Некогда затопленная Каспийским морем столица Хазар

Более 9 лет понадобилось с 2000 года российским археологам, чтобы доказать, что Самосдельское городище  Астраханской области - это  и есть столица Хазарского каганата Итиль, некогда разрушенный и сожженный киевским князем Святославом Игоревичем в 960 году.
Очень богатый, около трех метров, культурный слой широко представлен еще даже до монгольскими постройками, примыкающими к крепостной стене из кирпича и характерной для хазарского времени «юртообразными» домами, в которых в избытке, к удивлению ученых, было много найдено специфической хазарской керамики и предметами одежды и быта.
До этого открытия была известна только одна кирпичная крепость Хазарского каганата - Саркел, которая сейчас находится на бывшей  территории Хазарии.
Углеродный анализ нижнего слоя городища показал его «давность» – около 9 века, что раньше считалось не характерным для того времени, а  неестественно большой размер самого города(2-3 километра),  что для той эпохи служило основным критерием обозначения столицы.
О хазарах последний раз как о нации упоминается в 7 веке, после чего они видимо растворились в других народах и даже потеряли свою этническую ценность.
Хотя город Итиль пережил даже эпоху Золотой Орды, но неожиданный выход Каспийского моря (поднялся уровень воды) из привычных берегов, просто напросто поглотил древний город и на долго скрыл его от людских глаз.
Дожидаясь пока море, не отступит и не отпустит его, Итиль долгое время находился под водой, что и  позволило ему хорошо сохранится до наших дней.
«Хазарский каганат возник в середине седьмого века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата».
Дагестанский  город Семендер примерно до восьмого века служил Столицей Хазарии, но после  на Нижней Волге столицей стал город Итиль,  а территория Хазарии уже распространялась  на всем Приазовье,  Северном Кавказе,  на полуостров Крым и на территории Восточной Европы до реки Днепра, служившей в то время сосредоточением всех торговых путей.


Рецензии