Селиванов Е. П

Селиванов Иван Петрович родился 7.06.03 г. в селе Покровское Московской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 3 класса сельской школы.
В 1924 г. добровольцем вступил в РККА. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1928 г. окончил Московскую военную инженерную школу. Служил командиром саперного взвода.
В мае-августе – стажёр-летнаб 10-го авиаотряда (Оренбург). В 1931 г. окончил 3-ю объединенную школу летчиков и летнабов в Оренбурге. Был оставлен в авиашколе инструктором. С октября 1932 г. – инструктор по вооружению Монинских курсов тяжёлой авиации, с мая 1933 г. – инструктор Ейских штурманских курсов. В инее 1935 г. окончил курсы штурманов при Ейской военной авиашколе морских лётчиков.
Служил в авиабригаде Московского военного округа. Был штурманом бомбардировочной эскадрильи.
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с 12 мая по 1 сентября 1938 г. Был штурманом скоростной бомбардировочной эскадрильи. Совершил 22 боевых вылета на СБ.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: «27 июля 1937 года шесть самолетов СБ в составе двух звеньев (ведущий - Селиванов) получили задание - бомбардировать группу японских кораблей в районе Хукоу на Янцзы. Самолеты шли в правом пеленге…
В районе цели ведущий группы обнаружил около 20 кораблей, стоящих на рейде. Заходя на боевой курс для бомбометания, попал в сплошную облачность. Пришлось снизиться до высоты 6,5 тыс. м. Не найдя просвета, он снова набрал высоту и направился на восток. Здесь он обнаружил новую цель - восемь кораблей противника.
Ведущий же второго звена, действуя самостоятельно, развернулся и повел свое звено на первую цель, с 7,5 тыс. м. Вошел со снижением в облачность и на высоте около 3,5 тыс. м, внезапно появившись из-под облаков, сбросил бомбы. Налет был настолько неожиданным, что самолеты не были обстреляны зенитной артиллерией военных кораблей и только береговые орудия успели дать залп при отходе. В результате три корабля были потоплены, и на двух возник пожар.
Первое звено между тем сбросило бомбы на вторую цель, один корабль был уничтожен и один выведен из строя. Все самолеты благополучно вернулись на свой аэродром[1]».
22.02.39 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, капитан Селиванов Иван Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 124.
Избирался делегатом XVIII съезда ВКП(б).
С февраля 1939 г. – штурман тяжелобомбардировочной авиабригады. В июле возглавлял группу инженеров НИИ ВВС для оказания помощи в перелётах Хабаровск – Камчатка – Сахалин..
Участвовал в советско-финской войне. Был штурманом 13-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Совершил 12 боевых вылетов на ДБ-3. Был награждён орденом Красной Звезды.
В марте 1940 г. в письме в ЦК ВКП(б) он проанализировал достоинства и недостатки дальнего бомбардировщика ДБ-3: «На ДБ-3 у штурмана один пулемет, но из него стрелять почти невозможно. Мне в воздухе только один раз представилась возможность стрелять по идущему впереди финскому Гладиатору. Но когда откроешь для стрельбы форточку кабины, бьет такая струя воздуха, что не только стрелять, но нечем дышать…
На ДБ-3 так устроен монтаж от замков к электросбрасывателю, что при подвешенных 14 бомбах (100-килограммовых) при сбрасывании серией четырех первых бомб получается промежуток в 150-200 м.
А это значит, что, если штурман даже хорошо сделает расчеты и наводку, четыре бомбы могут упасть около железнодорожной станции – дальше пустой промежуток в 200 м (где находится станция) и после остальные 10 бомб.
В Ладейном поле заблудилась и в сумерках села эскадрилья 24-го полка ДБ-3. Из девяти самолетов – четыре разбили при посадке. Вылетели с большим опозданием по времени, да еще заблудились.
Почему? Задание получили накануне вылета в 21 час, в 5 часов утра штаб ЛВО прислал другое и за 15 минут до взлета дали третью цель. В результате недостаточно хорошо подготовились[2]».
В 1940-41 гг. – штурман-инспектор Летной инспекции ВВС Красной Армии.
Участвовал Великой Отечественной войне. В сентябре – декабре был штурманом ВВС 52-й армии.
В декабре 1941 – июне 1942 – инспектор Инспекции ВВС Красной Армии.
В июле 1942 г. – мае 1945г. - главный штурман 8-й ВА. При его активном участии производились расчеты для определения средств поражения, осуществлялся выбор наиболее рациональных маршрутов полетов, обеспечивавших взаимодействие авиачастей в воздухе, достигались внезапность, точность и своевременность выхода экипажей и групп к целям, летный состав своевременно обеспечивался топографическими картами. Все это требовало огромных усилий и оперативности в работе, а возможности штурманской службы были ограничены.
Участвовал в Тихвинской оборонительной и наступательной операциях, Сталинградской битве, освобождении Донбасса, Крыма, Закарпатья, Чехословакии, Польши. Совершил 16 боевых вылетов на бомбардировщиках Пе-2 и А-20G, а также на По-2.
В 1942 г. был ранен осколками снаряда в ногу и спину под Сталинградом. В начале мая 1944 г. на выходе из Севастопольской бухты на Пе-2 потопил транспорт противника водоизмещением 3000 т.
4.02.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
После войны главный штурман 1-й армии БВО. Затем служил в Главной инспекции ВС СССР. В 1946-47 гг. был заместителем генерал-инспектора ВДВ, в 1947-49 гг. - старшим инспектором бомбардировочной авиации Сухопутных войск, в 1949-54 гг. – главный штурман истребительной авиации ПВО. С августа 1954 г. в запасе.
Заслуженный военный летчик СССР.
2.10.84 г. умер. Похоронен в Москве на Кунцевскомкладбище.
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина (1939, 1950), тремя орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1944, 1954), орденом Отечественной войны 1-й степени (1943), орденом Красной Звезды (1940), медалями, чехословацким орденом.

Литература:
1.Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 83

Примечания:
 [1] Слюсарев С.В. Указ соч. С. 265.
 [2] Якубович Н.В. Авиация СССР накануне войны. – М.: Вече, 2006. С. 137.


Рецензии