Сухов И. С

Сухов Иван Степанович родился 19.09.07 г. в селе Белорецкий Завод в Башкортостане, в семье рабочего. Русский. Окончил семилетку. В 1919-21 гг. работал речником и ремонтным рабочим на Белорецкой железной дороге. В 1921-25 гг. - грузчиком на Белорецком металлургическом заводе, в 1925-28 – мастером-гвоздарем на проволочно-гвоздильном заводе.
В РККА с сентября 1928 г. В 1931 г. окончил Казанскую военную пехотную школу. Служил в Приволжском военном округе в пехоте.
В декабре 1932 г. окончил 3-ю объединенную школу летчиков и летнабов в Оренбурге. В 1934 г. поступил на высшие курсы штурманов бомбардировочной авиации в Ейске, которые окончил в 1935 г. Был штурманом 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи БВО.
Член ВКП(б) с 1938 г.
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с 30 марта по 1 сентября 1938 г. Был штурманом эскадрильи скоростных бомбардировщиков. Летал в экипаже капитана Хрюкина. Совершил 28 боевых вылетов, налетав 69 часов. Награжден орденом Красного Знамени.
Весной 1938 г. бомбовым ударом тяжело повредил японский легкий авианосец, самолеты которого не успели подняться для перехвата - слишком медленно они стартовали при отсутствии встречного воздушного потока и малой скорости корабля в узкой для маневра и изобилующей мелями акватории реки…
Вот как об этом рассказывает писатель А.З. Афиногенов: «Пошли бомбить переправу через Янцзы, а облачность - до земли, видимость над целью - ноль. Штурман Сухов Иван Степанович говорит: «Командир, вверх по Янцзы погода лучше, пойдем туда...» Чтобы, значит, бомбы домой не привозить...
Японцев врасплох не поймаешь. И не думай! У них все стены с ушами. Хрюкин, хочу сказать, молчать умеет и других приучал... железной рукой. Железной. Надо что обсудить, огласить командирское решение - уходим в поле. «Азия! Восток!» А в столовой или в общежитии разговоры на одни житейские темы... О боевой работе - ни гу-гу. Хрюкин пресекал, вплоть до откомандирования на родину...
Ведь сколько за этой авиаматкой гонялись... Разведка доносит: «Барыня», — это шифр ей дали такой, или прозвище, - «Барыня» стала на якорь в устье...» Наши по газам, мчат в устье, а «Барыни» и след простыл. Один экипаж застукал ее на ходу, а система сбрасывания не сработала... как заговоренная. Водит за нос и не дается, верно, что «Барыня»... А Иван Степанович ее учуял. Замаскирована, конфигурация изменена, наподобие какой-то дамбы с мостками, крейсера ее прикрывают. Сухов вначале-то за крейсер зацепился, его увидел, потом авианосец... «Командир, шесть градусов левее!.. Бьем по «Барыне» с ходу!» «Где?.. Куда?.. Не вижу!.. - это Хрюкин. - Не примерещилось, Иван?»
Про Сухова так говорили: штурман божьей милостью, истинный представитель культурных людей в авиации, но пользуется своими приемами. Прицелу будто не доверяет, бомбит по наитию, через носок унта. Иван Степанович на это обижался: я, говорит, не шаман, я укладываю бомбы на заказ и по науке!..
Крейсера ощерились, шпарят из всех стволов, Иван Степанович клещом в находку впился. «Три градуса, - дышит, - так держать!..» Хрюкин - «Теперь вижу! Есть держать!..»
Наша бомба влетела в дымовую трубу авиаматки. Разведка сразу просигналила, потом японские газеты писали: бомба разорвалась в дымовой трубе... В Ханькоу, когда наградные оформляли, Хрюкин заявил: «Во главу списка поставить Сухова. Принципиально. Поскольку штурман экипажа активным поиском и уверенным маневром обеспечил ликвидацию важного военно-морского объекта[1]».
Японские авианосцы принимали активное участие в войне в Китае. В разное время в китайских водах находились 2 легких («Хосё»[2] и «Рюдзё»[3]) и 2 тяжелых авианосца («Акаги»[4] и «Кага»[5]). По японским данным ни один авианосец за время боев в Китае потоплен не был.
Скорее всего, группе Хрюкина удалось повредить легкий авианосец «Хосё», который после возвращения в Японию был поставлен на капитальный ремонт и ремонтировался до октября 1940 г., или «Рюдзё», в конце 1939 г. выведенный в резерв и вновь вошедший в состав флота лишь в июне 1941 г.[6]
 22.02.1939 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, капитан Сухов Иван Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 470.
В 1938-39 гг. – штурман 18-го скоростного бомбардировочного авиаполка МВО. Участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию.
С ноября 1939 г. - инспектор-штурман Управления боевой подготовки ВВС РККА.
Участвовал в советско-финской войне.
С августа 1940 г. – штурман авиадивизии в Прибалтийском военном округе.
Участвовал в Великой Отечественной войне. В июне-августе 1941 — штурман 8-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западного фронта, с августа 1941 — в распоряжении командира 81-й авиадивизии, в январе-апреле 1942 — штурман авиаэскадрильи 433-го разведывательного авиационного полка, в апреле-ноябре 1942 — штурман ВВС 26-й армии Карельского фронта, в ноябре 1942-марте 1943 — старший штурман 259-й истребительной авиационной дивизии Карельского фронта, в марте 1943-мае 1945 — главный штурман 5-го истребительного авиационного корпуса 1-го Украинского фронта. Участвовал в оборонительных боях в Прибалтике и Заполярье, в Курской битве, битве за Днепр, освобождение Правобережной и Западной Украины, Берлинской и Пражской операциях.
С 1946 г. полковник Сухов в запасе.
В 1946-50 гг. – штурман-испытатель авиазавода N 51 в г.Реутов Московской области. Участвовал в испытаниях прямоточных воздушно-реактивных двигателей конструкции В.Н.Челомея на летающих лабораториях Ту-2ЛЛ и Пе-8ЛЛ. В 1950-58 гг. – штурман-испытатель НИИ самолётного оборудования в г.Жуковский Московской области. Участвовал в испытаниях различного оборудования на самолётах Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-28.
Умер 11.10.76 г. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Именем Героя названа улица в г. Белорецке.
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден орденами Ленина (1939), Красного Знамени (1945), Отечественной войны 1-й степени (1944), двумя орденами Красной Звезды (1940, 1944), медалями.

Литература:
1. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 87-88
 2. Славные сыны Башкирии. Кн. 1 – Уфа, 1965. С. 415-421

Примечание:
 [1] Анфиногенов А.З. Мгновение — вечность. — М.: Московский рабочий, 1994.
 [2] Легкий авианосец «Хосё». В строю с 1922 г., водоизмещение - 10757 т, скорость - 26,5 узлов, вооружение - 15 самолетов, 4 – 140 мм орудия, 2 – 76 мм зенитки, экипаж - 550 чел., сдан на слом в 1947 г.
 [3] Легкий авианосец «Рюдзё». В строю с 1933 г., водоизмещение - 13650 т, скорость – 29 узлов, вооружение - 27 самолетов, 8 – 127 мм орудий, 4 – 25 мм автомата, 24 пулемета, экипаж - 600 чел., погиб 24.08.42 г.
 [4] Тяжелый авианосец «Акаги». В строю с 1927 г., водоизмещение - 36500 т, скорость - 31 узлел, вооружение - 101 самолет, 6 – 203 мм орудий, 12 – 120 мм зениток, 28 – 25 мм автоматов, экипаж - 2000 чел., погиб 5.06.42 г.
 [5] Тяжелый авианосец «Кага». В строю с 1928 г., водоизмещение - 26900 т, скорость – 27,5 узллов, вооружение - 60 самолетов, 10 – 203 мм орудий, 12 – 120 мм зениток, 22 пулемета, экипаж - 1340 чел., погиб 5.06.42 г.
 [6] См. подробнее: Бешанов В.В. Энциклопедия авианосцев / Под общ. редакцией А.Е. Тараса – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.


Рецензии