Города

 Каждый человек имеет свою внешность отличительную от другого человека. Имеет своё лицо, своё телосложение, свою осанку, походку и многое другое, что делает людей различными между собой. Кроме того, каждый человек отличается от другого не только внешне, но и внутренне. У каждого свой темперамент, свой характер, своя энергетика, привычки и т.д.
Все эти факторы делают людей различными и неповторимыми в своём роде.
Конечно, встречаются люди похожие, как внешне, так и характерами, но всё же если вдаваться в подробности каждого из них, мы всё равно найдём массу отличий. У каждого человека свой голос, свои интонации в разговоре, своя жестикуляция.

 Города, как и люди, отличаются друг от друга, всеми теми же качествами.
Наверно кому - то покажется странным такое сравнение, тем более кто то скажет, что у города не может быть осанки, походки и т.д.
А вот и неправда. У каждого города есть те же черты, те же характеристики, что и у людей.
Именно люди придают своим городам все те же качества, что имеют сами.
Я был во многих городах, где - то проездом, где недолго, с какими то городами имел возможность познакомиться лучше и каждый раз ловил себя на том, что города, как и люди, вызывают различное к ним отношение, в зависимости от их характера и поведения.

 Есть люди, которые сразу с первого  общения вызывают к себе расположение, желание общаться и дружить, с кем - то просто интересно поговорить и хочется видеться чаще, с кем то просто хочется поддерживать отношения, каких то людей мы любим, а кто то вызывает неприятие.
 С городами всё то же самое. Каждый город вызывает своё к нему отношение. Иногда попадая в незнакомый город, сразу же хочется в нём поселиться и жить, в какие то города просто хочется приезжать чаще, а какие то напротив вызывают неприятие. И дело не только в различной «внешности» этих городов. Есть города красивые внешне, но неприятные по «характеру», другие наоборот неказисты, но просты в восприятии, кажутся родными и близкими с первого взгляда, с первого глотка воздуха, того воздуха, которым дышит этот город, эти люди живущие в нём.
 Трудно описать характеры городов словами, но ведь и характеры людей зачастую бывают так сложны, что их так же трудно описать словами. Психологи знают, как сложно бывает составить характеристику того или иного человека. Иногда для описания человека, требуется не одна страница текста и длительное его изучение. Часто мы думаем, что отлично знаем свих друзей и знакомых, а попроси вас описать характер кого - то из ваших знакомых и вы оказываетесь в тупике. Нет, конечно, вы можете сказать несколько слов о человеке, а, задумавшись, вы понимаете, что не можете сделать этого подробно. Вы вроде знаете про человека всё или почти всё, но объяснить другим каков этот человек вы не можете.
 А попробуйте описать словами город. Хотя бы тот город в котором вы живёте, ведь именно этот город вы, казалось бы, знаете лучше всего, каждую улицу, каждый дом, каждый переулок.  Вы знаете, что происходит в вашем городе, чем он живёт, чем дышит, чем он знаменателен. Вы знаете про свой город всё или почти всё, но охарактеризовать вы его не в состоянии. Да собственно обычно люди над этим и не задумываются. Просто живут в своём городе, ходят на работу, отдыхают, празднуют дни рождения и юбилеи, свадьбы, хоронят близких и знакомых, просто живут. Живут обычной жизнью, обычных людей, не задумываясь над тем, что все события, происходящие в их городе, а иногда и на их глазах, формируют  состояние города, его характеристику, поведение, темперамент и как следствие его внешность. Ведь внешность людей во многом зависит от их характера, любые изменения в человеке, всегда отражаются в первую очередь на его внешности.
 Одеваются люди в зависимости от своего настроения, а настроение во многом зависит  от состояния души на данный момент времени. Мы даже не задумываемся над этим, просто идём на поводу у своих желаний и настроений. Конечно, как правило, люди одеваются в зависимости от обстоятельств и рода предполагаемых занятий, в зависимости от погоды, в конце концов. Наверно трудно встретить человека на даче сажающего цветы и одетого в смокинг, точно так же как вы ни когда не встретите в театре, человека одетого в лыжный костюм. Всё это понятно и обоснованно, но ведь занятия человек выбирает сам и то чем он собирается заняться  в тот или иной промежуток времени, зависит от него самого, от его настроения, характера, привычек и увлечений.
 Казалось бы, при чём тут город? А город тут не, причём… Просто в городе живут люди, люди, которые делают город таким, какой он есть, как он выглядит со стороны. Наверно люди и есть характер города, его душа, его темперамент и привычки.  Город не может самостоятельно поменять свой характер, он зависит от характеров людей, которые в нём живут.
 А разве люди в состоянии менять свой характер? Люди могут менять привычки,  увлечения, одежду, могут менять знакомых, но характер поменять они не состоянии , не в состоянии поменять темперамент. Конечно, разумные люди могут управлять своим характером и темпераментом. Зная о своих вредных привычках люди   в состоянии отказываться от них, хотя не всегда это делают. У кого - то не хватает воли, а у кого то просто нет такого желания.
 Со временем, с возрастом, люди меняются, меняется их характер, но происходит это незаметно и постепенно, независимо от желания людей. Вы скажете, что есть множество примеров, когда люди менялись, при чём сознательно, понимая, что в них есть нечто, что необходимо изменить. Да это так. Только дело в том, что такие перемены, не являются  сознательной переменой характера человека. Это всего на всего сознательная перемена поведения, смена привычек, анализ поступков и действий, но ни как не смена характера.
Это как раз разумное управление самим собой с учетом имеющегося в наличии характера и темперамента.  Город так же подвластен живущим в нём людям, как человек подвластен своему характеру.
 
 Был я как - то в городе под названием Балта. Совсем маленький провинциальный городок, где из многоэтажных домов жилых было только три строения высотой в четыре этажа, застройки времён Хрущева. . Были там и строения времён Сталинской застройки,     домов эдак пять, даже три здания времён правления Брежнева, только в этих зданиях располагались различные конторы, банки,   магазины, рестораны и кафе, гостиница и что то еще, ну и конечно здание местной администрации с памятником Ленину у парадного входа. Всё основное население города живёт в частных домиках, с небольшими огородиками и сарайчиками. Было в этом городе, что то такое домашнее, уютное, но внешний вид этих частных домиков, вызывал жалость к живущим в них людям. Вообще весь внешний вид городка, сразу говорил о бедности и  даже нищете жителей этого городка, да и собственно о нищенском положении самого города.
 Этот город как - то сразу поразил меня. Казалось, при всей своей внешней нищете и неказистости, этот городок   был доволен собой.  Этот городок не потерял своего достоинства, не опустился от нищеты. Он следил за своим внешним видом, за чистотой и порядком.
 Люди в этом городе   воспитаны, приветливы,  и даже интеллигентны. Они общительны, скромны и добры к окружающим, и при всей своей   бедности не теряют достоинства. За две недели пребывания в этом городе, я только один раз видел пьяного человека, который впрочем, не дебоширил, вел себя, как и окружающие вполне достойно, хотя и был несколько навязчив в общении. Каждый прохожий в этом городке, каким то непостижимым для меня образом, с первого взгляда определял во мне приезжего. Все приветливо здоровались, многие завязывали разговор, при этом каждый из тех с кем мне приходилось общаться в этом городе, считал своим долгом рассказать мне о своём городе как можно больше, начиная с истории города и заканчивая последними событиями. Нет, это небыли сплетни, люди того городка, вообще не склонны к сплетням, просто в их, на первый взгляд захудалом городке, за всю его историю, действительно происходило много необычных событий. По крайней мере, не каждый провинциальный городок мог бы похвастаться подобными  историческими фактами.
На пример в этом городке, когда - то бывал А.С. Пушкин, солдаты Суворова, построили в этом городе, булыжную мостовую, которая до сих пор кое, где сохранилась.
 Интересный городок. Любопытно и странно, для меня, было то обстоятельство, что в этом маленьком нищем городке на центральной его улице, где собственно и были сосредоточены все многоэтажные строения, а точнее здания высотой в два- три этажа,  было, на мой взгляд, большое  количество коммерческих банков. Точнее сказать банк находился буквально в каждом доме по центральной улице. Совершенно непонятно было, зачем столько банков с обменными пунктами валют, в этом городе, где ни у населения, ни у администрации города просто нет такого количества денег, которое можно было бы хранить в этих банках. Это обстоятельство можно было бы объяснить, если бы городок был курортного типа, если бы в нём было множество отдыхающих. Но ничем таким город не отличался. Такое же недоумение
вызывало и большое для такого маленького городка, количество кафе, некоторые из которых почему - то считались ресторанами. Казалось, если собрать всё население города и рассадить в этих кафе, то всё равно останутся свободные места. Я как - то ради интереса, прошелся по городку, заглядывая в каждое кафе, что попадалось мне на пути. Мне просто интересно было увидеть, насколько они заполнены. Оказалось в этих кафе находилось не более трёх человек, некоторые вообще были полностью свободны от посетителей.
С трепетной ностальгией я наблюдал по утрам, как дворники подметают улицы обычными мётлами, сделанными из ветвей деревьев. Они аккуратно подметали переулки, улицы и проезжую часть, собирали окурки, бумажки, опавшую листву и прочий мусор, которого, к стати  сказать было не так много. 
 Еще очень странным для меня оказалось, то обстоятельство, что в городе не было фонарей уличного освещения. Ни одного.
Центральная улица в вечернее время освещалась, только мигающими вывесками магазинов и кафе, остальные улицы вообще не освещались.   
Как ни странно, но этот город мне нравился, нравился своим характером, своим отношением ко мне. Не могу сказать, что я бы хотел в нём жить или часто приезжать в этот город, но он привлекал, он как бы окутывал меня своей домашностью и приветливостью, своим спокойствием и размеренностью. Если бы меня спросили про характер этого городка, как про характер человека, то я бы сказал, что это тот к кому можно всегда прийти. Прийти без  приглашения,   и он с радостью примет тебя, посадит за стол, угостит  тем, что у него есть, и будет сидеть с тобой и разговаривать, до тех пор, пока ты сам не уйдёшь.

 Бывает так, что, встретив некоего человека, ты даже не успеваешь с ним толком познакомиться. Возможно, перекинешься парой ни чего незначащих фраз, а этот человек сразу располагает к себе. Кажется, ты мог бы с ним долго общаться, что есть между вами какая то близость, нечто такое, что притягивает к нему. Кажется,  будто знаешь этого человека давно и хорошо, хотя и видишь его впервые в жизни.
Примерно такие чувства я испытал, когда однажды побывал в Саратове. Побывал это даже сильное преувеличение. Я был в этом городе только проездом, буквально несколько часов, пока ожидал поезда на Москву.
 Город встретил меня большим количеством бродяг на вокзале. Что бы скоротать время, я решил прогуляться по  городу. Далеко от вокзала решил не уходить, т.к. побоялся заблудиться и опоздать на поезд. Как только я оказался за пределами вокзала, я понял, что хочу быть в этом городе. Не знаю почему. Я не могу сказать, красив ли   этот горд, т.к. практически не видел его, я не мог определить характеров людей проживающих в нём, т.к. ни с кем не общался, разве , что купил бутылку молока в магазине и уж конечно не видел ни каких достопримечательностей, если таковые имеются в этом городе, но мне захотелось непременно вернуться в этот город. Вот так сразу, буквально с первых шагов.   
 Саратов сразу оказался мне, каким то близким, почти родным, будто я прожил в нём всю сознательную жизнь. Этот город непонятным образом притягивал меня к себе. К сожалению, мне так и не довелось в нём побывать. Вернее я был в этом городе ещё один раз, но так же проездом, ещё меньше времени, но испытывал, те же самые ощущения. Странную близость и желание вернуться и быть в этом городе. Не жить, а именно быть. Не знаю, возможно, если бы я лучше познакомился с этим городом, то захотел бы в нём поселиться, но желание вернуться в этот город сохраняется до сих пор, хоть и прошло уже более пятнадцати лет.

 Похожие ощущения   испытал я, побывав в Санкт-Питербурге. Вернее тогда, когда я побывал в этом городе на Неве, он назывался Ленинград. Теперь его переименовали, но характер города от этого не поменялся. Конечно, характер поменялся со временем, как меняется у всех, но не так кардинально и уж точно не от перемены имени города.
 Когда - то в царские времена он имел то же название, что и теперь.
 Это был чопорный, дворянин, вельможа, любитель балов и модных нарядов. Теперь же это просто милый интеллигентный гражданин, спокойный и уравновешенный, тактичный и отзывчивый, неопределенного  возраста, со своими устоявшимися, но ни кому не мешающими привычками. Оказавшись в этом городе, я понял,  что мне   тут нравится. Я ходил по его улицам, я наслаждался его воздухом, его видом, его достопримечательностями. Я постепенно в   него влюблялся. Мне не хотелось его покидать, а, покидая, его я хотел снова вернуться в этот город. И я в него вернулся. Много лет я не мог его забыть. Мне казалось, я помню каждую улицу, по которой я  ходил, каждый его переулок, а, оказавшись вновь в этом городе, я понял, что многое забыл или в его внешности многое изменилось.    Тем не менее, это не изменило моё отношение к нему. Наоборот, я понял, что я хотел бы жить в этом городе, я понял, что я этот город просто люблю. Люблю  его дома, его улицы, его трамваи и троллейбусы, люблю переулки и площади, люблю людей, которые живут в этом городе. Я готов часами бродить по этому городу, бродить и наблюдать за людьми, которые в любое время суток ни куда не торопятся. Даже в утренние часы, когда, казалось бы, все должны спешить на работу и по другим делам, люди в этом городе,  спокойны и уравновешенны, неторопливы и размеренны. Кажется, бут то люди в этом городе вообще ни когда, ни куда не спешат. Им  просто не куда спешить. Они тут живут и этим всё сказано. Глядя на этих людей, хочется, так же как и они ни куда не спешить и просто тут жить. Попадая в этот город, невольно принимаешь этот образ поведения, как бы сливаешься с ним  в единое целое, становишься неотъемлемой частью этого города.


 Есть люди с двойственной натурой. Говорят, что те люди, которые по гороскопу близнецы, обычно обладают такими характерами. Такие люди не обязательно плохие или хорошие, они могут быть разными.  У этих людей просто такой неопределённый характер. Сегодня он готов отдать тебе последнюю рубаху, а завтра он просто с тобой поздоровается и  сделает вид, что плохо с тобой знаком. Сейчас он готов распить с тобой бутылку коньяка, а через пару часов скажет, что ему вообще пить вредно.
 Двойственное впечатление на меня произвела Одесса. Мне нравится этот город, мне нравятся его люди, но однозначно определить его характер сложно. С одной стороны это «рубаха парень» свой в доску, весёлый неугомонный балагур, постоянно рассказывающий анекдоты и разные истории, с другой стороны это такой старый, добрый еврей. Добрый, но прижимистый, ворчливый, но забавный, с постоянно меняющимся настроением. С одной стороны, город красивый и нарядный, с другой стороны, неряшливый и неухоженный, как если бы человек надел новую шляпу и кашне, но остался бы в старом драном пальто и старых не чищеных ботинках, со сношенными каблуками.
Если вы хотите узнать характер Одессита, то вам непременно нужно побывать на привозе.
Только тут вы сразу увидите и почувствуете весь «колорит» этого города и его жителей. Достаточно прислушаться к диалогам, и вы поймете всю необычайность и самобытность Одессы. Уверяю вас, такого вы не услышите ни где.
 Одесса это нечто особенное.  Только в Одессе любой вопрос и любой ответ на вопрос, мгновенно становится анекдотом, афоризмом и ещё Бог знает чем. 
Конечно, не только уникальностью чувства юмора, богат этот город. Город, несомненно, красив.  Летом он утопает в яркой зелени деревьев и кустарников. Как великолепна зелень Платанов, Каштанов, Акаций. Необычайно красива архитектура Одессы, которую можно сравнивать с архитектурой Питера.
 Этот город с таким характером, как у человека, к которому не нужно приходить в гости, потому, что он сам к тебе придет. Придет неожиданно, незвано, но принесет с собой в твой дом шум веселье и радость, но так же неожиданно уйдет, что бы, когда - то снова неожиданно появиться. Характер его таков, что с ним не хочется расставаться, а когда с ним расстаешься, то еще долго  с радостью и ностальгией вспоминаешь, но понимаешь, что ты от него устал, устал от этого долгого веселья и шума, а через некоторое время, начинаешь по нему скучать.

 Есть такая категория людей, которые живут сами по себе. Их ни чего не интересует вокруг, им наплевать на окружающих, им всё равно, что о них думают другие. Для них главное, что они сами довольны собой и своими достижениями. Их достижения могут быть достаточно высоки, но их не волнует признание окружающими этих достижений, ровно как их не волнуют и достижение других. Зачастую, они даже не пытаются сравнивать эти достижения. Для них главное,   то, чего они сами достигли, устраивает их самих. Как правило, эти люди незаметны. На них часто не обращают особого внимания окружающие, а если такие люди и попадают  в поле зрения, то про них быстро забывают. Они как бы стираются из памяти.
 Именно таким мне показался город Луцк.
 Нельзя сказать, что город некрасив, нельзя сказать, что в нём нет достопримечательностей, но при всех своих казалось бы достоинствах, город не оставляет о себе ни каких впечатлений в памяти. Он как бы есть, и его вроде бы и нет.  Для меня яркий пример того, как люди, живущие в городе, оказывают влияние на сам город. В этом городе мне довелось общаться не с одним его представителем и притом, что на первый взгляд эти люди, вроде и производили на меня какое то впечатление, сказать какое именно, я сейчас не смогу. Они как бы стёрлись из памяти. Встретив сейчас кого- то из них я даже не узнаю. Тоже   касается и самого города. Город вроде бы произвел, какое то первоначальное впечатление, но тут же стёрся из памяти. 
 
 С каждым возвращением в Москву, я всё больше понимаю, как она изменилась и продолжает меняться. Меняется не только облик Москвы, меняется её характер. Если в шестидесятых годах двадцатого века, это был простой красивый город, с простыми отзывчивыми людьми, то сейчас он напоминает мне взрослого избалованного ребёнка, родившегося в семье обеспеченных родителей, живущего в достатке, но не уважающего своих близких. Человека экстравагантного, стремящегося быть модным, иметь всё самое лучшее, но иногда не замечающего, что  это его стремление часто выглядит нелепо и даже смешно. Человека раздражительного, нервного, постоянно, куда то спешащего и постоянно при этом опаздывающего, чрезмерно пафосного и циничного. Внешне похожего на того, кто надел на себя много новых и модных вещей, при этом, забыв умыться и причесаться. Того кто, любит пользоваться парфюмерией, но не замечает, что вылил на себя так много одеколона, что окружающим просто противно находиться с ним рядом.
 В Мокве скопилось огромное количество людей из других городов, совершенно разных по своей психологии, менталитету, привычкам. Люди приезжают в Мокву,  , в поисках лучшей жизни, удачи, успеха, но   не понимают того, что этого успеха и удачи, ни когда не хватит на всех. Не хватит потому, что успех и удача строго лимитированы. Не понимая, что даже самим жителям города не хватает того, за чем приезжают  люди из других   городов. Только единицам улыбается удача, миллионы остальных, оказываются в плену этого огромного города. Все эти обстоятельства, делают людей нетерпимыми друг к другу. Каждый подсознательно воспринимает ближнего, как соперника, как конкурента. Всё это усугубляется различными типами поведения и привычек, которые каждый из приезжих впитал с детства в той местности, откуда приехал. Иногда, кажется, что Москва, становится похожа на колонию строгого режима, со своими неписанными правилами, волчьими законами, где выживает тот, кто сильнее, подлее и хитрее. Тут существует установленный порядок, за соблюдением которого следят надзиратели, зачастую закрывающие глаза на явные нарушения этого порядка. И этот порядок нарушают, нарушают те, кому дозволено, его нарушать. В этом городе как в любой зоне есть авторитеты и законники, есть приближенные к ним и просто остальные заключенные.  Да именно заключенные, потому, что, человек попадая в этот город, теряет свободу, хотя и приезжает сюда добровольно, в надежде эту самую свободу обрести, но свода остаётся за пределами этого города.
Именно такой я вижу Москву. Думаю, многие большие города страдают теми же недостатками, но в гораздо меньшей степени, чем Москва.

 И всё же, как бы не стремились люди в другие города, как бы не были привлекательны новые места, каких бы успехов мы не достигали на новых местах, нам непременно будет хотеться вернуться в родной город, родную деревню, родной дом. Рано или поздно захочется пройтись по знакомым  с детства, улицам  и переулкам, посидеть в знакомом парке на скамейке, где прошло первое свидание, побывать во дворе, где когда то, в далёком детстве, гоняли мяч с друзьями, где играли в прятки и салочки. Вернуться туда, где прошло беззаботное детство, где,  когда - то мама водила нас за руку в детский сад, а после в первый класс. Как бы мы не старались, не хотели забыть это прошлое, имея настоящее, родной город вечно будет притягивать нас.
 
 

 


Рецензии
Согласен с Вами, Александр, каждый город обладает своими, только ему присущими, качествами. И наше отношение к городу, впрочем, также как и города к нам, зависит от того, с какой целью мы посещаем тот или иной город. Здоровья и творческих успехов! С уважением,

Николай Бойко   23.03.2020 20:54     Заявить о нарушении