О насилии над человеческими способностями

  Человеческая способность - это умение человека совершать какие-то осмысленные действия.
По важности способности человека можно разделить на основные, то есть те, которые оказывают или могут оказывать судьбоносное действие на человеческое развитие, соответствуют назначению человека, их раскрытие приводит к внутренней гармонии, духовному пробуждению, раскрытию гения человека. Основные  способности человека также можно назвать и ключевыми, то есть содержащими ключ к успеху человека, раскрытию его вышеизложенных качеств.
Способности человека, которые не удовлетворяют требованиям основных и ключевых, можно назвать  второстепенными.
По состоянию человеческих  способностей их можно разделить на опознанные, то есть те, которые идентифицированы личностью или обществом как индивидуальные способности данного человека; раскрытые, то есть те, которые готовы к реализации, воплощению в жизнь;
 реализуемые, то есть те, которые находятся в состоянии воплощения в жизнь.
По востребованности обществом способности можно разделить на  актуальные, в которых общество испытывает необходимость. Остальные человеческие способности можно назвать неактуальными.
         Человеческие способности  можно гармонизировать  только реально учитывая их важность для человека и актуальность для  общества.
Под насилием над человеческой способностью будем называть такое ее состояние, когда ее реализация может сделать человека счастливым, может повысить его авторитет, рейтинг в обществе, но по каким-то причинам она не реализуется.
Актуальность насилия над основной человеческой способностью всегда и значительно превышает актуальность насилия над второстепенной человеческой способность.
Если основная человеческая способность неактуальна в обществе - это вызывает у человека необходимость развивать какую-то его второстепенную способность. Если  человек по своей природе многолучевой, то есть у него есть несколько второстепенных способностей, которые по своим качествам очень близки к основной способности, то ему удается избежать драмы стать лишним в обществе человеком, безработным. Но все равно объективный факт насилия над основной человеческой способностью имел место и является драмати¬ческим событием в жизни человека.
Но объективная неактуальность в обществе основной человеческой способности маловероятна по следующим причинам: 1. Человек, развивая свою основную способность может дать обществу несравненно больше пользы, чем развивая любую из своих второстепенных способностей. 2. Психологическая травма от насилия над основной человеческой способностью значительно снижает совокупный эффект от реализации человеком своих второстепенных способностей, а это явно наносить ущерб обществу. 3. В лучшем случае человек все равно будет в свободное от работы время отдавать себя реализации своей основной способности, что будет сказываться на эффективности его труда над реализацией признанной обществом его второстепенной способности. 4. В худшем случае человек не может смириться с объективной неактуальностью своей способности и формы его протеста могут быть нежелательны для общества. Это уход в пьянство, наркоманию, криминальные структуры и даже суицид.
Еще более драматично складывается жизнь человека, если неактуальность в обществе его способности носит субъективный характер и эта субъективность осознается и остро переживается человеком. Такая неактуальность может быть вызвана непониманием  отдельными людьми значения использования этой способности данного человека или занятостью рабочего места, на котором эту способность человек мог бы реализовать. Даже, если у того, кто занимает это рабочее место способности ниже, чем у претендента, даже если занимающий это место является "человеком не на своем месте" решить это противоречие в пользу более способного претендента не всегда удается.
Если же человек (люди) занимающий (занимающие) данное рабочее место справляется (справляются) с данной работой лучше, чем претендент, то это не значит, что претендент менее способный. Дело в том, что всякую способность надо развивать и он просто отстал в ее развитии.
Обществу, государству объективно выгодно, чтобы не совершалось никакого насилия над основными человеческими способностями. Ему выгоднее помочь человеку развить свои основные способности, чем принудить его реализовывать второстепенные способности.
Но субъективно общество организовано на неинформированности многих ответственных чиновников  в  механизмах  регулирования человеческих способностей и они продолжают применять неэффективные методы использования людей на рабочем месте без выяснения гармонического соответствия человеческих способностей данному рабочему месту. Человеку дается испытательный срок, он справляется с работой, хотя и с трудом и на этом все успокаиваются. И он труди¬тся на этот нелюбимом рабочем месте, довольный,  что хоть такую работу нашел. Чтобы снять психологическое напряжение от дисгармонического состояния своей основной способности, он начинает искать способ эмиграции в некую умиротворяющую реальность. Например  он может начать выпивать, вести разгульный образ жизни, уйти в криминальные структуры и т.д.
Как же избежать хотя бы субъективного насилия над основ¬ными человеческими способностями? Здесь путь только один: провести инвентаризацию всех человеческих способностей, а затем  составить таблицы численных значений этих  способности  (их  масштаба, величины); их состояния (уровня развитости, уровня примененности); выделить в отдельные таблицы безработных: а) с неопознанными  основными способностями, б) с нераскрытыми (недостаточно развитыми) основными способностями, в) с достаточно развитыми основными способностями; людей, работающих: а) с недостаточно развитыми основными способностями, б) не на своем месте, в) с достаточно  разви¬тыми основными способностями.
Далее кадровикам следует учиться тактике производить взаимовыгодные и безболезненные ротации работников и обучать    людей раскрывать и развивать свои способности.
      6.02.2005


Рецензии