Смысл жизни - подсказка от нейронов нашего мозга

Иногда я делаю себе маленькие книжки, примерно 2,5 Х 4,0 сантиметра (из одного листа А4 получается книжка на 16 страниц) и пишу туда "самые неотложные дела". Это - для того, чтобы не быть абсолютно растерянным в океане срочных дел. Сейчас у меня как раз обилие срочных дел - муза прилетает в Москву на 20 дней. Нет, не ко мне, но в Москву... По этой причине сделал я себе и сейчас такую тетрадочку.
И вдруг, совершенно неожиданно для меня, на последней страничке, как бы сами собой записались следующие ниже слова. Я их сначала процитирую прямо по той книжке, а потом прокомментирую.

"13.05.2009. Ура! Я нашёл смысл жизни. Строго говоря, это только этап поиска. Имя этапа: "Смысл жизни людей на Земле - в любви и уважении друг к другу"".

- Экий ты гений! - скажет мой внимательный читатель. - Испокон веков практически тоже самое говорят проповедники всех мировых религий, а глупости на Земле процветают и множатся.

Постараюсь ответить на это справедливое замечание. Но сразу скажу, что формулировка, которая как бы неожиданно на меня свалилась, - не с потолка. Она, по-моему, с необходимостью вытекает из результатов исследования свойств отдельных нейронов мозга. Об подробнее - чуть позже.

А что нового в том что я говорю? Как бы и ничего. Но - я говорю - надо любить - всех людей. И в этом смысл нашей жизни. Способы любви могут и должны быть разные. Конечно, мы все любим своих любимых (у кого из нас они есть), но тут, по этому поводу, я, пожалуй, от комментариев и советов воздержусь. Есть более сложные примеры. Например, родители могут безумно любить своего ребёнка. Но, горе тем родителям, которые от любви сразу же дают ребёнку всё, что он ни попросит. Это - все знают. Соответственно, любить всех я призываю не просто так, а разумно. Конечно, лишь настолько разумно, насколько наш разум позволяет.

Вот тут-то я и перехожу к главному моменту своей идеи. Понятно, что обращаюсь я к людям и только к людям, тем, кто понимает слова. Говоря биологическим языком - ко всем Особям (большая буква показывает, что ударение - на первой букве) вида Homo sapience,Человека разумного. Смысл жизни, по-моему, состоит в том, чтобы любить тех, кто понимает наши слова. Чуть расширяя круг любимых - любить тех, кто способен понять наши слова. На первых порах, хотелось бы, чтобы это расширение не было слишком расширительным. А вдруг и камень способен понять наши слова? Давайте пока ограничимся более традиционным пониманием понимания. Мы, люди, будем любить людей за то, что они способны нас понять.

(Это только набросок текста. Я надеюсь, что вскорости напишу его в бОльших деталях. В частности, сравню свой призыв с другими призывами к любви, обсужу проблему любви к врагам и и любви к тем, кто как бы неспособен нас понять. Затем я попытаюсь сформулировать, как обнаруженный мной смысл жизни должен повлиять на экономическую и политическую организацию  нашего человеческого сообщества. И о том, как можно было бы попытаться двигаться от современного общества к разумному человеческому обществу. На этом месте я ставлю точку, выполняющую функцию как бы запятой, и надеюсь иметь вскорости возможность продолжить этот текст. Нет, прежде, чем прерваться, скажу тезисно. Общество должно от конкурентных способов развития и существования перейти к кооперативным. Разумно кооперативным, как должна быть разумна любовь наша к детям. А пропаганда законов джунглей и стремлений к торжеству над другими людьми должна быть максимально ограничена. Мы, люди, выросли из пелёнок обезьянего стада. Пора перестать терпеть вожаков-доминаторов. Лидеры может быть и нужны, но им нельзя давать слишком много силы. Ведь "один, даже если очень важный, не может поднять даже простое пятивершковое бревно..." А у человечества много проблем, ему угрожают многие опасности в этом мире: глобальное потепление, астероиды, взрыв солнца, "асимметричный" взрыв ядерного потенциала настоящей или бывшей сверхдержавы и многое, многое другое. Перед лицом опасностей человечеству нужно объединиться и действовать согласованно. Так, по-моему...)

Продолжаю комментарий. С самого начала я сказал, что сформулировал только название этапа поиска смысла жизни. В этом смысле, дословное совпадение названия этапа с ранее высказанными открытиями того же самого - это ни хорошо, ни плохо. Суть своего открытия я сформулирую значительно подробнее, чем определяет название моего "открытия". Последнее слово в кавычках я написал из природной скромности. На самом деле, то, что я говорю, - это действительно крупное открытие. Я не совсем претендую на приоритет в этом открытии (если хотите, совсем не претендую на приоритет). Лично для меня это открытие огромной важности. Если я, что называется, ломлюсь в открытую дверь, и всё, что я говорю, давно используется и реализуется, - ради бога! Я буду рад присоединиться к тем, кто нашёл это раньше и уже движется в направлениях, подсказанных открытием.

Одно маленькое замечание о том, как соотносится моё новое "открытие" с тем, что я писал раньше "о смысле жизни". Ответ простой - всё это звенья одной цепи. Дело на самом деле в конкретном открытии в нейронауках. Открытие случилось не так чтобы только что (первые публикации - в 1992 году), но значение его постигается постепенно. Речь идёт о так называемых зеркальных нейронах. Это такие нейроны в мозгу человека, которые включаются как в те моменты, когда, скажем, мы делаем определённые действия или, когда те же действия делают те, на кого мы смотрим. Помимо зеркальных нейронов действий, есть зеркальные нейроны чувств. Иначе говоря, мы можем испытывать боль оттого, что больно тому, на кого мы смотрим. Свойства эти врождённые, ни от какой морали не зависящие. И именно это открытие позволяет смысл жизни сейчас сформулировать. Таким образом мы не только сами стремимся избежать боли, но и строим своё поведение так, чтобы не было больно ближнему. Разумеется, встречаются люди безразличные к окружению, их боль соседа не трогает. Но это - исключение, а не правило. И, наконец, встречаются мазохисты, те, кому боль приятна. Если им приятна своя боль, то приятна и боль, причиняемая окружающим. Таким образом, "нормальный", то есть, не равнодушный мазохист с необходимостью является ещё и садистом... Вот какие интересные выводы получаются из не очень сложных физиологических экспериментов. Для моей идеи существенно, что нормально для людей сочувствовать друг другу и стремиться действовать так, чтобы не было плохо ни тебе, ни окружающим...

Добавляю прямо в текст некоторые фпвгменты из рецензий и моих ответов:


РЕЦЕНЗИЯ:
Ничего не поняла своим дамским умишком... Если любовь естественна для человека, то почему вокруг так много ненависти, и так легко ей, ненависти, предаться? Вопреки природе, что ли?
Анна Лист   02.10.2009 01:33   

МОЙ ОТВЕТ:
Может мы с Вами в разных мирах живём? Вокруг меня все улыбаются и говорят друг другу приятные вещи. Во всяком случае - в лицо. За глаза говорят ингда гадости, но, в основном, из дружеских чувств к собеседникам. Сознательно вредят другим - абсолютное меньшинство. И то,некоторые делают это явно от того, что они "переученные левши" - их естественная доброта переучена на злость, потому что их учили, что "иначе не выживешь". А если подумать над устройством общества, уйти от убогих "лидеров"-захватчиков власти, то всё встанет на своё место.
Лианидд   02.10.2009 19:39


Рецензии
Эмпатия, ведь речь идет о ней, важна для социума, чтобы не утонуть в омуте безразличия.
А любовь. Любить надо всех, согласна с этим, но сделатб это может только тот кто принял самого себя.

Анастасия Алгиз Фёдорова   08.02.2016 20:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.