Комментарии к красоте

 начало - здесь: http://www.proza.ru/2009/04/25/386
 
   Мне нравится привносить "эмоциональные шероховатости", штрихи личных переживаний в сопровождение основной темы.
Как отметки, а не как описание. Именно так появляются или исчезают знаки препинания, междометия и всякие мелкие "несуразности". Именно таким образом они случаются в нашей жизни. Разве нет?
Я разрешаю им интуитивно появляться в текст, если так случается. Не "сбрасываю" их из внимания, если получается подобрать знак. Чтобы по возможности не разделять свои живые человеческие реакции и абстрактное, мысли и впечатления. Не разделять то, что я живу, и то, что думаю и помню как жизнь.
Пусть это соединится на грани переживания красоты. Предполагаю, что это не худший вариант.)

Когда-то надеялись, что красота спасет мир ...
Сомневаюсь. Думаю, что эта фраза - абстрактное заблуждение.

Но, возможно его спасет взлелеянная человеком в себе способность видеть, чувствовать, переживать красоту этого удивительного мира.

Я поняла однажды, увидела, что именно штришки несовершенства, некоторой дисгармоничности,
будучи вплетенными в общий ритм происходящего, придают переживанию красоты особенную живость, теплоту и близость личного соприкосновения. Даже физичность.
Единственность, своевременность и глубину сейчас, а не только память или узнавание образа.

Ведь когда мы лезем через кусты ежевики - она же вполне реально кусается за ноги и хватает за одежду!))
В стихе я хочу отметить это дополнительное переживание. Хочу, чтобы тот, кто читает, вздрогнул вместе со мной в то же время, как смотрит вместе со мной.
От этого красота ягоды не становится меньше, и не меняется вкус. Но становится богаче спектр переживаний. Стих становится чуть-чуть более ... личностным. Хотя остаётся "текстом для всех".

В жизни бывает иначе ...
Часто трудности, раздражение, боль, ождания и разочарования мешают нам жить красоту именно сейчас, в этот момент, когда мы живы.
И только перебирая страницы памяти, мы обнаруживаем порой (отметая уже всё плохое), что красота - БЫЛА.
Она всегда есть для нас. Сейчас как и когда-то. Сейчас как и там, где нас еще нет.

Когда я стою на горячущем песке и смотрю в ясное небо-море, это жжение в подошвах напоминает мне: красота в живом и для живого особенно пронзительна.
Там же, где так горяч раскаленный песок, где моя кожа шелушится и обветривается, где я пять минут назад до крови разбила палец о камни.
Счастье и боль, печаль и озарения, разочарования и запах водорослей, высота небес и безбрежняя сила большой воды.
Всё это происходит одновременно ...
Потому что я жива. Я думаю и чувствую, считаю и помню, смотрю и слушаю - сейчас.
Всё отрицательное или "неуместное", что я смогу отбросить ради красоты, как ни странно, уменьшит глубину моего же переживания прекрасного.
Обеднит моё эстетическое чувство, сделав немного более мёртвым.

Когда громадная океанская волна поднимается и летит к побережью - она унесет, возможно, множество жизней, разрушит дома, вырвет с корнем деревья и розовые кусты, изменит людские судьбы и рельеф.
Принесет хаос, разрушение и смерть...
И всё это не отменит её величественной и устрашающей, завораживающей красоты.
Искры преломленного в ней Света заставят дрогнуть сердце. Даже если в другой миг за этим сердце - остановится. Навсегда.

Может быть, человек переживает прекрасное в пограничьи ощущений, противостоящих друг другу, сталкивающихся в его сознании, дополняющих и разделяющих. Пережитая болезнь вынудит ценить своё здоровье и силу; горести помогут заметить, когда придёт счастье и снимет боль.
Или признать, что оно было. То, это, и вместе.
Переживаемые диссонансы тревожат и этим понуждают человеческое восприятие к глубине, способной вместить и осознать всё вместе.

И только когда мы пытаемся перенести в творчество переживания - так хочется "очистить" память от диссонансов, иногда это происходит рефлекторно ...
И рисуя словами волшебство хризантемы, сияющей перед глазами в вазе, мы не отметим:

что крайние самые лепестки свернулись и слегка уже поблекли
       (оттеняя совершенство цвета остальных)
что листья её не просто темно-зелёные, какие-то как пыльные
       (но подчеркивают ясную чистоту множества лепестков соцветия)
... а некоторые надкусил какой-то жучек
       (это не миф, не видение ... это ЖИВОЙ цветок; протяни руку, чтобы коснуться)
стебель - грубоват
       (а как нежен и раним в сравнении сам цветок)
запах её - весьма сложен, горек, в то же время отдаёт не всегда приятной сладостью,
печален и отрезвляющь, как тлен
       (и будит мысли о быстротечной вечности прекрасного).

Именно эти "шероховатости" открывают для сознания особую глубину очарования именно этого одного цветка в моей вазе передо мной.
Живого и очень близкого. Коснусь рукой, теперь.
И всё же - неуловимо далёкого и таинственного, как неясные мечты, недопонятые легенды и странные сказки.


Рецензии
Спасибо, Нелли. Очень тонко подмечено об увядших лепестках.

Вот, недавно мне приснился мой старый дом.

Я хотел написать о нём, о его несовершенствах, о щелях, между досками в сенях, В лучиках, пробивавшихся сквозь эти щели роились золотые весёлые пылинки. Об игрушечном ружье, с очень тугой пружиной затвора, которое однажды очень больно прищемило мне палец. О кухонном окне, которое выходило в укромный закуток, благодаря чему нас несколько раз обворовывали через это окно. Наконец, папа поставил решётку на это окно. О чулане, в котором некоторое время жил мамин брат, после развода с женой. О том, как он расширял своё слишком узкое жилище, вынимая один ряд кирпичей из противопожарной стены. О дыре в заборе, за которым росло огромное, как мне тогда казалось, поле золотых одуванчиков. И казалось, нет ничего в мире прекраснее этого поля.
Да, в хорошем произведении, как в хорошем вине, должна быть горчинка.

А по поводу предыдущего рецензента я бы так сказал: у каждого льва свои блохи.

Михаил Сидорович   22.07.2018 21:11     Заявить о нарушении
Наверное, в детстве нам легче всего это видеть.
Видеть красоту мира. Не в чем-то конкретном, а красоту просто так, всего вместе.
Но, ведь, никто не мешает вспомнить эту способность, сколько нам бы ни было лет ...

Мне кажется, это очень хороший сон.

Южный Ветер   23.07.2018 13:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.