Мошин А. Ф

МОШИН АЛЕКСАНДР ФЁДОРОВИЧ

Родился 28.08.17 г. в деревне Калита Вязниковского района Владимирской области. Русский. Сын слесаря, рано осиротел. Его и трех братьев воспитывала мать, Ефросиния Герасимовна, работавшая уборщицей в льнотехникуме. С 1925 г. жил в городе Вязники. В 1931 году окончил 7 классов средней школы, в 1933 г. — школу фабрично-заводского ученичества, в 1935 г. — 2 курса Вязниковского текстильного техникума. Одновременно с учёбой в 1933-1935 годах работал заправщиком на обувной фабрике «Красный Октябрь».

«Саша хотел специализироваться в ткацком производстве. А однажды он написал в Кронштадт, где я служил, что летчики теперь нужнее и потому он решил бросить техникум. Так он и сделал», — рассказывает его брат, Алексей Федорович Мошин[1].

В РККА с 1935 г. В 1938 г. окончил 11-ю Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков имени Пролетариата Донбасса. Служил в строевых частях ВВС пилотом и начальником парашютно-десантной службы авиационной эскадрильи.

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол с 16.06.39 г. Был командиром звена 56-го иап. Летал на И-16 в эскадрилье капитана Кустова. Проявил себя как «отличный воздушный боец, храбрый, энергичный и дисциплинированный летчик-командир. Активно участвовал в штурмовых и воздушных боях[2]». Сбил 2 самолёта лично и 3 в группе.

03.08.39 г. лейтенант Мошин участвовал в воздушном бою, в котором капитан Кустов таранил японский бомбардировщик. Подвиг командира произвел молодого летчика огромное впечатление.

04.08.39 г. он вылетел во главе звена в составе эскадрильи. Над горой Хамар-Даба наши лётчики обнаружили группу японских бомбардировщиков в сопровождении истребителей Ki.27. Мошин повёл своё звено в атаку на истребителей сопровождения и связал их боем, не смотря на трёхкратное преимущество противника. Он зашёл в хвост одного из них и двумя пулемётными очередями сбил его.

В это время его атаковали два других истребителя. Особенно настойчиво наседал ведущий группы. В ходе поединка Мошину удалось увести его в сторону от остальной группы. Но, преследуя врага, он израсходовал все боеприпасы. Чтобы не дать противнику уйти, Мошин решил его таранить. Он приблизился к японскому самолёту снизу и винтом своего истребителя отрубил ему хвостовое оперение. Тот пошёл к земле и врезался в песчаный бархан. Свой повреждённый самолёт Мошин привёл на свой аэродром и благополучно приземлился.

29.08.39 г. лейтенанту Мошину Александру Федоровичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 145.

01.09.39 г. был ранен в воздушном бою, покинул горящий самолёт с парашютом и отправлен в госпиталь.

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командира эскадрильи 38-го и 7-го истребительных авиационных полков.

07.03.40 г. сбил финский бомбардировщик Bristol Blenheim в районе Койвисто.

21.04.40 г. награжден орденом Красного Знамени (в последнем наградном листе упоминается о 2 личных победах).

В сентябре 1940 - феврале 1941 гг. учился в Военной Воздушной академии.

С февраля 1941 г. служил летчиком-испытателем в 3-го отдела НИИ ВВС. Принимал участие в испытаниях различных типов истребителей.

Участвовал в Великой Отечественной войне с 07.07.41 г. Был командиром звена 402-го истребительного авиаполка особого назначения[3]. Совершил несколько боевых вылетов на МиГ-3.

В августе 1941 г. отозван с фронта и возвращён на лётно-испытательную работу. Участвовал в испытаниях Як-1, Як-7, Р-39 «Аэрокобра» и др.

Член ВКП(б) с 1942 г.

08.08.42 г. был назначен заместителем командира эскадрильи 51-го истребительного авиаполка ВВС Забайкальского военного округа.

С ноября 1942 г. командовал эскадрильей 32-го гиап 3-й гвардейской истребительной авиационной Брянской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса 15-й ВА Брянского фронта. Летал на Ла-5.

В боевой характеристике Мошина указывалось: «Гвардии капитан Мошин сумел за короткий срок создать сплочённую боевую эскадрилью. За время действий на Калининском и Северо-Западном фронтах с ноября 1942 года эскадрилья Мошина сделала 582 боевых вылета, провела 214 воздушных боёв. На Орловском направлении в июле 1943 года совершила 272 боевых вылета и провела 86 воздушных боёв.

13.07.43 г. командир эскадрильи 32-го гиап гвардии капитан Мошин погиб в воздушном бою над Курской дугой у посёлка Матвеевский Залегощенского района Орловской области. Похоронен возле деревни Студенец Орловской области.

Обстоятельства гибели Героя остались тайной — его последний бой был в условиях сильной облачности и единственный видевший его гибель сослуживец вспоминал, что в какой-то момент самолёт Мошина «вывалился» из облаков и врезался в землю, но что стало причиной этому — установить после взрыва машины при ударе об землю не было возможности.

Рассказывает краевед Ю.Н. Ерофеев: «На этом месте мошинская изба стояла. Небольшая, простенькая такая изба без фундамента, с завалинкой, На ее месте Морозовы потом дом поставили, да и его, видно, век уже отошел. (Морозовская изба зияла пустыми глазницами оконных проемов).

Обошли усадьбу. Проступающие еще четырехугольники грядок. Заросли терновника. Чистая лужайка. Заросшая гусиной травкой, перед домом, а на той ее стороне - банька.

- Нет, все это уже не мошинское... Вот эти деревья, - тётя Тося кивнула на три дерева в палисаднике, - сажали на моей памяти, уже после того, как Мошнны уехали. И терновник - тоже уж потом вырос. Что от них осталось - и не скажу...

Осталась некоторая обобщенная память: тропка мимо усадьбы, лужайка, овсы на окрестных полях. Да памятная доска на здании Станковской школы, сообщающая о том, что будущий герой учился здесь в начальных классах. Это - что касается Родины, его, мошинской, деревни. А что известно о месте, где он погиб?

Еще совсем недавно о том, где погиб А.Ф. Мошин, мы не знали ничего Теперь – знаем. Это лучшее отражение формулы «Никто не забыт, ничто не забыто». Он, опытный летчик-истребитель, получивший звание Героя Советского Союза еще до Великой Отечественной войны за таран в воздушном бою при Халхин-Голе, погиб 13 июля 1943 года на Курской дуге.

Мне приходилось уже писать об этом: эскадрилье А.Ф. Мошина было приказано прикрыть с воздуха скопление наших войск у местечка Матвеевка Орловской области. Немецкие самолеты то и дело стремились прорваться туда. Бой разгорелся немедленно. Условия его были очень тяжелые: видимость - отвратительная, высота - всего около 500 метров. А.Ф. Мошин лично сбил в этом бою фашистский «фокке-вульф». Но и его самолет, его ЛА-5, вдруг резко пошел к земле. Взрыв. Огромная воронка...

Однополчанин А.Ф. Мошина, его боевой друг И.М. Холодов, ныне - генерал авиации, рассказывал мне: «После боя я послал в этот район ПО-2 - осмотреть место, где погиб Саша. Может...

ПО-2 сел у воронки. Но что могли найти от летчика, ударившегося о землю на такой скорости?» Сложили, что осталось, и захоронили у края полевого аэродрома, где базировался полк - это там же, в Орловской области, недалеко от города Мценска.

Курская битва оставила множество солдатских могил - и групповых, и одиночных. Сейчас большинства этих могил уже нет - в 50-60-е годы были проведены перезахоронения, образованы крупные братские могилы с именами павших воинов (конечно, с теми, которые удалось установить). Братская могила № 31 - в деревне Холодково Стрелецкого сельсовета, под Мценском. «Перезахоронены они, - пишет о погибших Г.В. Малюченко, руководитель клуба «Дорогой отцов» Орловской станции юных туристов, - из деревень Подберезово, Крицино, Гамаюново, Студенец… Фамилии Героя Советского Союза А.Ф. Мошина на могиле нет».

И не мудрено. После победы на Курской дуге началось, наступление. Открылся путь на запад - давно уже ждал этой минуты наш народ. Ушел вперед и 32-й гвардейский истребительный авиаполк, в котором служил А.Ф. Мошин, и далеко в тылу осталась недолговечная, фанерная, военных лет, пирамидка на его могиле. Как она выглядела - пожалуй, уж и не увидишь.

И вдруг… Все-таки нередко случаются, когда ищешь, эти «вдруг». Перед Новым годом я получил письмо от генерала И.М. Холодова. Он прислал мне находку из своих, военного времени, бумаг: фотографию могилы А.Ф Мошина. «Как попало фото ко мне, - писал он, - право, не могу вспомнить. По-видимому, кто-то из наших фотографов-любителей фотографии сделал и одну мне на память дал... Взлетно-посадочная полоса там была очень ограниченная, взлетать можно было только с одной стороны. С правой стороны, вспоминаю, была небольшая канава, за ней - пригорок. Вот на пригорке, в рощице, и был похоронен Саша». На фотографии - небольшой свежий могильный холмик, увитый зеленью. Над холмиком - фанерная пирамидка с двумя красными звездами - одна на вершине, другая - на середине. И.М. Холодов говорит, что была и дощечка с именем погибшего и датами рождения и гибели, но ее на фотографии что-то не видно. У холмика - подавленная горем женщина в берете, по моде тех лет. Это жена А.Ф. Мошина Женя. Он взял её с собой, она работала машинисткой при штабе полка.

Существует вязниковская легенда: там, на месте гибели самолета, нашли еще и покореженный портсигар. Портсигар А.Ф. Мошина. Только увидев его, жена поверила. что воронка - от мошинского самолета» [4].

Гвардии капитан А.Ф. Мошин за время Великой Отечественной войны лично сделал 299 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, лично сбил 4 самолёта противника.

«С первых дней Отечественной войны брат был на фронте, командовал эскадрильей. В сорок третьем, в неполных двадцать шесть лет, погиб. Нас было четверо братьев на фронте, а вернулся я один», - рассказывает Алексей Федорович Мошин [5].

Имя героя носит улица в г. Вязники, там же установлена мемориальная доска.

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденами Ленина (29.08.39), Красного Знамени (21.04.40), Отечественной войны 1-й ст. (31.07.43).


Литература:

1. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 177-178.

2. Нагорный А.Ф. Травкин В.В. Земли Владимирской богатыри. – 2-е изд. – Ярославль, 1967. С. 30-32.


Примечания:

[1] https://dzen.ru/a/W2kbesMojQCoM-RX

[2] ЦГАСА, ф.37837, оп.3, д. 331, л. 2.

[3] 402-й иапон был сформирован 30.06.41 г. подполковником Стефановским П.М. по личному указанию Сталина из летчиков-испытателей НИИ ВВС.

[4] https://tsiplev.ucoz.ru/index/moshin_aleksandr_fedorovich/0-110

[5] https://dzen.ru/a/W2kbesMojQCoM-RX


Рецензии