Степанов Е. Н

СТЕПАНОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился 22.05.11 г. в Москве, в семье рабочего-мраморщика. Русский. В шестилетнем возрасте остался без отца.

Полковник Степанов вспоминает: «В голодные годы 1919-1920 годов я часто ходил в столовую, открытую в общественном центре Американским агентством помощи, где они предоставляли бесплатные обеды русским детям. К 1929 году, когда мне было 18 лет, я закончил школу. Я окончил техническое училище по специальности слесарь» [1].

В 1929 г. окончил семилетку, в 1930 г. - школу ФЗУ им. Ф.Э. Дзержинского. Работал кузнецом. Занимался в фабричном радиоклубе. В 1932 г. окончил школу лётчиков Осоавиахима, имея налет 80 часов.

Полковник Степанов вспоминает: «В детстве я увлекался велоспортом, а также вступил в заводской клуб радиолюбителей. Живя недалеко от военного аэродрома, я часто мог наблюдать, как пилоты отрабатывают фигуры высшего пилотажа. Именно тогда я решил, что хочу присоединиться к ним. В те дни это было вполне осуществимо, поскольку СССР как можно быстрее создавал военно-воздушные силы. Лозунги вербовки, такие как "Молодежь, поднимайтесь в небо" и "От моделей к планерам и от планеров к самолетам", были успешными и популярными. В 1932 году я получил квалификацию пилота после прохождения уроков на московском аэродроме, а в 1933 году поступил в военную школу пилотов на интенсивный курс. На тот момент я налетал 80 часов. Не будет преувеличением сказать, что в то время это был обычный путь поступления в военно-воздушные силы» [2].

В РККА с 1932 г. В 1933 г. окончил 2-ю военную школу лётчиков в г. Борисоглебске.
Служил в Ленинградском военном округе младшим лётчиком в бригаде особого назначения. Летал на бомбардировщике. Затем, после многочисленных рапортов его перевели в истребительную авиацию. Был командиром звена 12-й истребительной эскадрильи 111-й истребительной авиационной бригады Ленинградского военного округа.

Полковник Степанов вспоминает: «Прежде чем сесть на И-15, я летал на истребителях-монопланах Поликарпова И-16 и легких бомбардировщиках Поликарпова Р-5. Я начал летать на И-15 в Испании. Его характеристики уступали характеристикам И-16, но он был прост в управлении и хорошо вооружен, с четырьмя 7,62-мм пулеметами, синхронизированными для стрельбы через лопасти винта. Кроме того, он мог выполнять разворот на 360 градусов за 8-9 секунд. Ни один другой советский или иностранный самолет не был таким маневренным. Он был непобедим в горизонтальном воздушном бою. И-15 также мог использовать небольшие аэродромы. У него были и другие превосходные характеристики, такие как быстрая скороподъемность, рабочая высота до 9000 метров, простота управления и устойчивость на низкой скорости - даже при взлете при боковом ветре. Однако он уступал И-16 в вертикальной маневренности… Я очень мало летал на И-16 в Испании, а затем в основном на разведывательных заданиях. Однако я часто летал на нем в СССР как до, так и после испанской кампании. И-16 был хорошим самолетом, но он был довольно неумолим к неопытным пилотам» [3].

Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 20.08.37 по 27.07.38 гг. под псевдонимом "Эвухеньо". Налетал 205 часов на И-15. Совершил 100 боевых вылетов, провел 16 воздушных боев, лично сбил 10 самолетов противника [4] - 6 истребителей (4 Cr.32, 2 Bf.109) и 4 бомбардировщика (Ju.86, Do.17 и 2 SM.81).

Вспоминает полковник Степанов: "Выдавая себя за советских туристов, направляющихся на международную культурную выставку в Париж, мы сели на пароход из Ленинграда в Гавр и с помощью испанской группы поддержки вылетели оттуда в Валенсию. Другие советские добровольцы отплыли прямо в испанские порты на советских грузовых судах. Мы служили в подразделениях с полностью советскими летными экипажами и испанскими наземными экипажами. Республиканские подразделения состояли из испанских летчиков, прошедших подготовку в СССР… В воздушных боях я сражался на Fiat CR.32, Romeo Ro.37 и Savoia-Marchetti SM.81, пилотируемых итальянскими экипажами, и немецких Messerschmitt Bf-109, Junkers Ju-86, Heinkel He-111 и Dornier Do-17, пилотируемых немецкими летчиками» [5].

В августе 1937 г. Степанов сбил два истребителя лично (Fiat CR-32 над Уэской и Bf.109 над Сарагосой), а также бомбардировщик Do.17 в паре с Никитой Сюсюкаловым.
1.09.37 г. над Белчите он сбил еще один CR-32.

Вспоминает полковник Степанов: "И-15 легко превосходил Fiat CR.32, особенно в горизонтальных маневрах… Я часто сталкивался с Bf-109 в бою, особенно в августе 1937 года, когда Северный фронт был закрыт. Самолет показал хорошие результаты, но уступал И-16 в вертикальной маневренности» [6].

12.10.37 г. Степанов сбил бомбардировщик Ju.86 в группе с Анатолием Серовым и Ильей Финном [7]. Он попытался таранить Fiat Cr.32, но в последний момент фашисту удалось увернуться.

15.10.37 г. в составе эскадрильи И-15 участвовал в атаке аэродрома Гарапинильос около Сарагосы.

Вспоминает полковник Степанов: "Самый большой успех был достигнут 15 октября 1937 года, во время атаки нашей эскадрильи И-15 на аэродром Гаранильос, недалеко от Сарагосы. Согласно последующим донесениям разведки, мы уничтожили на земле шесть самолетов Fiat CR.32, три Junkers Ju-52/3 и три Heinkel He-45. Мы также повредили около 20 других итальянских и немецких самолетов» [8].

10.11.37 Г. Награжден орденом Красного Знамени.

В ночь с 27 на 28.11.37 г. сбил два бомбардировщика SM.81[9]. Во время этой атаки ему пришлось таранить одну из машин левой стойкой шасси своего И-15.

Полковник Степанов вспоминает: «На самом деле я не совершал преднамеренной таранной атаки. В ночь с 27 на 28 ноября 1937 года я сбил два бомбардировщика SM.81 в окрестностях Барселоны. Во время этой атаки мне пришлось протаранить один из бомбардировщиков левой опорой шасси моей Чайки. Специальной техники для тарана не было и быть не могло, поскольку в бою это был метод последней надежды» [10].

Степанов нёс боевое дежурство в районе Барселоны в паре с лётчиком Ильей Финном. Около 3.00 в 40 км севернее города на высоте 2000 м Степанов обнаружил итальянский бомбардировщик SM-81 и пошёл на сближение. Стрелки открыли по нему огонь. Пулемётными очередями ему удалось поджечь сначала левое, а затем - правое крыло. Но враг продолжал лететь. Перезарядить оружие не было времени, и Степанов пошёл на таран. Увеличив скорость, он решил с левым разворотом нанести удар колёсами шасси по рулю поворота, но не рассчитал и ударил винтом и левым колесом.

Удар оказался скользящим и потому не очень сильным, но его оказалось достаточно: неуправляемый бомбардировщик рухнул в море. Это был первый в мире ночной таран. Вскоре Степанов обнаружил второй фашистский бомбардировщик. Он атаковал его на повреждённом самолёте и с первой атаки огнём из пулемётов поразил кабину. Тот камнем рухнул на землю, а Степанов благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.

После отъезда Анатолия Серова на родину он стал командиром эскадрильи.

17.01.38 г. он провёл свой последний бой в небе Испании. В этот день Степанов повел своих летчиков к горам Универсалес на перехват "юнкерсов", летевших на бомбардировку республиканских войск в сопровождении большой группы "фиатов".
Над городом Охос-Негрос завязался бой. Степанов сбил один истребитель Cr.32. Пытался таранить второй, но был сбит огнём зенитной артиллерии. Были перебиты тросы управления, поврежден двигатель. Степанов выбросился с парашютом. При приземлении он сильно ударился о скалу и в бессознательном состоянии попал в плен.

Вражеские солдаты содрали с советского лётчика обмундирование, раздели до нижнего белья, скрутили проволокой руки.

Следующие полгода он провел в тюрьмах - в Сарагосе, Саламанке, Сан-Себастьяне. В течение месяца его держали в одиночной камере, по нескольку дней не давали пищи, трижды выводили на расстрел. В конце концов, республиканское правительство сумело обменять его через Международный Красный Крест на пленного немецкого пилота [11].

В июле 1938 г. на судне, шедшем через Францию и Бельгию он вернулся в Ленинград.

Вскоре ему было присвоено очередное воинское звание капитан.

Он был назначен инструктором по технике пилотирования ВВС Ленинградского военного округа.

02.06.39 г. вместе с группой летчиков, воевавших в Испании и Китае Степанов прибыл в Монголию и был назначен командиром эскадрильи И-15бис в 22-й иап. Около трех недель он занимался подготовкой молодых летчиков, знакомил с местностью, проводил тренировочные полеты.

Полковник Степанов вспоминает: «Советские летчики жили в юртах (монгольских палаточных жилищах) в непосредственной близости от своих аэродромов. Техники проверяли двигатели и вооружение на рассвете, поэтому пилоты всегда были готовы подняться в воздух, если прозвучит сигнал тревоги. Во времена тяжелых боев мы совершали до четырех-пяти вылетов в день. Когда все было спокойно, выполнялись дежурные рейсы из трех самолетов в режиме ожидания, с пилотами в готовности в своих кабинах» [12].

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Совершил более 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 2 самолёта противника.

Полковник Степанов вспоминает: «Пилоты японской армии были довольно умелыми. Они были отважны в атаке и упрямы в достижении своей цели. Однако японские пилоты, как правило, действовали индивидуально. Организованных массовых нападений было немного, и они привели к большим потерям. Я был впечатлен маневренностью истребителя Nakajima Ki.27 Type 97. Тем не менее, И-16, И-153 превосходили его по маневренности, скорости и вооружению… Мы сражались не против конкретных пилотов, а против всех, с кем сталкивались. Среди них были летчики высокого класса, которые руководили группами и решали, как вести их в бой» [13].

22.06.39 г. он подбил один японский истребитель и сбил другой. На его машине были разбиты стекла приборов, повреждена тяга управления двигателем. Ему с трудом удалось посадить изрешеченный самолет.

Вот как об этом рассказывается в романе О.А. Шушакова «Маньчжурский вариант»: «Двадцать второго июня с утра до самого полудня над степью висела молочно-белая пелена тумана. А после обеда по приказу вышестоящего командования, в лице комдива Жукова, в небо были подняты вторая и четвёртая эскадрильи двадцать второго полка. 

Остальным – приготовиться!..

Пеленг из двенадцати «ишаков» возглавлял комэска-два старший лейтенант Савкин, а девятку «бисов» повел в бой комэска-четыре капитан Степанов.

И опять все пошло поперёк!

Над Хамар-Дабой со стороны Солнца на них упало восемнадцать самураев.
Как всегда, тактическое и техническое превосходство оказалось важнее численного. А после первой же атаки на стороне противника оказался и численный перевес!
Старший лейтенант Савкин сразу же был ранен. И со снижением вышел из боя. Потеряв ведущего, эскадрилья «ишаков» рассыпалась в разные стороны, и больше в бою не участвовала. А раненый комэска, расстреливаемый вражескими истребителями со всех сторон, сумел-таки совершить вынужденную посадку на «брюхо». Уже на земле его истребитель подожгли, но он как-то выбрался из кабины и уцелел.
А четвёртая эскадрилья осталась один на один с вдвое превосходящим по численности противником. То же самое произошло с этой же эскадрильей в мае. Номер что ли у нее несчастливый был такой! Ситуация повторялась практически до мелочей!

Но не повторилась!

Не зря Степанов натаскивал своих парней! Как чувствовал! Нутром чувствовал!

И началась карусель! Они крутились, как ужи на сковородке, отсекая самураев, друг от друга и огрызаясь огнём, когда подворачивался случай. При этом эскадрилья медленно, но верно оттягивала врага в глубь своей территории.
Конечно, им доставалось... Но они держались! А ведь дрались они сейчас с теми же самыми японскими асами, в бою с которыми погибли их товарищи три недели назад!

И всё-таки численное превосходство, есть численное превосходство. Три «биса», в том числе и машина Степанова, получили повреждения, и пошли на вынужденную посадку. Их товарищи, связанные боем, ничем не могли им помочь. А японцы продолжали обстреливать планирующие и уже катящиеся по земле машины.
Истребители загорелись, но пилоты все же успели выскочить из кабин и отбежать прежде, чем начали рваться бензобаки. К счастью, никто из них не пострадал.
В этот момент на горизонте показалась эскадрилья И-16 семидесятого полка! Увидев подкрепление, самураи бросили несговорчивых «бисов» и ушли на свой аэродром.

Продержались!

Евгений смотрел на свой догорающий самолет, и не мог скрыть довольной улыбки. Вот это бой! Три машины потеряно? Ерунда! Зато все целы! Не сбили ни одного врага? Ещё не вечер!

Когда эскадрилья Савкина по одному вернулась на свой аэродром, и летчики сбивчиво поведали о происшедшем, Глазыкин скрипнул зубами, но ничего им не сказал... Да и что было говорить! Надо было самому лететь!

Он и полетел. Когда получил приказ поднять еще две эскадрильи.

Потому что Жукова, само собой, исход боя не устроил. Смушкевича тоже. Хотя и по другой причине. О чём они беседовали друг с другом наедине, история умалчивает. Но, похоже, комдив, как и положено начальнику, не стесняясь, высказал свое нелицеприятное мнение о ВВС комкору, старшему по званию, но младшему по должности...

А Солнце стало понемногу клониться к вечеру.

Двадцать второй полк в полном составе (за исключением тех, кому сегодня уже досталось, и чьи машины встали на ремонт) в колонне эскадрилий с комполка во главе двинулся к линии боевого соприкосновения»[14].

10.08.39 Степанов был награжден монгольским Красного Знамени.

29.08.39 г. капитану Степанову Евгению Николаевичу было присвоено звание Герой Советского Союза[15]. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 152.

Вспоминает полковник Степанов: " В районе реки Халхин-Гол было много крупных воздушных сражений, в которых участвовало до 200 самолетов с обеих сторон. Первое из них произошло 22 июня 1939 года между 120 японскими и 95 советскими самолетами. Первую фазу сражения начала эскадрилья И-15бис под моим командованием. Японские потери достигли 31, а наши - 12. Второй крупный воздушный бой состоялся 26 июня, когда было сбито 25 японцев. В тот же день наш 22-й авиационный полк атаковал вражеский аэродром в районе озера Узун-Нур и вывел из строя 12 дислоцированных там самолетов. Утром 27 июня был нанесен неожиданный массированный удар 150 истребителей и 50 бомбардировщиков по нашим аэродромам. Мы потеряли 14 самолетов, которые были повреждены при взлете. 3 июля японцы потеряли 32 самолета в двух боевых столкновениях. Мы потеряли один. Со 2 по 5 июля шли ожесточенные бои за господство в воздухе. Японские потери составили 45. В ходе ожесточенных боев с 20 августа по 1 сентября советские летчики сбили в общей сложности 184 вражеских самолета. 15 сентября японское правительство объявило советскому правительству о своем согласии на прекращение огня в воздухе над Халхин-Голом. Однако это была уловка, поскольку одновременно японцы решили нанести внезапный удар по нашим аэродромам численностью в 212 самолетов. Эта армада была перехвачена, в результате чего было потеряно 20 японских самолетов. Среди 180 советских пилотов, принимавших участие в операции, потерь не было» [16].

Член ВКП(б) с 1939 г.

Участвовал в освобождении Западной Белоруссии.

Участвовал в советско-финской войне. Летал в составе 19-го иап.

Затем служил инспектором по технике пилотирования ВВС МВО.

В 1944 г. был назначен заместителем начальника Центрального аэроклуба им. Чкалова.

С апреля 1948 г. в запасе. Работал начальником отдела ЦК ДОСААФ. Был руководителем советских команд на авиационных чемпионатах мира в Праге и Париже.

В течение ряда лет занимал пост вице-президента Международной авиационной федерации. Участвовал в работе конференций ФАИ в Париже и Стамбуле.

12.04.61 г. Степанов подписал акт о первом в мире полёте в космос Юрия Гагарина[17].

В 1965-77 гг. он был начальником лётно-испытательной станции Московского вертолётного завода.

С 1977 г. - научный сотрудник Центрального Дома авиации и космонавтики.

Умер 5.09.96 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина (29.08.39), двумя орденами Красного Знамени (10.11.37, 13.06.52), орденом Отечественной войны 1-й ст. (11.03.85), орденом Красной Звезды (06.11.47), медалью «За боевые заслуги» (03.11.44) и др. медалями, монгольским орденом Красного Знамени (10.08.39).



Литература:

1.Герои огненных лет. Кн. 8. - М., 1985. С. 128-136.

2.Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск:

3.Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 193-195.


Примечания:

[1] ссылка

[2] Там же.

[3] Там же.

[4] По официальным данным Степанов имел 8 личных и 4 групповые победы.

[5]  ссылка

[6] Там же.

[7] Финн Илья Александрович (1910-1937), старший лейтенант. Еврей. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС и Серпуховскую военную авиашколу летчиков. С 1935 г. служил летчиком-испытателем в НИИ ВВС. Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 5.09.37 по 26.10.37 гг. Летал И-15. Сбил 1 самолет. 26.10.37 г. погиб в авиакатастрофе. Награжден орденом Красного Знамени (10.11.37).

[8] ссылка

[9] По официальным данным один SM.81 засчитан И. Финну.

[10] ссылка

[11] Существует версия, что Степанова обменяли на обер-фельдфебеля Отто Поленца, сбитого А. И. Гусевым.

[12] ссылка

[13] Там же.

[14] Шушаков О.А. Маньчжурский вариант: роман / Олег Шушаков. – М.: Вече, 2015. – 352 с. – (Секретный фарватер). C.137.

[15] При этом в первую очередь были учтены мужество и героизм, проявленные Степановым во время национально-революционной войны в Испании. Однако того, что он был в плену, соответствующие органы никогда не забывали.

[16]  ссылка

[17] Гагарин Юрий Алексеевич (1934-1968) Герой Советского Союза (14.04.61), полковник. Русский. В Советской Армии с 1955 г. В 1957 г. окончил Чкаловское военное авиационное училище. Служил летчиком-истребителем на СФ. С 1960 г. - в отряде космонавтов. 12.04.61 г. совершил первый в мире полет в космос. В 1968 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию. Избирался депутатом ВС СССР и членом ЦК ВЛКСМ. 27.03.68 г. погиб в авиакатастрофе.


Рецензии