Данилов С. П
Родился 15.12.09 г. в деревне Коротово Уломского района Вологодской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 г. окончил Шухободскую школу фабрично-заводского ученичества, работал на Ярославском паровозоремонтном заводе токарем по металлу, а затем техником по ремонту паровозных котлов. Был секретарём заводского комитета комсомола.
В РККА с 1931 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1933 г. окончил 7-ю военную школу пилотов в Сталинграде. Служил командиром звена 121-й истребительной эскадрильи 65-й истребительной авиабригады Закавказского военного округа.
Участвовал в народно-революционной войне в Испании с 14.01.37 по 26.07.37 гг. Был командиром звена. Награжден орденом Красного Знамени (27.07.37) и медалью "За отвагу" [1] (14.11.38).
08.08.37 г. ему было присвоено воинское звание капитан.
В 1938 г. Данилов окончил Липецкую высшую летно-тактическую школу. Командовал эскадрильей, а затем 44-м иап.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с июля 1939 г. В мае - июне 1939 г. командовал 56-м иап [2].
Вот как это описывается в романе О.А. Шушакова «На сопках Маньчжурии»: «Пятьдесят шестой истребительный авиаполк на Халхин-Гол привел врио комполка капитан Данилов. Полк был большой. Семь эскадрилий. Сто один истребитель! В том числе шестьдесят четыре И-16 и двадцать четыре новейших истребителя И-153 «Чайка». А в одной из эскадрилий на И-16 помимо пулеметов впервые были установлены по две двадцатимиллиметровых авиационных пушки ШВАК. Впрочем, пушечные «ишачки» Смушкевич сразу передал в двадцать второй полк…
Полоса невезения у Степана Данилова что-то подзатянулась...
В Испании он провоевал полгода. Был награжден орденом Красного Знамени. Представлялся и ко второму ордену. Но представление где-то затерялось. А, может, легло под сукно по каким-нибудь совершенно прозаическим, Степану неизвестным, но от этого не менее фатальным причинам. Представление затерялось не на него одного. Вся группа осталась без заслуженных наград. Впрочем, через год справедливость была восстановлена, и все они получили недавно учрежденные медали «За отвагу». Но, медаль, она и есть медаль. Не орден, одним словом.
После возвращения из Испании, старший лейтенант Данилов был направлен в Липецкую высшую лётно-тактическую школу. А после её окончания командовал эскадрильей. И это, когда его однокашники, все как один, получали майоров, а то и сразу полковников, и становились командирами полков и бригад!
Когда ему приказали возглавить пятьдесят шестой полк и прибыть вместе с ним в МНР, Степан подумал, что, наконец-то, все встало на свои места. Увы... Полком он командовал недолго. Привел его в Тамцаг-Булак, а на следующий день сдал майору Куцепалову. Такие дела» [3].
Только за 25 дней боёв в июле 1939 г. летчики 56-го полка уничтожили около 80 самолётов противника.
Капитан Данилов совершил 60 боевых вылетов, из них 20 на штурмовку. Лично сбил 6 японских истребителей и 2 бомбардировщика.
02.07.39 г. ему было присвоено воинское звание майор.
10.08.39 г. Постановлением Малого Народного Хурала МНР награжден орденом "Полярная Звезда".
07.09.39 г. командир 56-го иап полковник Т.Ф. Куцевалов был назначен командующим ВВС 1-й армейской группы.
В последних боях над рекой Халхин-Гол 56-м иап командовал майор Данилов.
17.11.39 г. он был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" N 168.
Участвовал в советско-финской войне. Командовал 56-м иап.
26.04.40 г. ему досрочно было присвоено воинское звание полковник.
В апреле 1940 г. Данилов закончил КУКС при Военной академии Генштаба и был назначен командиром 42-й истребительной авиабригады.
В Мае 1940 года Полковник С. П. Данилов по пути из Москвы к новому месту службы заехал к своим землякам. 6 Мая его торжественно встречали в Череповце, а днём позже - в родном Коротове. Покидая родные края, Степан Павлович через череповецкую газету "Коммунист" поблагодарил земляков за радушный приём. Он писал: "Сейчас я готов с удесятерённой энергией бороться за укрепление оборонной мощи Советского Союза... Командование доверило мне воспитывать и готовить для защиты Родины сотни советских лётчиков. Я даю слово землякам, что буду стараться сделать свою часть непобедимой и лучшей в нашей армии" [4].
08.08.40 г. был назначен командиром 3-й истребительной авиадивизии ПВО Ленинградского военного округа. Управление дивизии дислоцировалось в Горелово.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 3-й иад ПВО [5].
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: "Война застала авиацию ПВО Ленинграда в стадии реорганизации. Приказом НКО от 19 июня 1941 г. две истребительные дивизии ее - 3-я и 54-я - сводились в 7-й истребительный авиакорпус ПВО страны.
3-я иад была сложившимся соединением. Из четырех полков ее только один имел недолгую воинскую биографию и был укомплектован молодыми летчиками. 54-я иад числилась лишь на бумаге. Полки ее подлежали укомплектованию техникой и людьми, в течение года.
В самый канун войны, чтобы усилить авиацию ПВО Ленинграда, насчитывавшую всего 123 истребителя, было решено передать 7-му иак из состава других дивизий пять полков. Обстановка заставила отказаться от этого мероприятия, и 7-й иак остался в прежнем составе - мы лишь дали ему недостававшую боевую технику и внесли некоторые изменения в его организацию. На 23 июня в 7-м иак имелось 272 истребителя, в том числе 30 скоростных высотных перехватчиков МиГ-3 [6]".
11.07.41 г. полковник Данилов был назначен командиром 7-го иак ПВО.
Истребители несли круглосуточное патрулирование на подступах к Ленинграду и непосредственно над ним. В то же время на аэродромах в готовности N 1 постоянно дежурили подразделения истребителей. Поначалу встречи патрульных самолетов с противником были редки. Для отражения воздушного противника, обнаруживаемого постами ВНОС "по-зрячему", приходилось главным образом поднимать дежурные экипажи. Недостаток средств радиосвязи на наших самолетах снижал эффективность действий истребителей, так как их нельзя было перенацелить.
Однако круглосуточное патрулирование сыграло положительную роль. Оно вынуждало авиацию противника действовать ограниченно и осторожно. В то же время это требовало огромных затрат сил и средств, приводило к быстрой выработке моторесурса, а, следовательно, и быстрому выходу из строя авиационной техники.
Усилия авиации направлялись почти исключительно на действия по моторизованным и пехотным соединениям врага. Летчики совершали по шесть-восемь боевых вылетов в день.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: "В это же время фашисты возобновили и попытки прорваться в Ленинград с воздуха.
Утром 20 июля мне доложили, что курсом на Ленинград с юга в сопровождении 12 "мессершмиттов" идут девять "юнкерсов". Отразить вражеский удар было поручено летчикам 7-го истребительного авиакорпуса. Первым встретило противника звено из 44-го иап... В районе Сализи они перехватили гитлеровцев и, несмотря на семикратное превосходство фашистов, сбили два самолета. Вскоре на помощь товарищам подоспели летчики 19-го иап. Немцы не выдержали ударов наших истребителей и, потеряв 10 машин, обратились в бегство...
21 июля немцы дважды пытались прорваться в город. И опять безуспешно. Советские летчики сбили 6 фашистских самолетов.
22 июля в налете участвовало уже 89 самолетов противника. Для отражения удара мы выделили 75 истребителей. На подступах к городу разыгралось настоящее воздушное сражение. Лишь двум или трем бомбардировщикам удалось прорваться через наш заслон. И еще 13 "юнкерсов" нашли себе могилу на советской земле.
Самый сильный налет на Ленинград был совершен в первой декаде августа. К сожалению, я не смог установить точной даты. Еще не успели подать сигнал воздушной тревоги, как мне доложили, что на Ленинград с юго-запада идут несколько эшелонов вражеских бомбардировщиков под мощным истребительным прикрытием. Служба ПВО насчитала около 300 самолетов.
Я приказал поднять для отражения удара в помощь 7-му иак всю фронтовую авиацию. Часть своих сил выделило и командование ВВС Краснознаменного Балтийского флота. В своем резерве я оставил лишь группу из 10 истребителей, базировавшихся на Комендантском аэродроме.
Противник летел на высоте от 3000 до 4000 м. Ленинградские летчики встретили врага на подступах к городу в районах Витино, Волосово, Большая Пудость, Красное Село. Бой был жестокий. К сожалению, итоги его не нашли полного отражения в документах, и суммарные потери гитлеровцев мне установить не удалось. Но они были немалыми. Ночью фашистские бомбардировщики вновь попытались прорваться в Ленинград, но безуспешно.
Налеты на Ленинград продолжались до конца оперативной паузы на фронте. В них участвовало более 900 самолетов, но достигли города единицы...
Все возраставшая угроза Ленинграду вынуждала нас непрестанно искать наиболее действенные и отвечавшие обстановке формы и методы борьбы с вражеской авиацией...
Обстановка диктовала дальнейшие шаги в области централизованного руководства Военно-Воздушными Силами. Очередной такой шаг был сделан. К 20 июля, войдя в соглашение с командованием ВВС КБФ и 2-го корпуса ПВО страны, которому оперативно подчинялся 7-й иак, мы разработали и приняли к осуществлению единый план боевых действий всей ленинградской авиации. Согласно этому документу, вся территория, прилегавшая к Ленинграду с севера, запада и юга, в границах фронта и в оперативной глубине противника была разделена на зоны разведки и уничтожения вражеской авиации на земле и в воздухе. Авиация 7-й и 23-й армий, фронтовой группы, КБФ и 7-й иак получила свои строго очерченные зоны.
Правда, план этот просуществовал недолго, примерно до середины августа, но тем не менее наличие его упорядочило работу авиации и тем самым способствовало более экономному и результативному расходованию наших сил и средств в воздухе [7]".
На 7-й иак ПВО была возложена ответственность за участок 42-й армии.
25.08.41 г. действия 7-го истребительного авиакорпуса ПВО были особенно успешными. Летчики корпуса совершили налет на вражеский аэродром Спасская Полисть. В результате умело организованного удара противник потерял более 60 самолетов.
Сначала все полки корпуса базировались на десяти аэродромах, расположенных вокруг Ленинграда, в 20-60 км от него. Кроме того, при необходимости могли быть использованы еще пятнадцать аэродромов. Большая часть аэродромов располагалась на юге и юго-западе от города. Но к сентябрю 1941 г., когда город был окружен, аэродромная сеть 7-го иак резко сократилась. В его распоряжении осталось всего четыре аэродрома, расположенные к северу. На них корпус и базировался всю блокаду.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: "6 сентября на ленинградцев обрушилось новое испытание. В этот день немецкие самолеты впервые прорвались в Ленинград. Раньше вражеские бомбардировщики дальше пригородов не доходили. И вот первые разрывы авиационных фугасов в самом Ленинграде. К счастью, бомбы упали не в густонаселенных районах - где-то на Лиговской улице и на территории Охтинского химкомбината.
Мы, авиаторы, были очень расстроены. Помнится, я даже крепко отчитал командира 7-го иак полковника Данилова. Впрочем, напрасно. Летчики не были виноваты. Радиолокационных станций у нас тогда было очень мало, а линия фронта проходила столь близко от города, что посты ВНОС, обладавшие в основном лишь средствами визуального и слухового наблюдения, не успевали своевременно предупреждать наших летчиков о появлении немецкой авиации. Так случилось и 6 сентября. Истребители вылетели на перехват противника с опозданием, и один или два "юнкерса" успели пробраться в город.
Ночью тоже был налет. В этот раз один бомбардировщик прорвался почти до центра Ленинграда. Это случилось что-то около полуночи. В тот день я так намаялся, что заснул у себя в кабинете на диване, не раздеваясь. Меня разбудил адъютант. Он сообщил, что город бомбят. Немцы бросают 250-килограммовые бомбы. Одна из них угодила в жилой дом на Невском проспекте. Есть убитые и раненые.
Налеты на Ленинград участились и стали систематическими. В жизни ленинградцев начался один из самых трудных периодов. Редкая ночь обходилась без бомбежек. Донимали и артиллерийские обстрелы. Население подолгу не покидало убежищ.
Но из всех первых дней сентября наиболее тяжким оказался восьмой день, когда стало известно, что немцы вот-вот перейдут в наступление против 42-й армии. 8 сентября вражеская авиация особенно упорно рвалась в город. Ленинград дважды подвергался сильной бомбежке - вечером и ночью. В восьмом часу вечера загорелись Бадаевские продовольственные склады [8]. В двенадцатом часу "юнкерсы" снова прорвались в Ленинград. Всю ночь в этой части города полыхало зарево пожаров.
В вечерний налет крепко досталось району Смольного. Я ехал на заседание Военного совета фронта среди дыма и горевших зданий. Крутом грохотало от взрывов бомб и стрельбы зенитных орудий, в небе лихорадочно метались лучи прожекторов. В свете их вырисовывались темные силуэты домов и дымные шапки артиллерийских разрывов. Картина была фантастическая и угнетающая. На заседание я опоздал. Когда вошел, уже шло обсуждение дел. Все были угрюмы, говорили мало и скупо - в город только что пришла тяжелая весть - гитлеровцы захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался в блокаде [9]".
О напряженных воздушных боях у стен Ленинграда каждый день сообщалось в сводках Совинформбюро.
14.09.41 г. в вечернем сообщении говорилось: "Многочисленные попытки фашистской авиации прорваться к Ленинграду неизменно отбиваются отважными советскими летчиками. На днях на подступах к Ленинграду произошел воздушный бой, в котором участвовало более 100 самолетов. Фашисты, потеряв в этом бою 17 бомбардировщиков, были отогнаны".
16.09.41 г. в утреннем сообщении Совинформбюро говорилось: "В воздушных боях на подступах к Ленинграду авиачасть полковника Данилова сбила за один день 46 фашистских самолетов".
19.09.41 г. немецкая авиация совершила на Ленинград шесть налетов. 264 самолета, прорвавшиеся через зенитный заслон, сбросили 528 фугасных и 1435 зажигательных авиабомб, в результате чего пострадали Пролетарский завод, завод "Экономайзер", завод им. Жданова. Во время четвертого налета 52 немецких самолета бомбили жилые кварталы. В городе образовалось 89 очагов пожара. В состоянии воздушной тревоги ленинградцы находились за день 7 часов 34 мин. В течение восемнадцати часов город подвергался артиллерийскому обстрелу. Было разрушено 20 зданий, главным образом в Октябрьском и Володарском районах. Одновременно бомбардировочным ударам подверглись Кронштадт и аэродромы.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: "Все эти дни свирепствовали фашистские авиация и артиллерия. В городе артиллерийская тревога сменялась воздушной, почти неумолчно ревели сирены, рвались снаряды и бомбы. В самый разгар боев у Пулковских высот гитлеровцы нанесли по городу наиболее сильный из всех авиационно-артиллерийский удар. Во втором часу ночи 19 сентября на улицах и площадях начали рваться вражеские снаряды. Обстрел почти без перерывов длился до 7 вечера. С наступлением темноты на Ленинград двинулись "юнкерсы" и "хейнкели". Не успевал прозвучать сигнал отбоя воздушной тревоги, как следовал новый налет [10]".
В последующие дни авиация противника предприняла попытку уничтожить корабли Краснознаменного Балтийского флота, так как главные силы группы армий "Север", не прорвавшись к Ленинграду, оказались под сильным воздействием крупнокалиберной корабельной артиллерии.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Голубев [11]: "Самым тяжелым для всей истребительной авиации днем стало 23 сентября. Налеты врага начались рано утром и продолжались до вечера. Иногда в небе находилось до 270 фашистских самолетов одновременно.
Гитлеровская авиация несла большие потери под Кронштадтом. Но и нам досталось. Погибло... немало прекрасных летчиков. Балтийские моряки тоже понесли потери: были потоплены эсминец "Стерегущий", лидер "Минск", подводная лодка М-74 и повреждены линкоры "Октябрьская революция", "Марат", эсминцы "Сильный" и "Грозящий" [12].
21-23.09.41 г. в налетах на корабли КБФ участвовало до 400 самолетов противника. Советским летчикам удалось сбить 35 самолетов противника.
Основная нагрузка по прикрытию города в сентябре 1941 г. лежала на 7-м иак ПВО, так как с 11 сентября с Ленинградского фронта убыли полки 8-й иад, а с 20 сентября три полка 39-й иад убыли на переформирование и за получением материальной части.
Всего в течение сентября противник совершил 23 налета на Ленинград, из них 12 ночных и 11 дневных. Из 2712 самолетов, участвовавших в налетах, к городу прорвалось 675. Враг сбросил на Ленинград 991 фугасную и 31398 зажигательных авиабомб, выпустил по городу 5364 артиллерийских снаряда. В результате бомбардировок и артиллерийских обстрелов городу был нанесен значительный ущерб. Самой большой бедой для ленинградцев стало уничтожение Бадаевских продовольственных складов.
26.09.41 г. полковник Данилов сдал командование корпусом полковнику Ерлыкину.
27.09.41 г. он был назначен с понижением командиром 5-й сад (7-й, 158-й и 159-й иап).
После расформирования дивизии в феврале 1942 года назначен командующим ВВС 54-й армии Ленинградского фронта.
С 12.07.42 г. по 27.07.43 г. он командовал 287-й иад.
Дивизия начала боевые действия на Брянском фронте в составе 1-й истребительной воздушной армии [13]. В августе 1942 г. 287-я иад вошла в состав 8-й ВА и действовала на Сталинградском фронте.
Несмотря на высокие командные должности, Данилов продолжал вылетать на выполнение боевых заданий. Так, 27.09.42 г. прикрывая Сталинград с воздуха, группа Данилова вступила в бой с двумя пятерками бомбардировщиков Ju.88, шедших под прикрытием истребителей Bf.109 бомбить Тракторозаводский район. Помня приказ командующего атаковать в первую очередь бомбардировщиков, командир эскадрильи Н.М.Шутов врезался в их строй и сбил одного "Юнкерса". За ним пошел в атаку командир полка майор М.С. Хвостиков в паре с Л.В.Литвяк [14]. Но в результате плотного огня вражеских стрелков самолет Хвостикова получил повреждение, и летчик был вынужден прекратить атаку. Тогда Литвяк приблизилась к "Юнкерсу" на дистанцию 30 м и сразила его. Затем она пристроилась к старшему лейтенанту Беляевой и вместе с ней вступила в бой с подошедшими истребителями противника. Парой они, сбили "Мессершмитт". Еще одного "Юнкерса" уничтожил лейтенант Дранищев [15]. В этом воздушном бою полковник Данилов сбил два бомбардировщика Ju.88 - один лично и один в группе.
09.03.43 г. 287-я иад вошла в состав вновь сформированного 10-го сак, находившегося в Резерве Ставки ВГК.
17.04.43 г. она прибыла из резерва Ставки в оперативное подчинение 5-й ВА на Северо-Кавказский фронт. На вооружении имела 98 самолетов Як-1.
19.04.43 г. 38 экипажей дивизии вошли в Геленджикскую авиационную группу.
В конце апреля 1943 г. дивизия была передана в состав 4-й ВА.
28.05.43 г. полковнику Данилову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
27.07.43 г. 287-я иад была преобразована в 11-й сак, командиром которого был назначен генерал-майор авиации Данилов. Корпус находился в оперативном подчинении 15-й ВА.
В 1944 году Данилову был вручен именной самолет, подаренный колхозниками. Прямо на железной птичке Степан Павлович не раз залетал домой в Коротово [16].
28.09.44 г. 11-й сак был преобразован в 14-й иак (185-я и 315-я иад).
За время боёв на 2-м Прибалтийском фронте летчики корпуса совершили 6475 боевых вылетов, сбили в воздушных боях 196 вражеских самолётов, уничтожили на земле большое количество боевой техники и живой силы противника.
15.10.44 г. за отличия в боях по освобождению Риги 14-му истребительному авиакорпусу было присвоено почетное наименование "Рижский".
Вспоминает генерал-майор авиации Степаненко [17]: "В моей памяти навсегда запечатлелся образ командира нашего авиационного корпуса генерал-майора авиации Степана Павловича Данилова, авиационного начальника - лучшего из лучших, героя воздушных боев в небе Испании и Халхин-Гола, ещё до Великой Отечественной войны удостоенного высокой награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза. Сколько часов провёл он в воздухе, сказать трудно. Но летал он много и обладал огромным опытом, которым щедро делился со всеми, кто в этом нуждался. От нас командир неукоснительно требовал думать, анализировать свои действия. Нередко созывал конференции, семинары, на которых лучшие лётчики обменивались новыми, эффективными способами ведения боя. Вместе с нами, младшими и средними командирами, обсуждал предстоящие задачи, вникал во все мелочи, считая своим высшим долгом заботу о росте мастерства подчинённых. В этом он видел залог победы и гарантию сохранения жизни каждого пилота.
Характерной чертой С.П. Данилова была душевная близость с нами, рядовыми авиаторами, знание психологии людей. Непосредственное общение его с лётчиками давало возможность многое заимствовать у него и у более опытных товарищей, а ему быть в курсе настроений и чаяний своих подчинённых, чётко видеть уровень их подготовки, безошибочно определять подходы к решению задач более широкого масштаба. Принято так считать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой солдат в авиации - это лётчик. К чести генерала Данилова надо сказать, что он, будучи командиром дивизии, а затем и корпуса, с успехом преодолевал этот "служебный барьер", всегда был прост и доступен, будто стоял с нами на одной ступени, хотя на его плечах к тому времени лежало управление большим авиационным соединением.
Генерал Данилов знал каждого лётчика лично, как говорят, "в лицо". Неустанно следил за всеми - опытными асами и молодёжью. Не терпел зазнайства, халатности, безответственности в любом деле. За нас переживал и волновался, как отец. Не раз напоминал о необходимости быть осмотрительным в бою. Не любил давать наставлений, а свою тревогу обычно скрывал за шуткой. Думается, об этом я могу сказать с полным правом, поскольку не раз чувствовал на себе товарищеское внимание командира корпуса, видел его душевную заботу о рядовом составе авиаторов".
Всего за годы Великой Отечественной войны генерал-майор авиации Данилов совершил 112 боевых вылетов, провел 23 воздушных боя, лично сбил 2 немецких самолета и 1 в группе.
24.05.45 г. он погиб при исполнении служебных обязанностей под Ригой в авиационной катастрофе самолёта «УТ-2».
Был похоронен в Риге на кладбище Яниса Райниса, впоследствии перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина (17.11.39), орденом Красного Знамени (17.07.37), орденами Суворова 2-й ст. (29.06.45), Кутузова 2-й ст. (08.04.44), Отечественной войны 1-й ст. (22.02.43), медалями «За отвагу» (14.11.38) и «За боевые заслуги» (03.11.44) и др. медалями, а также монгольским орденом "Полярная Звезда" (10.08.39).
Литература:
1. Вологжане - Герои Советского Союза. - 2-е изд., перераб. и доп. - Вологда, 1970. С. 107-109.
2. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 151-152.
Примечания:
[1] Группа летчиков 95-й иаб, участвовавших в национально-революционной войне в Испании, была представлена к орденам, но наградные документы затерялись, и все они были награждены только что учрежденной медалью "За отвагу".
[2] 56-й иап прибыл в район боев 21.07.39 г.
[3] И на вражьей земле…: роман / Олег Шушаков. – М.: Вече, 2010.
[4]. https://www.peoples.ru/military/aviation/stepan_danilov/
[5] На 22.06.41 г. в 3-й иад ПВО насчитывалось 135 истребителей И-16 и И-153, в т.ч. 25 неисправных. Из 104 летчиков 34 были готовы к выполнению боевых заданий днем в сложных метеоусловиях.
[6] Новиков А.А. В небе Ленинграда (Записки командующего авиацией). - М.: Наука, 1970. С. 69.
[7] Новиков А.А. Указ. соч. С. 109.
[8] Продовольственные склады им. А.Е. Бадаева, комплекс деревянных складских помещений площадью 27 га, были построены в 1914 г. В результате налетов Люфтваффе 8 и 10.9.1941 г. сгорело около 40 помещений, в которых находилось 3 тыс. т муки и 2,5 тыс. т сахара.
[9] Новиков А.А. Указ. соч. С. 151.
[10] Новиков А.А. Указ. соч. С. 164.
[11] Голубев Василий Федорович (1912-2001) Герой Советского Союза (23.10.42), генерал-лейтенант авиации (1966), кандидат военных наук (1974), доцент. Русский. Окончил летную школу Осоавиахима. Служил в РККА в зенитной артиллерии в 1933-1936 гг. С 1936 г. работал ст. инструктором Сясьстроевского аэроклуба, с января 1937 г. — начальникм аэроклуба, а с января 1938 г. — начальник Волховского районного лётно-планёрного клуба. В 1938 г. окончил Высшую лётно-планерную школу Осоавиахима в посёлке Коктебель в Крыму. Работал инструктором в аэроклубе г. Минеральные Воды. В октябре 1939 г. призван в РККА. Окончил военную школу морских летчиков и летнабов в г. Ейске в 1940 г. Служил в 13-й оиаэ 61-й иаб ВВС БФ. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Член ВКП(б) с 1941 г. 13.08.41 г. был сбит, ранен. В октябре 1941 г. снова сбит, упал в Ладожское озеро, плыл несколько километров в ледяной воде до берега. Был командиром звена 13-го иап, комэска, а затем командиром 4-го гиап ВВС БФ. Совершил 589 боевых вылетов, провел 133 воздушных боя, сбил 17 самолетов лично и 15 в группе. Сам был сбит 6 раз, дважды ранен. Окончил Военно-морскую академию в 1951 г. Командовал 122-й иад ВВС Северного флота. С января 1957 г. — замкомандующего ВВС Черноморского флота по ПВО. С июня 1960 г. — 1-й замкомандующего 14-й отдельной армией ПВО. С октября 1966 г. — генерал-инспектор ПВО инспекции по ВВС государств — участников Варшавского Договора Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны. В 1968 - 1970 гг.— старший военный советник командующего ПВО Объединённой Арабской Республики. В 1971 - 1975 гг. — старший преподаватель кафедры ПВО Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил СССР имени К. Е. Ворошилова. С 1975 г. в отставке. Занимался литературным творчеством (опубликовал 11 книг и крупных печатных работ) и общественной работой. Награжден двумя орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), семью орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), двумя орденами Отечественной войны 1-й ст. (19.01.43, 06.04.85), двумя орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст. (30.04.75), медаль. «За боевые заслуги» (20.06.49) и др. медалями, а также орденом Британской Империи 4-й ст. (1943) и египетским орденом «Большая лента ордена Республики» (1970).
[12] Голубев В. Ф. Во имя Ленинграда. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000С. 62.
[13] Формирование 1-я ИВА началось 1.07.42 г. 6.07.42 г. она была введена в сражение под Воронежем. 7.07.42 г. в составе армии был 231 самолет. К исходу 12.07.42 г. в строю осталось лишь 66 из них. 29.07.42 г. остатки 1-й ИВА были обращены на формирование 16-й ВА.
[14] Литвяк Лидия (Лиля) Владимировна (1921-1943) Герой Советского Союза (05.05.90), гвардии младший лейтенант. Русская. В 1935 г. поступила в аэроклуб. После окончания Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 пилотов. Участвовала в Великой Отечественной войне с 1942 г. Служила в 586-м иап 144-й иад, 437-м иап 287-й иад, 9-м гиап 6-й гиад, а затем была командиром звена 73-го гиап 6-й гиад 8-й ВА. Совершила 168 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбила лично 6 и в составе группы 6 самолётов противника, уничтожила аэростат-корректировщик. 01.08.43 г. погибла в воздушном бою. Награждена орденами Красного Знамени (22.07.43), Отечественной войны 1-й ст. (10.09.43) и Красной Звезды (17.02.43).
[15] Дранищев Евгений Петрович (1918-1943) Герой Советского Союза (24.08.43), гвардии старший лейтенант. Русский. ВРККА с 1936 г. В 1940 г. окончил Чугуевское военной авиационное училище летчиков. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1942 г. Был заместителем командира эскадрильи 9-го гиап 6-й гиад 8-й ВА. 20.08.43 г. не вернулся из боевого вылета. Совершил 120 боевых вылетов, провел 50 воздушных боя, лично сбил 17 самолетов. Награжден двумя орденами Ленина (23.10.42, 24.08.43), орденами Красного Знамени (22.07.43) и Александра Невского (01.08.43).
[16] https://35media.ru/paper--golos/2021/05/05/letchik-iz-korotova
[17] Степаненко Иван Никифорович (1920-2007), дважды Герой Советского Союза (13.04.44, 18.08.45), генерал-лейтенант (2004). Украинец. В РККА с 1940 г. Окончил Качинскую Краснознаменную военную авиашколу им. тов. Мясникова в 1941 г. Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Первый вражеский самолет сбил 15.07.41 г., а последний - 8.05.45 г. Был командиром эскадрильи 4-го иап 185-й иад 14-го иак 15-й ВА. Совершил 414 боевых вылетов, провел 118 воздушных боев, сбил 33 самолета противника лично и 8 в группе. В 1949 г. окончил Военную академию им. Фрунзе, в 1957 г. - Военную академию Генштаба. С 1976 г. - в отставке. С 1976 г. – в отставке. Награжден орденом Ленина (13.04.44), тремя орденами Красного Знамени (23.10.42, 19.09.44, 04.06.55), орденом Александра Невского (19.12.44), двумя орденами Отечественной войны 1-й ст. (15.01.45, 11.03.85), орденом Отечественной войны 2-й ст. (11.02.43), пятью орденами Красной Звезды (31.07.42, 23.06.43, 11.05.45, 22.02.55, 30.12.56), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.75), медалью «За боевые заслуги» (15.11.50) и др. медалями, а также украинским орденом Богдана Хмельницкого (07.05.95) и медалью.
Свидетельство о публикации №209051800270