Время собирать камни

рис. автора

            ПРОКРУСТОВО ФОРМАТИРОВАНИЕ

            Наверное, первым, кто воскликнул «Это не формат!» был разбойник Прокруст, узурпировавший право контролировать пути-дороги и издевающийся над незадачливыми путниками. Его «прокрустовы ложа», предназначенные для «форматирования» горемык – а конкретнее преднамеренного лишения их жизни, закамуфлированного под якобы благовидный предлог, – не предполагают альтернативы.
«Это не формат!» – заявляют ныне книгоиздатели писателю, пишущему  о жизни «по старинке» и трепетно относящемуся к чистоте жанра и воспитанию чувств. А уж о стихах и говорить нечего! Почти все издательства на Интернет-страницах для авторов пишут открытым текстом: стихов не печатаем! Некоторые, более утонченные (или циничные) издатели могут ответить так: «Ваше безусловно интересное произведение не вписывается в нашу маркетинговую стратегию». Другими словами: книга некоммерческая. То есть, если раньше о книге говорили «хорошая, плохая, неинтересная, познавательная, поучительная, вредная и т. п.», то теперь есть только две версии в вердикте издателя: коммерческая и некоммерческая, а все жанры втиснуты в форматы серий и именуются текстами.
            Таким образом «не формат» – означает не товар, не коммерческий продукт и он не имеет права на жизнь. И предлагаются читателю, жаждущему легкого или полезного для личного бытия и успеха «чтива», оскопленные и отформатированные тексты, где сбились в стада убогие и жадные мысли, чужие сентенции, завитые кольцами в мягкое услужливое руно – подстилку, и информашки, претендующие на знания и откровения.
            Расхожие «фишки» не воспитывают высоких чувств, не жгут сердца и не цепляют души. А кому они нужны души? Разве что только дьяволу? Все чувства форматируются в триады: жадность, зависть и похоть; ненависть, страх и властолюбие; корысть, эгоизм и жестокость. И тому подобное.
            Формат – это скопление чего-то без противовеса, это «черный квадрат» – символ суррогата творчества. Формат в литературе – это оскопленные Слова, Чувства, Мысли, Души (и как следствие Созерцание, Сострадание, Созидание, Соборность) – убийство всего животворящего и сакрального, потому что оно несимметрично, неуловимо и не подвластно пониманию серой массы.
            Бесспорно, массой удобней управлять через СМИ
Книгопечатание как тип коммуникации имеет целью достичь единства сакрального текста для каждого, а СМИ, особенно телевидение, направлены на создание интерпретации, трансформацию и форматирование сознания, как это угодно оплачивающему публикацию субъекту.
            Таким образом всех нас и прежде всего детей форматируют: ежесекундно, открыто и беспрецедентно. И если иногда вы чувствуете раздражение и не понимаете отчего, то это означает, что вы «выпираете» из навязанного вам формата. Это симптом того, что в вас жива еще самобытность. Хороший симптом – но больно. Но осознают ли форматирование дети, выросшие в информационном поле нынешних СМИ? Способны ли они мыслить?
            Й. Хейзинга в своем труде «Осень Средневековья» пишет, что чрезмерно визуальный характер культуры позднего Средневековья способствовал атрофированию мышления. Превалирование передачи информации «картинкой» над словесным образом (средствами литературы) усугубляет это. Доминантность визуального канала также позволяет преувеличивать или преуменьшать значимость того или иного события в жизни.
            Специалистам в области новых информационных технологий известно, что массированное воздействие по одному из коммуникативных измерений приводит к возникновению поклонения объекту из по сути виртуальной реальности. Дети, как самая уязвимая аудитория, демонстрируют правдивость этого утверждения переносом символики звезд в свою повседневность. Наши «звезданутые» дети становятся заложниками взрослых игр в коммерциализации культуры, политики, творчества. В результате молодое поколение выходит в жизнь с искаженными моделями мира, что ведет к психологическим стрессам в процессе их социализации, поскольку перестроиться они не в состоянии – потеряна такая способность.
            Только литература предоставляет достаточные возможности для моделирования собственных моделей мира, адекватных психо- физическим особенностям личности.
            Как-то я прочла, что «Литература – это пластичное поле, искривленное пространство, где в любой момент возможны самые неожиданные отношения и самые парадоксальные встречи». То есть литература учит осмысливать информацию и варьировать ею при моделировании мира. А каковы могут быть эти модели, когда детям навязываются символические миры страшилок, комиксов, «мыльных опер», криминальных историй? Не отсюда ли агрессивность детей, рост жестокости в обыденной жизни подростков?
            Скорее всего – да.
            Чтобы вырасти сильным Духом человеком, Душа обязана трудиться!
            
            
            ДУША ОБЯЗАНА ТРУДИТЬСЯ!

Постулат поэта: «Торгующие и храм относятся друг к другу как война и любовь…» (Велимир Хлебников)

            Россия ступила на рыночный путь. Продается и покупается все. А «купи-продай» для нас – это что-нибудь новенькое, или мы этим давно занимаемся?
Еще в позапрошлом веке В. Розанов писал: «Боже, Россия пуста. Продали, продали, продали. Государственная Дума продала народность, продала   веру, продала земли, продала работу. Продала, как бы Россия была ее крепостною   рабою. Она вообще продала все, что у нее торговали и покупали...» (Это было написано очень давно, не подумайте, что в наши дни! А впрочем...)
            «Купить – продать!» – вот идеологема нашего века, точнее, следуя духу времени, слоган нынешнего бытия. Проще перепродать чужое, чем произвести свой, национальный продукт. На книжном рынке это переводная литература. Но общество, где не создается национальный продукт, не созидается будущее всегда будет и ущербным и зависимым, а значит таковыми будут и его граждане – отформатированными, с душами, разучившимися работать.
            В гонке за западными ценностями и в стремлении влиться в усредненное мировое сообщество России насаждаются «прокрустовы форматы» во всех сферах, разрушительные реформы, уничтожающие вековые основы воспитания и бесплатное образование. А те, кто не в состоянии или не желает вписаться в предлагаемые форматы, предоставлены самим себе и выживать им помогает знание того, что важнее быть человеком с живой душой, чем торгашом и отформатированной единицей символической реальности.
            Духовную независимость русскоязычного человека всегда воспитывала литература, которая служила формированию самости личности, ее идентификации в обществе. Поэты и писатели сеяли сакральное Слово, а не составляли занимательные  тексты. Они заставляли работать душу и часто были пророками и героями, несущими Божественное откровение.
            Давно доказано, что литература для детей – особый, специфический жанр, не терпящий фальши и «халтуры». А у нас сейчас все фальшиво: фальшивые права и свободы, фальшивые нравственные ценности, фальшивые обязательства, фальшивые герои и кумиры... Список суррогатов глобализации можно продолжать до бесконечности.
            Какое поколение вырастет в насквозь фальшивом обществе?  Умножающее фальшь! И с ленивой, а то и кривой душой.
            Мы каждый день терпим невосполнимые утраты, мы рискуем потерять будущее, потому что наши дети с каждым днем теряют почву под ногами, свое историческое прошлое, целенаправленно и самозабвенно очерняемое всеми современными средствами коммуникаций.
            В информационном поле современного ребенка жестокость, искушение и призыв к роскоши, наслаждениям, толкуемыми, как успешность. Нам всем, особенно детям, делают прививки ростовщичества, прагматизма, индивидуализма. Бесы, ряженые в «попсу», одолевают культуру России. А свойство бесов – дробление и множественность. И это очень точно в случае тиражирования недобросовестной, бездуховной информации, в том числе книг. Особенно это актуально для СМИ. Назвать культуру нашего информационного поля низкой – это, значит, ничего не сказать. Ущербность информационного поля нашего общества налицо: в тематике, в идеологии, в качестве, в форматировании. Оно порочно, беспринципно, агрессивно.
            Между реальным (прагматичным) и виртуальным мирами, в которых живут наши дети – пропасть, которая заполняется наркотиками, проституцией, криминалом. А когда-то заполнялась чтением…
            У нас литература всегда была центральным национальным явлением. Об этом хорошо сказал как-то русский философ Василий Розанов: «Россия получила сосредоточение вне классов, положений, вне грубых материальных фактов своей истории; есть место, где она собрана вся, куда она вся внимает, это – русское слово».
            Это понимал и народ, зачитывающийся Достоевским, Пушкиным, Толстым, Лермонтовым, Булгаковым и еще очень многими бессмертными писателями. Их и сейчас читают и перечитывают, потому что, чем дальше (или шире!) идет наша цивилизация, тем короче список «бессмертных». И не потому что мало в России талантливых писателей, а потому что растет прочность стен, через которые им приходится пробиваться, и порочность кругов, по которым их гоняют.
            
            
            НЕМНОГО ОПТИМИЗМА В ЗАРОСЛЯХ КОЛЮЧЕЙ РЕАЛЬНОСТИ

            Великий русский поэт Максимилиан Волошин в своей «России распятой» писал: «Особая предназначенность России подтверждается той охраняющей силой,   которая бдит над нею в самые тяжелые эпохи ее истории и спасает ее вопреки ее   собственным намерениям и устремлениям.   Лишь только чужеземная рука касается ее жизненных средоточий, немедленно   рождается неожиданный ответный удар, который редко исходит из сознательной   воли самого народа, а является разрядом каких-то стихийных, охраняющих ее сил.»
            Будем надеяться, что этот иммунитет еще жив и он не позволит превратить Россию в свалку суррогатов глобализации и  отходов «цивилизованных» стран. 
Он поможет России сохранить свою самость, свою душу, свое предназначение.
            


Рецензии
Все правильно написано. Но. Можно скорбеть, но этим делу не поможешь... Видимо, надо искать какой-то компромиссный вариант..

Виктор Томилов   25.07.2023 12:36     Заявить о нарушении
Это тема и скорбь библейская, Виктор, конечно нужно искать выход, но сначала Уразуметь: А за что или для чего нам такие испытания? Или урок впрок? Где наше место в склоке место в данной ситуации? Оно и название стихов дословно библейский афоризм. Мира и добра вам, Виктор - мы все этого жаждем.
С благодарностью и уважением,

Лариса Бесчастная   26.07.2023 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.