Две истории

                Бритая голова,
                Свастика на рукаве,
                Зёрна и полова,
                Трупы в реке Неве…
                Что ты об этом знаешь,
                Мальчик, кричащий «Хайль!»?
                В войну, как в игру, играешь,
                В глазах от свастики сталь!
                Ты смехом язвительно-громким
                Память и душу выпалил
                Тому, кто в войне той долгой
                Кровью жизнь твою выкупил!!!


               
     Всё было, как обычно…

     Я, как обычно, смотрел телевизор, когда внук Егорка вернулся  со школы. Он зашёл в мою комнату и привычно для нас обоих протянул мне руку.

     - Деда!

     Я пожал его руку, как взрослому:

     – Михалыч!

     - Я к себе! – и пока дочка Тамара готовила ужин, Егорка крутил какую-то модель у себя в комнате. Всё было, как обычно…

     - Мужички, мойте руки и за стол! – позвала Тамара.

     Это значило, что всё готово, и под большим оранжевым абажуром нас с Егоркой ждут разные вкусности. Да, Тамара очень вкусно готовила.

     - А что, Мишу ждать не будем? – спросил я.

     - Нет, он звонил, сказал, что у них там какая-то авария, обрыв, что ли… В общем, он будет долго, "до полного устранения", как обычно.

     Тамара суетилась между плитой и столом. В её голосе была нервозность, обычная в таких случаях. Она всегда переживала за мужа.

     - Михалыч, что тебе положить к рыбе? Пюре или макароны? Да что я тебя спрашиваю, макаронная душа?!

     - Тамара, да ты сама-то что? Садись. Хватит бегать, всё на столе. Михалыч, подай-ка мне хлеба, – попросил я и застыл от увиденного.

     На запястье  протянутой за хлебом руки внука я увидел… фашистскую свастику, аккуратно вырисованную черным фломастером! Кровь прилила к вискам, захотелось крикнуть, стукнуть по столу кулаком, но секундное замешательство помогло. Набрав в лёгкие побольше воздуха, я тихо спросил:

     - Что это, Егор?

     Внук сразу притих и как-то сник, поняв, что что-то не так, - полным именем его называли только в серьёзных случаях. Не получив ответа, я снова тихо спросил:

     - Что ЭТО, Егор?

     - А что?! Что такого?! Что, уже и нарисовать нельзя?! Всем можно, а мне нет?!

     Егоркин голос стал почти истеричным.  Так часто бывает, когда ребенок чувствует свою неправоту, но не находит слов в свое оправдание.

     - Ты сам это нарисовал? - спросил я всё тем же тихим голосом.

     - Сам. - угрюмо исподлобья он посмотрел на меня. - У нас многие ребята в классе это рисуют. Говорят, что красиво. И форма у немецких солдат, говорят, была очень красивая и аккуратная, и… – Егорка не договорил, увидев мамино лицо. – Ну, что? Что такого?!!

     Под абажуром повисла такая тишина, что всем стало тошно...
               
     - Красивая, говоришь? – я не находил слов. Тамара положила свою ладонь на мою:

     - Пап…

     - Красивая, говоришь? – повторил я. И тут я понял, что сержусь не на того, на кого надо бы.

     - А я вот тебе, внучок, сейчас расскажу две истории. Ты большой уже, думаю, поймёшь... Знаешь, тогда, в сорок втором, мне тоже, как и тебе сейчас, было 12 лет. У нас около села в лесах партизанский отряд был. Человек двадцать, наверно. И было в этом отряде два пацанёнка-близнеца, мои ровесники. Они остались без родителей – отца в самом начале войны убило, а мать погибла во время полевых работ от бомбежки. Так эти пацанята прибились к партизанам и такую, знаешь, помощь им оказывали в подрывах железной дороги, что частенько без них и обойтись невозможно было, - они же маленькие, худенькие были, вёрткие... Их, как на фронте, считали сынами полка. Смелые были, отчаянные, всё "за мамку с папкой мстили фашистской гадине"! ... И вот однажды ушли они в ночь на очередное задание, - им определили место подкопа и установки взрывчатки. Всё должно было произойти до рассвета. Вернуться должны были под утро. Но с рассветом бойцы поняли, что задание не выполнено - уже рассвело, но взрыва не было, и мальчишки не вернулись. Было решено отправиться на поиски пацанят. Знаешь, Егор, я был там, полюбопытничать решил… Я никогда это не забуду, Егор... Они лежали на земле лицом к лицу, проткнутые фашистским штыком.. А глаза... открытые глаза... - мне трудно было говорить, но я должен был всё объяснить внуку. Раз не рассказал раньше, то хотя бы сейчас... - Рубашка у Сени была задрана, и на худеньком Сенином боку его же кровью было коряво написано "ШРИТЕ ПУТЕРПРОТ!"... С тех пор я не люблю это слово... "бутерброд"...

     ... В комнате было тихо… Егорка сидел, вжавшись с стул, и потупившимся взглядом бродил по половицам.

     - Сеня... – вдруг сказал он, - А как второго мальчика звали, деда?

     - Второго? Егоркой... - дрогнувшим голосом ответил я, и в глазах дочери увидел изумление.

     - Пап, так ты поэтому просил...? – она не договорила и только крепче сжала мою ладонь.

     - Да, дочка, поэтому...

     Сколько мы молчали – не знаю, мне кажется, вечность... Тишину почти шепотом прервал Егорка.         

     - А какая вторая история, деда? – он так и не оторвал взгляда от половиц.

     - А вторая... Вторая случилась почти годом позже на механическом.  Наш завод перевели на военный режим. Совсем тяжко было. Мужиков уже никого в селе не было, всё на женщинах да на детках держалось. Вот мы и переехали в город - не хватало рабочих рук. Мы, дети, на заводе работали с утра до ночи, отливали снаряды и пули. Спали около станков потому, что сил и времени домой идти не было. И вот однажды фашист устроил бомбёжку завода. Уцелели немногие, почти все погибли на месте. Меня как-то Бог миловал... Моя напарница по станку девятилетняя Света лежала на полу у станка, в тоненькой ручке её была зажата пуля, последняя её пуля... Светина мама сидела около неё, качаясь и обняв голову дочки. Она плакала без звука и слёз... У неё только вздрагивали плечи...  Пока в суете мы разбирались, кто жив, а кто – нет, нагрянули фашисты. Нас отогнали в угол цеха, и немецкий офицер лаял нам что-то по-немецки. Он ходил туда-сюда такой высокий, гладкий, сытый, в красивой черной фашистской форме со свастикой, в чёрных лайковых перчатках и до блеска начищенных сапогах. Наверно, он сейчас очень себе нравился...  Так нравился, что не заметил, что стоит на маленькой детской Светиной ладошке. А может и заметил... Светина мама кинулась к его ногам, хотела дочкину ручонку высвободить из-под каблука, но не добежала – упала замертво, а фашист сунул свой пистолет обратно в кобуру и ещё громче что-то залаял... А ты говоришь...  красивая...

     Егорка встал. Не поднимая на меня глаз, он тихо сказал:

     - Ты прости меня, деда, я не знал.. Я... я...не подумал... – и вышел.

     Есть не хотелось...  Я вернулся в комнату и взялся за газету. Читать тоже не получалось. Строчки, как и мысли, то расплывались, то расползались в разные стороны, а комок в горле не давал воспоминаниям раствориться... Через несколько минут скрипнула дверь, и в комнату бесшумно скользнул Егорка. Он привычно протянул мне руку, намеренно, как мне показалось, оголив запястье.

     - Деда! - на руке, покрасневшей от долгого трения, свастики уже не было.

     Я поднял на него глаза  и с улыбкой пожал его руку:

     -  Михалыч!


     Всё было, как обычно...

             

                2005 г.

               


Рецензии
Еще долго свастика будет напоминать ужасы войны. Удачного вам творчества

Анатолий Кравцов   08.11.2012 21:48     Заявить о нарушении
Да, Солнца и Бесконечности... Но нашей стране и нашему народу этот знак теперь не приемлем. И местные неофашистские прихвостни, согласитесь, выбривают на своих затылках не знак Солнца и Бесконечности....
Спасибо.

Старицева Татьяна   21.08.2009 11:00   Заявить о нарушении
Соглашусь с вами без колебаний. И вот еще что, всю немецкую нацию мажут грязью, и во время войны было разное. Хотя признаюсь не особо люблю немцев.

Анатолий Кравцов   21.08.2009 21:32   Заявить о нарушении
Да, конечно, нельзя сказать, что один народ плохой в целом или другой! Разве мало немецких солдат не в силах произвести выстрел опускали дуло автомата перед грудью русского? Разве мало немецких женщин укрывали и выхаживали в своих домах, рискуя собственной жизнью, раненых русских? Наконец, разве не немецкий народ установил ТАКОЙ памятник русскому солдату?!?!
Никого не собираюсь поливать глязью. Просто хотелось объяснить читателю, ЧТО ТАКОЕ для русской памяти фашистский крест и форма... Да, она с точки зрения эстетики была несомненно красивее грязной, пропитанной кровью и потом, формой русских солдат.. Но, всё же грязные и вшивые - они были ОСВОБОДИТЕЛИ, они спасли мир от мирового господства этой нечисти! Я, наверно, очень высокопарно говорю, но по-другому не могу. Мне остается только преклонить голову перед подвигом русских солдат. И не важно, КАКОЙ войны. То ли Великой Отечественной, то ли афганской, то ли чеченской...
Спасибо Вам.

Старицева Татьяна   24.08.2009 09:46   Заявить о нарушении
Я видно неверно выразился. Извините, и в мыслях не было, что вы занимаетесь очернительством немецкого народа. Я просто продолжил рассуждения на тему. Вы действительно правы, перед нашим народом еще долго будет маячить этот страшный призрак. И свастика и форма, будет напоминать об ужасах, а не об истории. А за ваше преклонение перед людьми прошедшими войну огромное спасибо. Целую вам за это руку.

Анатолий Кравцов   24.08.2009 20:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.