Странное место

Тишина, как это здорово!
Не слышно гула машин и ругани прохожих, и только редкие крики орлов и гул ветра, единственные звуки, сопровождающие меня с того момента, когда я начал подниматься на горное плато.
Странное все-таки это место Караби, ведь пустыня пустыней, только горная,
кругом однообразные карстовые воронки и холмы, практически лишенные растительности. Но сколько людей не представляют свою жизнь без этой пустоши!
В Крыму, да и вообще в мире столько живописных и величественных вершин, но из года в год они возвращаются именно сюда, чтобы еще раз полюбоваться этим пасмурным и туманным пейзажем.
На полуострове это почти самое суровое и непредсказуемое место, но еще нигде я себя не чувствовал так спокойно и умиротворённо.
Как это назвать? Шизофрения? Искаженное чувство вкуса?
Многие доказывали мне именно это, да я и не спорил, даже иногда соглашался, а потом собирал рюкзак и снова шел сюда.
Чего только стоит глоток чистого горного воздуха, наполненного запахами трав, от которого пьянеешь сильней, чем от водки,  и темнота пещер, волнующая и притягивающая с каждым спуском всё больше и больше.
А туман, завораживающий и гипнотизирующий тебя, словно удав свою жертву, ветер, бьющий  по лицу.
Даже не представляю, как без всего этого можно жить, ведь это именно то, чего так не хватает в обыденной городской жизни.
Порою специально перебираешь грязные походные вещи и снаряжение только ради того, чтобы снова почувствовать эту атмосферу и настроение.
Что это за место, черт возьми, и кто я такой, что меня тянет сюда, как магнитом?
Вот и сейчас я брожу в тумане, хорошо понимая, что до стоянки сегодня не доберусь, а ведь мы с Пашкой, который уже ждёт меня в лагере, завтра должны сопровождать группу людей в пещеру.
Не то, чтобы я заблудился, просто день подходил к концу, и гораздо разумнее было подобрать удобное место для ночёвки, а завтра с рассветом прийти в лагерь, который мог быть где-то рядом, но в тумане увидеть его абсолютно невозможно.
Сколько было с моими друзьями забавных случаев, когда они ночью в обезьяне понимали, что не дойдут до нужного места, оставались на ночевку, а на следующий день просыпались в двадцати метрах от лагеря, вот бы Пашка надо мной  утром посмеялся.
Хотя, если вдуматься, не так уж и плохо, что мне пришлось остановиться на ночлег, с одной стороны, там, в палатках, много моих друзей, некоторых я не видел больше года и очень сильно соскучился, а с другой, всегда полезно здесь провести некоторое время в одиночестве, один на один с горой, вслушиваясь в музыку ветра и пения птиц.
Правда, главное чувствовать меру, я много знался с горными одиночками, это замечательные, сильные духом и безумно интересные люди, но они настолько внутренне слиты с горами, что даже думают по-другому. Им очень трудно жить в обычном мире, они внизу чувствуют себя совершенно чужими, будто с другой планеты или измерения.
А мне и без того тяжело возвращаться с гор, всегда переполняюсь чувством, словно меня посылают в дальнюю командировку в какое-то ужасное место. 
Костер, который я развел из сырых веток, тихо потрескивал, на несколько метров вокруг себя создавая  приятную и успокаивающую атмосферу.
Порой никакие удобства и комфорт помещений не в состоянии заменить эту трескотню и  дым, въедающийся в глаза.
Наверное, в этом есть что-то древнее и первобытное, дошедшее до нас, как и страх темноты, еще со времён далёких предков, которые в отличие от своих потомков жили в гармонии с природой.
Ночь постепенно взбиралась на горное плато. Давно уже не было слышно криков орлов, которые днем буквально кружили надо мной. Я всегда восхищался этими гордыми грациозными птицами. Недаром некоторые племена индейцев считали их духами гор.
Правда, этого нельзя сказать об орлах, живущих в клетках или вольерах, у которых отобрали свободу. Они такие же душевно больные, как и многие люди, живущие в больших городах. А здесь, наверху, они имеют свободу полёта, простор, они горды и счастливы.
Многое я бы, наверное, отдал только для того, чтобы испытать то, что чувствуют они, парить над вершинами, ощущая, как ветер бьёт по крыльям.
Когда в горах остаёшься в одиночестве, обостряются чувства, становится слышен каждый шорох от скатившегося камня, сломанной ветки или капельки дождя, упавшей на землю. На первый взгляд, это просто отдельные звуки, беспорядочно разносящиеся по округе.
Но если хорошо прислушаться, можно почувствовать в этом звучании свою  последовательность и закономерность, это самая что ни есть музыка, состоящая не из семи, а из миллионов нот. Ни одно творение даже гениального композитора не сравнится с этой вечной, никогда не повторяющейся мелодией.
У каждой горы или пещеры есть свой характер, своё настроение, своё звучание, не похожее ни на что. Иногда мотив жуткий и беспокоящий, а иногда весёлый и причудливый. Горы бывают веселы и разгневаны, радуются и пребывают в печали. Всё это и выливается в мелодию, которую я называю музыкой гор.
Эту музыку может услышать каждый, кто действительно заразился симпатией к этому месту, горы это чувствуют и раскрываются по мере искренности слушателя, для остальных людей это просто обычные звуки.
Не часто у меня выпадает возможность вслушиваться в эту мелодию, для этого нужно оставаться в горах одному, а я не хочу злоупотреблять одиночеством. Сейчас я снова слушал горы. Там, где-то недалеко, хрустнула веточка, где-то скатился маленький камень, а где-то несколько лохматых мордочек взволновано сопели, ожидая, когда же этот странный человек уйдёт и оставит за собой недоеденную кашу.
И в тот самый момент произошло то, чего я никак не мог предположить.
- Посмотри, он снова вернулся.
Это был очень приятный, мелодичный, и даже где-то знакомый голос,  звучал он не из какого-то определённого места, а был слышен всюду, будто сотни голосов со всех сторон раздавались одновременно, а ведь поблизости никого не было.
- Это бегущий над вершинами? – Послышался второй, не менее странный и завораживающий голос.
- Да.
- Еще не вспомнил, кто он на самом деле?
- Он хотел забыть, и это его право, всему своё время. Когда будет готов, вспомнит.
- Кто здесь? Пашка, это ты?
- Он что, нас слышит?
- Я совсем забыл, он умеет слушать музыку гор.
- А мы его не напугаем?
- Поздно, он всё равно уже услышал.
- Что за шутки? Кто это?
- Неправильный вопрос! Лучше бы спросил, кто ты, а кто мы, вопрос второстепенный. Мы это помним, а ты, похоже, забыл, точнее, захотел забыть, и это у тебя получилось. Ты сделал свой выбор. Никто не вправе тебя упрекнуть, но рано или поздно всё вернётся на круги  своя. Истинная природа вещей никогда не меняется, лишь на какое-то время становится невидимой, хочешь ты этого или нет.
Трудно было спорить в такой нелепой ситуации, да и, наверное, глупо. Не то, чтобы бы я испугался – ну, эка невидаль, голоса, такое в горах случается, но обычно после физического истощения или переохлаждения, либо в пещерах, где протекает подземная река, а звук бурлящей воды отражается о стены, да и то это еле различимое бормотание, обрывки фраз, а не явные диалоги.
Я был не в пещере, реки поблизости не было, и я совершенно прекрасно себя чувствовал, поэтому очень сильно забеспокоился о своём здоровье, но всё же любопытство взяло верх и я решился продолжить этот странный разговор.
- Ну ладно, тогда кто я?
- Ты смотри, он совершенно не испугался.
- Не испугался он потому, что решил, будто у него крыша поехала.
- Да, ситуация нелепая, хотя в этом есть доля правды, она у него действительно поехала, только очень давно, в тот самый момент, когда забыл, кто он на самом деле, забыл, что он один из нас, бегущий над вершинами.
  - Ты никогда не задумывался о том, кто ты, и почему тебя тянет сюда как магнитом, почему ты любишь горный ветер, туман, в отличие от других людей чувствуешь себя в этом суровом месте спокойно, умеешь слушать музыку гор?
- Близко, почти в яблочко…, да я об этом думал. Не то, чтобы очень, но думал. И почему же?
- Да потому, что это твоя природа, твоё истинное я.
- Ну вы, ребята, и загнули! Хотя, что еще можно ожидать от двух глюков, болтающихся по ночам чёрт знает где.
- Ты это слышала, он над нами издевается.
- Да, несомненно, это он, бегущий над вершинами, такой же дурной и невоспитанный. Ты прав, свою природу не скроешь, как ни старайся.
- Ты знаешь, а я по этому дураку уже успел соскучиться.
- Так, галлюцинации, за базаром следите! Не пользуйтесь тем, что вы бесплотные, если сильно достанете, найду куда врезать.
- Точно он!
- Может, давай ему покажем его настоящее я.
- Он потом в психушке не окажется? По-моему, он еще не готов, не выдержит.
- Не полностью, конечно, чуть-чуть, самую малость.
Вспыхнул яркий свет. Как мне показалось, эта вспышка была не снаружи, а внутри, в моём сознании. Нахлынуло ощущение необычной душевной внутренней лёгкости, будто я скинул огромный балласт. Все мои воспоминания о моей юности и детстве растворились и канули в лету, открывая нечто древнее и давно забытое. Через мгновение я уже был крошечной капелькой дождя, летящей на землю, еще через мгновение – утренней росой, лежащей на волнующейся от ветра паутинке, травинкой у самого обрыва, пожелтевшим листом, сорванным ветром.
В этот момент я проникся чувствами, которые всегда нас сопровождают по жизни, но мы в вечной спешке непонятно зачем, не придаем им значения. Я испытывал ощущения свободы и величая, любви и счастья, этим наполнено здесь всё, начиная от маленькой травинки до огромных и величественных скал, это и есть дух гор. Я был свободен и  безграничен, не нуждался ни в каком знании, поскольку не было на свете ничего такого, чего бы я не знал или не мог узнать. Всю жизнь мечтал почувствовать полёт орла и вот я уже парил над обрывами, ловя потоки ветра. Пролетая над вершиной, я разделился на миллиарды крошечных частичек, превращаясь в туман, я бежал над вершинами гор, забыв про суету и проблемы обыденной жизни, ведь с этой высоты они оказались такими мелкими и ничтожными.
На миг я опустился над Пашкиным лагерем. Он в этот момент подгонял снаряжение для спуска в пещеру, и изредка щурился в непроглядную пелену тумана в надежде где-то увидеть меня. Знал бы он только, где я сейчас!
На другой стороне плато возле метеостанции вспыхнул ослепительно яркий свет, и я тут же устремился туда. Через мгновение я был уже над зданием метео, наблюдая за тем, как вновь прибывшая группа спелеологов разбирает свои рюкзаки. В толпе людей увидел своего старого знакомого из Москвы, который, когда-то случайно попал сюда с моей группой и заразился любовью к горам. Тогда у него были обычные тусклые глаза, но сейчас они ярко светились, и этот огонёк был виден отовсюду.
Я поднялся выше и увидел сотни таких же огоньков по всему горному плато. Светили они настолько ярко, что даже затмевали луну и звёзды, этот свет был очень сильным и, что самое удивительное, тёплым, он согревал даже самые замёрзшие уголки человеческой души.
Я был свободен и счастлив, бежал над вершинами, перелетал от одного огонька к другому, я был безграничен…
- Может, хватит с него? Не готов он еще, не выдержит.
- Здесь тебе всегда будут рады, до скорой встречи, бегущий над вершинами.
В это мгновение я почувствовал очень сильный удар в бок.
- Давай, подымайся, не фиг так долго дрыхнуть, или ты забыл, что нам с утра группу в дыру сопровождать.
- Паша, ну зачем же по почкам!
- Чтобы проснулся быстрее, все уже собрались, только тебя ждут, давай завтракай и выходим.
- Если бы ты только знал, что мне сейчас приснилось.
- Баба, наверное, какая-нибудь.
- Сам ты баба! Мне снилось, что мне открыли мою сущность... Я был туманом, ветром, парил над вершинами, словно птица, я был счастлив.
- Спустишься с горы, на всякий случай к врачу сходи, по-моему, у тебя крыша едет, медленно, но верно.
- Очень смешно! Пашка, ты не обижайся, но оставь меня минут на десять, я еще от сна не отошел, мне надо побыть в одиночестве.
- Ладно, как скажешь. Если честно, у меня здесь нечто подобное тоже бывает. Это Караби- яйла… Странное место!

22 май.2005 г.
Жить не только нужно,
но, оказывается, еще и можно.


Рецензии