колесо

Колесо


Отвозил я как-то раз к матушке на дачу всякий хлам, и угораздило меня  перед самым ее участком поймать себе в шину шуруп, торчавший из расстеленного на земле рубероида, положенного здесь неизвестно когда и зачем.
Матушка давно просила меня отвезти на дачу велосипед, который мой брат нашел на помойке и принес домой. Велосипед стоял в прихожей и всем мешал. Отнести его обратно было уже невозможно из-за специфического отношения в нашей семье к вещам, оставался только один выход: оправить его на дачу – там он мог ржаветь до конца дней своих, никому не мешая.  К велосипеду набралась порядочная куча другого хлама, чтобы забить мой «Соболь» под самую крышу. Так что я даже удивился, откуда столько. Но потом рассудил – квартира большая,  углов много – распихать есть, куда.
Я в ту пору был еще неопытный водитель, а потому не возил с собой ни ключей, ни насоса, ни домкрата – всего того, без чего не обходится ни один бывалый автомобилист. Поэтому когда я увидел, что у меня спущено колесо, я оказался совершенно беспомощен, если бы не великодушная помощь соседей по даче.
Как я уже говорил, причиной прокола оказался настеленный возле ворот рубероид, который, будучи, видимо, от чего-то оторван, был утыкан торчащими из него шурупами. Позже я спросил, зачем он тут. Матушка объяснила, что год назад ей должны были привезти какую-то крошку, и кто-то из соседей посоветовал ей постелить этот рубероид на землю. Крошку не привезли, а рубероид так и остался лежать до лучших времен.
Вообще, жизнь у соседей была довольно скучна. Своей аварией я внес в нее некоторое разнообразие. Шутка ли! У соседки сын шину пропорол, да еще оказался без ключей, и без домкрата! Это же событие! Его надо отметить. Есть повод покачать головой, дать совет и поучить жизни. Меня не хотели после отпускать. Сбежалось сразу 5 человек. Конечно, ничего, кроме благодарности, я к ним испытывать не могу. Просто помогали они слишком уж бурно, ссорясь и перебивая друг друга. Можно сказать, несколько избыточно. Редко я испытывал такое внимание к собственной персоне. Один принес ржавый лоток, второй – ключи, третий – насос, четвертый – домкрат для Жигулей, несколько позже пришел пятый. Узнав в чем дело, он почесал в затылке, и сказала, что он бы меня близко к машине не подпускал, а для начала дал освоить велосипед. Он принес деревянный брусок, чтобы подложить его под домкрат. Брусок оказался слишком длинным, и я был послан его отпилить. Общими усилиями положили подсунули домкрат под лонжерон моего «Соболя», подложили под него брусок, который поместили в лоток, приподняли машину на 25 см, т.е. на максимальную высоту, которую был способен обеспечить домкрат, после чего Соболь продолжал безмятежно стоять на земле. Почесав еще раз в затылке, пятый сосед предложил вырыть под колесом яму. Вырыли. Спущенное колесо беспомощно повисло в воздухе. Но обычным ключом его гайки было не отвинтить. Принесли большую ржавую трубу, и, увеличив, таким образом, плечо, все-таки сняли неподатливое колесо. Поставили и накачали новое. Все это происходило под легкую непрекращающуюся пикировку моих спасителей.
На следующий день, когда я собрался уезжать, все явились в прежнем составе посмотреть, как я буду маневрировать. А дело в том, что, когда я один, я худо-бедно справляюсь с машиной, но выезжать под руководством сразу пяти советчиков мне оказалось не по зубам – я быстро въехал задом в соседский забор и заглох. Тогда за дело взялся один из моих благодетелей. Засучив рукава, он вызвался выехать сам. Но, поскольку он до этого на Соболе никогда не ездил, то прежде, чем сдвинуться с места, несколько раз заглох. Потом все же рывком выскочил на дорогу, чуть не свернув при этом задним колесом загадочный столбик, торчащий из земли,  долженствующий, очевидно, символизировать съезд с дороги. Второй столбик, стоящий в трех метрах левее первого, я чуть было не снес накануне, заезжая на матушкин участок. Назначение этих столбиков, как и расстеленного рубероида никто объяснить не смог. После того, как мой Соболь вторично чуть не проехал по одному из них, второй сосед, с живейшим интересом наблюдавший за маневрами своего друга, подошел к столбику и вынул его из земли. Оказалось, что он просто стоит, надетый на палку, торчащую из земли, вкопанную в небольшую ямку. Сосед выбросил и палку, и столбик. Тут выяснилось, что за общими хлопотами потеряли гайку, крепящую колпак на колесе. Тут все бросились искать ее, потом принесли несколько из своих запасов. Но они не подошли по резьбе, ибо оказалось, что автомобильный шаг резьбы больше обычного. Потом сосед, выведший мою машину на торную дорогу, почему-то решил, что моя проколотая шина должна зарасти сама собой.
-Да что она, живая, что ли! – не выдержал я.
-Сейчас есть такие бескамерные покрышки, которые сами зарастают, - настаивал он.
Одержимый идеей проверить, заросла она или нет, он предложил накачать ее и посмотреть, будет ли в ней после этого меняться давление? Снова достали проколотое колесо, чтобы его накачать. К счастью, после прокола ниппель ушел внутрь покрышки. Свою кипучую энергию на этот раз ему было приложить решительно не к чему. В результате, хоть и с сожалением, меня все же отпустили восвояси. На протяжении всего обратного пути мне непрестанно звонили и интересовались, не проколол ли я шину повторно.
Помогали мне люди, несомненно, хорошие, и даже сердечные, но некоторые предпринимаемые ими действия они, наверное, и сами затруднились бы объяснить.
25.05.2006 г.


Рецензии