о любопытстве к греху

О любопытстве к греху

Мы не любим признаваться в грехах. Даже если мы совершаем грех, мы редко о нем задумываемся, во всяком случае, у нас всегда есть тысяча причин оправдаться перед собой.
Но это отнюдь не значит, что ту же терпимость мы переносим на других. Как раз наоборот: чем более мы терпимы к себе, тем более нетерпимы к другим. Логики здесь нет. Казалось бы, если ты прощаешь себе очень многое (если не все), почему же так негодуешь на других за малейшее отступление от правил, которые сам им назначил?
В порицании других есть 2 аспекта: порицание ближнего собственно за нанесение нам конкретного вреда и порицание вообще - т.е. порицание поступков, не относящихся к нам непосредственно, порицание, собственно, ради порицания. И в том, и в другом случае нами движет бес тщеславия: как это мне, центру Вселенной, осмелились нанести урон (это в 1-ом случае), и: посмотрите - (это во 2-ом), он - то глупее меня - лишнее доказательство, что мы лучше всех.
Мы всегда судим о других не в контексте справедливости, но в преломлении себя. Нас интересует в первую очередь, как именно мы выглядим на фоне тех или иных людей, т.е. люди, события для нас - лишний повод поговорить о себе, они - лишь зеркала, отражающие нашу гордыню во всем ее уродстве.
Собственно, то любопытство, с которым мы впитываем дурные сплетни, те крылья, с помощью которых распространяется клевета, являются свидетельством нашей всеобщей греховности, потому что то дурное, что мы слышим о других, является лишним поводом нашему тщеславию полюбоваться собой. Вот почему дурные новости распространяются быстрее хороших - потому, что они вожделенней нашему сердцу. Дурное известие, пусть оно впоследствии и окажется клеветой и ложью, впитывается нами с такой жадностью, потому, что это - лишний повод мгновенно воздвигнуть себе монумент, ведь так легко (а главное, - приятно; приятно, ибо когда тешишь беса гордости, владеющего нами, он на минуту отступает) почувствовать себя лучше других, - не стать, но только почувствовать! - когда это не стоит никаких усилий над собой.
Вот поэтому журналисты так любят «жаренные» факты, потому что они лучше продаются - современный читатель чувствует в общем падении нравов резонанс в собственной душе.
С одной стороны - человек возвышается над чужой низостью, а с  другой - она созвучна (как сделанная из того же теста) бесу его гордости. Вызывает любопытство к чужому греху лишь собственный грех, который сидит внутри, отвечая в нас его внешнему раздражителю, как имеющему с ним одну и ту же природу - бесовскую. То, что в нас, требует своего выражения, и оно находит его в слушании и созерцании бесконечной череды насильников, воров и убийц, нескончаемым потоком транслирующихся нам в глаза и уши телевиденьем, радио, средствами массовой информации, которые (воры и убийцы) по популярности соперничают с президентами и рок - звездами.
Но эта атмосфера культивирования насилия, которую одни насаждают активно, транслируя самые грязные преступления и мысли, и другие, - пассивно и послушно все это потребляя и прося еще добавки, - поднимает сатану на небывалую высоту, делает дух антихриста реальней и зримей. Общество, сбросив оковы запретов, словно в безумном бреду, заигрывает с ним, призывает его,  и в этом чаду  уже нет места подлинному сердечному движению, как нет места в аду для праведника.
«И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в гиену огненную».
К этому, собственно, нечего прибавить. Лучший способ не поддаться искушению - не смотреть  в его сторону. Но если уж ты поддался ему и слился с сатаной в страстном поцелуе, отлепись от него, обратись к свету Истины. Не пытайся соревноваться с дьяволом в грехе, говоря, что, даже греша, ты все равно сильней его - нет! Как только ты сделаешь один, самый маленький шаг по пути греха - ты весь его - с потрохами, и, надеясь лишь на собственные силы, ты не выберешься из этих сетей во век. Лишь надеясь на милосердие Божие, прибегнув к Его неодолимой защите, ты сможешь превозмочь главного врага рода человеческого, строящего свою власть на обмане и иллюзии, но не могущего лишь одного - поколебать Всемогущество Божье.
________________
 Мф. Гл. 18. Ст.9
 


Рецензии