Виктор Мережко - Я абсолютно собой доволен

Виктор Мережко достиг всего, чего хотел, но продолжает активно работать


ЛЕНИН БЫЛ ПРАВ?

- Виктор Иванович, чего, на Ваш взгляд, не хватает современному российскому кинематографу?

- Видите ли, в чем дело. Когда-то мы снимали советское кино. Оно отличалось от французского, которое мы все очень любили, от итальянского, американского… А теперь наше кино не имеет своего лица. Потеряны нравственные ориентиры. Все говорят о национальной идее, но ее нет. И государство тоже потеряло всякий интерес к кинематографу и контролю над ним. Соответственно, кинематограф живет сам по себе, своей отдельной – беспризорной – жизнью...

- Ну да, как говорил Ленин, кино – важнейшее из искусств…

- Кино это, безусловно, искусство, но, прежде всего – идеология, тут он был прав. Поэтому государство занималось селекцией творческих работников. Поэтому что ни имя из прошлого, то личность. Режиссеры, актеры, операторы. Да и конкуренция была серьезная, каждый хотел состояться.

- Но разве государство сейчас не принимает никакого участия в жизни кинематографа?

- Очень избирательно. Кулуарно, я бы сказал. Конечно, министерством культуры финансируются какие-то проекты: по знакомству, по дружбе, по связям, по указанию сверху. Но это как раз ничего не меняет. Есть у нас определенная группа людей, которые являются приоритетными в кабинетах, где распределяются деньги на кино. Такого при советской власти не было, это я могу сказать точно.

- Но, наверное, было много другого, о чем сейчас не очень-то хочется вспоминать?

- Конечно. Но кто бы что ни говорил, а советское кино все же выращивало таланты. Да, была цензура, жесткая редактура. Но была и культура «возделывания» кино. И каждый кинематографист, даже неугодный власти, все равно находился в поле зрения государства. Те же Андрей Тарковский, Элем Климов, Александр Довженко в какой-то период… Кино было государственным делом.

- Вам в советское время легче работалось?

- Я был не очень удобным сценаристом для советской власти, но, очевидно, одаренным с ее точки зрения. Поэтому никто меня не отторгал от кино, ничего мне не запрещал и палки в колеса не вставлял. У меня были заказы, деньги, перспективы.

- А сейчас?

- И сейчас. Но сейчас – это уже благодаря тому, что есть имя, мастерство, опыт, связи в конце концов. А появись в наши дни новый Шукшин – ну смотрелся бы он чудаком в сапогах. Снял бы он «Калину красную» или «Печки-лавочки», получил бы за них какие-то призы на фестивалях, и все. На экраны эти фильмы не попали бы, никто бы их не увидел. Нужны же деньги на рекламу, раскрутку, а где взять? И это при самом лучшем для него раскладе.

- А при не самом лучшем?

- Ну, сами понимаете. Хрен бы он вообще куда пробился, несмотря даже на талант, харизму... Вы можете себе представить, в советское время стоимость производства среднего фильма, такого, как «Родня» или те же «Печки-лавочки», не превышала полумиллиона рублей?! В среднем тысяч четыреста, всего-то. Но создавались фильмы! Каждый сценарист знал, что получит за свою работу деньги. Каждый актер понимал, что его увидит вся страна. Каждый режиссер был уверен, что фильм его в любом случае будут обсуждать и разбирать. Поэтому люди пахали, поэтому и получалось настоящее кино.

- А когда, по-Вашему, у российского кинематографа появится свое лицо?

- В ближайшее время этого не случится, потому что сейчас у нас огромное число кинематографистов, ориентирующихся на Голливуд. Ну нет у нас национального кино, нет! Оно есть, например, у Китая, Ирана, Японии. Можно много спорить о достоинствах и недостатках этих картин, но они снимаются и к ним проявляют интерес во всем мире. У публики на различных фестивалях сейчас интерес именно к национальному кино. А мы что можем предложить? Рабское подражание Голливуду? Да и не нужны эти ребята со своими поделками Голливуду, он их и в упор не видит.


СЕРИАЛ СЕРИАЛУ - РОЗНЬ

- Возможно, это проблемы роста? Уходит старое поколение, ему на смену приходит молодое. Новые режиссеры, новые актеры…

- Вот в том-то и дело, что у нас сейчас и актеров нет! Более или менее «засветившиеся» сразу бросаются сниматься в бесконечных и бессмысленных сериалах и пропадают. Если одна серия снимается за день, то, конечно, о высоком качестве продукта речи идти не может. Соответственно, и сыграть там нельзя хорошо. Не нужно заучивать роль, вживаться в образ, переживать вместе со своим героем… Все это ведет к деградации, и талант, если он и был дан человеку, пропадает. Может быть, поэтому и не появляются актеры уровня Янковского, Табакова, покойного Абдулова. А многих из тех, что на слуху, часто и актерами-то не назовешь. Один такой вот «актер», достаточно популярный сейчас, как-то играл на съемочной площадке «под фанеру». То есть, он просто открывал рот, шевелил губами, а текст лился из динамика, записанный на диске. Это ж до какого маразма дело доходит?!

- Получается, что кинематографисты Вашего уровня сейчас не востребованы?

- Получается, что так. Спасает только телевидение. Вот я работаю сейчас только для телевидения, снимаю сериалы.

- Вы же сами только что сказали, что сериалы – это…

- Сказал. Но сериал сериалу рознь. Есть сериалы снятые куда качественнее каких-нибудь разрекламированных блокбастеров. А вот фильмы вроде «Ночного дозора» или «Острова»… как его – таинственного?..

- Обитаемого…

- Да, конечно. Так вот, такие суперраскрученные фильмы с многомиллионными бюджетами, очень часто случается, что уже через год никому не нужны после выхода в свет, и никто о них не вспоминает. А те же сериалы, если они сняты хорошо, нередко остаются в памяти зрителей. Я знаю, что мой сериал «Сонька Золотая Ручка» имел сногсшибательный рейтинг. И Анастасия Микульчина, – девочка, которая прежде нигде не снималась, – в одночасье стала звездой. Вот что такое телевидение. Это сейчас единственное место, где можно себя засветить, сделать имя, да и деньжат заработать. Имя у меня есть, но привлекает возможность самой работы, да и деньги лишними не бывают. Еще из своих работ на телевидении могу назвать сериалы: «Крот», «Крот 2», «Я тебя люблю». Сейчас я снимаю продолжение «Соньки Золотой Ручки». Был еще прекрасный телевизионный фильм «Белая ночь, нежная ночь», дважды показанный по Первому каналу, который и являлся заказчиком. Тоже был высокий рейтинг у картины.

- Вас знают в основном как сценариста. Это задевает?

- Нисколько. Начнем с того, что я уже несколько как лет режиссер. Да и как актер снимаюсь. И в дополнение ко всему у меня поставлены более 20 пьес в разных театрах, и сейчас, например, в театре Моссовета идет моя пьеса, еще где-то… А сценарная профессия – это профессия исключительного дарования. Фильм вначале «снимается» на бумаге. По плохому сценарию нельзя снять хороший фильм. Поэтому быть сценаристом высококлассного уровня, кинодраматургом – я Вас уверяю – огромное счастье.


"ПЕРЕСТРОЙКА" - КРОВАВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

- Многие известные деятели кино не смогли адаптироваться к новым реалиям, бедствовали, умирали в нищете. Вы состоятельный человек?

- Вполне. Я много пишу, много снимаю. Надеюсь, нищета мне не грозит. Но знаете, что я скажу? «Перестройка» – это не менее кровавая революция, чем революция 17-го года. В 17-ом году убивали русскую аристократию, настоящих русских патриотов, на смену которым пришла голытьба. А в перестроечные и последующие годы убивали аристократию кино, театра, музыки. И пришла шальная «попса» из подворотни. Убили кино. Почти убили театр. Убили песенную культуру. Сколько крупных мастеров этого не вынесли и ушли раньше срока! Выжили единицы, в их числе – Ваш покорный слуга.

- Все это печально, конечно, но для чего тогда нужен Союз кинематографистов?

- В прежние времена Союз кинематографистов, как и союзы композиторов, писателей, художников, реально помогал людям. Помогал путевками, машинами, квартирами, просто деньгами. Это все были, по сути, профсоюзы, которые занимались не столько идеологическими, сколько социальными вопросами, поддерживали талантливых людей, давали им возможность заниматься любимым делом. А сейчас я даже не знаю, для чего они существуют. Я давно не был в Союзе писателей, уж и не помню, в котором из них состою. А в Союз кинематографистов я изредка захожу для того, чтобы с кем-то встретиться, переговорить о делах да чашку кофе выпить.

- А сами Вы кому-то помогаете?

- Я ведь не госчиновник, не олигарх какой, я делаю то, что могу, что умею. У меня уже готов новый сценарий под названием «Дед Иван и Санька» – история о бродягах, о старике и маленькой девочке 12-ти лет. Это будет небольшой сериал, всего 8 серий. Одна из самых страшных проблем нашего Отечества – забытые государством старики и дети. Ситуация сейчас хуже, чем в 20-е годы прошлого века, когда улицы кишели беспризорниками и людьми без определенного места жительства. Но тогда эта проблема возникла в результате революции и последовавшей за ней гражданской войны, а сейчас-то что?! Не могу сказать, что вот я прямо бью в набат, но, во всяком случае, какое-то внимание к проблеме я, конечно, привлеку.

- Общественной деятельностью занимаетесь охотно?

- Я уже 18 лет возглавляю фестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе «Киношок». А вообще-то в последние годы отошел от общественной жизни. У меня есть моя творческая жизнь, мне ее вполне хватает. Я 14 лет президентствовал в «НИКЕ», а потом при участии Юлия Гусмана был мягко отстранен от должности. Но не расстроился.

- Об этом писать?

- Как хотите, мне все равно.

- Вообще, много у Вас недоброжелателей, и часто ли они мешают работе?

- Естественно, находятся люди, которые меня не любят. Кто-то из зависти, кто-то от нечего делать. Но каких-то серьезных преград они мне не создают. Может быть, я достиг такого уровня, когда мешать мне – означает мешать российскому кино и, в какой-то мере, системе? Трудно сказать. Но гораздо больше тех, кто относится ко мне хорошо. Вот на Дону меня настолько любят, что я туда езжу с опаской. Спиться можно! В конце сентября прошлого года я был в Ростовской области, в Староческасске. Я просто расплакался. Полынь, камыш, Дон, куреня стоят… Это ведь мои края, я же родился на хуторе! И я дал казакам слово, что сниму сериал о донской земле. Полагаю, что получится вполне достойная картина. Это будет подарком моей Малой Родине, моему родному краю, казачеству.


СОСТОЯВШИЙСЯ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА СЧАСТЛИВ

- А есть заветная мечта, идея, которую пока не удалось реализовать? Скажем так, то, что Вы хотели бы оставить после себя, как памятник самому себе…

- Моя судьба сложилась абсолютно счастливо. У меня вот сейчас уже 56-ой сценарий в производстве, а это достаточно много. Практически все свои замыслы я реализовал. Пара-тройка моих фильмов, думаю, навсегда войдут во все энциклопедии мирового кино. Так что я ничего особенно не хочу. У меня только одна мечта – чтобы государство повернулось лицом к нашей культуре. Чтобы поняло, что без культуры оно не может существовать. В противном случае это будет совершенно пустое, бездуховное пространство без национальной песни, национальной живописи, национального мышления.

- Хобби есть какое-нибудь – бабочки там, марки, гольф?..

- Работа. И только. Ну, по утрам – силовая гимнастика. Но это для здоровья.

- Хорошо, а свободное время как проводите?

- У меня его попросту нет. Я не могу себе позволить поспать часов одиннадцать. Даже в выходной день. С другой стороны мне это нравится. Это большое удовольствие, когда ты настолько востребован. Разве что с друзьями иной раз соберемся; у меня три друга…

- Кто, если не секрет?

- Это мой продюсер из Питера Леонид Маркин, художник Никас Сафронов, да еще один высокий чиновник из органов, которого зовут Николай Иванович, о фамилии его я умолчу. Настоящих друзей и не должно быть много.

- Дети пошли по Вашим стопам?

- Сын Иван работает художником-постановщиком. Ему 27 лет исполнится в феврале, и у него в активе уже 6 картин. Живет в Питере, очень любит этот город, возвращаться в Москву пока не собирается. А дочка Маша закончила в свое время ВГИК, поработала на телевидении, потом решила, что в наше время лучше заниматься мелким бизнесом, чем трепать себе нервы, растрачиваться на скучные проекты. И я ее прекрасно понимаю. Я очень люблю своих детей и горжусь ими. Жалко, что нет на свете моей жены Тамары. Если на первом этапе жизни меня «сделала» мама, поддерживая мои начинания, с пониманием к ним относясь, то на втором – супруга. Но она ушла двенадцать лет назад. А жениться я после этого не захотел.

- Вы считаете, что полностью состоялись?

- Да. И я абсолютно собой доволен. Состоявшийся человек всегда счастлив, а я таким являюсь. У меня нет проблем ни с работой, ни с вдохновением, ни с реализацией замыслов, ни с количеством поклонников моего таланта… У меня нет сейчас той планки, до которой хотелось бы дотянуться. Я просто работаю и живу.


=============
Газетная версия беседы:
http://www.argumenti.ru/publications/9158


Рецензии
“кино – важнейшее из искусств… “

Эта расхожая фраза из письма Ленина к Луначарскому содержит довольно прозаичную мысль, замаскированную агитпропом.
В крестьянской стране, малограмотного гегемона язык кино вполне удобная вещь, доходчиво компостирующая мозг населению, соединяя эмоциональную форму и смутное содержание.
Советское кино, это в большинстве своем, музей монстров в засушенном виде. По пальцам руки можно пересчитать советские фильмы широко известные Миру.
Американских же тьма. И какая в них национальная идея?

Просто господин Мережко выстроил свою башенку из слоновой кости в системе идеоогически ориентированного кино, когда главное забраться на свою кочку и лениво отпихивая конкурентов “аппаратными” методами, хвалить родное болотце...
Удобно и не пыльно...
Это пусть Поллак, Полански, Зимекис, Альмодовар и прочие каждой кинокартиной доказывают, что занимают свое место по праву, по таланту, а нашим певцам национальной идеи главное от этого корыта далеко не отходить.
Создавать шедевры в русле затей партии и правительства...
А то бейся за капризного и неверного зрителя, ублажай вкусы и эстетство кинокритиков... Нафик надо?
Тем паче кризис жанра перманентный, а кушать хочется всегда.
Очень вдохновляет зарплата пламенных борцов за идею. За нашу идею!
А вот про “хрен пробился бы” и свои связи и “ньюмастерство” мне известно не по наслышке.
Господин Мережко: В 1989-1994 годах Виктор Мережко вёл популярную в СССР программу «Кинопанорама». В 1994 ведущий программы «Мое кино» телеканала «ТВ-6 Москва», Секретарь Союза кинематографистов России и Москвы, член Союза писателей России, Заслуженный деятель искусств РФ.
Председатель правления Дома кино. Один из основателей киноакадемии «НИКА» и её президент. Один из организаторов кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок». С 1995 художественный руководитель телекомпании «Каскад». Художественный руководитель программы «Колесо истории» а также художественный руководитель компании «Голдвидео».

Трудно представить более выгодных должностей и контрольных точек для кадрового воздействия на ситуацию. Или не одного талантливого художника не попало в поле зрения заслуженного деятеля искусств?

Это общая тенденция для этого поколения львов душащих львят во младенчестве.
Малый запас конкурентоспособности и большое желание заседать на всех стульях.
Кругозор как в снайперском прицеле. Конкурентов отстреливаем сразу на глубоко интуитивном уровне.
Это проблема номер один в нашем кино, а не всякие химеры про безидейность...

Все, что было создано приличного в эпоху развитого социализма , было создано вопреки, а не благодаря системе. Сказки о чравственных в общем то ориентирах агитпропа СССР, это сейчас самая гнусная ложь, оправдывающая удушающую атмосферу советского кино.

И помогали преодолеть изощреннейшие препоны воздвигнутые армией киноредактуры конкретные мастера в авторитете: Григорий Чухрай, отстаивающий право на жизнь ЭМТО (с Гайдаем и Мотылем), Михаил Ром, защищавший Тарковского...
А где зерна имени Мережко?
Никита Михалков потопив Адабашьяна, сделал легкий промоушен небесталанному Хотиненко...
И фсе!
А теперь пошли песни про отсутствие талантов или их непробиваемость в мир где прочно сидят Мережки. Вспоминая СССР и свою творческую роль...

Да было дело...

Но СССР помер, а и ребята быстро сообразили, что если не вернуть СССР обратно, то им останутся места только почетных председателей...
Это в планы не входило.

А актеров эта волна накрыла.
Не дав новых Папановых, Леоновых, Смоктуновских...
Потому как советская драматургия требовала свежих идей, а не стонов об отсутствии национальной идеи...


Евгений Донской   16.06.2009 18:12     Заявить о нарушении
Ну никак не угодишь.

Игорь Панин   16.06.2009 20:26   Заявить о нарушении
Зачем же ставить такие низменные цели?
Только ввысь...

Евгений Донской   16.06.2009 20:41   Заявить о нарушении
Да где уж нам...

Игорь Панин   16.06.2009 21:11   Заявить о нарушении
А что это вы ужиком то?

Евгений Донской   16.06.2009 21:58   Заявить о нарушении
У кого что болит...
Тренируйтесь на кошках, любезный.

Игорь Панин   17.06.2009 00:26   Заявить о нарушении
Игорь, я не совсем понимаю ваше неудовольствие...
Чем?
Моей репликой, отношением к Мережко?
Да, я лично был участником Киношока в 2002 году и видел и на своей шкуре ощутил заботу и интерес г на Мережко. Я знаю порядки Киношока, когда Гран При отдается на условиях участия и всю эту возню вокруг первой премии. Клоака. Банка со скорпионами...
Все это чудовищная пошлость которой Мережко не только не брезгует, а вполне собой доволен...
Это говорит о нем в определенном смысле, а то что он написал ряд оличных сценариев о душе эгоиста само по себе и деньги и слава им на эту тему получены.
Я же говорю о его лицемерии и фарисействе в вашем интервью.
О каком угождении, кому и кем вы говорите?
И о каком тренинге?

Евгений Донской   17.06.2009 09:19   Заявить о нарушении
Просто не могу понять, чего Вы хотите. Рогозин плох, Мережко тоже, Васильев опять же... Я ведь и не утверждаю, что они хороши. Просто брал у них интервью.

Игорь Панин   17.06.2009 10:10   Заявить о нарушении
Я не столь глобален в своих оценках.
О Мережко я высказался исключительно его лицемерной позиции относительно проблем современного российского кино, как человека имеющего массу рычагов воздействия на кадровую ситуацию в русском кинематографе...
И нулевом его личном достижении в этом деле.
Что трудно было представить в ящике нового интересного драматурга, актера, режиссера?
Не один из них не попался Мережко, когда он заседал на всех своих креслах председателя и президента?

Я возразил его позиции, а не вам.
Но интервью то его, а не ваше...

Рогозин, делает на своем госпосту все, чтобы русских возненавидели в бывших республиках и ничего чтобы русским, желающим стать гражданами РФ получить этот статус стало легче.
И эта позиция в самом тексте интервью
кто тогда Рогозин после этого?
Гапон, провокатор, использующий не простое положение людей в своих интересах. подогревает интерес к собственной персоне.
России это нужно?
России нужно выглядеть неуклюжим пугалом на Западе и дурой дойной коровой на Востоке?
Чьи интересы, кроме своих, защищает господин Рогозин?

Васильев сколотил себе и состояние и имя на западной культуре и ее артефактах, но зато истинно русский патриот.
Посоветовал русским женщинам стать глубже и нравственней.
Для кого? Для русских пьяниц и нищих?
Это просто карикатура. Русский патриот в экспортном исполнении.

Я не ставлью цель угадать и угодить, я пытаюсь размышлять.
Пусть и не слишком дипломатично...
Но то что я говорю прямо выходит из текста интервью.
или это не так?

Евгений Донской   17.06.2009 14:46   Заявить о нарушении
Мережко, Васильев и Рогозин - состоявшиеся люди, кто бы что ни говорил.

Игорь Панин   18.06.2009 14:21   Заявить о нарушении
Как и Дориан Грей...
А если серьезно, то в значительной степени их деятельность по укреплению своей состоятельности помешала многим, не менее состоятельнум людям.
Мой опыт жизни не оставляет в этом сомнений.
Ткнутые персом судьбы, они сделали все чтобы в реальной конкуренции не участвовать. Не зря все они завязаны на Россию, которая талантами богата не благодаря, а вопреки...

Евгений Донской   18.06.2009 19:57   Заявить о нарушении
Кстати, состоялись Мережко и Рогозин на "заботах" о неудачниках по жизни...
Это не кажется вам более интересным чем сладкие интервью в гламурном стиле?

Евгений Донской   18.06.2009 20:02   Заявить о нарушении