На историческом перепутье

 «Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы от них и друг от друга философия, религия, общественность и политика. Вместе они образуют мощный единый поток, который несёт на себе драгоценную ношу национальной культуры» - писал в своё время А.Блок.   
Конец двадцатого  века напоминает нам всеми возможными и невозможными примерами, вплоть до массового террора (Буйнакск, Москва, Волгодонск...), о том, кто придёт в двадцать первый век: творцы или разрушители, патриоты или националисты, демократы или монархисты, христиане или христопродавцы? Трагедия – общества, нации – близкая к геноциду. Ещё большая трагедия – духовное нездоровье молодого поколения: наших детей, внуков. А как ещё может быть по - другому? Если дети растут без веры, без идеалов, особенно на фоне разрастающейся политической борьбы, по сути дела, ставшей (в последнее десятилетие) национальным бедствием. Борьбы, где нет ничего святого, христианского. Отцы и дети оказались на историческом перепутье, на руинах глобального и катастрофического излома общества, во многих случаях – в духовном разладе, идейном противостоянии. Наверное, сегодня по – другому быть не может? Когда общество не просвещено, оно в каком – то смысле даже более свободно, потому что оно не осознаёт степени своей несвободы, отсюда «…хотели как лучше, а получилось хуже некуда…»
«…Взгляните вокруг себя – писал Чаадаев в 1836году – ни у кого нет определённой сферы существования, ни для чего не выработано определённых привычек. В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев, в городах кажемся кочевниками. Мы живём настоящим в самых тесных его пределах. Если мы и открываем истины, то давно уже ставшие избитыми в других местах…» Хочется задать извечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
 Как же так получается, что мы воспитываем приемников хуже себя. И воспитываем ли?
Духовная жизнь человека начинается с детских лет. Именно с детства он должен жить в атмосфере добра, созданной в первую очередь обществом и лишь потом ребёнком из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду. Сфера добра тесно связана с традициями родной культуры, с культурой человечества вообще. С прошлым и будущим.
Все виды искусства – умножают, укрепляют и повышают нравственность, как детей, так и всего общества. Привлекать в процесс духовного обновления человеческих ценностей, нашедших своё воплощение в русской культуре, необходимо через добро. Вместо этого в последние годы на рубеже двадцать первого века старшие демократы преподали нашим детям, да и своим тоже, уроки беззакония и равнодушия, лжи и лицемерия, как на государственном, так и на бытовом уровне.
Стоит ли приводить примеры, называя их имена? Примеров такого рода слишком много, а имена, согласитесь, одиозны.
 Значительно важнее думать о том, что есть реальная опасность поражения сознания молодёжи новыми мифами и «перевёрнутыми» ценностями. Если в государстве, объявившем себя демократическим, всё продаётся и покупается – духовное, плотское, отцовская память и девическая честь, национальная культура и национальное достоинство, оружие и наркотики, - то смыслом жизни многих людей  становиться делать деньги, а не душу творить. Если сегодня, повсеместно, дети смотрят зарубежные боевики с кровавыми сценами насилия, жестокости, то в их душах поселяются бациллы низменных потребностей и страстей. Если, проклиная
«социалистическое» прошлое отцов и дедов, обновляют рабством их честный труд, то дети и внуки не станут приемниками национальных традиций. Если сегодня на уровне высокопоставленных чиновников взятки объявляются вознаграждением, а спекуляция – честным бизнесом, то о какой нравственной культуре может идти речь вообще. Сегодня общество ежедневно, ежечасно получает сильную дозу «радиации» бездуховности. А время идёт. Может, одумаемся? Может, объединим усилия властей, политиков, всей творческой интеллигенции на возрождение нравственности и духовности в нашем обществе. Каждый Сальери в детстве ещё Моцарт. Не всё потеряно, пока есть люди, нестандартно мыслящие во имя будущего.


1999год













               


Рецензии
Нам с вами по пути,
дай, Бог, дорогу бы найти.

Михаил Памшев   11.02.2012 08:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.