Как моя бабулечка праведником мира стала

Когда я была маленькой девчушкой - рассказывала мне моя бабулечка Елена Алексеевна, Ляля наша, много историй про войну. Она 1925 года рождения. Так что юность оказалась короткой. И уже в детстве быстро пришлось повзрослеть...
Но одна история мне так ярко в память врезалась, как во время войны она с мамой (моей прабабушкой Натой) одному еврею жизнь спасла. "По лезвию ножа" ходили, между жизнью и смертью они едва дыша переживали приходы фрицев с проверками. А он, бедолага, лежал хрупкий такой в дырке стены прижатый шкафом старинным, вообще не дышал, пока фрицы весь дом раз за разом перерывали! Сбежал он из концлагеря практически в центре Киева. Изнеможденный, слабый совсем! Только после двух часов ночи выходил на крыльцо дома воздухом подышать минут на двадцать. Месяц его так прятали, крошками откармливали, сами-то тоже голодали. Вот и породнило горе... Потом за ним свои пришли.

Нашел Лялю тот еврей через многие года! Из Израиля писал не раз, в гости звал, пока в конце 70-х он ушел из жизни...

А в середине 90-х бабушку вызывают в мэрию и вручают медаль и звание присваивают - "праведница мира". Что такое? Всей семьей гадали! А оказывается еврейский народ чтит всех, кто во времена разных репрессий помогал евреям. С того времени каждый месяц небольшое пособие бабулечке высылает еврейская община, с праздниками поздравляют, медицинскую помощь немного оказывают...

А пару лет назад оказалась я в Израиле. На конференцию в Иерусалим ездила. Ну как тут не воспользоваться возможностью - и не побывать на мемориале, где имя моих родных Ляли и Наты высечено на огромной мраморной стене?

Мемориал находился в километрах сорока пяти от того места, где я была. Словила такси, быстро доехала. Воодушевленная прошла на территорию комплекса и ... только теперь я призадумалась - как же я найду на 42 гектарах (!) две фамилии мелким почерком??? Подошла к администрации - и достаю бабушкину медаль "Праведницы мира", не успела назвать фамилию, как мне тут же нашли по базе в компьютере место, куда мне предстояло добраться, не взяли денег за вход, попросили передать бабушке сердечную благодарность. Душевность какая-то особенная была в их словах, участливая, а не официозная! Предложили подвезти, но я решила пешком... Пока шла - думала, а вот я бы в свои 15-17 лет смогла бы так, как моя Ляля? Признаюсь, ответ до сих пор не нашла... Только не перестаю благодарить Бога, что родилась и живу в мирное время!!!

...Стоя возле их фамилий на мемориале такая гордость со слезами меня переполняла! И не только за них! Там огромное количество имен из бывшего СССР, люди, которые так же спасли кого-то из еврейского народа!!! Особенно за годы Великой Отечественной! А больше всего меня поразило, как евреи хранят память и умеют быть благодарными ЗА ЖИЗНЬ СВОЕГО НАРОДА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


Рецензии
Прочитала, хотела уже закрывать Вашу страницу, как вдруг заметила - Вы очень похожи на свою бабушку. С уважением Оксана Николаевна

Оксана Студецкая   13.12.2016 23:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.