Эрик Рыжий

Такое ощущение, что многие первооткрыватели были дальтониками или импрессионистами. Такая путаница в цветах.
Красное море, желтое море, черное море - и не одного синего.

Ну, а Гренландия? Не понимаю, как можно было назвать зеленой страной остров, который почти целиком укрыт льдом и снегом толщиной два с половиной километра. Не исключено, что кое-что зеленое там имеется, однако, чтобы в этом убедиться, надо сначала остров расчистить от снега.
Местным это не под силу. Такую работу могли бы сделать только китайцы. Причем, если бы они переселились туда все до единого, включая тех, что забаррикадировались на Тайване. Лет за двести управились бы.

Все это, конечно, теория. В худшем случае, практика далекого будущего, да и вообще, китайцы здесь не причем. Среди китайцев рыжих нет, а название это родилось именно в рыжей голове. Это установлено достоверно и никем не оспаривается. Вопрос в другом, зачем Эрик Рыжий, открывший Гренландию, затеял эту скандальную подмену? Что-то ведь двигало им?

Долгое время всех устраивала байка о том, что хитрый викинг решил таким образом заманить на остров побольше переселенцев. Не верил, что практичные соплеменники согласятся поменять обжитые места на узкую, освобожденную от материкового льда прибрежную полоску земли, вот и наврал им про зеленую травку. Но эта версия не заслуживает доверия и даже в какой-то степени оскорбительна по отношению к древнему народу.
Ну, что они, в самом деле, слабоумными были, не знали где север, а где юг? Отправились в сторону айсбергов в надежде на дубовые рощи? Вряд ли.

Это были опытные мореплаватели и закаленные воины, которые освоили немало других земель. Таких на мякине не проведешь.
К тому же сам Эрик во время плавания находился в их полном распоряжении. За подобные шуточки его рыжую голову мигом бы раскололи на две половинки.
Так что дело было вовсе не в рекламном трюке. И не в коварстве сына Торвальда Асвальдсона. Историки не учли, что зеленый цвет присущ не только лесам и полям, а название свое Гренландия могла обрести совсем по другим признакам.

Однажды люди Эрика устроили обвал на усадьбу Вальтьова - Вальтьовов Двор. Распри между соседями были делом привычным в ту пору. Дрались по поводу и без повода. Выдранные бороды не успевали отрастать, а про синяки под глазами и говорить нечего. Нет, чтоб сесть однажды за стол, обсудить спокойно взаимные претензии, простить былые оскорбления, пожать друг другу руки, да и жить дальше в мире и согласии. Какое там! Им это даже в голову не приходило. Простить?! Еще чего! Зуб за зуб! До принятия христианства Исландией оставалось целых восемнадцать лет. В общем, язычники - что с них возьмешь!

Но одно дело при удобном случае намять бока обидчику, а другое - обрушить скалу над его домом. За такое высшая мера полагается. И тогда родственник Вальтьова, Эйольв, по кличке Дерьмо, подловил тех ребят у Озерного Рога и убил их.
По сей день остается неизвестным, кто все-таки кашу заварил, сам Эрик Рыжий или отбившиеся от рук подчиненные. Но отреагировал он незамедлительно и в духе времени: Эйольва отделал секирой и по кускам сбросил с обрыва в море. А заодно с ним и Храфна Драчуна - нечего встревать в чужие разборки.
Возможно, с тех пор в народе и появилась пословица: рыжий да красный - человек опасный.

Весть о бесчинствах рыжего самодура разнеслась по округе и достигла ушей депутатов Альтинга. Возмущенные государственные мужи тут же постановили отдать его под суд, который и вынес решение - изгнать Эрика, сына Торвальда Асвальдсона из страны.
Чтоб духу его не было десять лет, а там поглядим.
В один миг Эрик лишился своих покровителей и превратился в изгоя. Никто из местных вождей не рискнул бы нарушить решение высшего органа власти и заступиться за него. Да, на сей раз он влип серьезно.
Куда ж податься?

Некоторое время Эрик скрывался в усадьбе своей тещи Торбьёрг, по прозвищу Корабельная Грудь. Могучая женщина в своем зяте души не чаяла и от судебного решения пришла в бешенство: "Да они там что, из ума выжили? Из-за какого-то дерьма (намекая на кличку Эйольва) лишать человека родной земли, где это видано?! А Храфна Драчуна давно было пора наказать! Сам то он - сколько народу покалечил! О, Великий Один, вразуми глупцов и помоги Эрику!"
Но причитания фру Торбьёрг не могли повлиять на судьбу любимого родственника. Рано или поздно его ожидала дальняя дорога среди волн и айсбергов. Да и поделом ему.

У подножья ледника Лаунгйёкулль в долине гейзеров тем временем случилось непредвиденное. Вырывавшийся из-под земли пар сначала порозовел, а затем и вовсе стал красным. Трехметровый кратер гейзера заполнился вязкой массой красного цвета, которая продолжала выпирать наружу и скоро заполнила собой весь участок. Подобное явление повторилось и в других местах острова с той лишь разницей, что цвет выходившего из недр вещества варьировался от лимонного до темно-охристого. Жители южных районов страны рассказывали, что по склонам вулкана Гекла день и ночь стекают потоки ярко-синего цвета.

- Боги посылают нам знаки, - объявил спикер Альтинга, - но что они означают? Гневаются они на нас или предупреждают о надвигающейся беде? Может быть, Исландию ожидает новая война, и враг уже приближается к нашим берегам?
Что ж, нам не привыкать. Наш народ не велик, но мы всегда могли постоять за свою свободу. Наши боевые топоры остры! Наши сердца преданны кодексу Чести Героев! Да поможет нам Тор!

Однако худшие предчувствия викингов не подтвердились. Никаких нападений на остров не последовало, ни катаклизмов, ни мора не случилось. Всё как и прежде шло своим чередом. Даже обидно как-то: настроились на драку, а противник не явился. Пришлось топоры да копья отложить в сторону и заняться изучением той самой цветной жижи, с которой, собственно, всё и началось.
К тому времени навалило ее видимо-невидимо, местами выше головы. А что с ней делать, сразу и не поймешь.

Тут бы химический анализ провести, определить свойства загадочного материала, да химиков среди викингов было не больше, чем попугаев за полярным кругом. Оттого-то и не догадывались они, что произошел в их краях массовый выброс залежей масляной краски на поверхность земли. Несметные запасы киновари, охры, синего кобальта, марса коричневого, миллионы лет пролежавшие у них под ногами, вырвались наружу и раскрасили местный пейзаж во все цвета радуги.
Почти во все.

Сначала все ходили вокруг чудного болотца, смотрели, окунали пальцы, принюхивались.
Наконец, кто-то смекнул краской этой забор вокруг усадьбы вымазать, кто-то лодку. Получилось очень даже.
Была старая, неказистая, а стала красивая, глаз не оторвешь - первый сорт.
Народ дружно подхватил начинание, и скоро в округе не осталось ни одного дома, сарая или даже колышка в огороде не покрытого свежей краской. Домашняя утварь, и та запестрела разными цветами. Красили всё, что попадалось под руку, от дубовых сундуков до пуговиц и пряжек на поясе. Творили, кто во что горазд. От разнообразия вкусов рябило в глазах.
Местные купцы наполнили краской бочки и поплыли с новым товаром во Фрисландию. Успех превзошел все ожидания. Фризы скупили всю партию на корню и наперебой требовали привезти еще. Вот так удача, слава Одину!
И пошла торговля, только успевай крутиться.

Быть бы Исландии самой богатой страной в Европе, да тут, как назло, на пути к счастливому будущему обнаружилось препятствие. Стали закупщики претензии предъявлять - товар, мол, ваш хороший, качественный, но некомплектный. Все цвета есть, кроме зеленого. Или добавляйте зеленой краски, или прекращайте поставки.
Вернулись купцы восвояси, кинулись к гейзерам за нужной краской, обшарили всю долину - нет ее, хоть ты тресни!

От обиды чуть не плачут, такие перспективы открывались впереди, такие доходы маячили на горизонте, и всё неожиданно рухнуло из-за какого-то пустяка - зеленой краски. Полстраны в трауре. Многие ведь до этого побросали свои прежние занятия и с головой ушли в красочный бизнес - помогали купцам налаживать монопольную торговлю. А теперь что ж, снова рыбу ловить или мотыгу в руки и на огород?

Собрались вожди местных кланов и три дня обсуждали создавшееся положение, да так ничего и не решили.
Объявили только, что тому, кто найдет источник зеленой краски, будет выплачена премия - шапка серебра, и присвоен титул Народного Благодетеля.
Охочих до денег и почетного звания нашлось немало. По самым дальним фьордам разбрелись они, по самым безлюдным пустошам, и долго там пропадали. Но вернулись ни с чем, и тогда всем стало ясно, что боги посмеялись над доверчивыми островитянами. Корабль надежды на легкое счастье оказался дырявым и пошел ко дну. Обидно, конечно, но закаленный скандинавский народ знавал времена и похуже. Посмеялись люди в душе над своей алчностью и вернулись к привычным для них делам.

А тут слух прошел, будто Эрик Рыжий на остров вернулся. Все решили, что не выдержал самоуправец одиночества - предпочел ему смерть на родине. Таков был древний обычай - возвратившегося до срока изгнанника казнили принародно. Оказалось, нет, и не думал он с жизнью прощаться. Наоборот, героем ходит. Рассказывает, что землю новую открыл на западе, ту самую, что когда-то моряк Гунбьёрн издалека видел, да ему тогда не поверили.

Эрика, конечно, взяли под стражу и отвели на совет старейшин, ответ держать. По его словам, не захотел он проводить долгие годы в Норвегии, как это делали до него другие изгнанники, а поплыл на своей ладье туда, откуда еще никто не возвращался. "Повезет - земли новые для нашего народа открою, а не повезет - голову сложу во славу Одина".
Три недели держал курс на северо-запад, обходя айсберги и мелкие льдины, пока не увидел, наконец, на горизонте то, что искал. "Берега там скалистые, но за ними равнина большая. Людей нет, только зверь дикий: олень, песец, лемминг. В воде тюлень обитает, рыбы много. Но самое главное - нашел я там гейзер с зеленой краской. Так что шапка серебра - моя".

"Врешь! - заорали все хором, - Быть этого не может!"
Тогда Эрик в окружении толпы пошел домой и выкатил на середину двора бочку зеленой краски.
Народ обомлел. "И вправду, Рыжий источник отыскал, везучий сукин сын!"
В тот же день опалу с него сняли, премию выплатили и в честь героя пир горой закатили. На пиру том Народный Благодетель объявил во всеуслышание, что по праву первооткрывателя назвал он новую землю Зеленой страной, т.е. Гренландией, чтобы все помнили, где зеленую краску найти можно.

Торговля с Фрисландией возобновилась и принесла исландцам немалый доход. Охру, сепию, да киноварь черпали как прежде из болотцев в долине гейзеров, а за зеленой краской купцы обращались к Эрику. У него с тех пор, как он из плавания вернулся, большой запас имелся.

На следующий год по решению Альтинга в сторону Гренландии отправилась целая флотилия местных жителей и основала там на восточном побережье первую колонию. Край оказался суровым, не похожим на тот, каким его описывал Эрик. Но люди сумели прижиться и остались там навсегда. Рыбы и тюленей и вправду оказалось вдоволь, олени встречались довольно редко, а вот источника зеленой краски так и не нашли.
Это уж гораздо позже выяснилось, что никаких гейзеров, тем более с зеленой краской, в Гренландии и в помине не было.

Надул всех Эрик Рыжий. Ничего он из плавания не привозил, а вместе со своей тещей Торбьёрг Корабельная Грудь ночами натаскал себе во двор множество бочонков с желтой и синей краской и смешал содержимое.
Это сейчас, наверное, даже дошкольник знает, как получается зеленый цвет. Каждому ведь мама в детстве покупала акварельный набор с пластмассовой кисточкой и альбом для рисования.
Но в Х веке у людей были свои заботы: земли новые открывать, пиратствовать на морях, саги писать. Вот они и сплоховали. Только один додумался краски смешать. Наверное, потому, что сам был рыжим.


Рецензии
Есть ещё версия:
Гренландия - вовсе не от слова "green", а, напротив, от слова "хрен". А что, если попробовать развить и этот вариант?
Например: "И сказал Эрик: - А на хрен вам зелёная краска, - я землю нашёл новую!" Народ там был, хоть и северный. но горячий, и после этих слов, естественно, завязалась потасовка, в ходе которой кто-то шваркнул Эрика рыжей его башкой о свежевыкрашенный синей краской забор. И тут все увидели на голове Рыжего Эрика зелёное пятно. Дальше - дело техники.
На радостях Эрика простили, и даже наградили, и новый маршрут утвердили.
А, поскольку все помнили, с чего всё началось, так этот маршрут вместе с землёю и назвали.

Заходите в гости, пообщаемся...

Марк Олдворчун   11.04.2010 00:10     Заявить о нарушении
Спасибо Марк за Вашу чудесную рецензию, похоже моя версия Эрика Рыжего бледнеет на фоне Вашей. Здорово.
Вы меня застали накануне моей персональной выставки (16 апреля) и конечно, я в цейтноте - очень много мелких и не очень вопросов еще не решено, поэтому на переписку времени практически нет.
Но позднее я обязательно почитаю Вашу прозу.
Творческих успехов Вам,
Валерий.

Валерий Буев 2   12.04.2010 21:46   Заявить о нарушении
Успехов на выставке!
В гости - в любое время, милости прошу!
С уважением -

Марк Олдворчун   13.04.2010 01:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.