Сказка. ч. 4. гл. 7. раздел 11. к самому себе
Горестно завывая, Пиан Рашид выскочил из наших апартаментов. В коридоре он столкнулся с кем-то, кого жестоко обругал “щенком” и “старой сволочью”. Мы переглянулись: кто же это умудрился вместить в себе две столь взаимоисключающие ипостаси?!
Вошел Джахангир. Предупредительно улыбаясь, Кощей изрек:
- Господа! Вы, наверное, в курсе произошедших событий. Наступило катастрофическое полевение политического спектра почти всей планеты; я давно этого ожидал. Что делать?
- Ты бы еще спросил, “кто виноват!” - взвизгнул Дух, - ух, надоел! Приспосабливайся, у тебя все получится!
- Стало быть, вы одобряете мой план действий? - оживился Джахангир. - целиком и полностью, или только частично?
- В основном, - уверенно заявил Бука.
- С одной стороны, направление действий выбрано довольно верно, особенно если учитывать все особенности политического момента. С другой, одобряя проект в его основе, мы должны принять участие в детализации некоторых моментов!
По лицу Пришельца было видно, что он в полном неведении относительно замыслов младшего тирана, но ничем не выдал ни своего изумления его наглостью, ни своего невежества.
- Стало быть, вы одобряете сами принципы? - настойчиво допытывался Кощей. -
- Разумеется, а как же иначе? - дипломатично изворачивался Дух, - но обсуждения деталей нам все-таки, я думаю, не миновать!
- А вот насчет деталей - заминка, - виновато развел руками наш собеседник.
- Вся надежда только на вас!
- Итак, по первому пункту... - начал Бука, - и вопросительно уставился на Кощея. Тот торопливо распахнул папку, и стал зачитывать:
“Программа действий в чрезвычайно ситуации. Пункт первый.
Запрещается организация шествий, митингов, демонстраций, забастовок, стачек, пикетов и любых других массовых мероприятий, связанных со скоплением граждан в одном месте в количестве более двух (армия и полиция работает по своим предписаниям.)
- Что тут детализировать? - вопрошал он, - может быть, перейдем ко второму пункту?
- А что? - бодро рявкнул Азазелл, - давай, валяй дальше!
Пункт второй. В связи с полной дискредитацией изжившего себя капиталистического строя и ввиду существенных отклонений от провозглашенных ими же принципов коммунистических режимов прошлого, приказываю считать государственное устройство диктатурой закона.
Запрещается агитация в пользу как левых, так и правых режимов и мировоззрений. Наше знамя отныне - центризм и здоровый рационализм, базирующийся на общечеловеческих ценностях, но не отрицающий также норм морали, прописанных в мировых религиях.
- Вот тут бы можно и подробнее, - важно изрек Бука, - как вы полагаете, коллеги?
- Совершенно верно! - подскочил Азазелл. - не хватает кое-каких деталей, однозначно! Парамоша, как ты полагаешь, каких - конкретно?
- Думаю, слабо отражена идеологическая обеспеченность этой самой “диктатуры закона”, - заметил я. - Непонятна доминирующая философия режима центризма, но мы сейчас это поправим! Ведь центризм, как таковой, подразумевает рассудительность и разумную уверенность всегда и во всем, не так ли?
- Верно, батюшка, - как всегда, сподхалимничал Хомяк, - уж как ты здраво так рассуждаешь, просто Минздрав какой-то, а не пророк!
- Так вот, - продолжал я, сделав вид, что не расслышал слов старого понтифика-лакея, - совершенно понятно, что такой философией может быть в данном конкретном случае только стоицизм, ибо всем нам, как вы уже поняли, придется очень долго быть стоиками, ибо солоно придется всем!
- А что? - сразу же согласился Кощей, - очень даже замечательно! Стоицизм так стоицизм! Я сам всю жизнь придерживался здорового образа жизни - спартанского, можно сказать! И болел за “Спартак”, а по религии - самый что ни на есть ревностный христианин. Чего же еще? Мне ли не быть идеологом стоицизма - как главе государства?
- Верно, верно, - покивал Бяка, - только вот вопрос: сумеешь ли, вернее, посмеешь ли ты выступить открыто по этому вопросу, когда жив еще старый кощей - отъявленный мерзавец, у которого при слове “умеренность” рука так и тянется к кобуре?
- А зачем же сразу открыто, - не растерялся Джахангир, - можно поначалу и исподволь: давайте, например, я напишу основные положения нашей будущей великой идеологии.
- Пиши, но только сам, ни в коем случае не прибегая к помощи мерзавцев и негодяев из старой гвардии Кощея Первого, - строго сказал я, - и сразу нам на согласование! За три дня управишься?
- За два уложусь! - радостно воскликнул Кощей, польщенный нашим доверием, - я могу приступать?
- О чем речь! - весело напутствовал его Дух, - одна нога туда - другая обратно... или как это там у вас... - тише едешь дальше будешь... или... в общем, действуй!
И кощей умчался составлять свой меморандум. Два дня мы, все больше изумляясь, констатировали надвигающиеся изменения. Что- то происходило - народы мира стали просыпаться, что ли; возникла масса обществ борьбы с вредными привычками, исчезли с политической сцены наиболее одиозные мафиози, а мелкие срочно “перековывались” в землекопы и лесорубы. Эфир захлестнули вдохновенные звуки бравурных маршей, где особенно выделялись своим неиссякаемым оптимизмом “Марсельеза”, “Венсеремос”, “Интернационал”, а также музыка Верди. Капитализм внезапно проявил массу признаков быстрого разложения; с его умиранием стала исчезать преступность. Уже можно было вечерами выходить из дому без особого риску получить кирпичом по голове или финкой в бок.
Ровно через двое суток Кощей представил на обсуждение свой труд. Он назывался так же, как и философское сочинение императора Марка Аврелия - “К самому себе”.
“Да здравствует центризм - светлое будущее всего человечества!” - гласил эпиграф. И далее:
“Сколько сменилось в нашем мире доминирующих религий и идеологий - не сосчитать, пожалуй, самому Ахурамазде! Но никакая из них не может сравниться по своей простоте и удобству с главной философией мудрых - стоицизмом. Обратись, гражданин, к самому себе:
все ли ты в этой грешной и краткой земной жизни делал разумно? И не сталкивались ли при этом твои интересы с чаяниями других людей? И как ты вел себя при возникающих коллизиях?
Нет в мире оправдания злу, жестокости и вандализму - и наша задача выжечь все перечисленное и многое другое, что портит этот прекрасный мир, каленым железом. Мы не можем позволить себе сползания в массовую нищету коммун барачного типа; но мы также не можем и не должны забывать все те ужасы, который неизбежно несет в себе капитализм. Но, чтоб стать достойным членом общества, мало кричать “ура новому учению”. Надо измениться самому, причем полностью и не в сторону деградации! Помни, что все твои невзгоды временны, а Вселенная живет по разумным законам, которые в конце концов восторжествуют повсеместно, включая и ту местность, в которой ты проживаешь. Но трудности только терпеть мало, необходимо их еще и преодолевать. Да, нам всем сейчас тяжело, но только от нас зависит, станет ли бытие более счастливым в дальнейшем. Учись стойко переносить все тяготы, будь терпеливым, упорно трудись на своем поприще и тогда неминуемо наступит эра лучшей жизни... Так сплотим же теснее свои ряды вокруг центра кристаллизации всего того, что неминуемо должно придти на смену отжившему старому и ультрареакционному. Проявим стойкость в нашей трудной борьбе с пережитками всех предшествующих общественно-политический формаций! Но помни, гражданин, что главный водораздел между долинами Зла и Добра находится внутри тебя самого, и в самую трудную минуту, когда нет никаких сил сопротивляться наседающему Злу, не поддайся пагубному унынию, отгони от себя мысли, что все - бесполезно! Обратись к самому себе, взберясь на ту самую вершину, откуда видны темное и светлое начала нашего бытия, и прими единственно правильное решение. И не я, Джахангир Великий, должен взывать к каждому, а ты, гражданин, обратись к самому себе, ибо правитель может солгать, но как можно обманывать самого себя?!
Мы все должны созерцать происходящее с вершины, находящейся над Добром и Злом, и бесстрастно оценивать процессы, наблюдаемые внизу, с позиций Разума. Это и есть Центризм. Хватит разделения народа на “левых и правых”! Есть только Великий Центр, а я, скромный правитель Джахангир, пророк его.
Примечание. - Запомните, граждане: если кто еще когда-либо назовет меня Кощеем, голову откручу!”
- Ну, как? - спросил Кощей Второй. - Подходяще написано?
- Просто слеза прошибает, - угодливо залебезил Хомяк, - просто какой-то “Фауст” Гете, или даже “Песнь о вещем Олеге!” Старик хотел продолжить перечень лестных сравнений, но, натолкнувшись на мрачный взгляд Азазелла исподлобья, прикусил свой длинный язык, пробормотав что-то наподобие - “грандиозно, прелестно!”.
- Отметим, - философски заметил Бука, - что, несмотря на отдельные недостатки чаще всего стилистического характера, в целом документ составлен на достаточно высоком уровне, свидетельствующем о том, что автором проделана огромная работа в сжатые сроки ... - Тут Пришелец спохватился, почувствовав, что давно уже перешел на язык штампованных отзывов на научные труды.
- Высокочтимый Джахангир! - воскликнул он, стараясь быстро сгладить неловкость, - ты очень четко сформулировал тезисы основных идеологических догм нового учения - Центризма; не скатиться бы только в эгоцентризм. Но, надеюсь - и все здесь меня поддержат - что этого все-таки не произойдет, если, конечно, на то будет воля божья!
- Совершенно верно, - подтвердил Азазелл, - мысли хорошие, изложены на доступном языке, нам бы так излагать научиться! Все лаконично, никаких литературных излишеств: не прибавить, как говорится, не убавить! Примем проект за основу в первом чтении? - Еще как примем! - Дружно отозвались мы, - так примем, что чертям тошно станет, что Дунай повернет обратно и сдастся Измаил! Давай, Джахангир, выставляй свое угощение!
И мы стали “принимать” - сначала помалу, затем постепенно увеличивая дозу. К вечеру изрядно нагрузившийся Кощей заплетающимся языком клялся в дружбе до гробовой доски Бяке, Буке, мне, а в особенности - Азазеллу: - уж ты, чертушка, меня извини, - бормотал он, что я немного лишнего хватил, но вот что тебе скажу: такого черта и среди ангелов не сыскать! Ты мне друг, понял?!
- Понял, как не понять? - весело отзывался Дух, волоча Кощея в опочивальню, - но закусывать надо все-таки , я бы сказал, несколько плотнее!
Но Кощей, уже совершенно не слушая своего новоиспеченного “друга”, затянул какую-то строевую песню: “Дойчланд зольдатен унд ди официрен...” Черт его знает, о чем он там пел, но что-то зловещее чувствовалось в этой бодрой песенке.
Свидетельство о публикации №209051401004