О пьесе Артура Миллера Все мои сыновья

                О пьесе Артура Миллера
                «Все мои сыновья»

Бизнесмены, оперирующие большими цифрами, мыслят крупно, масштабно – главное прибыль, а «мелочи» в виде отдельных бракованных деталей продукции, которую производят их предприятия, только портят картину. И ранит их что-то «в самое сердце» только тогда, когда касается членов семьи. Сын не просто гибнет по вине отца, он решает покончить с собой, узнав о том, что творится. Потому что не может смотреть в глаза своим боевым товарищам и разуверился абсолютно во всем. Решив так покарать родителя. Библейский мотив – грехи отцов падают на детей, невинных в их преступлениях? Отчасти, но сын принимает решение сам. Это был его выбор. А не рок или проклятая случайность злодейки-судьбы.
Воля и фатум – как они соотносятся в разных трагических произведениях? Воля чувствует себя обязанной подчиниться фатуму и направить человека в ту или иную сторону.
Когда человек становится взрослым? Заработав первый миллион, начальный капитал, доллар, в конце концов? Или начав видеть в каждой своей потенциальной жертве мать, сестру, жену, дочь, брата, сына. Ему даже не надо задавать себе вопрос: а хочу ли я, чтобы кто-то так обошелся с моими родственниками, дорогими мне людьми? Предполагается, что еще в далеком детстве человек должен был начать думать и размышлять в этом направлении. Что же из него выросло, если он этого не понимает и не признает ответственность? А забавляется как дитя – но злое безжалостное и капризное.
Правда ли, что все возвращается бумерангом, и люди платят – морально, материально, психически? Или это утешение для жертв всевозможных интриг и спекуляций, мошенничеств и жульничеств, подделок и фальсификаций? Заслуживают ли их дети, потомки такого? Естественно, нет. И ни один разумный человек им этого не пожелает. Да и родители эти настолько черствы, что их может не тронуть даже трагедия близкого человека. Им кажется, жить надо, играючи. Чужими судьбами, временем, нервами. И все всегда будет сходить с рук – вроде как несерьезно, детское баловство.
Жестокие игры с чужими детьми. Если бы только узнали о них их собственные. Одно это – достаточное наказание.


Рецензии
Наташа, а ты не видела "Покаяние" Абуладзе? Там тоже есть сюжет на тему "грехи отцов падут на детей". Там диктатор, его сын и внук. Может, тебе было бы интересно.

Галина Богословская   18.12.2010 08:14     Заявить о нарушении
"И ранит их что-то «в самое сердце» только тогда, когда касается членов семьи. Сын не просто гибнет по вине отца, он решает покончить с собой, узнав о том, что творится".

Вот и там точно так.

Галина Богословская   18.12.2010 08:15   Заявить о нарушении
"Покаяние" я видела, причем много раз, но как-то этот момент не помню, сын диктатора не был хорошим, может, внук...

Наталия Май   18.12.2010 09:15   Заявить о нарушении
Даже много раз? Нет, сын (Авель) не был хорошим, он не раскаивался в грехах ни отца-диктатора (Варлама), ни своих собственных. Но когда собственный сын Авеля, внук Варлама покончил с собой, не вынеся груза грехов отца и деда, в нем произошла перемена. В приступе отчаяния он сбросил гроб с телом Варлама со скалы, как того требовала та женщина, которая каждый день выкапывала труп Варлама, потому что при нем была уничтожена ее семья.
Почему фильм называется "Покаянием", осталось загадкой, так как выкопать отца из могилы и выбросить его труп - это не покаяние ни в христианском, ни в каком другом контексте.

Галина Богословская   18.12.2010 13:38   Заявить о нарушении
Я как-то не заинтересовалась семьей Варлама, больше обращала внимание на Сандро Баратели, Нино и их дочку Кети в детстве, а выросшие потомки Варлама, видимо, было мне настолько безразличны, что я даже не запомнила это. У меня бывает - фиксация внимания только на том, что интересно, а остальное... Правда, последний раз видела фильм лет 10 назад или даже больше.

Наталия Май   18.12.2010 17:49   Заявить о нарушении
А у меня совсем наоборот. В Сандро Баратели и выросшей Кэти я видела только разоблачение ужасов режима, во времена выхода фильма уместное и необходимое, а сегодня уже это выглядело устаревшим. А линия Авеля только и привлекла мое внимание и показалась интересной. Расплата потомков диктатора за его грехи, причем вызванная не внешними причинами, а происходящая из внутреннего признания своей моральной ответственности - это было ново, я этого раньше в кино не видела.
Встречала в интернете статью "Покаяние 20 лет спустя", где сегодняшняя творческая интеллигенция обсуждала фильм. Один из обсуждающих сказал: "Линия Авеля в фильме - это единственное, что всерьез". Это он слишком радикально высказался, но я помню, что согласилась с ним, что линия интересная.

Галина Богословская   18.12.2010 18:46   Заявить о нарушении
Может быть, я сейчас тоже так восприняла бы, а тогда среагировала на интересные лица актеров и музыку. Варлама играл тот же, что и его сына, но почему-то внук у меня вылетел из памяти.

Наталия Май   18.12.2010 19:55   Заявить о нарушении
Да, актеры все были хорошие.

Галина Богословская   18.12.2010 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.