Глазыкин Н. Г

ГЛАЗЫКИН НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ

Родился 18.12.10 г. в с. Колояре Вольского района Саратовской области в семье крестьянина. Русский. В 1929 г. окончил Вольскую профессионально-техническую школу.

В 1930 г. добровольно вступил в РККА. По комсомольской путёвке был направлен в Вольскую объединенную военную школу летчиков и авиатехников. В июне-декабре 1930 г. прошел практический курс обучения в 3-й военной школе лётчиков и летнабов в городе Оренбург.

С января 1931 г. служил младшим лётчиком 48-го авиаотряда в Гомеле, с декабря 1933 г. - командиром звена, а затем отряда 19-й лёгко-штурмовой авиационной эскадрильи Забайкальского военного округа.

22.02.38 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Красной Звезды.

С марта 1938 г. - помощник командира 8-го иап, а с октября 1938 г. - командир 22-го истребительного авиационного полка 23-й смешанной авиабригады Забайкальского военного округа. В составе 22-го иап было 28 И-16 тип 10 и 36 И-15бис.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол с мая 1939 г.

23.05.39 г. самолеты 22-го иап перелетели в Монголию. При перелете один И-15бис пропал без вести. Через три дня автотранспортом прибыл наземный состав[1].

Первые бои полк провел неудачно. В то время японская авиация господствовала в воздухе, оказывая поддержку своим наземным частям. Нашим истребителям пришлось вступать в бой с ходу, без предварительного изучения района боевых действий, при весьма отрывочных и неполных данных об обстановке. Молодые неопытные пилоты рвались в бой, но одной смелости и ненависти к врагу для победы было недостаточно. Не имели боевого опыта и их командиры.

27.05.39 г. эскадрилья И-16 из 22-го иап под командованием старшего лейтенанта Черенкова перебазировалась на передовой аэродром у горы Хамар-Даба. В 9.00 шестерка И-16 во главе с комэском взлетела на перехват девятки японских истребителей Кi.27, замеченных постом ВНОС у озера Буир-Нур. Бой окончился не в нашу пользу. Были сбиты и погибли старший лейтенант Черенков Н.С. и младший лейтенант Паксютов В.Г., капитан Савченко А.И. погиб, пытаясь посадить тяжело поврежденную машину. Лейтенант Пьянков[2] был ранен и совершил вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Японцы потерь не имели[3].
 
28.05.39 г. в Тамсаг-Булаке готовили к вылету 20 И-15бис, но из-за различных неполадок в 7.30 смогли взлететь только три самолета. Над рекой тройка была перехвачена превосходящими силами японцев. Комэска старший лейтенант Иванченко Г.К., адъютант эскадрильи старший лейтенант Вознесенский Е.П. и флаг-штурман эскадрильи лейтенант Чекмарев П.В. погибли. Японцы снова не имели потерь [4].

В тот же день в 10.00 с того же аэродрома на прикрытие наземных войск и уничтожение воздушного противника вылетели 10 И-15бис под командованием капитана Балашева. Над переправой через Халхин-Гол ее атаковали 18 Кi.27.

Противник внезапно появился из-за облаков. Шесть И-15бис были сбиты, один расстрелян и сожжен на земле, во время вынужденной посадки. Помкомполка майор Мягков П.А., лейтенанты Бакаев В.А., Кулешов А.Я., Константинов В.П., Пустовой Ф.И. и Лимасов А.В. погибли. Летчик Лобанов выпрыгнул с парашютом. Раненому в голову помкомполка Балашеву и летчику Гаврилову удалось посадить свои изрешеченные машины на ближайшем аэродроме. Враг опять ушел без потерь[5].

Большие потери советских ВВС в первых боях с японцами можно объяснить безусловным техническим превосходством истребителей Кi.27 над устаревшими бипланами И-15бис, в т.ч. отсутствием радиосвязи на наших самолетах.

Но основной причиной поражения были разрозненные, несогласованные действия эскадрилий, которые, вводились в бой поочередно, и не смогли в полной мере использовать свое численное преимущество. В немалой степени это было вызвано неумелыми действиями командира 23-й авиабригады майора Куцевалова[6].
 
02.06.39 г. на Халхин-Гол прибыла группа летчиков и специалистов, имевших опыт боев в Испании и Китае. Советником в 22-й иап был назначен Герой Советского Союза майор Кравченко. Бывший летчик-испытатель, в совершенстве владевший техникой пилотирования и приемами стрельбы, много сделал, чтобы помочь командиру полка в подготовке личного состава к предстоящим боям. Советские летчики освоились в новой обстановке и смогли дать достойный отпор агрессорам, когда в конце июня в небе над Халхин-Голом завязались жестокие бои.

22.06.39 г. полк под командованием Глазыкина вылетел навстречу большой группе японских самолетов, шедших на штурмовку наших аэродромов. В воздушном бою над горой Баин-Цаган было сбито 10 И-15бис и 3 И-16. Японцы потеряли 7 истребителей. В бою погибли комполка Глазыкин, летчики Блажко, Иванов, Лоскутов, Соловьев и Смирнов. Летчик Крюков смог выброситься с парашютом…

Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин: «Я оказался рядом с японским истребителем, который шел со мною одним курсом. Некоторое время мы летели парой: ни он, ни я в течение этих секунд не пытались ни отстать, ни отвернуться - каждый искал наилучший способ обмануть «соседа», чтобы зайти к нему в хвост…

Я плавно начал сбавлять газ, чтобы отстать и оказаться позади, но японец разгадал это нехитрое намерение и спокойно повернул лицо в мою сторону. Наши взгляды встретились. Вместо испуга, злобы или решительности, ожидаемых мною, на небольшом смуглом лице противника с усиками я увидел хладнокровную, снисходительную усмешку. Мне стало не по себе. «Рубану крылом по кабине!» - и, может быть, мы оба разлетелись бы от удара, если бы в тот же момент японец не был пронизан пулеметной очередью; его кабина мгновенно обволоклась огнем и дымом.

И-16, уничтоживший вражеский истребитель, проскочил над жертвой, помахивая мне крыльями и не замечая, что сзади у него сидит другой японец. Я поспешил ему на помощь. Враг оказался удачно посаженным на прицел в упор. Я нажал гашетки... и от вражеского истребителя полетела труха и пыль, точно это был какой-то старый мешок... Меня обдало ею, по крыльям и кабине застучали дробные удары мелких осколков. Я резко взял вверх, чтобы пристроиться к своему самолету, уже мчавшемуся в атаку на звено противника. Неизвестный товарищ стрелял мастерски. Короткая очередь - и еще один японский истребитель пошел вниз, а другой сумел вывернуться... И вдруг этот напористый И-16, уничтоживший двух японцев, задымил... Летчик, борясь, видимо, с огнем, швырнул свою машину в сторону. Огонь вырвался наружу. Летчик выпрыгнул.

Вид яркого парашютного купола, выросшего над летчиком-героем, вызвал у меня приступ бурного восторга. Жив! Два японских истребителя сделали попытку расстрелять беззащитного. Наши бросились им наперерез, но в следующий момент произошло нечто ужасное: горящий И-16 падал прямо на парашютиста[7]».

Как потом выяснилось, летчиком, спускавшимся на парашюте, был майор Глазыкин. Его тело, сильно разбитое тупым ударом, нашли рядом с упавшим самолетом.

29.08.39 г. майору Глазыкину Николаю Георгиевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Герой Советского Союза (29.08.39, посмертно). Награжден орденами Ленина и Красной Звезды.


Литература:

1. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 149-150.
 
2. Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968. С. 96-97.


Примечания:
 
[1] Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. М.: ООО «Восточный горизонт», 2002. С. 7.
 
[2] Пьянков Александр Петрович (1915-1988) Герой Советского Союза (17.11.39), полковник. Русский. В РККА с 1935 г. В 1937 г. окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиашколу летчиков. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил 56 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 8 в группе. Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командиром эскадрильи, зам. командира истребительного авиаполка, летчиком-инспектором ВВС. В 1948 г. окончил ВВА, в 1957 г. - Военную академию Генштаба. Командовал авиадивизией. С 1960 г. - в запасе.

 [3] Кондратьев В Указ. соч. С. 8.
 
[4] Там же.
 
[5] Там же.
 
[6] Куцевалов Тимофей Федорович (1904-1975) Герой Советского Союза (17.11.39), генерал-лейтенант авиации (1941). Член ВКП(б) с 1925 г. В РККА с 1926 г. В 1928 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Командовал 23-й авиабригадой, а затем 56-м иап. Совершил 54 боевых вылета, провел 19 воздушных боев и 17 штурмовок, сбил 4 японских самолета лично и 5 в группе. Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал ВВС Северо-Западного и Западного фронтов, 1-й ВА Западного фронта, 12-й ВА Забайкальского фронта. В 1945 г. назначен начальником Военно-воздушного отдела Советской военной администрации в Германии, а затем - начальником Высших офицерских летно-тактических курсов ВВС. В 1952 г. окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба. Был командующим ВВС округа. В 1956-59 гг. был зам. председателя ЦК ДОСААФ. С 1959 г. - в отставке.
 
[7] Ворожейкин А.В. Истребители. - М.: Воениздат, 1961. С. 47.


Рецензии