Проблема уголовной ответственности при нарушении б

ПРОБЛЕМА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ НАРУШЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛЬНЫХ ШАХТ – В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

На данный момент статьи нормы уголовного права РФ карающей за нарушение правил охраны труда и техники безопасности в 1996 году была внесены в Уголовный Кодекс РФ (далее УК РФ). Уголовная ответственность по статье 216 УК РФ наступает у лица отвечающего за выполнение текущего задания или непосредственно нарушившего правила техники безопасности.
Помимо ответственности за предусмотренное статьёй 216 большая часть дел, связанных с нарушениями безопасности угольных шахт связана со статьёй 143 УК РФ. УК 1996 г. расширил понятие субъекта преступления описанного в ст. 143 УК РФ. В УК РФ 1996 г. законодатель в качестве субъектов называет лиц, на которых лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда. Это не только должностные, но и те лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, то есть начальники участков, горные мастера и прочие руководители нижнего уровня. К субъектам названного преступления Пленум Верховного суда РФ своим Постановлением от 23 апреля 1991 г. отнес руководителей предприятий и организаций, их заместителей, .главных инженеров, главных специалистов предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или не обеспечили соблюдение тех или иных правил. Лица, которые непосредственно отвечают за соблюдение правил по охране труда на конкретных участках работ должны быть в первую очередь привлечены к ответственности за нарушение правил охраны труда. Руководители организации - должностные лица в подобных случаях должны привлекаться к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями или халатность.
Любой правовой институт разумно рассматривать в сравнение с аналогичным в зарубежной практике для лучшего понимания его проблем и упущений.
В Канаде проблема безопасности угольных шахт и уголовной ответственности за её нарушение стала актуальной после аварии на шахте Westray, принадлежащей компании Curragh Inc., произошедшей в провинции Nova Scotia 9 мая 1992 года. Взрыв метана унёс жизни 26 шахтёров, и вызвал широкий общественный резонанс. До аварии инспекторы по горной безопасности из Правительства провинции обращали внимание руководства шахты на факт превышенного уровня загрязнения угольной пылью и большую концентрацию метана в шахте и издали требование устранить данные проблемы. Руководство шахты предприняло некоторые шаги для устранения нарушения, но основные мероприятия были отложены с последующими извинениями в адрес провинциальной инспекции. 5 октября 1992 были наложены обвинения на руководство шахты Westray со стороны Департамента труда Канады согласно «Акту о профессиональном здоровье и безопасности» (OHSA). Однако в результате неточной трактовки статьи, отсутствия доказательств и проверенного механизма привлечения к ответственности компания виновная в гибели 26 шахтёров и её руководство не понесло никакой серъёзной ответственности исключая ряд пониженных требований финансового характера. Такое решение суда, а также бездействие властей вызвало бурю негодования в в обществе, почти сразу появились предложения усилить уголовную ответственность корпораций ( в уголовном праве Канады и США корпорации могут быть самостоятельным субъектом преступления) и конкретных лиц за такого рода аварии и нарушения, приводящие к ним, а также расширить число ответственных лиц. До введения в действие 31 марта 2004 года законопроекта C-45 ответственность несли, как и в отечественной практике, руководители низшего звена, непосредственно отвечающие за текущие технические задания. После введения соответствующих поправок в уголовный кодекс Канады, в правовой практике появилось понятие «directing minds», которое на русский язык можно дословно перевести как «направляющие умы», данное понятие включало в себя полную цепочку ответственных за весь спектр работ на угольной шахте и формулировалось следующим образом: «Любой, кто управляет, или имеет полномочия регулировать, как лицо выполняет работу или конкретное задание, несёт законодательно закреплённую обязанность предпринять все разумные шаги для предотвращения причинения вреда здоровью или жизни данного лица или любого другого лица вовлечённого в выполнение работы или задания», - при невыполнение данной юридической обязанности и возникновении, указанных в статье уголовного кодекса наступает уголовная ответственность (секция 217.1 УК Канады). Что касается ответственности корпорации, то она возникает вместе с ответственностью отдельных лиц, своих представителей. Фактически понятие «ответственность корпорации» после введения законопроекта c-45 было заменено на более широкое «ответственность организации». Таким образом, любое нарушение правил безопасности на угольных шахтах представителя организации приводит к её ответственности. Сами определения организации и представителя является достаточно широким, так к организациям относятся: «публичное образование, сообщество, компания, фирма, партнёрство, профсоюз или муниципалитет, или другая организация, которое является ассоциацией лиц созданной для общей цели, имеющей функционирующую структуру и позиционирующей себя в общественном обороте как ассоциация людей», - к представителю организации относится: «директор, партнёр, служащий, член общества, агент или подрядчик организации». На данный момент остаётся открытым вопрос об уголовной ответственности организаций за пределами промышленного сектора.
Что касается ответственности, то согласно части 1 статьи 216 УК РФ  за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупный ущерб предполагается ответственность в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. За аналогичные действия повлекшие смерть человека следует наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. За те же действия повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц следует ответственность в виде лишения свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Как видно из уровня ответственности только особо квалифицированный состав относится к особо тяжким преступлениям, во многом это объясняется формулировкой состава как преступления по неосторожности.
Небольшая санкция за совершенное преступление а также слабая практика привлечения к ответственности не позволяет говорить об эффективном использовании механизма превенции уголовного права, а, следовательно, и обеспечения безопасности угольных шахт с его помощью, это подтверждается статистикой раскрываемости дел, возбуждённых по статьям 216 и 143 (в связи с нарушениями правил техники безопасности на угольных шахтах) и их переходу в судебное разбирательство.
Что касается ответственности по ст.143 УК РФ, то Ответственность за нарушения правил об охране труда установлена и административным законодательством. В частности, ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает возможность наложения штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности. Разграничение уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения при нарушении правил охраны труда достаточно четко проводится по признакам объективной стороны. Отсутствие последствий или причинение легкого\средней тяжести вреда здоровью либо незначительного материального ущерба при нарушении правил охраны труда влекут ответственность за административное правонарушение. В соответствии с законодательством Российской Федерации о труде должностное лицо, виновное в подобном нарушении, может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. На администрацию предприятия возложена обязанность своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве, в том числе и обязанность в течение суток сообщить компетентным органам о несчастном случае, происшедшем на предприятии. Порядок проведения указанных действий регулируется Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ № 279 от 11.03.1999 года.
В данной статье сконструирован материальный состав преступления с четким указанием на последствия, являющиеся обязательным признаком рассматриваемого преступления: причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 143) либо смерть человека (ч. 2 ст. 143).Тяжесть вреда устанавливается с помощью судебно-медицинской экспертизы, которая в свою очередь проводится в соответствии с Правилами судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью утвержденной приказом Министерства здравоохранения от 10.12.1996 №407. Уголовный кодекс РФ определяет тяжкий вред здоровью как опасный для жизни человека, или повлекший за собой потерю зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызывающий значительную стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности.
. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни. Правила определяют многие из критериев, установленных законодателем для отграничения тяжкого и средней тяжести вреда здоровью. Для признания преступлением необходимо точно установить, что вред здоровью работника причинен именно в результате действия (бездействия) лица, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда. Однако пострадавший сам в большем количестве случаев допускает отступления от требований указанных правил. Пленум Верховного Суда РФ от 23.04.1991 года в связи с этим указывает, если будет установлено, что несчастный случай на производстве произошел вследствие небрежности потерпевшего, суд должен решить вопрос о вынесении оправдательного приговора, либо в случае признания подсудимого виновным учесть факт небрежности со стороны пострадавшего.
В числе признаков объективной стороны не указаны нарушение норм и правил производственной санитарии.
Статья 143 УК РФ является бланкетной , что в том числе и означает что уголовно – правовая норма, выраженная в данной статье включает в себя и не уголовную норму, регулирующую отношения которым причиняется вред преступлением. Термин «охрана труда» раскрыт в Федеральном законе « Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181-ФЗ от 17.07.1999 . Статья 1 названного закона гласит «охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». В данном законе так же дается понятие конкретных прав работника на охрану труда. Соответственно данным правам работника противостоит обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда работников. Правила охраны труда производства определенных видов работ, профессий, специальностей утверждаются соответствующими отраслевыми нормативными актами.
В иностранном законодательстве за нарушения безопасности угольных шахт установлена гораздо более серьёзная ответственность как у корпораций, так и у частных лиц. Так, например, согласно секциям 220, пункту a и b, уголовного кодекса Канады любое лицо, преступная небрежность которого привела к смерти любого лица и виновность которого установлена, подлежит ответственности в виде заключения на срок 10 лет либо пожизненного заключения. Согласно секции 221 Канадского уголовного кодекса лицо, преступная небрежность которого привела к телесным повреждениям другого лица, и вина которого доказана, подлежит ответственности в виде заключения на срок не выше 10 лет. Данные статьи в купе с дефинитивной нормой секции 217 используются для привлечения к ответственности лиц, нарушивших безопасность угольных шахт. Что касается ответственности корпораций то она согласно OHSA (Occupational Health and Safety Act) максимальная ответственность корпорации составляет 500000 канадских долларов, также OHSA устанавливает отдельную ответственность для руководства, так любой руководитель, допустивший нарушение правил безопасности труда и промышленной безопасности несёт ответственность в размере 25000 канадских долларов и до 12 месяцев тюремного заключения. Такая многоуровневая ответственность призвана донести до руководства шахт необходимость поддержания безопасности угольных шахт на должном уровне и проявлять так называемое «due diligence» (должное усердие) то есть прилагать все доступные усилия для предотвращения аварий и последствий аварий в виде травм и смертей шахтёров.
В США вопрос ответственности за нарушения безопасности угольных шахт, влекущих тяжкий вред здоровью и смерть шахтёров регулируется Федеральным актом о безопасности шахт и здоровье 1977 года (Публичный закон 91-173), с последующими изменениями, внесёнными в 2006 году MINE IMPROVEMENT AND NEW EMERGENCY RESPONSE ACT OF 2006 (MINER ACT). Также вопрос регулируется актами о безопасности шахт штатов и уголовными кодексами штатов, дублирующими нормы федерального законодательства.
До введения в действие M.I.N.E.R. ACT Агентство по Безопасности шахт и здоровью Департамента по труду США (MSHA – Mine safety and health administration) постепенно увеличивало ответственность операторов (руководства шахт) за вышеуказанные нарушения, на момент принятия акта 2006 года ответственность за существенное нарушение безопасности повлекшее тяжкий вред здоровью составила 220000 долларов США, при назначение данного наказания действовал и действует принцип «significant and substantial» (Существенный и Солидный), законодатель предполагал данную ответственность за наиболее тяжкие нарушения. После принятия M.I.N.E.R. ACT (были внесены поправки в секции 104, 105 и 107, устанавливающих наказание за нарушение) ответственность за единичное нарушение (соответствующее критерию «S & S») увеличена до 250000 долларов США и тюремного заключения сроком на год или без такового, за повторное нарушение установлена ответственность в виде 500000 долларов США и тюремного заключения сроком 5 лет или без токового.

Анализ зарубежной практики показал, что на нынешнем уровне механизм общей превенции уголовного права вне зависимости от принадлежности к конкретной правовой семье остаётся одним из самых эффективных инструментов государства в деле обеспечения безопасности граждан занятых на работах в угольных шахтах. Канадский опыт остаётся наиболее актуальным примером эффективного применения данного механизма, примером не только для Российской Федерации, но и для всего мира. Стоит отметить, что с момента принятия Вестрейской поправки произошло только одно происшествие, приведшее к смерти работника (Дело компании Transpave), хотя у поправки остаётся не мало критиков (в основном из числа руководства корпораций), обвиняющих государственную власть в популизме и считающих данную меру излишней. Также следует отметить, что безопасность угольных шахт в Канаде поддерживается на стабильно высоком уровне благодаря принимаемым в провинциях Актах о профессиональном здоровье и безопасности (OHSA) в немалой степени ориентирующих руководство компаний на соблюдение приоритета безопасности в своих шахтах. Также следует отметить, что в своей статье «Корпоративное преступление и наказание: могут ли Соединённые штаты уяснить что-то из Канадского Вестрейского закона?» Чарльз Крэй высказал мнение о том, что практика применения Вестрейской поправки пока не полно и следует распространить его и на табачные компании, приводящие к пагубной зависимости шахтёров.
Что касается опыта США, то он, к сожалению, не является определяющим, после аварии 1977 года, унесшей 162 жизни, федеральное правительство было всерьёз обеспокоено проблемой безопасности угольных шахт. В 1978 году было создано Агентство по безопасности шахт и здоровью, а также издан ряд актов, значительно повышающих ответственность операторов шахт, а также устанавливающих гарантии безопасности шахтёров. Также немалое воздействие на ситуацию с безопасностью угольных шахт оказала, подписанная президентом Биллом Клинтоном Конвенция №176 Международной организации труда, по примерным подсчётам число жертв уменьшилось с 450 в 1970 году до 85 в 2000. Такая ситуация сохранялась до победы на выборах в 2000 году президента Джорджа Буша. В процессе работы новой администрации президента США финансирование MSHA  было значительно урезано, в результате чего прекратили свою работу учебные курсы и тренинги по безопасности труда и здоровью, значительному урезанию (бюджет сокращён на 162 позиции) подвергся также бюджет OSHA (Агентство по профессиональной безопасности и здоровью), что привело к прекращению разработок новых стандартов безопасности и правил ведения работ для угольных шахт и других отраслей промышленности, с 200 по 2005 год не было разработано ни одного нового стандарта и правила. Помимо этого новый руководитель MSHA Ричард Стиклер, по мнению зарубежных авторов, не проявлял должного усердия в организации обеспечения безопасности угольных шахт, что в конечном итоге привело к аварии на шахте Саго (Западная Виржиния), повлекшей смерть 12 шахтёров. После аварии, как уже отмечалось выше, в 2006 году был издан M.I.N.E.R. Act, увеличивающий штрафы и сроки наказания за аварии на шахтах, а также усовершенствующий механизм регулирования технического контроля. Законодатели в штатах также постепенно увеличивают уровень ответственности за нарушения правил безопасности ведения горных работ. Так в штате Нью Джерси, где согласно данным Департамента по труду США работает 200 шахт и ещё 400 заброшены, по законодательной инициативе губернатора штата Джона С. Корзине в 2007 году штраф за индивидуальное нарушение безопасности шахт составляет после реформы 2500 долларов США – за первое нарушение, 5000 долларов США за второе и 10000 долларов США за третье и последующие, кроме того, за нарушение правил техники безопасности и ведения работ повлекшее по неосторожности тяжкий вред здоровью предусмотрен штраф в размере 25000 долларов США. Не смотря на вышеперечисленное состояние безопасности угольных шахт остаётся далёким от идеального, во многом это связано с небольшими полномочиями контролирующих инстанций и сравнительно небольшим наказанием за нарушение правил ведения горных и иных видов промышленных работ, что позволяет крупным угольным компаниям с годовым оборотом в миллиарды долларов просто вести выплаты по штрафам в свою смету. Особняком среди американских законопроектов и инициатив по реформированию соответствующего законодательства стоит выдвинутый в 2005 году законопроект Корзине-Кеннеди или Workplace Wrongful Death Accountability Act (Акт об ответственности за несправедливую смерть на рабочем месте), предлагающий значительно увеличить существовавшее на тот момент наказание за причинение по неосторожности смерти либо тяжкого вреда здоровью в результате нарушения правил ведения горных строительных и иных промышленных работ, в частности за тяжкий вред здоровью предлагается изменить наказание с 6 месяцев до 10 лет лишения свободы, а наказание за смерть в результате такого происшествия с одного года до 20 лет лишения свободы. Стоит отметить, что закон лоббировался представителями угольных регионов и родственниками жертв аварии.
По мнению некоторым автором проблема привлечения к ответственности в следствии аварии может быть решена путём введения в российское право института ответственности корпорации. По мнению Кучеркова Е.А. это позволит максимально полно реализовать механизм общей превенции уголовного права.
По нашему мнению данное решение не является правильным в виду абсолютной чужеродности данного института к Романо-германской правовой системе.
На наш взгляд лучшим вариантом реагирования на данную проблему будет введение аналога актов об ответственности корпораций с учётом правовой специфики нашей страны. Нужно отдавать себе отчёт, что институт объективного вменения уголовного права типичный для англо-саксонской правовой семьи является абсолютно недопустимым для романо-германской правовой семьи. Поэтому а также в связи с отсутствием в настоящее время какой-либо юридической ответственности у собственников или руководителей предприятий за поставление работников в условия, при которых они вынуждаются к нарушению правил безопасности путем установления заведомо завышенных нормативов выполнения, предлагается включить в УК РФ в Уголовный кодекс РФ предлагается внести следующую статью:
Статья 214; Гипермеркантилизм
1.Гипермеркантилизм, то есть подчинение коммерческой структуры целям получения сверхприбылей, сопряженное с нарушением правил техники безопасности, правил ведения определенного вида работ, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью либо крупного ущерба
Наказывается…
2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека
наказывается…
3.Деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

Помимо этого серьёзное влияние на состояние охраны труда и профессионального здоровья мог бы серьезно повлиять акт аналогичный Канадскому OHSA и Американскому OSHA и MINER, освещающий и регулирующий все сферы профессиональной деятельности, охраны труда и социального обеспечения, касающиеся угольных шахт.


Рецензии
Вячеслав, возможно, Вы досконально разобрались в зарубежном праве (не берусь судить), но знание росскийского оставляет желать лучшего (уже во всяком случае, если Вы данную работу писали действительно в 2009 г., то зачем используете недействущее законодательство?).
И вопрос: кто, по Вашему мнению, будет являться субъектом предложенной Вами ст. 214 и ущерб в каком размере будет признаваться крупным?

Ольга Стафиевская   19.04.2010 21:05     Заявить о нарушении
Уточните, пожалуйста, где я применил устаревшую редакцию закона?

Субъект преступления ст. 214 (прим 1) - руководитель организации (директор, генеральный директор).
Крупный размер в общем порядке.

  22.04.2010 21:20   Заявить о нарушении
А впрочем я уже давным давно исправил, не трудитесь...

Вячеслав Попов   17.05.2010 09:21   Заявить о нарушении