Интервью с Кларой Новиковой

Клара Новикова: «Жизнь превратилась в Макдональдс»
 
Знаменитая клоунесса стояла посередине гримерной, готовая к выходу на сцену. Завидев меня, она затрясла перед собой, сжатыми  кулачками:
- Как я волнуюсь, как я волнуюсь, если б вы знали!
Свой сольный концерт она начала с этого же – с  признания, что каждое выступление для нее – экзамен.
- Трудно «завести» зал, удержать его внимание? - поинтересовалась я у Клары Борисовны на следующий день. Мы встретились в аэропорту, где за полчаса до отлета всенародно любимая артистка давала эксклюзивное интервью.
- Сложно сказать, ведь я и сама завожусь вместе со зрителем.
- У вас  великолепные экспромты, как они рождаются?
- Понятия не имею. Все зависит от публики: идет она на контакт или нет.
- Вы часто на концертах рассказываете истории из своей жизни, и зрители всегда с восторгом воспринимает их.
- У меня есть такая счастливая возможность выйти на сцену и рассказывать обо всем, что со мной происходит. Коля, мой звукорежиссер, с которым я  работаю уже более пятнадцати лет, говорит мне: «Ты побольше говори о том, что происходит в твоей жизни!»  Но я могу рассказать, лишь то, что касается исключительно меня: вот плохая погода и я куда-то опоздала, вот в самолете что-то произошло. Или, например, позвонила моя подруга и говорит: «Поздравь меня!» «С чем?», - спрашиваю. «Я на кладбище место себе купила!» В Москве действительно место на кладбище покупают заранее. Но когда я услышала это от подруги, возмутилась: «Ты что,  - говорю, - идиотка? Ты что, с ума сошла?» А когда успокоилась, сказала: «Ну что ж, хоть теперь ты будешь уверена за свое будущее». Рассказала об этом случае со сцены и моя шутка пошла в народ. А однажды в Израиле, во время сольного концерта зал плакал,  слушая одну из моих жизненных историй. Дело было так: во время антракта мне звонит дочь Маша и говорит: «Мам, привет. Мы сегодня с Борей расписались» Первое, что я спросила: «А как же белое платье?» - это то, что мне в тот момент в голову пришло.  А она мне: «К черту это белое платье!». «Ты что, с ума сошла?», - говорю ей. «На мне были рваные джинсы и нас хотели выгнать из ЗАГСа.», - продолжает дочка. Я в ужасе: «Как? А где ты сейчас?» «А мы у Бориных родителей чай пьем», - как ни в чем не бывало, отвечает Маша. У меня шок. Тут начинается второе отделение. Я вышла на сцену и стала рассказывать о том, что произошло: «Позвонила дочь, я здесь, а она, оказывается, замуж вышла»  Весь зал, все еврейские мамы, так и ахнули: «Как это без мамы замуж вышла, что это такое?» Я говорю со сцены, что у нее даже белого платья не было… Я Маше тогда сказала, что она когда-нибудь об этом пожалеет. Может быть, уже и жалеет, только мне об этом ни разу не сказала. Хотя, может быть жалеет совсем о другом, о том, что за Борю вышла. А я ее предупреждала:  не ходи по библиотекам, не ходи там, где научно-исследовательские институты, а ходи рядом с банками, ходи там, где написано «Нефть» и «Газ»: вдруг в обеденный перерыв оттуда кто-то выскочит, и ты удачно замуж выйдешь! Так ведь не послушала, вышла замуж за ученого, который занимается греческой литературой  и древнегреческим языком. Нет, он хороший парень, но теперь я только и слышу: «Мама, дай, мама дай!» У меня такое впечатление, что сегодня в науку вкладываю только я.
- Но и вы в свое время вышли замуж, не поставив  родителей в известность.
- Они мне не дали бы на это согласия, ведь я вышла замуж за нееврейского парня, да еще и барабанщика. Когда папа узнал, что мой муж играет на барабанах, сказал: «Я понимаю — скрипка, это еще можно вытерпеть. На ней можно сыграть сольный концерт. А что можно сыграть на барабанах?!» К тому же Витя был невысокого роста, щуплый, и папа называл его не иначе, как мужчинка.
 - А как родители отнеслись к Юрию Леонидовичу Зерчанинову - вашему второму супругу? Он был заместителем редактора популярного журнала «Юность», знаменитым московским журналистом.
- Да, но у нас разница в возрасте - семнадцать лет. По тем временам это была огромная разница. Вот папа и сказал: «Я тебя хорошо понимаю, дочка, ты нашла себе дедушку». У нас уже Маша родилась, а я к мужу все еще обращалась по имени отчеству и на вы.
- Как к вам отнеслись друзья, родители Юрия Леонидовича? Не было отношения как к провинциалке, которая хочет зацепиться в Москве?
- Бывало по-всякому. Когда мы стали жить с Юрой, его мамы уже не было и Юрин отец, Леонид Алексеевич очень тяжело переживал это. Я приходила к нему, готовила, а он наблюдал за мной, присматривался: Юра был видным журналистом, дружил со знаменитыми людьми, а я – просто девочка из Киева. К тому же, Юра на тот момент уже три или четыре раза был женат, причем на артистках. Наверное, поэтому Леонид Александрович и не верил, что у нас что-то получится…
- У вас есть формула семейного счастья?
- Есть, и не одна: существует совпадение характеров, эмоциональные совпадения. А еще есть привыкание. Привыкла и прощаешь. Бывают мудрые женщины, которые готовы многое простить мужьям, а бывают ревнивые.
- В вашей семье роль ревнивца, наверное, отводилась супругу, ведь вы постоянно в разъездах.
- Не смотря на большую разницу в возрасте,  Юра меня никогда не ревновал. А что касается кочевого образа жизни, я вполне к нему приспособилась. У меня, наверное, характер такой и я никогда не смогла бы осесть дома. К тому же, вся моя семья прекрасно понимает, что я - их главная опора.
- Клара Борисовна, как вы чувствуете себя на сцене? Молодежь на пятки не наступает?
-- Что вам сказать!? Конечно, молодежь дышит в спину, но я еще побуду на сцене…Да и потом, думаете, им просто? Я где-то читала объявление: «Нужен бухгалтер не старше двадцати пяти лет с двадцатилетним стажем работы». Галкиным то не каждому суждено быть!.. Но каждый раз, выходя на сцену, переживаю – ужасно! Вчера перед концертом три часа репетировала и пока летела, в самолете сидела с листочками, просматривала номера.
- Вспомнила, как во время вчерашнего концерта вы перепугали зрителей, претворившись, что вам плохо!
-Это такой прикол. Я его придумала, чтобы заставить зал испытать разные чувства: и посмеяться, и поплакать, и песенку послушать. У меня есть сумасшедший монолог, «Шкаф» называется, но я его вчера не читала, концерт и так шел почти на час дольше положенного. Одной на сцене стоять очень тяжело.
- Но, не смотря на это, внимание зала вы держали до последней минуты.  Даже когда стали прощаться, ни один человек не поднялся и не побежал в гардероб. Просто удивительно!
- У меня хорошая эстрадная школа. Ведь когда я пришла на сцену, там были старики  - это мы их так называли, которые работали совершенно не так, как работают сегодняшние артисты. Разве мог Райкин свои номера, как пирожки  печь? Номер готовили тщательно: сидели, работали с автором, с режиссером, придумывали… А сегодня – вся жизнь  превратилась в Макдональдс. Быстро, быстро. Все Макдональдс! Все на один день! А мои монологи живут годами и я этому очень рада.
- Разве вы не отказываетесь от старых монологов? Разве некоторые из них автоматически не списываются временем?
- Нет. В монологах, конечно, есть приметы времени, имена, которые понятны и знакомы сегодня уже далеко не всем. Вот, взять хотя бы мою девочку- костюмера. Как-то я говорю ей: «Давай поедим к памятнику Утесову, ты знаешь, кто такой Утесов?» «Ну, вообще-то слышала», - отвечает. Спрашиваю ее: «Что ты слышала? Он ученый, физик-ядерщик?» И она со мной соглашается. Молодежь не знает кто такой Утесов, кто такой Гагарин – это правда.  Правда и то, что в моих миниатюрах,  присутствуют приметы времени, которые молодежь не понимает. Но в этих миниатюрах есть персонажи –  живые люди, которые жили в то время, которых я играю уже много лет и они всегда будут интересны людям.
- Мне казалось, что ваши герои трансформируются, взять хотя бы тетю Соню.
- Тетя Соня, действительно, меняется с возрастом, так же, как меняюсь и я.  Я хочу, чтобы вы понимали: тетя Соня – мудрый пожилой человек. За всю историю эстрады, которую вы знаете, она - единственный персонаж, который не является карикатурным. Да, у нее большая грудь, подагрическая походка, один глаз закрыт, но она - не дура. У многих же юмористов герои миниатюр - придурковатые. А тетя Соня – мудрая женщина. У нее можно спросить совет. Она первая придет на помощь. Она нормальный живой человек с  острым умом и адекватной реакцией на действительность. Она старый, одинокий человек, живущий рядом с нами. Образ тети Сони возник, когда в моей голове родилась фраза: «Вы же знаете, что такое одиночество, это когда есть телефон, а звонит будильник!». Чтобы не чувствовать себя одинокой, тетя Соня ходит в магазин, сидит на лавочке, звонит  Путину. Однажды она летала в космос, а как-то побывала на том свете.
- Вы сами придумываете монологи для тети Сони?
-Что-то сама, что-то возникает во время концерта.
- С авторами тяжело?
-Тяжело. Потому что пришла молодежь, а это - компьютерные люди с  клиповым сознанием. Книжки читают в компьютере, интервью норовят взять по телефону. А ведь дать интервью - это все равно, что отдаться.
Работники аэропорта в очередной раз напомнили, что Кларе Борисовне пора на борт самолета.
- Еще пару минут, - попросила у них знаменитая артистка, дав мне возможность задать последний вопрос:
- Вы счастливый человек?
- Я скажу  - да, потому что у меня сейчас такое настроение. Если по жизни посмотреть, то у меня все получилось. Я  хотела  быть артисткой - всю жизнь, я ею родилась, и я стала артисткой. Моя дочь вышла замуж, родила мне трех внуков. У нее все, слава Богу,  хорошо, от нее муж до сих пор не сбежал, не смотря на ее чудовищный характер. Он мог это сделать в первую же неделю. У меня есть муж. Я его сейчас вытащила после  чудовищной, просто чудовищной операции. Два месяца не ездила на гастроли, не работала – поэтому так и нервничала перед концертом. Мы сделали ему операцию на открытом сердце,  сделали в Москве, хотя нам предлагали ехать в Германию. Но Юра отказался: «Ты представляешь, приду в себя после наркоза, а вокруг все говорят по-немецки, и я ничего не понимаю!».  Сейчас Юра чувствует себя нормально, и я могу спокойно работать – разве это не счастье?! Ну вот, лететь надо…
Клара Борисовна, уже попрощавшись, кинулась искать свою сумку. Убедившись, что сумка на месте, облегченно вздохнула:
- В ней то, что не имеет цены – тексты моих миниатюр…

Наша справка: Клара Новикова (настоящая фамилия Герцер) родилась 12 декабря 1946 году в Киеве. Советская и российская артистка эстрады, народная артистка Российской Федерации.
Окончила Киевское училище эстрадно-циркового искусства и Московский Государственный институт театрального искусства им.Луначарского. После переезда в Москву стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады, председателем жюри которого был Аркадий Райкин.
Создала на эстраде сотни образов, самый известный из которых «Тетя Соня». Создатель образа, автор первого монолога Тети Сони — Марьян Беленький. Впоследствии монологи тёти Сони писали другие авторы.
С 1992 года Клара Новикова работает в Московском театре эстрадных миниатюр, которым руководит Михаил Жванецкий. В этом же году Клара Новикова получила профессиональную премию «Золотой Остап» на Международном фестивале сатиры и юмора в г.Петербурге. Клара Новикова – автор книги «Моя история».


Рецензии