Счастье старика Умуйэ
Жили-были старик со старухой. Своё жилище – ярангу, (палатку из оленьих шкур) старики поставили на склоне крутого озёрного яра. Говорят, в былые времена, здесь размещалось многочисленное стойбище юкагиров. Людской гам, плач и смех детей, собачий лай круглые сутки не умолкали и долгим эхом раздавались среди остроконечных яров озера. И казалось - так будет всегда. Но случилось у них несчастие – озеро в одночасье обмелело, с водой ушли и белобокие чиры, которыми многие года славилось это озеро. Через год откочевали и люди – кто куда. Одни стали кочевать по тундре со стадом, другие осели в поселении бородатых людей; были и те, кто уехал в неведомые края – искать лучшей доли. На берегу обмелевшего озера осталась одна-единственная яранга. Хозяин яранги - дед Умуйэ, с молодых лет славился крутым нравом, да и старуха была подстать мужу. Даже дети, плюнув на свой сыновний долг, ушли с сородичами и, ни весточки от них не было вот уже который год. На исходе своих лет старики кормились рыбалкой. Улов был невелик, но его вполне хватало и на уху и, на юколу.
В одно погожее осеннее утро поплыл Умуйэ на лодке проверять сети. Ещё издали старик с удовольствием отметил, что в сетях богатый улов – поплавки были притоплены. Подплыл Умуйэ к сетям, хотел, было приподнять их, да вдруг верёвка на сетях резко натянулась, вода забурлила, и на солнце блеснул большой рыбий хвост! Хвост, с громким шлепком опустился на воду и поднял множество брызг. Мокрый Умуйэ, быстро перебирая ногами на склизкой глине, выбежал на берег и отбежал в сторону – уж очень большим с перепугу показалась эта рыбина. Через некоторое время он, осмелев, попытался таки выдернуть сети с невиданным уловом на берег, но силы оказались явно не равны. Даже жердина, за которую была привязана веревка, вибрировала и издавала тонкий дребезжащий звук от неимоверных усилий. Хотела, было подсобить деду старуха. Да, как и чем, тут поможешь!? С этой рыбой не справились бы двое – трое здоровых мужиков!
Ночью, измотанному старику приснился вещий сон – Щука эта необычная, послана в сети самим Создателем. Будет добыча в руках – будет счастьем и богатством полным - полна яранга, и хватит его самим старикам, детям да внукам достанется.
Тут уж пришлось потрудиться. Ежедневно, с самого утра и до поздней ночи Умуйэ всякими приспособлениями да ухищрениями пытался добыть таки волшебную рыбу. Ох, и сильна же была Щука, не давалась в руки, хоть ты лопни! Через несколько дней, старик с великим трудом продел за жабры Щуки петлю из прочной веревки. Веревка была не простая, а сплетенная из кожи лося. Теперь то старик успокоился – сети со временем изодрались и удерживали Щуку только за один плавник. Вечерами старик со старухой прикидывали в уме, на что же можно будет выменять огромную Щуку у приезжих купцов. Новые чайники, котлы, топоры, иголки, чай да табак – всё это и ещё множество нужных для хозяйства предметов находилось у них на привязи. А между тем наступила зима. Озеро застыло, сдалось на милость холодам и покрылось ледовым панцирем. Холода в этом году выдались отменные, лёд с каждым днём замерзал и толстел на несколько пальцев. Мысль о том, что эта рыбина – Счастье и Богатство – не давало покоя старикам.
Старику не удавалось вытащить рыбу и, чтобы она не умерла от голода, пришлось Умуйэ кормить Щуку мерзлой рыбой, продалбливая лёд. Припасы, приготовленные на зиму, стремительно таяли, а Щука всё больше и больше требовала корма и для наглядности громко щёлкала челюстями над водой. Однажды, чтобы угомонить рыбу старик бросил в полынью стоптанные торбаса. Щука моментально заглотнула старую обувь и ещё с большей настойчивостью стала бить хвостом об лёд. Тогда Умуйэ бросил в полынью свой малахай, посох. Потом, уже не помня себя, бросил рыбе кукуль, стол и нарты. В конце концов, ненасытная Щука съела весь домашний скарб стариков вместе с ярангой.
Настал день, когда старик скрепя сердцем перерезал верёвку, на другом конце которой билось на привязи недоступное Счастье. Щука быстрой тенью промелькнула в полынье и исчезла в холодной воде.
Впоследствии до наших дней такая большая щука никому в сети не попадала. Может, старики сами придумали эту историю? А на том обмелевшем озере больше никто и не живёт.
*Умуйэ (юкагир.) – щука.
Свидетельство о публикации №209051000477