Три охранника

 Борис Дьяков                Три охранника
                Рассказ- быль

  Игорь уже несколько лет работал охранником. Любопытные записи обосновались в его трудовой книжке: до 1992 г.- зав. лабораторией крупного НИИ, с 1992 по 1994- генеральный директор частной фирмы, а с 1995 г.- инспектор охраны. Игорю уже было 49 лет, его фирма приказала долго жить, не выдержав государственной налоговой политики и наглых действий конкурентов. Инженерам, врачам, учителям и т. д. везде - с задержками - платили мизер. Чтобы прокормить семью он сначала поработал грузчиком: там, на разгрузке сахара, платили неожиданно много - мешки с сахарным песком гнали, из самой Англии и сладкий товар надо было срочно переправлять покупателям. Уставал сильно, но спасало то, что раньше занимался силовыми видами спорта. Работал он, не сдавая трудовой книжки, и, когда автопогрузчик задел его ногу и сломал палец, то больничный ему не оплатили и по причине временной хромоты на разгрузку мешков с сахаром уже не взяли.
  Вот тогда-то он решил больше не искушать судьбу и выбрать что-то попроще, но так, чтобы были гарантированные деньги. В охране зарплату в общем-то платили и семья кое-как могла существовать. Сначала Игорь прошел проверку в самых «горячих» точках: там, где надо было работать в основном на улице (даже ночью). Время шло, он получил лицензию на частную охранную деятельность, стали платить больше. Потом перевели с улицы работать в офис, на крупном выставочном комплексе. Жить стало лучше, жить стало веселее. Но иногда накатывала глухая тоска: из успешного ИТР он превращался в тупеющего сторожа, которому было на все наплевать, лишь бы зарплату платили.
  Контингент подобрался разношерстный: в основном бывшие военные, многие из них побывали в Афгане, многие - в более поздних горячих точках. Были бывшие сотрудники МВД, а штатских - мало. Среди демобилизованных военных встречались отличные мужики, но не только. Были и законченные алкоголики, даже наркоманы. Среди тех, кто прошел Карабах, Чечню, приходили часто ребята с явно сдвинутой по фазе психикой. Молодые ребята порой подворовывали, чем могли подставить своих же товарищей.
  Однажды вечером, в своем офисе, Игорь готовился уже ложиться спать. Вообще-то, по уставу предприятия, спать на работе ни днем, ни ночью не полагалось (что противоречило трудовому законодательству), и работали - сутки, а всего двое отдыхали (тоже- в нарушение КЗОТ). Но все спали по ночам, хоть часа по три, и на то, что приходилось перерабатывать - не жаловались. Ведь зарплату все-таки платили более или менее приличную, чтобы не умереть с голоду. Уже и дефолт 98 г. миновал, который пережили с трудом, но кое- как проскочили. Если приезжал проверяющий среди ночи, то предупреждали друг друга телефонными звонками и, как правило, обходилось без залетов. И вот этой ночью в дверь офиса кто-то постучал.
  Игорь подошел к видеокамере и посмотрел, кого это там принесло? За дверью стояли отличные ребята: старые вояки Гена и Витя. Игорь не имел права пускать никого, но в этом случае, даже ни на секунду не усомнившись, открыл дверь. Мужики вошли, пожали Игорю руки и по хозяйски двинулись к столу. Виктор достал из кармана бутылку водки. Игорь хотел было возразить, но Гена опередил его: «Витя вчера жену похоронил, давай помянем.»
  Игорь обомлел, он пару раз встречал в свое время Виктора вместе с женой- приятной симпатичной женщиной. Ему тогда казалось, что левая рука у женщины неподвижно висела вдоль тела, а на ладонь была натянута телесного цвета перчатка. И вот ее уже нет… А по внешнему виду ей не могло быть больше пятидесяти… Игорь достал пару бутербродов, что оставлял себе на утро, и стаканы.
  Выпили по первому молча. Мрачный Виктор сразу же разлил остатки водки. Посидели, покурили, потом допили. «Что же он на работу вышел?»- думал Игорь. Витя вдруг заговорил:
  -Я ведь по горячим точкам с 1967 г.- тогда в Египте побывал. Все время- разведчиком. Я ростом невелик, но к тому времени уже был мастером спорта по вольной борьбе и с оружием отлично обращался. Когда вернулся назад, мать ахнула- мне лет-то еще было немного, а я уже наполовину поседел. Однажды на вечере в Доме офицеров я увидел красивую молодую женщину - она только что окончила медицинский институт и стала военнослужащей. Мы как-то сразу оказались рядом… Потом начали встречаться каждый день. Мне уже было известно, что через несколько недель мне предстоит командировка в Чехословакию, и на третий день знакомства предложил ей выйти за меня замуж. И, вы, знаете, мужики, она сразу согласилась. Сыграли свадьбу и вскоре я отправился выполнять свой интернациональный долг. А, когда вернулся, то уже сын родился, ему было два месяца. Зажили неплохо, меня оставили в Москве. Через два года еще и дочь родилась, при этом жена продолжала служить и ей присвоили очередное воинское звание.
  Однако все хорошо никогда не бывает. Пришло время и наше руководство ввело войска в Афганистан. И мне, конечно, предложили отправиться туда по контракту. Мы с женой жили душа в душу, она ни слова не сказала - знала, что отказаться я не могу. Но тогда и она начала седеть.
  Ох, тяжело там пришлось! Сколько же я крови пролил, руки у меня по самые плечи в крови. Сколько раз я свой нож в дело пускал (здесь Виктор похлопал себя по боку, по потайному карману). В таких передрягах бывал, много раз шел по Салангу! Ранен ни разу не был, только один раз контузило. Подлечили на месте. Но с тех пор частенько срываюсь, психую. Когда вернулся домой, то был  уже совсем седой, даже усы какие-то серые стали.
  А дома жена ждет - не дожется, дети еще больше выросли…
  -Подожди, Витя- сказал Игорь- я, сейчас…
  Он подошел к холодильнику, стоявшему в коридоре, заглянул внутрь и вытащил оттуда почти полную литровую бутылку водки и немного закуски.
  -Здесь фирма офис снимает, у них много молодежи- частенько перед уходом выпивают, каждый раз и мне предлагают, я- если на работе спокойно- пропускаю с ними пару рюмочек. Их секретарша- Росинка (Росица)- говорила мне, что я всегда могу взять у них и выпить, и закусить… Давайте выпьем еще, по- немногу…- пояснил Игорь.
  Выпили… Игорь чувствовал, как в голове уже основательно зашумело, а Виктор продолжал рассказ:
  -Думал я, что теперь уж останусь дома служить, но… Месяца через три меня опять вызвали… Объяснили, что такие, как я, в Афгане по- прежнему нужны, предложили еще раз поехать по контракту. Я, мог бы отказаться, но военная карьера в таком случае, скорее всего, должна была закончиться. Сказал, что подумаю… Пришел домой, все рассказал жене. Я в то время уже был майором, а она - капитаном медицинской службы. Выслушала и промолчала, только стала бледная, как мел. Я решил, пора собираться… Через два дня жена сообщила, что тоже заключила контракт и летит со мной… Я впервые в жизни кричал на нее, ногами топал, даже чуть не ударил. Но она спокойно сообщила, что детей оставим на бабушек и дедушек, а она - по прежнему является военнослужащей.
  Ей командование шло навстречу, служила она в госпитале расположенном недалеко от моей воинской части. Мы регулярно виделись, после окончания очередных военных операций, поэтому было не так тоскливо. Время летело, мне по- прежнему везло: никаких ранений, а несколько моих товарищей - разведчиков погибло, кто-то был опасно ранен. Но однажды, когда до окончания контракта оставалось всего два месяца, моя группа попала в передрягу. Нас духи основательно окружили и стали обстреливать, не давая поднять головы. Погиб один товарищ, второй, а несколько были ранены. Мы запросили помощи у базы. Но вертушки по каким-то причинам никак не появлялись. Когда нас осталось совсем мало, наконец-то вертолеты подлетели. Дали несколько залпов по духам и сели рядом с нами. Мы стали быстро грузить трупы и раненых; и тут я увидел жену. Оказывается она, узнав случайно, что мы попали в засаду (секретные сведения просачиваются даже в таких местах и при таких условиях), стала настаивать, чтобы ее взяли, для оказания медицинской помощи на месте. Нас уже давно знали и ее просьбу удовлетворили. Я хотел еще на месте устроить скандал, но сдержался. И тут духи опять начали обстрел. Кончилось тем, что у нас стало на несколько раненых больше и среди них оказалась моя жена: ей раздробило осколком локоть…
  Вернулись на базу, жену стали лечить, несколько дней ситуация была неясной. Но в конце концов началась гангрена… Руку пришлось ампутировать чуть выше локтя. Как раз закончились по времени и наши контракты. Мы вернулись в Москву, жене дали инвалидность и из армии она уволилась. Но подлечившись, дома сидеть не захотела и вскоре ее взяли в районную поликлинику - терапевтом. Через несколько лет я тоже из армии уволился и устроился сюда - в охрану… Все было бы хорошо: дети уже выросли, свои семьи завели, уже и внуки народились… Да вот жена вдруг стала плохо чувствовать, обнаружили скоротечный рак…
  Виктор замолчал и опустил голову на руки. Игорь посмотрел на бутылку - она была пуста (однако, быстро оприходовали!). Он думал об этой, никому не нужной, нелепой войне, принесшей обеим сторонам тяжелые потери. О нашем прежнем руководстве, в своей старческой непоследовательности эту войну развязавшем.
  Рядом ворчал Гена: «… Как же можно было так Наджиба оставить без помощи. Уж раз вошли, оставлять и предавать никак нельзя… Сами, можно сказать, поставили его на власть. Что же о нас теперь думают?» Гена был еще из того контингента, что штурмовал дворец Амина… А у Игоря в памяти, в глазах стояла фотография из газеты: огромный, колоссальной массы Наджибулла висит в петле, едва не касаясь ступнями земли. А рядом болтается его родственник- маленький, тщедушный, похожий на ребенка…
  Игорь вдруг почувствовал, что и он не может сдерживаться более и его понесло:
  -Собака Воронков (зам. генерального директора по охранной деятельности), когда здоровается, мне один палец протягивает, говорит: «Здорово, штатский». Я каждый раз думаю: «Ух, сломаю я ему его поганый палец…»
  Гена убежденно сказал:
  -Ну, и сломал бы... Он, сука, бывший подполковник автобата, пороху никогда не нюхал. Пузо отожрал, смотреть противно…
  Поминание закончилось благополучно: проверка не пришла, а часа в четыре утра Витя и Гена ушли на свои посты. Утром Игорь сказал пришедшей первой Росинке, что водку они выпили всю, но та только махнула рукой - этого добра у них хватает…
  Игорь еще года два работал в охране, потом в стране начались серьезные перемены и он вернулся к инженерной деятельности. Виктор и Гена - подполковники запаса- по-прежнему работают в охране. Иногда они созваниваются и встречаются втроем…
   


Рецензии
Здравствуйте Борис. Прочитал ваш рассказ.Рассказ в целом мне понравился. Вспомнил свою работу в охране МВД(одно время довелось потрудиться в структуре охраны). Но и хочу позволить себе высказать некоторые замечания. Я не очень люблю читать произведения об Афганских событиях. Но уж если мне довелось прочитать что-либо на эту тематику, тогда я как бы довольно ревностно отношусь к изложению. Так вот, по поводу замечаний. Не было в Афганистане в 1979-1989 годах военнослужащих по контракту.И еще мне непонятно выражение "В таких передрягах бывал, много раз шел через Саланг". Что такое "шел через Саланг"? в каком качестве?штурмовал? в составе колонны? рейдовая операция? Здесь похоже написано просто для "красного словца" Дело в том, что моя основная служба прошла именно на перевале Саланг. И на меня эта фраза произвела именно недоумение.

Блинковский Дмитрий Антонович   28.03.2022 08:34     Заявить о нарушении
Возможно я не так выразился об Афганских событиях, дело в том, что я там не был. Я был только на Дальнем Востоке (события на Даманском). В Афгане были Гена и Витя, служили офицерами. Возможно я где-то не так выразился.

Борис Дьяков   28.03.2022 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.