Что есть вера?

               
    Причисляя себя к верующим, часто ли мы задаёмся вопросом, что есть вера, в чём она заключается и как проявляется, чем отличается верующий от неверующего, как внешне, так и внутренне, какие духовные и душевные качества присущи верующему? По существу, на все эти вопросы даны ответы Христом Спасителем в Евангелии, причём сделал это очень коротко и ясно:
          «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». (Мк.16:16-18)

    Из Евангельского определения совершенно очевидно следует, что к верующим могут быть отнесены лишь прославленные Церковью святые угодники Божии, засвидетельствовавшие свою веру и праведной жизнью, и многочисленными подвигами, и чудотворениями. Все остальные (простые смертные) явно не выдерживают требований, сформулированных Спасителем, со всеми вытекающими последствиям: «…кто не будет веровать, осужден будет».  Причём, интересно, что в Евангелии речь идёт исключительно о внешних проявлениях веры, или, можно сказать, сопровождающих её признаках, ибо внутреннее состояние верующего человека недоступно для восприятия и оценки окружающими людьми. Сердце человеческое зрит один Господь Бог, а дела и поступки наши видны людям, поэтому и сказано: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения…». Другими словами, нам возможно судить о чьей бы то ни было вере лишь по «знамениям», внешним проявлениям, делам людским. А коль скоро нет «знамений», то нет и веры. Всё предельно просто! И не будем на этот счёт заблуждаться и обманываться. Поэтому, ничтоже сумняшеся объявляя себя верующими, будем чаще вспоминать слова Христа Спасителя о том, как отличить верующего от неверующего.

             Ещё один интересный момент: Господь не говорит о верующих, как о явлении уникальном, из ряда вон выходящим. В Его характеристике атрибуты, проявления веры выглядят чем-то совсем ординарным и обычным. Хотя, видимо, не настолько «обычным», как это может показаться, на первый взгляд. Вера никогда и никому не давалось просто так, без нравственных и физических усилий, напряжения воли и самоотвержения. При этом по мере удаления во времени от первого пришествия Христова любовь иссякает, вера слабеет. Но если сравнить в численном выражении количество пророков в ветхозаветные времена и христианских святых, то последних было несравненно, несоизмеримо больше за всю историю Христианства. В то же время «путь во святые» никому из нас не заказан, всё зависит от нашей воли, усилий и решимости пройти этот Путь, а раз нет воли и решимости, значит нет и веры.

             Сам собой напрашивается вывод: верующих людей, отвечающих критериям Христа Спасителя, - считанные единицы. А что же будет со всеми остальными, какая участь уготована тем, кто называет себя «верующим» и подвизается по мере сил духовных и физических, но всё же не попадает под характеристику, данную Христом? Неужели никто не спасётся? Кто даст ответ на этот вопрос? Выходит, наши декларативные заявления, что мы являемся православными верующими, вообще ничего не стоят, если не подкрепляются соответствующими «знамениями», указанными на века Самим Спасителем? Выходит так. Без святости нет и не может быть веры, а есть только желание веры и попытки её обретения, которые веру заменить никак не могут.


Рецензии
Я с Вами не согласна, Андрей. Просто Вы вращаетесь не в тех сферах или варитесь в собственном соку. Возможно, подпитываетесь из православных традиций. Я знаю множество верующих. Дело в том, что многие не понимают смысла крещения. Крещение - это завет с Богом, это - обещание. Крестясь, человек обещает Богу жить в чистой и доброй совести. Можем ли мы при этом не грешить? Нет. Павел грешил, Петр грешил. Но совесть наша должна быть чистой и доброй. Когда мы искренне, от всего сердца раскаиваемся в грехе, Бог прощает нас. И других оснований для прощения, кроме нашей искренности нет. В этом смысл благодати. Спасение - не от дел, а от Божьей милости. Если бы Он не миловал нас, грешников, то мир бы уже давно погиб. И не спасся бы никто. Но за грехи мира умер Иисус. Думаете, такая жертва была напрасной? Ведь Бог отдал самое дорогое, что у Него было - собственного Сына. Ради чего? Ради нескольких избранных? Единиц? Такая жертва того не стоит. Сказано, что Иисус понес грех мира. Всего. Он заплатил сразу за всех. Осталось только принять эту жертву, этот подарок. НО людям до скрипа зубов не хочется оставаться в должниках, не хочется быть обязанным. А благодать и спасение - обязывают. Потому что оно - даром. И это ведь требует совсем другого напряжения душевных сил - быть благодарным. Это совсем не то, чтобы быть просто правильным.

"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы"

Я сама говорю иными языками.
Я возлагала руки на больных и они исцелялись.
У меня у самой по молитве за одну ночь исцелился застарелый перелом позвоночника.
Я не брала змей, но попадала в невероятные ситуации, из которых мог вывести меня только Бог.
Я знаю как минимум полтыщи людей, которые могут сказать про себя примерно то же.
Я знаю людей, которые изгоняли бесов.
Я знакома с людьми, которые исцелились от рака, гипертонии, маточных кровотечений, аппендицита (человек ушел с операционного стола), бесплодия (и очень много - по молитве православного батюшки, который однако в последнее время попал в опалу, но народ к нему валит толпами), наркотической зависимости (в один день или вечер), алкоголизма, курения, веры в приметы и прочие суеверия.
Если это не вера - тогда что?
С глубоким уважением и теплом души, Людмила.
P.S. У меня на странице есть статьи о благодати. Почитайте. Я вывешиваю их здесь не для того, чтобы кто-то сказал, какая я, типа..,
Ну, Вы понимаете.
А в надежде, что кому-то они помогут.

Людмила Лебедева   09.09.2009 00:44     Заявить о нарушении
Дорогая Людмила, мне не понятно, с чем вы не согласны в моей заметке? Я вижу вокруг себя, к сожалению, мало верующих, а вы - много, вот и всё! Приведённые вами примеры, конечно, есть проявления веры, а я разве говорю обратное?

Андрей Климов   09.09.2009 01:22   Заявить о нарушении