Einevonzlopop - архивариус оголого короля - 21

Продолжая тему Маклафлинианы, мы конечно обязаны вспомнить его долгосрочный проект под названием Shakti. Об этом знают многие в мире, а среди профессионалов об этом знают все. Поэтому мы не будем выяснять судьбу нашумевшего проекта великого музыканта, а углубимся в недра музыкальной среды богом забытой в то время огромной державы под названием СССР, причем "под углом смотрения с другой точки зрения"(недавно позаимствованное выражение из одного критического эссе)...



...Шёл 1983 год. Уже давно отшумела по всему миру мощная волна постбитловских времён. На глазах у изумлённого мира взросла новая музыка под названием фьюжн, так называемый сплав джаза, этно, рока и авангарда. Культуры сплетались и расплетались в невероятном многообразии настроений, гармоний и ритмов. Звучали концерты, фестивали по всему миру, вызывая мощный резонанс в прессе и в количестве новосозданных лэйблов. Мир рукоплескал героям нового времени, транслировались радио и теле программы. Всё бурлило и кипело.
В это время в стране Советов была тишина, в средствах массовой информации врядли мелькнёт имя хоть одного истинного героя мирового искусства, врядли прозвучит душераздирающая композиция Билли Кобхэма на 19/8 из альбома "Crosswinds", не говоря уже о шакти (SHAKTI), какое там шакти - у нас шахтёрам жрать нечего было. В довершение умер Брежнев и все с ужасом ждали, что же будет дальше - кто на новенького?
Почему я вспомнил про Брежнева, потому что его смерть буквально повлияла на мою карьеру профессионального музыканта. Зарубили только, что созданную, показанную и принятую самим министром культуры ЛССР, мою авторскую музыкальную программу. Т.е. в октябре 1982 её приняли, а в начале января 1983 отменили постановлением министерства культуры все прошлогодние акты, в том числе и мою огромную работу по созданию нового коллектива. Нас уволили с работы без объяснения причин.
Сам господь повелел мне вспомнить о Джоне Маклафлине( хотя я и не забывал) и о его Shakti. Просто, года два назад, на фестивале Сааремаа( эстонский остров в Балтийском море - прим. автора) я исполнял свою восточно-ориентированную музыку с двумя чудными перкуссионистами - братьями Аликперовыми и ситаристом, флейтистом из Риги А.Поповым, и нас приезжала целая группа в белых одеждах, которая восседала в позе лотоса на сцене, вызывая у эстонских рыбаков "белую" зависть - живут же люди там на суше. Эстонским телевидением был снят фильм об этом фестивале - сам видел, но где взять - не знаю. Акты о правах на собственную продукцию тогда были не в моде.
В Москве жил и работал в то время некто, по имени Джованни Михайлов - профессор востоковедения в Московской Консерватории. Квартира его, где-то в районе метро Аэропорт, была как проходной двор. Дверь не закрывалась - уходили одни студенты, приходили другие. Мне он запомнился очень своеобразной и характерной манерой прослушивания музыки. Независимо от количества народа в его квартире, он всё время находился в процессе прослушивания потрясающе редких и уникальных записей, коих у него было невероятное количество. Манера заключалась в том, что он бесстыдно и буквально входил в транс на глазах у студентов консерватории, снующих из угла в угол. Глаза его загонялись в подлобье, голова болталась и, казалось, сейчас оторвётся и покатится, как арбуз, под диван или на кухню. Как только музыка стихала, он, как ни в чём не бывало, вставал, менял пластинку и снова уплывал. Если вам надо было с ним о чём-то поговорить, то ждать приходилось очень долго, а иногда приходилось уходить ни с чем. Интернет тоже был не в моде тогда, и в Москве его квартира - это было единственное место где можно было почерпнуть сведения и услышать любую музыку из Восточного мира. Помимо этого через него шли все связи с этим миром и благодаря его связям, все этнические проекты из стран Востока, по линии дружбы народов, курировались тоже им. Забегая вперёд, скажу я вам, когда Джованни Михайлов умер, году в 85-ом, эта связь надолго оборвалась и не знаю, восстановилась ли она сейчас.
Позвонил мне Джованни и сообщил, что он наконец таки удосужился прослушать запись моего демо с ориентальным проектом. Ему очень понравилось и он устраивает нам концерт в Белом Зале Московской Консерватории, где и организует встречу с послом Индии в СССР, любезно согласившимся с семьёй и дочерьми послушать этот уникальный проект. Я понял, что настало время готовить тур по Москве, потому что ехать ради одного концерта будет слишком накладно. За два месяца я подготовил новую программу и организовал двухнедельную поездку в Москву, для выступления в ряде ДК столицы.
Наряду с остальными концертами был запланирован концерт и в санатории для беременных женщин. Парадоксален тот факт, что именно этот концерт записался и вошёл в историю моих музыкальных путешествий. Именно этот концерт в оригинале был подарен Джону Маклафлину много лет спустя в 1990 году в г.Пярну.
Сегодня сохранился только вступительный текст Виктора Мельникова и моё приветствие, да запись первого произведения в ужасном качестве, записанного с бытового микрофона на сцене на бобинный магнитофон "Юпитер". Вам предоставляется уникальная возможность услышать этот редкий документ далёкого времени и ощутить, насколько сильна была тяга идти в ногу со временем, которое, как тогда казалось, никогда не будет возможности наверстать.
Запись можно услышать здесь


Рецензии