Исполнительское искусство

               

         В продолжение темы, затронутой в статье «О языке поэзии и прозы» (см. статью на моей странице от 24.04.09), хотелось бы сказать несколько слов о передаче гармонии СЛОВА средствами исполнительского искусства. Исполнитель в мiре искусства, в мiре интерпретации и донесения до людских сердец Слова Божия и Его звучания – это такой же творец и художник, нисколько не уступающий по силе духовного, интеллектуального и эстетического воздействия на зрителя ни живописцу, ни музыканту, ни писателю, ни поэту. И хотя исполнитель, казалось бы, ограничен определёнными заданными рамками авторского литературного текста, музыкальной композиции или танцевального рисунка, то есть вынужден говорить языком автора, он имеет при этом свой собственный исполнительский язык, на котором и общается с нами. Что это за исполнительский язык, в чём его специфика и какими выразительными средствами он пользуется? Как он обогащает или обедняет авторский язык оригинального произведения, и каковы масштабы его воздействия на аудиторию?

         Всем нам хорошо известно, что от исполнителя, актёра, чтеца, певца, музыканта, танцовщика (сюда же можно ещё добавить режиссёра, как театрального, так и кино) в значительной степени, если не на все сто процентов, зависит успех у публики того или иного авторского произведения. Выходит, на практике в плане донесения оригинального авторского слова до аудитории появляется творческая фигура исполнителя, чей талант, способности, профессиональное умение или отсутствие оных становится решающим фактором триумфа или неуспеха того или иного произведения. Иными словами, можно сказать, что всякое новое прочтение и осмысление оригинала, пусть даже простым читателем, не имеющим отношения к исполнительскому ремеслу, это уже творческий акт сопереживания тем вибрациям, той музыке СЛОВА, которые были уловлены автором и переданы им в литературной, музыкальной или другой форме. Ибо понимание глубин СЛОВА, отображённых в произведении, равнозначно видению образов горних и восприятию «музыки сфер» иных мiров, недоступных нечуткому сердцу и невнимательной душе. Стало быть, душа читателя-исполнителя (ведь всякий исполнитель это, прежде всего, читатель, слушатель и т.д.) уже на уровне визуального ознакомления с оригиналом соприкасается с его духом, идеями и пр., усваивая и преломляя их в своём сознании по мере его глубины и способности восприятия. 

        Итак, исполнительский язык – это язык сердца исполнителя, язык его собственной души, на котором он говорит со зрителем, используя в качестве общей канвы оригинальный авторский текст, наполняя его при этом оттенками, нюансами своего собственного отношения, восприятия, чувствования и мироощущения, которые у каждого из нас, практически, неповторимы и варьируют в зависимости от духовных глубин, в которые способно погружаться наше сердце. Выразительные средства исполнительского языка, используя исходный текст в качестве базового фона, отличаются, в силу своей экспрессивной специфики, такими тонкими и, подчас, трудно уловимыми для внешнего сознания инструментами, как интонация и тембр голоса, жест и мимика, в которые можно вложить не только своё индивидуальное отношение к персонажу, действию, мысли или чувству. Владение голосом и его тончайшими возможностями есть могучее средство воздействия на человеческую душу. Ведь голос исполнителя – это голос его внутреннего существа. Мы знаем примеры хороших и плохих исполнителей, певцов, чтецов, актёров; одна и та же песнь или театральная роль в разном исполнении будет звучать совершенно по-разному и воздействие её на зрителя тоже будет разным.

        Исполнительский язык сегодня, увы, зачастую превращается в средство манипуляции массовым сознанием зрителя. В целях оглупления, дебилизации и нравственного разложения теле, кино и театральной аудитории, к которой мы все с вами относимся, нас потчуют исключительно низкопробной кино и телепродукцией, не способной внушить публике ни высоких идеалов, ни приобщить к вечным духовным ценностям, привлекая для этого самых бездарных исполнителей, профанирующих и дискредитирующих высокое по своей сути и назначению исполнительское искусство. Ловкие и изворотливые «манипуляторы» не учитывают при этом, а вероятнее всего им просто в голову не приходит, что таким образом они дерзко и нагло берутся искажать СЛОВО и Его замысел о Творении, за что им и придётся неизбежно держать ответ перед Самим нелицеприятным СЛОВОМ.


Рецензии