Почему ребёнок плачет? продолжение - 13

12.03.07 г.      Дача   Пасмурно   (+7)

   Чувствую, что в воспитании Даши наступил некоторый застой.  Лежат невостребованными шахматы, физическое развитие остановилось на уровне «рваного» бега в играх на прогулке, пианино молчит, петь перестали.  И на всё серьёзные оправдания: нет времени, а точнее желания – лень взрослых.  Удобно, когда ребёнок сам слушает песни и сказки с диска, смотрит мультики по видео, а взрослые в это время заняты своими делами.
   Отсутствие интересных занятий с близкими людьми вызывает у малышки чувство протеста в виде капризов, непонятных для взрослых, игр, неожиданных слёз.  Конечно, удобно воспользоваться слабостями ребёнка, и проявить насилие, чтобы добиться своего.  И именно здесь, таятся корни детских обид, переходящих в протест, откладываются зёрна, из которых в дальнейшем вырастает зло, обиженные люди, преступники.
   Ребёнок так отзывчив на добро, ласку, понимание, когда у взрослых есть терпение, наблюдательность и изобретательность в общении с растущей личностью.  И если мы действительно хотим вырастить личность, а не ущербного человека, то не должно быть никаких отговорок.  Конечно, удобнее нанять няню, детского специалиста, но… Вы не в силах, ни за какие деньги нанять собственную энергетику, своё сердце (если оно у Вас, конечно, есть), а вашему малышу необходимо именно это.
   Обратите внимание на следующую закономерность: у многих знаменитых, талантливых родителей вырастают «дети-уроды».  Это прямое следствие большой «занятости» родителей и невнимания к необходимому воспитанию своих детей.
   Нормальное развитие ребёнка в данном возрасте проходит тогда, когда малыш каждый день делает для себя открытие, какое именно, зависит от нас.
Да, конечно, не реально в жизни добиться от молодых родителей терпеливого, хладнокровного подхода к малышу в воспитании.  В массе своей мы повсюду видим грубые окрики, рукоприкладство, насилие по отношению к беззащитным созданиям со стороны молодых мам, с сигаретами, пивом, мобильным в руке.  И, невдомёк, этим псевдородителям, что через энное количество лет, выросшие дети, вернут «долги» своим родителям «той же монетой и в той же мере».  Вот именно отсюда берут свои корни будущие суды родителей с детьми, не говоря о худшем.
  В данной ситуации неплохой выход: подключение старших родителей к воспитанию ребёнка, но тут возникает сразу вопрос о восстановлении энергетики малыша после общения с бабушками и дедушками.  Ведь старшие родители, как правило, уже больные, наказанные люди с нарушенной энергетикой и своими проблемами своего поколения, но с уже богатым опытом жизни.  Здесь необходимо найти «золотую середину», что важнее.
   На мой взгляд, система дошкольного воспитания не справляется с данной задачей.  Мы наблюдаем у детей частые заболевания, «негативный опыт», подавление личности и т.д.
К тому же дошкольное воспитание, в целом, повторяет ошибки предыдущих поколений.  Например, ребёнок из детского сада приходит в школу уже со сформировавшимся остеохондрозом и ползает по парте, выводя буквы в тетрадях.  Ошибка, которую легко исправить!  Достаточно ввести в дошкольном и начальном обучении парты вертикальные, типа мольбертов, при рисовании и писании.  Писать и рисовать можно сидя и стоя, но спина при этом будет вертикальной.  А, если подобным образом, трансформировать парты во всех учебных заведениях, мы забудем про болезнь 20-го века навсегда!  Игра стоит свеч!  Мои наблюдения это наглядно подтверждают.

17.03.07 г.      Дача   Пасмурно, дождь   (+6)

   Как хорошо, что нас двое!  Субботний вечер, по телевизору сплошные музыкальные передачи и уложить Дашу спать в таких условиях – проблема. Сегодня Мусенька стала укладывать Дашуню, но пришла через некоторое время, а из соседней комнаты слышен плач.  Я встаю, иду к Дашеньке, ложусь рядом и пою колыбельную.  Ребёнок успокаивается и пытается подпевать.  Я желаю «спокойной ночи», но ребёнок что-то возражает.  Я оставляю дверь полуоткрытой, и малышка довольно быстро засыпает.
   Вот так простая замена легко и просто решает проблему.  А ведь очень важно, чтобы у ребёнка в данном возрасте не записывались на подсознание негативы.  Так как такие негативы, через энное количество лет выливаются в серьёзные болезни, трудно поддающиеся лечению.  Поверьте статистике наблюдений психолога.
   Как приятно наблюдать рост малыша быстрыми темпами!  И это в прямом и переносном смысле этого слова.  Стремительно развивается и шлифуется речь.  Уверенными становятся двигательные навыки.  Сегодня я, исподволь, наблюдал, как Дашуня вприпрыжку бежала домой из сада по скользкой ледяной дорожке.  Ноги часто соскальзывали, но Дашенька не обращала на это внимания и уверенно, играючи полубежала по узкой тропинке, легко балансируя между грязью, лужами и собачьими испражнениями.  В саду Даша непринуждённо взлетала на сливы и вишни и уже с них созерцала окружающий мир за забором.  Она с разбега забиралась на прислоненную к забору тачку (около метра), а затем звала меня, чтобы прыгнуть на мои руки. 
   Ей очень нравится бегать с Вадей, когда Вадя стоит, а Дашенька пробегает вплотную под рукой, и Вадя «никак не может её поймать».
   Когда Вадя отправляется по саду делать обрезку, Даша сама берёт ведро и собирает в него обрезанные веточки, причём в промежутках она успевает делать и свои важные дела: рисовать на плитах, разбрасывать снег лопаткой и т.д. 
   Чем старше становится Дашенька, тем уже легче бывает с ней договориться без каких-либо конфликтов.  Привитая «с пелёнок» самостоятельность уже сейчас даёт свои плоды.  Основную часть времени дня Дашенька играет, занимается самостоятельно; не говоря уже о: горшке, одевании, раздевании, пении, рисовании, беге, прыгании и т.д.
   Всё реже из уст Дашуни раздаются отрицания и недовольства взрослыми.  А после каких-либо размолвок, Даша сама подходит и извиняется, иногда через некоторое время, и ситуация закрывается без последствий для самой Даши.  И она это хорошо усвоила.  Дашеньке больше нравится быть в центре внимания окружающих, чем быть отвергнутой, даже на непродолжительное время.
   Сегодня в саду Даша что-то сделала не так, и я сказал, что наказываю её, и чтобы она шла в сарай.  Вначале Даша хотела возразить и не послушаться, но я был настойчив в интонациях, и ей ничего не оставалось, как уйти в сарай.  Не прошло и минуты, как Дашенька подошла ко мне и извинилась.  Мы поцеловались и продолжили, «как не в чём ни бывало» обрезку малины. 
   В саду у нас заведён такой порядок: Даша передвигается по саду и делает всё, что считает нужным, самостоятельно.  Сад прекрасно просматривается, и я только иногда корректирую действия Дашуни коротким: «Фэ!».  На что Даша реагирует мгновенно и прекращает, например, возиться с водой или грязью.  Нет лишних слов и нравоучений, тем более осуждений, которые Даша терпеть не может.
   Дашуня уже становится терпеливой и добросовестно ждёт своего часа, когда можно будет поиграть с Вадей.
   Самое главное в воспитании детей в данном возрасте это предоставление им полной свободы выбора: чем и когда заниматься.  Тогда всё идёт гладко, «как по маслу».  У Дашеньки это проявляется в большой мере.  Я никогда ничего ей не навязываю, а только предлагаю.  Нет желания переключаемся на что-либо иное.  Помню, иногда, Даша «в серцах» что-либо швыряет на пол или землю.  Я спокойно поднимаю вещь и говорю: «Я вижу, эта вещь тебе не нужна, раз ты её бросаешь.  Больше ты её не увидишь» и прячу.  Реакция бывает разная во всём её многообразии, но Даша запомнила, что у меня слова не расходятся с делом.  Поэтому в последнее время она старается брошенную вещь быстро поднять, чем сама исправляет ситуацию.
   Дорогие родители! Вы и только Вы ответственны за появление человека на Свет.  Пока вы не воспитаете в нём личность, Вы не можете жить спокойно.  Здесь нет никаких отговорок на занятость, отсутствие денег, лень и т.д.  Или Вы воспитаете личность или обиженная, непонятая личность погубит Вас.  Другого не дано!
   Мы не животные, мы – Гомо Сапиенс, и должны понимать всю ответственность, возложенную на себя рождением ребёнка.  Мы сейчас растим себе друга или врага.  Выбирайте сами, что Вам «по душе».  Скептикам предоставляю право исследовать историю или жизнь окружающих Вас людей, но в динамике, хотя бы одного поколения. 

 23.03.07 г.      Дача   Солнце   (+15)

   Первый рулон бумаги Даша уже весь изрисовала.  Она прекрасно освоила: все цвета, различные штрихи, точки, окружности, перешла к  треугольникам, квадратам, прямоугольникам.  Основной задачей первого рулона у Даши, видимо, были полностью изрисовать карандаши, и мне приходилось каждый день подтачивать все карандаши. Под конец Даша освоила пару трафаретов: буквы «С» и «И», которые оказались в «Растишке». 
   Очень важный момент в воспитании ребёнка: это привитие сопереживания, жалости к обиженным, плачущим, болеющим.  У нас он вышел как-то естественно: Мусенька часто болеет, и Даша всеми силами старалась ей помочь, поддержать.  Когда Мусеньке было больно, Даша подходила к ней, гладила её и произносила: «Не волнуйся Мусенька, всё будет хорошо».  Потом это распространилось на всех окружающих.
   Сегодня мы с Дашей вновь приступили к шахматам, после долгого перерыва, и Дашуня встретила шахматы криками: «Ура!».  Теперь мы начали осваивать саму игру: предназначение всех фигур, ходы и т.д.  Дашенька, в отличие от двухлетки, проявила много сообразительности, но внимание было не очень устойчивым.  Поэтому первое занятие было кратковременным. Правда, Даше это не очень понравилось, но она быстро переключилась на другие игры самостоятельно.

03.05.07 г.      Дача   Пасмурно   (+9)

   Похоронили папу 1-го апреля, а Дашеньке сказали, что папа уехал работать в Англию.  5-го будет 40 дней, а Дашенька веселится, песни поёт, рассказывает стихи и все очень довольны.  А мама волнуется за Дашу, что она обидится на папу, что он уехал и не попрощался.  Но я спокоен, я просто знаю, что у Даши один настоящий папа – это Вадя.  И она всё перенесёт безболезненно.
   Всё идёт своим чередом:
Даша разучивает новые стихи ко дню победы, рисует у мольберта, играет свой домашний кукольный театр со своими игрушками, слушает по утрам песенки и сказки, гуляет после обеда по садику и распевает на высоких нотах, смотрит свои мультики.
   Энергетика Дарьи постепенно начинает крепнуть: уже меньше на неё стали действовать негативно общение с другими детьми и взрослыми, всё меньше становится у неё срывов в поведении, желанием противоречить сказанному, а про истерики мы уже совсем забыли. 
   Худенькая, стройненькая, благодаря мольберту спинку держит прямо, правда в последнее время двигается маловато из-за занятости взрослых.
   Всё подмечает, вовремя помогает, а то и упреждает наши желания.  Так ей хочется быть участником всех действий и событий взрослых и так приятно получать от взрослых словесные поощрения. 

10.05.07 г.      Дача   Облачно   (+17)

   Сегодня мы всё возились с Дашей на диване.  Бросались подушками, прятали игрушки и находили, освобождались от различных захватов, зарывались в подушки и одеяла.  В промежутках Даша рисовала на мольберте рыбу-кит и практиковалась в словесных противоречиях.  Даже, когда позвонила мамочка, Даша отказалась с ней разговаривать по телефону.
   На щеке у Дашуни огромный синяк, происхождение которого мы никак не можем определить.  Даша утверждает, что она споткнулась.
   Из-за разногласий по семейным вопросам, свекровь постоянно шлёт Дашеньке негативные «пожелания», что и отражается на её характере и травмах.  Я не успеваю отбиваться от этих негативов, но в основном Даша у нас в порядке.
   Вчера мы все смотрели праздничный концерт в честь Великой Победы и салют.  Дашуня была в восторге, прыгала от радости, сидя на диване, кричала: «Ура!».      
 
15.05.07 г.      Дача   Солнце, пасмурно   (+24)

   Вчера приехали от мамочки, гостили у неё несколько дней.  Первое время Даша нас с Мусенькой не признавала, только мамочку.  Мы приняли меры: сказали, что если Даша будет так себя вести, то мы больше не привезём её к мамочке.  Не знаю, это ли подействовало или что-то ещё, но Даша стала относиться к нам нормально.  Правда, спать Дарья ложилась довольно поздно, так как взрослые смотрели телевизор, а мама не отрывалась от фотошопа в компьютере.
   У мамочки мы с Дашей всё время возились на диване, а ей это всегда нравится.  Гуляли мало, был дождь, а  поездки с мамой на автомобиле, то же без движений.  Накупили Дашеньке книг и игр со слогами и счётом, теперь будем читать по слогам и считать до 100.
      
17.05.07 г.      Дача   Дождь, пасмурно   (+23)

   Наблюдения показывают, что Дашуня всё более спокойно переносит критику и негатив в свой адрес.  Если раньше она обижалась и уходила, бормоча: «Не хочу!», то теперь всё чаще она стала делать паузу, а затем вникать в происходящее.  И это часто стало приводить её к правильным последствиям.  Отрадное явление!
   Сегодня был дождь.  Мы с Дашенькой в саду вынуждены были прятаться под крышей сарая.  Я занимался в теплице, а Даша возилась с "Тимкой", часто превышая пределы допустимого.  Мне приходилось часто вмешиваться в их игру, сдерживая Дашин напор.  Затем Дарьюшка уселась за книги и игры и чем-то занималась длительное время, пока не кончился дождь.
   Детям очень нравится помогать взрослым, и они стараются вовсю.  Вот только мы взрослые не часто это замечаем и реагируем неадекватно. И вот несутся крики: « Ну, что ты мешаешься под ногами!?» и т.п.  а ребёнок замыкается в себе и уже никогда не подойдёт помочь – отбили охоту.  Я всегда держу на контроле все действия Дашеньки и прежде чем сделать ей какое-либо замечание, всегда говорю: «Спасибо!», даже если она что-то сделала не так.  Это очень важно!  Этим я закладываю фундамент будущего отношения к старшим у Дашуни.  Поощряю все её стремления помочь, что-то сделать самой, или просто проявить себя в чём-либо. 
   В последнее время я позволяю себе часто возиться с Дашенькой в тесном контакте.  После потери папы, я осознаю свою ответственность перед внучкой за мужское начало и терпеливо сношу все её причуды.  Правда, в наших с Дашей играх я часто даю ей возможность прочувствовать ту или иную боль или дискомфорт, которую она причиняет соучастнику игры, для наглядности.  И это действует, она начинает осознавать меру прикосновения или ответных действий.
   При любом удобном случае на улице я приучаю Дашу правильно переходить дорогу со светофором и без него.  Делаю так, чтобы не я её переводил через улицу, а она меня. 
   Аппетит хороший, проблем с горшком нет.  Укладываемся спать позднее обычного, но сразу, как приходим из сада, т.е. как стемнеет.  До болезней дело не доводим.  Уже спокойнее проходят контакты с другими детьми, можно сказать безболезненно.  По крайней мере, я этот момент всё время держу на контроле.
   Мусенька регулярно проводит кратковременные занятия с Дашенькой: стихи, буквы, слоги, слова.  При любой возможности предлагаем Дашуне что-либо сосчитать, в том числе и деньги. 

24.05.07 г.      Дача   Солнце, пасмурно   (+25)

   Сегодня Дашуня, как обычно, ринулась бежать, споткнулась и упала на каменную дорожку и заплакала.  Вадя быстро сориентировался и спросил: «А что это на небе Луна или Месяц?» - Даша тут же отреагировала: «Это Луна!» и стала её рассматривать, о падении забыто!  Всё вернулось «на круги своя».
   
30.05.07 г.      Дача   Солнце   (+32)

   Жара стоит неколебимая.  Мы постоянно ходим в сад.  Воды льём много на клубнику и постоянно рвём бурьян.  Дашуня первый мой помощник: что отнести и принести, что посмотреть, закрыть, что выбросить – она, конечно, впереди.
   И, как приятно, видеть это!  Дитё с готовностью бежит.  А похвала за это всегда, ведь это стимул и большой.
   Ребёнок полностью свободен и, разумеется, творит.  Театр одного актёра мы постоянно видим в ней.  Она игрушкам всё расскажет, поможет каждой роль сыграть.  И без умолку всё болтает, стремится много рассказать.
   Природу чётко изучает, вопросы задаёт всегда; насколько ей это, возможно, старается понять сама.  Не надоедает мне и знает, что вся работа здесь важна, лишь иногда с вопросом встрянет: «Побегаем…, как всегда?».
   А иногда торжественно глаголет: «Вадя, я покакала!».  Это означает, что Ваде необходимо придти, вытереть попочку и каку вынести в компост для удобрения.
   Скоро уже наступит ягодная пора, все ягоды отцвели удачно.  И мы спешно доедаем прошлогодние замороженные ягоды: смородину, клубнику, малину и крыжовник.  Всю траву мощно пропахали, скоро поставим и бассейн. Тогда купаться будет Даша под солнышком каждый день.

06.06-07 г.      Дача   Солнце, облака   (+25)

   Поспевает клубника, черешня, а ягоды жимолости тают во рту.  Распускаются пионы пышными шапками, хотя и лето началось с холодных ночей.  Дашенька щебечет, не переставая.  Вопросы  (Почему?) сыпятся, как из рога изобилия.  Дашуня интересуется буквально всем, дотошно изучая все детали.
   Дома Мусенька ежедневно занимается с Дашей грамотой.  Сейчас они читают по слогам, скоро будут читать стихи.  При любой возможности мы стараемся считать всё, что попадается «под рукой»: «кубик-Рубик», деньги (мелочь и бумажные), цветочки, ягодки и т.д.
   В саду Вадя всё время занят работой, а Дашуня любит бегать или играть только с Вадей.  Приходится идти на разные хитрости: посылать что-нибудь принести, посмотреть и т.д.  Зато Дашенька сама находит себе дело, причём, меняет эти свои дела по своему усмотрению и с большим разнообразием.  То она притихла, значит сидит у песочницы, пересыпает песок по игрушкам, то гоняет или играет с "Тимкой", то в сарае возится с игрушками в своём уголке, то качается на качелях или качалке, то гоняется за птичками или бабочками, стараясь поймать.  Не говоря уже о помощи и дублировании всех взрослых дел.  Дашенька успевает проследить за каждым самолётом (рядом в 10-ти км аэропорт), за каждой автомашиной (за забором въезд в котеджный посёлок).
   Утром Даша сама включает музыкальный центр, стоящий на хельге, через пульт и начинается «театр одного актёра».  Даша настоящий кукловод, сидя на диване, обложившись мягкими игрушками, она проигрывает с ними всё, что познала сама.
   При любой возможности мы с Дашей учимся переходить любую дорогу, причём переводит через дорогу сама Дашуня.  Навыки набираются понемногу и постепенно, зато прочно, так как часто повторяются, и переходят на автоматический уровень.


Рецензии