Жердев Н. П
Родился в 1911 г. на руднике Рутченковском Донецкой области в семье кочегара. Русский.
В 1931 г. окончил Мариупольский механико-металлургический техникум. Работал механиком-конструктором в проектном отделе металлургического завода «Азовсталь». Был секретарем комсомольской организации управления завода. Учился в аэроклубе.
В РККА с 1934 г. По путевке комитета комсомола завода поступил в Луганскую школу летчиков им. Пролетариата Донбасса, которую окончил в 1936 г.
Служил летчиком, а затем командиром звена 57-й эскадрильи 142-й истребительной авиабригады Белорусского военного округа, базирующейся в Бобруйске.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 26.03.38 по 03.09.38 гг. Совершил 70 боевых вылетов, участвовал в 29 воздушных боях. Сбил 3 самолета мятежников (в т.ч. 1 - таран). Награжден орденом Ленина (22.02.39).
В Мурманске группа советских летчиков-добровольцев, в которую входил Жердев, погрузилась на пассажирский пароход «Андрей Жданов». Обогнув Скандинавский полуостров, через Ла-Манш. Они прибыли в Гавр. Затем через Париж добирались поездом до испанской пограничной станции Порт-Боу, откуда прибыли в Фигерас. Собрав истребители, прибывшие в Испанию в разобранном виде, они вступили в бой.
13.07.38 г. в небе Валенсии лейтенант Жердев на истребителе И-16 таранил вражеский самолёт.
В этот день «пятёрка Жердёва, выполнив задание, возвращалась на аэродром Утьель. Её перехватила большая группа «Фиатов». Завязался бой. Полчаса воздух содрогался от рёва моторов, пулемётные трассы чертили небо. Жердёв сбил один «Фиат», но в следующую минуту его машина оказалась зажатой со всех сторон. Лётчик пытался вырваться из клубка, но тщетно: впереди, сзади, по бокам, сверху и снизу висели вражеские истребители. Восемь против одного! «Фиаты» вели только отсекающий огонь, и Жердёв понял: «Хотят посадить!» Он поймал в прицел одного из врагов и нажал на гашетку. Но пулемёты молчали - патроны кончились. Решение созрело мгновенно: «Таранить!»
Увеличив скорость, Жердёв оказался чуть выше впереди идущего «Фиата», затем догнал его. Сжав нервы в комок, направил «мошку» в хвост вражеского истребителя. Раздался треск, скрежет. В стороны разлетелось хвостовое оперение. «Фиат» (пилот - капитан Фраттини из штаба 23-й истребительной авиационной группы) перевернулся и пошёл вниз.
Отжав ручку управления, Жердёв валился к земле, имитируя и свою гибель. Всё это произошло в считанные секунды, и фашистские лётчики не сразу сообразили, что же произошло, замешкались. А тем временем Жердёв выровнял машину и на бреющем полёте уже уходил в сторону своего аэродрома. Его прикрыли товарищи. Машину трясло, как в лихорадке, но всё - таки она повиновалась воле лётчика. Когда вышел из машины, сам удивился: концы винта обрублены, лопасти изогнуты [1]».
По возращению в СССР назначен помощником командира эскадрильи 10-го ИАП (Белорусский военный округ).
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в боях у реки Халхин-Гол. Был командиром эскадрильи 70-го истребительного авиаполка. Совершил 105 боевых вылетов, провел 46 воздушных боев и 14 штурмовок наземных войск противника. Лётчики эскадрильи под его командованием сбили в воздушных боях 42 японских самолёта. Капитан Жердёв лично сбил 11 самолетов противника и 3 в группе. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39), а также монгольским орденом Красного Знамени (10.08.39).
18.11.39 г. газета «Правда» писала о нем: «Жердёва в его части любовно называют «тихий храбрец». Он скромен, молчалив, даже несколько застенчив. У него нежное лицо со светлыми глазами. Трудно предположить, что этот молодой, молчаливый человек может делать несколько боевых вылетов в день. «Тихий» Жердёв всегда в небе - там, где горячо, где дымятся подожжённые самолёты противника...
Вырвать у Жердёва рассказ о его подвигах так же трудно, как «получить ответ у луны», по образному выражению одного лётчика.
Между тем его военные подвиги достойны того, чтобы о них знал весь наш народ. Он участвовал в 45 воздушных боях. В одиночку и с другими товарищами он уничтожил 17 вражеских самолётов. Боевая стихия - стихия Жердёва.
Жердёв не новичок в воздушных битвах. Он сражался под разными облаками, в разных небесах. Повсюду он оставался «тихим», бесстрашным лётчиком, скромным и немногословным.
- Вы устали, товарищ Жердёв?
- Ещё день не кончился - значит, не устал.
Мы не успеваем задать ему новый вопрос. Прерывает сигнальная ракета. Жердёв со спокойной поспешностью прощается. Через минуту мы следим, как его серебристый биплан разворачивается в воздухе и набирает высоту. Кожаный шлем Жердёва блестит на солнце.
- Скоро вернусь. Если хотите, подождите...
В чём же причина его обаяния? Храбрость? Конечно. Умение ориентироваться в бою? Без сомнения. Скромность? Безусловно. Но что же всё-таки основное в нём?
Нам думается - дело в том, что на лётчика Жердёва можно положиться во всех случаях жизни: в воздухе, в атаке, в сражении.
Жизнь Героя Советского Союза Н.П.Жердёва, честная и прямая, - образец боевой жизни верного сына родины» [2].
17.11.39 г. капитану Жердеву было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 169.
Затем был помощником командира 42-го истребительного авиаполка.
23.05.40 г. перегоняя И-16 из Бобруйска в Белосток, потерял ориентировку и, по ошибке, совершил посадку на аэродроме в оккупированной немецкими войсками Польше. Через 3 суток лётчик и самолёт были возвращены в СССР, но для Жердёва этот факт повлёк служебные неприятности.
С августа 1940 г. служил в должности инспектор по технике пилотирования 38-й иабр, с 10.10.40 г. - на такой же должности в 44-й иад, с 24.05.41 г. - лётчик-инспектор по технике пилотирования 63-й иад.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Был штурманом истребительного авиаполка. Воевал на Юго-Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах. Сбил 2 самолета противника лично и 3 в группе. Первую победу одержал под Запорожьем, второй - под Полтавой.
Его жена Тамара, находившаяся на оккупированной территории, была выдана предателем, как жена командира Красной Армии. После жестоких истязаний, продолжавшихся в течение нескольких месяцев, она была казнена - сброшена в ствол шахты.
15.11.42 г. штурман 821-го иап 217–й иад майор Жердев погиб при исполнении служебных обязанностей вместе с командиром полка майором Соколовым А.Ф. в авиакатастрофе на самолете УТИ-4.
Похоронен в ауле Батаюрт Хасавъюртовского района Дагестанской АССР.
В Батаюрте ему установлен памятник. Именем Героя названы школа в Батаюрте, улица в поселке Рутченков и школа N 93 в г. Донецке.
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден двумя орденами Ленина (22.02.39, 17.11.39), орденом Красного Знамени (29.08.39), медалью "ХХ лет РККА", монгольским орденом Красного Знамени (10.08.39).
Литература:
1. Герои грозовых лет. – Донецк, 1973. С. 7-16.
2. Кавалеры Золотой Звезды. – Донецк, 1976. С. 153-154.
3. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 153-154.
Примечания:
[1] http://airaces.narod.ru/mongol/jerdev.htm
[2] Там же.
Свидетельство о публикации №209051800271