Лаг Ба-Омер. еврейские истории

Праздник такой. Благодаря числу «33», пратически. И не спроста.
Слово «ЛаГ» состоит из двух ивритских букв «ламед» и «гимель», а числовое значение этих букв, не иначе как «33». «Омер» - сноп (ивр.).

В начале праздника Песах в древности, не зная, что бы ещё такого принести, евреи несли в Храм пожертвования – снопы ячменя. Так и повелось.
Когда Песах уже закончился, а праздник Шавуот ещё не начался, как раз на еврейский мир воздействует некий отрезок времени, называемый «сфират а-омер». И вот как раз в этот отрезок, именно в тридцать третий день и празднуется «Лаг Ба-Омер».

Это ещё в то стародавнее время, когда народ израилев из Египта-то вышел и направился к горе  Синай, кто-то из тогдашних еврейских мудрецов принялся считать дни. И досчитался до сорока девяти. И сразу чудо случилось. Всевышний снизошёл и даровал Тору. Ждал он их, вроде.
Поэтому и считаются теперь дни между Песахом и Шавуотом всё так же, по тому же принципу. Сорок девять дней.
А в тридцать третий день – праздник «ЛаГ Ба-Омер».

Всё почему? Да потому, что в тот день на евреев, давно блуждающих по пустыне с Моисеем, снизошла манна небесная. Наелись хоть тогда.
И вообще, да, поэтому малышей кормят теперь манной кашей, дабы не забыли синайские приключения. А взрослых потчуют чем поприличнее – пирогом манником. И все довольны.
В этот день потом много чего происходило, за века-то. Сначала не праздновали, а уж только потом заметили этакую закономерность и решили отмечать.

До этого дня все дни после Песаха считаются траурными и ни веселиться, ни праздновать нельзя ничего. А вот потом как раз уже можно и нужно.

Много-много веков назад страну Израиля захватили римляне и установили свои порядки. Жестокие для евреев. Ну как обычно.
Драли налоги в семь шкур и запрещали изучать Тору под страхом смерти, не иначе.
Но евреи же всегда отличались изворотливостью – жизнь научила. А что ж сделать, когда так… И, не смотря на все запреты, продолжали изучать Тору и соблюдать традиции.

Одним из величайших учителей того времени был мудрец рабби Акива. И было у него 24 000 учеников. Умных, не по годам.
Евреи, кстати, не раз бунтовали против римлян. Одно из таких восстаний возглавил некий герой того времени - Бар-Кохба. Как сообщают нам древние источники, многие из его войска были учениками рабби Акивы.
Но превосходство Рима было ощутитмым, что уж тут говорить. Восставшие были разгромлены… Однако, именно в Лаг Ба-Омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его войско, как на подбор, все знатоки Торы и мудрецы, радостно отметили это событие и в память об их триумфе мы и сейчас отмечаем Лаг Ба-Омер.

Случилось такое, что после Песаха вдруг разразилась страшная эпидемия непонятно чего. И все ученики рабби Акивы умерли. Поэтому и траур, кстати.
И только на тридцать третий день омера (Лаг Ба-Омер) прекратилась эта ужасающая эпидемия.
Рабби Акива тяжело переживал смерть своих учеников, что понятно. И эта трагедия стала для него тяжелейшим испытанием. Ведь он лишился возможности распространять мудрость Торы. С ним остались всего пятеро учеников.
Но рабби Акива был хоть стар, но не прост и ни за что не сдался на милость унынию, всякой там депрессии и самобичеванию. Он продолжил свою грандиозную миссию, отлично понимая, что в распространении мудрости Торы, нет малозначительных вещей. История доказала его правоту.

Жил тогда ещё святой мудрец Торы – рабби Шимон бар Йохай. Он как раз был одним из тех выживших учеников рабби Акивы.
Так вот, Шимон бар Йохай, вообще, занимался такой загадочной наукой как «Каббала». И написал книгу «Зоар» (Сияние – ивр.), раскрывающую потомкам уникальнейшие знания о мироздании, тайнах Всевышнего, Торы и Творения.
Много лет спустя перед самой смертью рабби Шимон собрал своих учеников и научил их многим таинствам Торы, которых не знал никто в его поколении. А солнце долго отказывалось заходить, словно ожидая, когда он завершит свой последний урок.
Днём смерти великого учёного стал Лаг Ба-Омер, и рабби Шимон бар Йохай, похороненный на горе Мерон, завещал нам ежегодно отмечать его, как большой праздник. Поэтому его уход из жизни всегда принято отмечать песнями, танцами и молитвами. Так он хотел.

И по сей день в традицию этого праздника  Лаг Ба-Омер входит зажигание костров. По всему Израилю вечером расцветают костры и еврейский стар и млад поёт и пляшет возле них, даря радость миру.
Эта традиция берёт своё начало в каббалистической книге «Зоар» (Сияние) рабби Шимона. Когда он умер, весь его дом наполнился неземным светом. Как сказано «Ибо заповедь – свеча, Тора – свет».
Поэтому костёр, свет – уподоблен Торе, знаниям о Высшем.

Ещё любимая традиция, особенно для детей, -  стрельба из лука.
В Лаг Ба-Омер школьникам, вообще, раздолье! Их вывозят на природу целыми классами в сопровождении бдительных учителей. Мальчишки готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и весёлые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.

Таак, что ещё… А вот! Есть традиция - у могилы того рабби Шимона бар Йохая на горе Мерон, что под городом Цфат на севере Израиля, собираются тысячи людей. Зажигают огромный костёр и веселятся до упаду. Поют песни в честь праздника и в память о рабби Шимоне.
Так всю ночь народ и веселится, музыка и танцы не заканчиваются до рассвета.

Уж исторически так сложилось и традиционно повелось, что, если евреев не смогли уничтожить, они начинают веселиться, петь, плясать и устраивать потрясающе грандиозные пиршества.
А радость, как известно, дело общенародное и заразительное.
По сему, предлагаю всем присоединиться и начать уже праздновать!

Анна Орлович (Anat Or Lev) ©


Рецензии
Анна, книга нужна. Такое чудо -Ваши истории. Я открываю с каждой какую-то новую удивительную черту в народе, о котором так мало знала.
Великолепная проза.
Ваша

Татьяна Алейникова   08.01.2010 21:47     Заявить о нарушении
Татьяночка, искренне Вам благодарна! И очень-очень рада, что Вам инетересно!

Анна Орлович   08.01.2010 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.