День Победы. Вечная память?

Среди моих родных воевали на фронтах трое: папа, дядя и тёща.
Папа вернулся домой раненным, инвалидом второй группы, дядя остался цел, как и теща, воевал до конца войны. Погибли сыновья трёх моих внучатных бабушек. Почти в один день, в самом начале войны. Всем трём мальчикам было по 18 лет.
Все семьи моей большой родни пережили эвакуацию, голод, холод и несчастья. Некоторые умерли, некоторые потеряли в эвакуации детей.
Но все, вообще, потеряли здоровье.
Светлая память павшим, и тем, кто выжил в той войне.
Мой сын видел воевавшего своего дедушку и моего дядю, но уже внуки мои не застали их в живых.
Они будут знать о войне так, примерно, как я о войне 1812 года... Или Первой мировой.
Пусть ни мы, ни наши дети и внуки никогда не знают войны настоящей.
Но вот, вопрос…

Я родился сразу после ВОВ. В 1946.
Через 30 лет после Первой мировой.
Мои внуки начали рождаться в 1995-м.
То есть, через 50 лет после окончания Второй мировой.
Я знаю о Первой мировой только по книгам. Очень мало. "Август 14-го" Солженицын, "Холодная осень" Бунин, "Швейк" Гашек, "На Западном фронте" Ремарк... Еще чуть-чуть Шолохов и Алексей Толстой... Так, особенно и не вспомню больше!
Но Первая мировая меня не "цепляет", хотя убито в ней огромное число людей, а поколение, пережившее её, считается "потерянным".
Время сделало ту войну далекой, исторической, какой-то не персонифицированной... Не такой  опереточной, как Война 1812 года, но всё-таки уже далёкой-далёкой. Войну 1812 года я знаю лучше, но только благодаря «Войне и миру». Но и она меня не цепляет!
Конечно, моим внукам будет, что читать, они смогут рассматривать ордена прадеда и медали прабабушки... Но все-таки, им не будет больно: это будет уже не "их война".
Как им рассказать, что в наградах прадеда не хватает Ордена, который был украден советскими таможенниками при репатриации. Спасибо, что все другие оставили... И баночку с землёй с его могилы. Могилы инвалида  войны второй группы. Мама в руках  эту баночку держала…
Мои-то руки помнят осколки в локте отца, дыру в голове величиной с пятак…
Да и что говорить, - это война другой, далёкой, уже не существующей страны...
Так  надо ли прилагать усилия, что бы сохранять в них, правнуках,   память о ВОВ?
Как они смогут проникнуться поэзией, песнями, литературой, фильмами? Понять, за что именно воевали их прадеды? Как им рассказать, что страна, за которую те воевали, - бесславно сгинула... А деды и родители бежали от неё, как чёрт от ладана... И куда? В Израиль, в Германию! В Америку!
Война прадедов...
Нужна будет правнукам?


Рецензии
Проникнутое чувствами и болью произведение. Очень жизненное. Заставляет задуматься. Нет, ты с таможенником, брать не шути. И садись играть в очко с нашим государсвом. Без трусов уйдёшь...
Маленький рассказик (очерк?), а охватываает МНОГО. И за саомую болятку хватает. Так и надо! Кроме, пожалуй, одного. МОТИВЫ поведения людей. Вот кинулись из Союза. (По мне - не то важно? Важно почему ВООБЩЕ люди себя ведут так или иначе). Да захотелось жить получше. Что такое "ЛУЧШЕ"? Это больше безопасности, больше предсказуемости, более полного укдовлетворения своих (потоянно растущих) потребностей. ВСЕ этого хотят. Такова натура человеческая. Но, русским ухватиться не за что. А евреи хватаются за сваоё еврейство. Оставшиеся на месте русские, пуская пузыри зависти, клеймят "предателей-евреев" (хотя многие хотели бы сами оказаться на их месте). А сбежавшие евреи, принявшки по-русски рюмашку на грудь, про себя (но не на публике) приговаривают :"Слава тебе господи! Тут получше!"
Правда, если вдруг станет известно, что на Марсе ещё лучше, он подастся туда. При этом будет утверждать, что на предыдущем месте его преследовали, унижали, оскорбляли... Вот что противно. ВРАНЬЁ. И в этом плане еврейчики - один к одному офицеры Комитета Государственной Безопасности. ТО ЖЕ лицемерие. Как говорил дядя Лёша Жеребцов из моего детства... А... не буду про дядю Лёшу. Смотрите мои "произведения".

Сергей Елисеев   12.05.2009 11:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!
Я стараюсь, как могу.:-)))
Удачи и счастья Вамю

Владимир Либман   12.05.2009 17:20   Заявить о нарушении
Спасибо за добрые пожелания. И вам того же. Извините жуткое количество опечаток.

Сергей Елисеев   12.05.2009 22:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.