Марченков М. Н

МАРЧЕНКОВ МАРК НИКОЛАЕВИЧ

Родился в 1914 г. в деревне Лазарево Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов и ФЗУ в Смоленске. Работал слесарем в городском трамвайном парке, а затем на авиазаводе.

В РККА с 1936 г. В 1938 г. окончил школу младших авиационных специалистов. Служил стрелком-радистом на бомбардировщике СБ в 41-м скоростном бомбардировочном авиаполку в г. Калинин. В составе 3-й эскадрильи полка был откомандирован в группу добровольцев, сформированной в Забайкальском военном округе. И прибыл в Китай для оказания помощи в войне с Японией.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в мае - июле 1938 г. Был воздушным стрелком-радистом скоростного бомбардировщика. В июле 1938 г. совершил 12 боевых вылетов.

03.07.38 г. три СБ под командованием капитана Слюсарева произвели бомбометание и разведку боем аэродрома у г. Аньцин, где находилась японская база по сборке бомбардировщиков. На отходе от цели были атакованы двадцатью семью японскими истребителями. В бою, длившемся почти час, стрелками-радистами было подбито пять вражеских истребителей. Наши бомбардировщики получили повреждения, но все вернулись на свой аэродром. Младший командир Марченков был дважды тяжело ранен в ноги, но продолжал вести огонь, и сбил истребитель противника.

Генерал-лейтенант авиации Слюсарев вспоминает: «Чтобы точнее поразить цель мы решили применить метод прицельного одиночного сбрасывания бомб каждым самолетом самостоятельно с высоты 7,2 тыс. м по стоянкам, аэродромным сооружениям, самолетам и судам, разгружавшимся в порту Аньцин.

Наше длительное пребывание над целью дало возможность японской зенитной артиллерии пристреляться: при последнем выходе на цель осколком от разорвавшегося вблизи снаряда на ведущем самолете был поврежден наддув правого мотора. В это время в воздухе появились истребители противника… Так как один из моторов работал не на полную мощность, мы шли на меньшей скорости, но плотным строем… Стрелок доложил, что справа приближаются два самолета противника… Кроме того было замечено еще восемнадцать самолетов И-96, приближающихся двумя девятками с левой стороны, а сзади - группа из семи самолетов И-95.

Японские истребители стремились атаковать наши самолеты с разных направлений. Мы стали уходить с набором высоты и пологим разворотом вправо… Истребители не имели возможности атаковать сверху. Я маневрировал скоростью: то снижал, то увеличивал ее. Одновременно по сигналу радиста делал отвороты… в ту или иную сторону. Один самолет И-96, по всей вероятности ведущий группы, пристроился ко мне справа и шел все время в 10 м сбоку или в 5 м сзади, так что я видел лицо пилота. Японские летчики после заградительного огня переходили на правую сторону и атаковали по одному, стремясь попасть в «мертвый» конус и подлезть под стабилизатор какого-либо бомбардировщика.

Хорошая организация наблюдения, быстрый переход стрелков от верхних, турельных пулеметов к люковым, организованное взаимодействие стрелков-радистов (по принципу защиты соседнего самолета) помешали японским истребителям достичь успеха. Те истребители, которые осмеливались подходить на близкую дистанцию, были сбиты метким огнем наших стрелков. После атаки истребители спускались вниз, снова набирали высоту и готовились к повторным атакам. В этом бою, который продолжался более 50 минут, были сбиты и сгорели четыре японских истребителя. Я все время не терял из виду своего преследователя, он так и шел рядом со мной на одной высоте.

Сигналом конца воздушного боя послужила его последняя атака. Он задрал нос своего самолета, поднялся выше еще на 50-70 м и оказался позади меня метров на 30-40 и, на некоторое время потеряв меня из виду, стал переводить свой самолет в пикирование для атаки. Я следил за ним и в момент его перехода в пикирование отвернул свой самолет влево с сильным заносом хвоста. Правый самолет летчика Котова оказался выше меня, а левый (Анисимова) - ниже. В момент атаки японец был под нашим звеном и попал в зону выгоднейшего обстрела из люковых пулеметов. Он был сбит стрелками… У нас потерь не было, только один стрелок-радист был ранен в ноги, но продолжал бой. Потом на каждом самолете насчитали от 20 до 70 пробоин, но все дошли благополучно и сели[1]».

10.07.38 г. Марк Николаевич Марченков умер в госпитале от ран.

22.02.39 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, младший командир Марченков Марк Николаевич был удостоен звания Герой Советского Союза посмертно.

Потери летчиков и военных специалистов в Китае в 1937–1941 гг. составили более 200 человек. Значительная часть из них погибла во время ожесточенных воздушных боев за г. Ухань в июле-октябре 1938 г. Павших добровольцев хоронили на городском кладбище «Ваньго» вместе с китайскими военнослужащими и мирными жителями. В 1956 г. Народное правительство Уханя приступило к созданию памятника и братской могилы советских летчиков в парке «Освобождение». Останки 15 советских воинов были идентифицированы и перезахоронены на новом мемориале. С 1979 г. памятник находится под охраной правительства провинции Хубэй.

В 2014 г. решением Центрального комитета Коммунистической партии Китая и Государственного совета КНР Герой Советского Союза Марк Николаевич Марченков, захороненный в парке «Освобождение», был внесен в общекитайский список героев войны сопротивления Японии[2].

В 2015 году Посольством Российской Федерации в КНР в ходе работы с документами Российского государственного военного архива были установлены и увековечены на памятнике имена 14 советских летчиков-добровольцев, погибших в боях за г. Ухань [3].

На 8-метровом обелиске, установленном на братской могиле советских летчиков в г. Ухань (КНР), выбита надпись: «Вместе с китайским народом советские летчики-добровольцы совершали бесчисленные героические подвиги в борьбе против японских фашистов. Базируясь в районе города Ухань, они героически проводили атаки в северной части Тайваня, бомбардировали вражеские корабли на реке Янцзы и участвовали в битве за Ухань, нанося сокрушительные удары по озверелому врагу. Это вдохновляло боевой дух китайского народа. Память о советских летчиках-добровольцах вечно будет жить в сердцах китайского народа».

В сентябре 2018 года в г. Ухань открылся «Музей памяти советских лётчиков-добровольцев в городе Ухань».

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден орденом Ленина (22.02.39).


Литература:

1. Воробьев М.В., Титов В.Е., Храпченков А.К. Смоляне – Герои Советского Союза. – 3-е изд., доп. – М., 1975. С. 331-332

2. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 79-80


Примечания:

[1]Слюсарев С.В. Указ. соч. С. 273.

[2]

[3] Там же.


Рецензии