Глава 22. Эстафета поколений

            
          В  этой   главе   я  хочу  коснуться   темы,   которую обычно вслух не обсуждают.
          О   прошлом   наших отцов и дедов мы стараемся не говорить, привыкли  скрывать   свое   происхождение, да и сведений об  их жизни у нас обычно до обидного мало.
          Давно   известно, что  только  тот род, семья, народ процветают,  где   накопленный  одним  поколением опыт, богатство, духовные  ценности передаются следующему по наследству.
          Это    наглядно  мы   видим  в Германии, где многие ремесла, недвижимость одно поколение передает другому.               
          
          У   нас  этот  естественный   процесс  развития  был взорван  в  1917 году, произошел распад еврейских семей, разрушены     родительские    дома,   старики,  в основном уничтожены,  а   дети    разбросаны  по   всему Советскому Союзу и миру.   
          Стало  стыдно  и  опасно  писать   в автобиографии,  кто    твои    родители,     где     жили,   чем     занимались     до           революции,     -     ведь          многие           были ремесленниками,     мелкими     торговцами,     носителями частнособственнической       морали,        потенциальными врагами советской власти.  О   родственниках  за границей упоминать было смерти подобно.
           После   1917  года еще два исторических события в жизни     Советского     Союза    привели    к  дальнейшему разрушению    жизненных  устоев  семьи, рода, - это война (эвакуация)  и    перестройка, следствием    которой  стала эмиграция евреев в Израиль, США и Германию.



                К Р И К   Д У Ш И


                Кордоны раскрылись,      Я работе, творчеству
                Стал я выездной               Отдавал себя
                Покидаю Родину,             Покидаю Родину,
                Потерял покой                Здесь не нужен я

                Громоздятся баулы,        В памяти, сознании
                На душе тоска                Белых вишень цвет
                Покидаю Родину,             Покидаю Родину,
                Видно навсегда                Но не верю, нет!

                Так судьба сложилась,    Пожелай мне в старости
               
                Не моя вина                Обрести покой
                Покидаю Родину,            Покидаю Родину,
                Ты прости меня               Но вернусь домой


                По знакомым уличкам 
                Я пешком пройдусь
                На крыльцо родное
                Снова поднимусь!


            Сейчас   мой   возраст   заставляет меньше думать о будущем  и   больше  оглядываться назад, подводить итоги прожитой  жизни, стремиться узнать, кто мы есть на самом деле, откуда родом, кто были наши деды и прадеды.
          Чтобы     ответить  на   эти  и  другие  вопросы надо попытаться построить генеалогическое древо своего рода.
   
           Задача   эта   очень    непростая,   учитывая, что не сохранилось сведений о наших предках, - мы почти ничего не знаем, откуда они пришли, как оказались в Украине.
            Историки   пишут, что  в  Украине в начале 18 века проживало     больше     евреев,  чем     эмигрировало    из европейских    стран, - вспоминают      хазарское   ханство, исповедывающее иудейскую веру.
            Выходит, наши предки, - потомки хазар?
            С    наступлением     периода  гласности появились печатные  материалы, из которых, в    частности,     следовало, что не    последнее место в   развитии    Киева   занимала слобода, заселенная евреями.  Вспомним Шолом – Алейхемский Егупец.
            К   несчастью,  проживание     евреев     в     Киеве кончилось трагедией Бабьего Яра. 
            
            На юге   Украины,  в бассейне реки Ингул, в 1752 году      российское       правительство    основало военное поселение для защиты южных границ от  нападения  татар  и турок.  Поскольку   большинство   военных переселенцев были   выходцами  из  Сербии, то  и  край  стал называться Новою Сербиею.
            Было принято  решение построить крепость святой Елизаветы, а дальше начинаются загадки.
            Крепость   была    построена    и     существует  до настоящего   времени  в    виде     шестиугольника (звезда Давида), огороженная валом и глубоким рвом.               
         
           Дальнейшее развитие Елизаветграда (Кировограда) было    непосредственно      связано   с  евреями.    По   статистическим     данным    в   период   1836 года,  более  30  процентов  населения города составляли евреи.
           И       в    наше    время,     самые   известные  дома    в    историческом и архитектурном смысле носят еврейские имена:    дом    купца       Барского   (исторический музей), построенный      архитектором    Александром   Львовичем Лешневским.
           Большая    хоральная   синагога,  дом Заславского у реки  Ингул  (снесенный, при строительстве нового моста), дом   Вайсенберга, дом Мейтуса (музыкальная школа №1), дом   Гольденберга  ( третья  городская больница, в народе еврейская больница), дом
Македонских и т.д.
                                                
           На  границе   Одесской   и   Николаевской областей находится  район, где  с  незапамятных времен проживали евреи.  Это   Первомайск  (Голта,  Овидиополь,  Богополь), Юзефполь, Вознесенск, Константиновка.
           Это  место   компактного   проживания    евреев   в Украине  нашло  свое отражение во многих произведениях Шолом - Алейхема, в частности, в записках комивоежера.
           Я  так  подробно  пишу  об  этих местах, потому что родился  в   Первомайске,  живописном  городке со старым парком   на    реке     Синюха, -   притоке  Ингула,  отец из Юзефполя, мать из Константиновки.
          Здесь на берегу Южного Буга стоял дом моего деда, а   ныне    на    порогах    этой    быстрой   реки построена Первомайская атомная электростанция.
           Как  и  когда мои предки поселились в этом районе, откуда они пришли, сведений нет.
           Учитывая,  что   многие    фамилии      похожи    на немецкие и  язык, -  идиш,  которым мои предки владели в совершенстве,        можно       предположить,     что     они переселились  в  эти  края  из  Западной Европы, - сначала Польша,  Белоруссия,  затем  Украина и далее европейская часть России.
          На территории России за Уральским хребтом евреи практически   не    жили.    
          Интересно,  что когда во время войны   появились    первые    еврейские    семьи на Урале (Челябинск),    многие    местные   жители    бегали на них посмотреть, говорили, что у них рожки на голове.
          Мой   дед  по  линии  отца, -  Давид  в гражданскую войну  был убит на крыльце собственного дома, Юзефполь захватила банда Тютюника, бабушка умерла в 1931 году.
          Дети – 4  сыновей  и  2   дочери   рано  начали   свою самостоятельную жизнь.
          Мой   отец   Юрий  в    возрасте  14 лет за несколько километров  носил   мешки  с  сахаром, из которого варили конфеты, этим ремеслом занимался дед.
          Позднее,  более  50  лет,  он  проработал   в системе Облпотребсоюза.   К сожалению,  документов,  даже фото, о жизни предков по линии отца сохранилось очень мало.

         По   линии  матери  Полины    имеются   фотографии моего  деда  и    бабушки.   Интересно,   что  дед Григорий фотографировался   в     Одессе    (фотоателье     Михаила Белоцерковского)   в   1906    году, то - есть    фотографии более  100  лет,  а  она  сохранилась  без дефектов  (могли фотографировать в Одессе в начале XX века). 
         На   оборотной    стороне фото надпись: « На долгую память  Рахили Немировской. Глядя на эту карточку всегда вспоминай меня. Григорий».
         Так  я  узнал, что  девичья фамилия моей бабушки, - Немировская. Красивая фамилия, жаль, что я поздно узнал об этом, а то взял бы ее в качестве псевдонима.       
         Бабушка   Рахиль   умерла очень рано в возрасте 37 лет:   стирала     белье,      выскочила  во   двор     вешать, простудилась.  Остались  две дочки в возрасте  4 и 6 лет, -моя будущая мать Полина и её сестра Сара.
          Дед  женился  второй  раз на родной сестре Рахили, девочки      жили    с     отцом  и     тетей    Олей   до     их совершеннолетия.
 
         Я   уже    писал,  что  у  деда  был   большой  дом  в Константиновке.
         Здесь же была лавка и комнаты для приезжих.
         Позднее   он  этот  дом   продал  и  купил   другой в городе  Вознесенске.  Каждую  весну  Южный  Буг выходил из  берегов.  Вода   доходила   до   крыльца   дома.
        Мне  было 5 лет, но в памяти остался большой двор с вишневыми    деревьями,  и   необычный подарок, который мне   сделал    дед   ко   дню рождения, -  принес с  базара живого белого ягненка.       
        Сейчас   моему   внуку   Дмитрию уже двадцать лет, а внучке    Джессике   4  года, эта книга написана для них. Я хочу,   чтобы    они    знали,  откуда  родом, кто их предки, могли   видеть   фотографию  своего  пра – пра - пра  деда Григория.   
        Рождение     Джессики   было  большим и счастливым событием  в  нашей  семье,  рождение  девочки все ждали, до последнего времени у нас рождались только мальчики.
      
                Апрельский день принес нам радость,
                Внезапным был звонок с утра:
                «О мама, мама, - совершилось!
                Unsere       DAME     ist      DA“!!

                Скривилось  личико  в гримаске,
                Раздался  громкий  детский крик
                На мир взглянули чудо – глазки,
                Жизнь   изменилась  в  этот  миг

                Исчезли   страхи  и волненья,
                Восторгам близких нет конца
                Родители горды тобою,
                Родная внученька моя!

                Так  пожелаем  Джесси счастья,
                То   солнце   светит,  то  гроза
                Пусть  обойдут  тебя ненастья,
                Не  упадет   из    глаз слеза
   
         Жить  в    чужой   стране   и    оставаться    верными традициям своей семьи, рода очень трудно.
         Ведь   еврей,   оторванный  от   своего  прошлого, все равно, что дерево без корней.
         И  от   нас  сейчас  зависит, сумеем  ли  мы сохранить свой   род,  не   предать    предков,   выполнить те заветы, которые в своем завещании написал своим  детям  Шолом-Алейхем:
        « Религиозные  убеждения детей моих и внуков могут быть какие им угодно, но свое еврейское происхождение я прошу  их  сохранить. Те  из моих детей и внуков, которые отрекутся  от   еврейства  и   перейдут  в другую веру, тем самым   откажутся  от   своего    происхождения и от своей семьи и сами вычеркнут себя из моего завещания.
         «И нет им доли и участия в среде их братьев»
         Дети!    Носите   с  честью  мое трудом заслуженное еврейское  имя  и  да  будет  вам в помощь господь в небе. Аминь».
         
          На    мне,   каждом   из    моего    поколения,  лежит большая     ответственность,  чтобы    наши    дети и внуки поняли   и      прочувствовали    боль, с   какой   писал это завещание     народный     еврейский     писатель  Шолом - Алейхим.   
          Ведь    у    евреев,  живущих   в   Америке  или Германии,  или  другой   стране,   главная цель помнить о своих  еврейских   корнях,   не   предавать своих предков, оставаться      самим       собой,      какие  –  бы    внешние обстоятельства не довлели над ними.
          Сейчас  еврейская общественность в странах исхода принимает    меры, чтобы     сохранить   память  о   наших   предках.   Это   программа  «Песни  еврейского  местечка», предпринимаются  попытки   предотвратить  разрушение и уничтожение памятников культуры, языка идиш, еврейских кладбищ.
          Большой   трагедией   для нас  является  то, что при отъезде  мы  оставили  могилы  наших  близких;  не  очень просто   организовать уход   за   ними,     предохранить  от осквернения фашиствующими антисемитами.
         И эту задачу мы передаем нашим детям и внукам.


             Пошел   восьмой   десяток      лет,
             На    горло     наступает  старость
             Как   прежде   мыслям   сладу нет,
             Дай бог пожить еще хоть малость!


             Хочу  я  свой  оставить    след,
             Чтоб внуки, правнуки, их дети
             Не     повторяли    наших  бед,
             И    жили   счастливо на свете


             Ничто    не    вечно под луной,
             Но не    верна     эта  примета,
             Когда наш род пойдет за мной,
             И   не     прервется    эстафета    
         

               


Рецензии
Давид Кацман написал очень интересные воспоминания. Это не воспоминания известного человека, это не воспоминания человека, который встречался в жизни с известными людьми. Даже с легендарным директором Танкограда Зальцманом, который приходится автору дальним родственником, и с тем он лично не встречался...

Давид Кацман адресует свои воспоминания детям и внукам, он хочет, чтобы они знали, чем и как жили их предки. Поэтому присутствие в воспоминаниях "великих" и не обязательно, наверное...

Однако, по моему убеждению, именно воспоминания о своей жизни людей простых, никому, кроме родных и знакомых неизвестных, имеют свою, особую ценность. Только из них в будущем можно будет понять чем и как тогда жили люди. И не только детям и внукам Давида Кацмана, а всем, кто заинтересуется этим. Всем, кто этим заинтересуется, причем с самыми серьезными целями, с желанием понять то время, воспоминания простых людей помогут это сделать.

Хочется обратить внимание еще на один момент. Автор - еврей. Его восприятие жизни не может не отличаться, к примеру, от восприятия украинца - жителя Николаева или Кировограда. Не потому, что для еврея его родина не столь родная и он не совсем такой. А потому, что ему этом часть напоминали, его этим укоряли.

Все, кто более-менее внимательно порочел написанное, ясно видит, что евреи, как и все граждане той страны, которой сейчас нет (были, конечно, исключения и среди евреев, и среди русских, и среди татар), с увлечением работали, тяжело и не всегда весело жили, не жалея себя защищали эту страну, что они были "как все". Давид Кацман ввел нас в свою семью и мы еще раз убедились (те, кто этого раньше не знал, предубежденный против евреев, может быть впервые), что они, евреи, жили "как все", а иногда и труднее, чем их соседи...

Всем нам есть о чем вместе вспомнить - у нас была одна судьба. И приближающаяся очередная памятная дата - день Победы только одна из наших общих радостей и печалей.

Вот о чем воспоминания Давида Кацмана, вот чем они мне показались интересны.

Игорь Абросимов   03.03.2010 18:21     Заявить о нарушении