Селиванов Е. П

СЕЛИВАНОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ

Родился 7.06.03 г. в селе Покровское Московской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил церковно-приходскую школу 1-й ступени в селе Покровское, затем продолжил учёбу в школе 2-й ступени в Рузе. Член РКСМ с 1922 г.

В 1924 г. добровольцем вступил в РККА. Член ВКП(б) с 1926 г. В 1928 г. окончил Московскую военную инженерную школу имени Коминтерна. Служил командиром саперного взвода.

С 1930 Г. в ВВС РККА. В мае-августе 1930 г.– стажёр-летнаб 10-го авиаотряда в г. Оренбурге.

Вспоминает генерал-майор авиации Селиванов: «Из нашей дивизии подали рапорты 5 командиров взводов. Летом 1930 года нас направили сначала в Липецк на приёмную комиссию, а затем — на стажировку в 10-й авиаотряд в Орле. За три месяца мы прошли предварительное изучение теории полётов и первую лётную практику.

Перед концом стажировки на аэродроме была катастрофа. У взлетавшего Р-1 сдал мотор, самолёт упал в центре аэродрома с полными баками бензина и полным комплектом боевых пулемётных патронов. Самолёт сразу воспламенился, начали взрываться патроны, бензобаки, и на наших глазах в течение 5 минут сгорели придавленные мотором лётчик и лётный наблюдатель.

На стажёров эта другая сторона службы в авиации произвела сильное впечатление: двое из нашей группы отказались от дальнейшей службы в авиации, а трое оставшихся, в их числе и я — осенью выехали в Оренбург».

В 1931 г. окончил 3-ю объединенную школу летчиков и летнабов в Оренбурге. Был оставлен в авиашколе инструктором бомбардировочного отдела. С октября 1932 г. – инструктор по вооружению Монинских курсов тяжёлой авиации (с мая 1933 г. –Ейские штурманские курсы). Проведя первый выпуск, по настоятельной личной просьбе включён в список слушателей этих курсов. В июне 1935 г. окончил курсы штурманов при Ейской военной авиашколе морских лётчиков. Служил штурманом 45-й бомбардировочной эскадрильи МВО.

Вспоминает генерал-майор авиации Селиванов: «В 1936 году у меня было два серьёзных лётных происшествия, едва не окончившихся катастрофой.

Первое — при возвращении с планового полёта на военный аэродром Монино. Тогда у самолёта Р-6 остановились моторы и пришлось садиться на сосновый лес.

Второе — при испытании ДБ-1. После взлёта с Центрального аэродрома Москвы также отказали моторы. Высота — 300 метров. Время — 11 часов дня. Под нами — Ленинградское шоссе. Снизили высоту ещё больше, чтобы не свалиться в „штопор“, и стали тянуть обратно к аэродрому. Сверху мне было отлично видно, что глиссады планирования, а это — 120 км/час, нам явно не хватит. В это время к глиссаде приблизилась крыша небольшого дома у шоссе. На неё и приземлились. Никто из жителей — ни дома, ни района — не пострадал».

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с 12 мая по 1 сентября 1938 г. Был штурманом скоростной бомбардировочной эскадрильи. Совершил 22 боевых вылета на СБ.

Вспоминает генерал-майор авиации Селиванов: «Как-то зимой 1938 года лётный состав нашей эскадрильи был вызван в Москву. Нам предложили оказать военную помощь народу Китая… Ранней весной лётно-технический состав нашей эскадрильи, что-то около 50 человек, в штатских костюмах, без паспортов и документов выехали в Иркутск. Там получили новые самолёты СБ, провели лётную подготовку и в боевом строю вылетели через Монголию в Китай. Перелёт на такое громадное расстояние, по тем временам, был трудным и серьёзным испытанием. Пустыню Гоби пересекали на высоте 4000 метров: внизу была сильная песчаная буря, и песок не должен был попасть в моторы… На такие маршруты, да ещё в составе эскадрилий ранее мы не летали. Но всё было преодолено, и через несколько дней приземлились в центральной части Китая на аэродроме города Ханькоу».

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: «27 июля 1937 года шесть самолетов СБ в составе двух звеньев (ведущий - Селиванов) получили задание - бомбардировать группу японских кораблей в районе Хукоу на Янцзы. Самолеты шли в правом пеленге…

В районе цели ведущий группы обнаружил около 20 кораблей, стоящих на рейде. Заходя на боевой курс для бомбометания, попал в сплошную облачность. Пришлось снизиться до высоты 6,5 тыс. м. Не найдя просвета, он снова набрал высоту и направился на восток. Здесь он обнаружил новую цель - восемь кораблей противника.

Ведущий же второго звена, действуя самостоятельно, развернулся и повел свое звено на первую цель, с 7,5 тыс. м. Вошел со снижением в облачность и на высоте около 3,5 тыс. м, внезапно появившись из-под облаков, сбросил бомбы. Налет был настолько неожиданным, что самолеты не были обстреляны зенитной артиллерией военных кораблей и только береговые орудия успели дать залп при отходе. В результате три корабля были потоплены, и на двух возник пожар.

Первое звено между тем сбросило бомбы на вторую цель, один корабль был уничтожен и один выведен из строя. Все самолеты благополучно вернулись на свой аэродром[1]».

22.02.39 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, капитан Селиванов Иван Павлович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 124.

В 1939 г. избирался делегатом XVIII съезда ВКП(б).

С февраля 1939 г. – штурман тяжелобомбардировочной авиабригады 1-й АОН. В июле 1939 г. возглавлял группу инженеров НИИ ВВС для оказания помощи в перелётах Хабаровск – Камчатка – Сахалин.

Участвовал в советско-финской войне. Был штурманом 13-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Совершил 12 боевых вылетов на ДБ-3.

15.01.40 г. награждён орденом Красной Звезды.

В марте 1940 г. в письме в ЦК ВКП(б) он проанализировал достоинства и недостатки дальнего бомбардировщика ДБ-3: «На ДБ-3 у штурмана один пулемет, но из него стрелять почти невозможно. Мне в воздухе только один раз представилась возможность стрелять по идущему впереди финскому Гладиатору. Но когда откроешь для стрельбы форточку кабины, бьет такая струя воздуха, что не только стрелять, но нечем дышать…

На ДБ-3 так устроен монтаж от замков к электросбрасывателю, что при подвешенных 14 бомбах (100-килограммовых) при сбрасывании серией четырех первых бомб получается промежуток в 150-200 м.

А это значит, что, если штурман даже хорошо сделает расчеты и наводку, четыре бомбы могут упасть около железнодорожной станции – дальше пустой промежуток в 200 м (где находится станция) и после остальные 10 бомб.

В Ладейном поле заблудилась и в сумерках села эскадрилья 24-го полка ДБ-3. Из девяти самолетов – четыре разбили при посадке. Вылетели с большим опозданием по времени, да еще заблудились.

Почему? Задание получили накануне вылета в 21 час, в 5 часов утра штаб ЛВО прислал другое и за 15 минут до взлета дали третью цель. В результате недостаточно хорошо подготовились[2]».

В 1940 - 1941 гг. – штурман-инспектор Летной инспекции ВВС Красной Армии.

Участвовал Великой Отечественной войне. В сентябре – декабре 1941 г. был штурманом ВВС 52-й армии.

В декабре 1941 – июне 1942 гг. – старший инспектор Инспекции ВВС Красной Армии.

В июле 1942 г. – мае 1945г. - главный штурман 8-й ВА. При его активном участии производились расчеты для определения средств поражения, осуществлялся выбор наиболее рациональных маршрутов полетов, обеспечивавших взаимодействие авиачастей в воздухе, достигались внезапность, точность и своевременность выхода экипажей и групп к целям, летный состав своевременно обеспечивался топографическими картами. Все это требовало огромных усилий и оперативности в работе, а возможности штурманской службы были ограничены.

Участвовал в Тихвинской оборонительной и наступательной операциях, Сталинградской битве.

05.08.42 г. в районе населённого пункта Большие Чапурники под Сталинградом при выполнении наблюдательного полёта на самолёте связи, был сбит двумя немецкими истребителями МЕ-109. Был ранен.

С июля 1942 по май 1945 гг. — Главный штурман 8-й воздушной армии (Юго-Западный, Сталинградский, Южный, 4-й Украинский фронты).

03.02.43 г. полковник Селиванов был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе указывалось: «Тов. Селиванов в Отечественной войне участвует с первых дней. На Сталинградском фронте с момента его действия. За период Сталинградской операции по обороне Сталинграда и окружению войск противника – лично подготовил около 100 авиаполков, пришедших на укомплектование Армии, по штурманской подготовке и изучению района боевых действий. Всю работу проводил непосредственно в боевых частях. В августе месяце был сбит в районе Сталинграда и ранен в ногу и в руку. В результате хорошей штурманской подготовки кадров авиаполков потери ориентировки в случае бомбежки по своим войскам в частях Армии сокращены. Служба земного обеспечения самолетовождения за весь период Сталинградской операции выполнялась хорошо и обеспечивала ночную боевую работу частей Армии»[3].

30.09.43 г. награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Участвовал в освобождении Донбасса и Крыма.
 
04.02.44 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

В начале мая 1944 г. на выходе из Севастопольской бухты на Пе-2 потопил транспорт противника водоизмещением 3000 т. На самолёте По-2 бомбил позиции немцев в Севастополе, а на самолёте А-20G «Бостон» — на Сапун-горе.

17.05.44 г. награжден вторым орденом Красного Знамени. В наградном листе указывалось: «Имеет большой практический опыт в руководстве частями по штурманской подготовке. Штурманская служба 8 ВА по 1943 г. в ВВС КА вышла на первое место, за достигнутые успехи в постановке штурманской службы Главный Маршал Авиации т. НОВИКОВ тов. СЕЛИВАНОВУ объявил благодарность. На протяжении всей Никопольской и Крымской операции. т. СЕЛИВАНОВ находился в боевых частях Армии, где непосредственно сам занимался вопросом контроля и поверки знаний летным составом штурманского дела, изучением района действий и методом бомбометания с разных высот. За последнее полугодие значительно повысилась эффективность бомбовых ударов и точный выход на цель. Только за период Крымской операции соединения 8 ВА произвели более 26000 маршрутных полетов, не имея при этом случаев потери ориентировки и невыходов на заданную цель. Лично тов. СЕЛИВАНОВ за Никопольскую и Крымскую операции на самолетах ПЕ-2, А-20-Б и У-2 сделал 7 боевых вылетов из них 5 на Севастополь. 15.4.44 г. звено ПЕ-2, ведомое т. СЕЛИВАНОВЫМ, с пикирования потопило большой вражеский транспорт в бухте Северная»[4].

Участвовал в освобождении Закарпатья, Чехословакии и южной Польши.

03.11.44 г. награжден третьим орденом Красного Знамени.

Всего за время Великой Отечественной войны выполнил 16 боевых вылетов.

После войны был главным штурманом 1-й воздушной армии БВО. В 1946-47 гг. служил в Главной инспекции ВС СССР. Был заместителем генерал-инспектора ВДВ. В 1947-49 гг. - старшим инспектором бомбардировочной авиации Сухопутных войск, в 1949-54 гг. – главный штурман истребительной авиации ПВО.

22.02.53 г. избран депутат Фрунзенского районного совета Москвы 4-го созыва от избирательного округа № 245.

С августа 1954 г. в запасе. Жил в г. Москве. Был членом Общества советско-китайской дружбы при Московском комитете ветеранов войны.

25.01.70 г. приказом Министра национальной обороны ЧССР ему было присвоено звание «Заслуженный военный летчик Чехословакии».

02.10.84 г. умер. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина (22.02.39, 15.11.50), четырьмя орденами Красного Знамени (03.02.43, 17.05.44, 03.11.44, 05.11.54), орденом Отечественной войны 1-й ст. (30.09.43), орденом Красной Звезды (15.01.40), медалями, чехословацким орденом Военный крест 1939 (03.04.46) и медалями.


Литература:

1.Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 83


Примечания:

[1] Слюсарев С.В. Указ соч. С. 265.

[2] Якубович Н.В. Авиация СССР накануне войны. – М.: Вече, 2006. С. 137.

[3]

[4] Там же.


Рецензии