильнейшим танком Великой Отечественной!), а реальные воспоминания тех, кто в этих танках горел.
Справедливости ради, не только английские танки были откровенным барахлом. Американские «Стюарты» и «Гранты» тоже исправно горели по поводу и без повода. Да что там танки! Единственный истребитель, полученный от союзников, успешно воевавший у нас – Р39 «Аэрокобра», знаменитый самолет Покрышкина. Но и с ним случались проблемы. Остальные… «Харрикейн», поставками которого гордились английские военачальники, имел вооружение 8 пулеметов калибра 7,62(!), в то время, когда даже на устаревшие И-16 ставили пушки! На хваленом американском «Киттихауке» разбился ас Северного флота Борис Сафонов, которого не могли сбить все немецкие истребители, а убил отказавший мотор…
Пожалуй, положа руку на сердце и опросив доживших до сего дня ветеранов, я могу выразить благодарность союзникам за две (2) позиции. Первая – это автомобили. Действительно, «виллисы» и «студебеккеры» вынесли на себе значительную тяжесть той войны. Без них нам пришлось бы туго. Вторая – продовольствие. Многие тысячи жителей тыла выжили на тушеной свинине «второй фронт» и яичном порошке made in USA. Спасибо им за это… Но вот утверждения некоторых современных «оборзевателей» о том, что именно союзники спасли Россию своим чудо-оружием… нет уж, позвольте не согласиться. Не было этого. В конце концов, первый выстрел по Берлину сделала РУССКАЯ пушка образца 1939 года. И первый танк, первый пехотинец, ворвавшийся туда – они были далеко не made in… А уж про то, что первыми в 1941 году бомбили Берлин наши ДБ-3ф, не стоит и упоминать.
P.S. И уж совсем подло было в 1945 году вытребовать оставшиеся в строю грузовики и «виллисы», пароходы и самолеты обратно – в связи с окончанием срока «лизинга»… Наша страна, испепеленная войной, нуждалась в технике, как никогда, а Штаты в то время уже выпускали многоместные прогулочные лимузины. Но – справились, и без помощи Запада, что бы ни выдумывали сегодня купленные на корню «аналолитики»…
Свидетельство о публикации №209050900306
1) На Т-60 стоял не ШВАК, а ТНШ. Оружие вполне себе действенное против пехоты и легкой бронетехники. И танк не хуже немецкого Pz II, который у немцев воевал половину войны
2) "Да, немецкие пушки калибра 37-47 мм (основной калибр танков Pz-IIF и Pz-III тех лет)" - на Pz II стояла автоматическая 20-мм. Калибр 47-мм был только у орудия на САУ JgPz I. У Pz III были 37мм, 50мм и 75мм (короткая)
3) Матильда вполне могла продырявить и Pz II и Pz III
4) Экипаж Валентайна - 3 человека
5) БМ-7 прозвище танка М3с (он же М3 Грант или Ли), ибо у него экипаж и был 7 человек
6) Т-26 нифига не быстроходный
7) "Тигр" нифига не сильнейший танк ВОВ, с какой стороны ни посмотри
8) Калибр пулеметов на Харрикейне - 7,7 мм.
9) Берлин в 41-м бомбили не Дб-3ф, а Тб-7, он же Пе-8
Василий Братченко 29.07.2009 19:56 Заявить о нарушении
Завтра почитаю что-нибудь ваше, для сравнения, чтобы, так сказать, проникнуться знанием матчасти. :) Удачи!
ЗЫ: Ах, да, вот по ТНШ вы правы, правы... Да только это есть вариант ШВАК, и ничего больше. Так то.
Алек Иванов 30.07.2009 00:13 Заявить о нарушении
Алек Иванов 30.07.2009 00:25 Заявить о нарушении
Пушка... Не самая мощная. Были созданы и более мощные орудия... Хотя не спорю, удачная
Броня... Тоже самое. Были и более удачно бронированные машины. Хотя бы учесть то, что "Тигр" не имел наклонных листов брони, а это анахронизм на то время.
Ходовая... говно. Особенно в условиях восточного фронта. За ночь грязь замерзала на шахматно расположенных катках и танк становился неподвижным. О ремонте катков в полевых условиях вообще молчу.
Важный показатель - технологичность. Вон, когда у нас перешли с Т-34-76 на Т-34-85 так даже производственную линию не меняли. А "Тигр" был слишком дорог и нетехнологичен.
И у нас, и у союзников было чем с ними бороться. Благо, их было не так много. Там больше пиара.
Василий Братченко 30.07.2009 02:47 Заявить о нарушении
1) полугусеничные БТРы, коих у РККА вообще не было (плюс разведывательный БА Скаут)
2) амфибии типа форд GPA и DUKW
3) бомбардировщики А-20 и Б-25. Очень даже приличные машины, у нас в морской авиации применялись и не только.
Василий Братченко 30.07.2009 03:17 Заявить о нарушении
Вообще, это рассказ по воспоминаниям, а не по мотивам справочника. Да, я мог ошибиться по поводу калибра пулеметов Харрикейна (дед называл его "винтовочным"), но велика ли разница? 7,62; 7,65; 7,7; 7,92...
Алек Иванов 30.07.2009 09:21 Заявить о нарушении
Василий Братченко 30.07.2009 12:10 Заявить о нарушении
Алек Иванов 31.07.2009 18:55 Заявить о нарушении