Тот, кто рожден был у моря...

Пожалуй, не было в нашей стране человека, не знавшего эту песню, прозвучавшую с киноэкранов в середине прошлого века в кинофильме «Матрос с «Кометы». Она задевала за живое какой-то особой проникновенностью,  ее можно было петь в самых разных случаях жизни. Не только с нарядной концертной эстрады, но и у таежной палатки, за дружеским столом. Автор полюбившейся миллионам людей песни,  конечно же,  по определению  - тот, кто рожден был у моря.  Иначе,  кто мог бы столь так  проникновенно объяснить всем нам, что  нет  и не может быть в мире лучшего моря?
 Оскар Фельцман – один из плеяды  знаменитых  одесситов, посвятивший нашему искусству свой  талант, рожденный у  того «самого синего в мире моря»,  с  его неповторимым  южным теплом и колоритом.
 С тех пор страна  уже  не могла представить  себя без его песен, созданных на стихи замечательных поэтов Р. Гамзатова, Р. Рождественского, А. Вознесенского, М. Матусовского, М. Лисянского,  Л. Ошанина, М. Танича, И. Шаферана, Н. Олева, И. Кохановского. Потому  они и стали  неотъемлемой частью нашей жизни. Их пели наши легенды - Л. Утесов, Г. Отс, М. Бернес,  на  незабываемых  «Голубых огоньках»  исполняли совсем молодые тогда,  еще пока не Народные артисты СССР,  но оттого не менее любимые Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Юрий Гуляев. Эту песенную эстафету подхватили Владимир Трошин, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова,  София. Ротару, Лев Лещенко, Мария Пахоменко, Сергей Захаров, Алла Иошпе и Стахан Рахимов, Леонид Серебренников, ВИА «Цветы», «Здравствуй, песня!», «Самоцветы», «Песняры»…
       В этот весенний вечер синоптики зарегистрировали абсолютный температурный рекорд в столице. Но  уверен - самым теплым местом в Москве  была Берсеневская набережная. Потому что, именно там,  в  Театре эстрады, еле вместившем в своих стенах  многочисленных поклонников творчества композитора, был эпицентр тепла и добра, именно там наши лучшие  артисты благодарили Оскара Фельцмана  за его нетленные шедевры, во многом определившие и их творческую судьбу. А мэтр нашей эстрады  Иосиф Кобзон не только, как профессор института им. Гнесиных выступил с целым устным «эссе», посвященным  маэстро, но и продемонстрировал подлинный «мастер-класс». После исполнения всем известных и любимых «Баллады о красках» и «Возвращения романса»,  он, совместно со своим бессменным виртуозом-аккомпаниатором  Л. Евсюковым,   что называется, «с пылу с жару»,  с текстом в руке,  представил зрителям  несколько новорожденных песен Оскара Борисовича, написанных на стихи Ю. Гарина.
Конечно же, было - море цветов и признаний в любви  Мастеру. Но  самым, пожалуй,  ярким  ее знаком стала песня «Любовь» на стихи Р. Гамзатова  в переводе Р. Рождественского,  с которой юный Сергей Захаров
начал свой путь на большой эстраде  и которой, как в лучшие свои годы, снова -  потряс зал, проводивший его долгой овацией. По поручению Международной Академии культуры  и искусства, певец выполнил почетную миссию – вручил композитору  почетную награду орден с бриллиантами «За вклад в  культуру». Есть песни известные, песни популярные, бывают и песни-обелиски. Их очень мало и, пожалуй, лучшая  -  «Огромное небо», посвященная подвигу наших летчиков, ценою собственной жизни, спасших  город от страшной беды. Сейчас таких песен не пишут, да и исполняют их крайне редко. Потому -  слезы на глазах, как в прежние времена  на словах:
« А город подумал, а город подумал  – ученья идут…». Тем более - из уст ее первый и лучшей на все времена исполнительницы    Эдиты Пьехи. А ее земляк Эдуард Хиль, не только вызвал прилив сладкой ностальгии, спев мега-шлягер 60-70 годов «Адресованная другу, ходит песенка по кругу!», но  и объяснил чем американский «Оскар» уступает нашему Оскару Борисовичу. И как могла не закружиться голова, когда Валентина Толкунова с тончайшими нюансами, как умеет только она одна, пела незабвенные «Старые слова»?  А разве не чудо, что убеленные сединами пары,  влюбленно переглядывались  когда звучала песня «А самовар кипит…». Наверное, потому,  что  Алла  Иошпе и Стахан Рахимов  своим исполнением и  собственным  примером  помогли вспомнить все лучшее, что было в  общей судьбе…
Устроители вечера, прошедшего в рамках музыкального проекта «Имена на все времена», пригласили   и  молодых исполнителей. Нельзя сказать, что у них хуже голоса,  беднее  наряды или  они менее фотогеничны. Молодые, красивые, пока еще - тонкие… Но, что касается  понимания, о чем поют, они явно уступали старшим коллегам. «Деревянно - фанерная» эпоха, сменившая живое пение, конечно, не могла не дать о себе знать. К сожалению, к  явному «ДСП» не преминул прибегнуть  и  многоопытный шансонье Вилли Токарев. На записи известной песни «Теплоход» звучал  хор с большим оркестром, а  артист со своей юной дочерью и парой  людей непрезентабельного вида с  неподключенной  любительской «клавишей» и бубном, как могли, изображали их звучание. Плохо, прямо скажем, изображали, хотя люди им и хлопали, не меньше, чем другим. Больно песня хорошая и знакомая…
Может быть, стоило поберечь  ребенка, с младых ногтей  не приучать  к подобному «пению»  и  заставлять  свои  первые сценические  шаги делать по пресловутой «фанере». Уважение к большому композитору это не только  навороченный букет, помпезно преподнесенный  до выступления, но и честное профессиональное исполнение его песни потом. Явную халтуру никаким, даже самым пышным  букетом  не  прикроешь.  Ясно,   телесъемка, ее формат и технические требования по звуку, понятно, что другие, наверное – тоже. Но не столь  же – топорно!  Даст Бог, молодые  с годами, помудреют, поймут, научатся. А  старшим, наверное,   не стоит забывать непреложные сценические законы и  то, что во времена интернета зрители сильно поумнели.  И  на песнях Оскара Фельцмана, как на хорошем оселке  уже не одно десятилетие  проверяется умение артистов петь так, чтобы  тебе верили. И право называть себя  профессионалом, кстати – тоже…
Конечно же, не мог вечер закончиться без легендарных «Ландышей». Уже давно  нет с нами их первой исполнительницы Г. Великановой,  известны и перипетии вокруг этого легендарного шлягера,  дошедшие до ЦК КПСС.  Будь  среди зрителей  К. С. Станиславский, он непременно  бы в  этот раз  воскликнул: «Верю!», когда за рояль сел сам Маэстро и своим композиторским голосом тихо спел и «Ландыши», и  еще немало прекрасных песен.  И каждую -  подхватывал весь  зал…


Рецензии