Нога М. П

Нога Митрофан Петрович родился 19.08.14 г. в селе Ключеводское Харьковской губернии. Украинец. Окончил семилетку в селе Тарановка, затем работал слесарем на Харьковском авиазаводе.
В РККА с 1932 г. По комсомольской путевке в 1932 г. направлен в 9-ю военную школу лётчиков в г. Харькове, которую окончил в 1933 г. Служил в Киевском и Забайкальском военных округах. Был командиром звена и эскадрильи.
Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с мая 1939 г. Был командиром эскадрильи 70-го иап 100-й смешанной авиабригады. Совершил 109 боевых вылетов, провел 22 воздушных боя, сбил 9 истребителей лично и 2 бомбардировщика в группе. Всего за время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолета. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).
Вспоминает генерал-лейтенант Якименко: «Дозаправив самолеты, мы собрались возле деревянного барака. Тут нам объявили, что сейчас должен прилететь старший лейтенант Митрофан Нога, который проведет с нами короткое занятие по ориентированию на местности. Помню, меня тогда удивило его лихачество – появившись из-за крыши барака, И-16 пронесся прямо над нашими головами на исключительно малой высоте и сразу пошел на посадку. Инструктаж не занял и пяти минут – лейтенант рассказал, что при полетах над монгольской степью, где фактически отсутствуют наземные ориентиры, следует полагаться лишь на компас, часы и солнце; что хотя местность здесь совершенно ровная и посадка в открытом поле фактически безопасна, без крайней необходимости этого следует избегать: степь настолько огромна и безлюдна, что, приземливсь вы вдали от аэродрома, никто не придет к вам на помощь, ведь радио на самолетах нет, и надеяться можно лишь на собственные ногида на ракетницу. Вопросы?
Вопросов у нас не было. Пожелав удачи, лейтенант улетел на столь малой высоте, что сразу скрылся из виду[1]».
В представлении старшего лейтенанта Ноги к званию Герой Советского Союза указывалось: «В боях вырос из пилота в прекрасно подготовленного командира эскадрильи. В воздушных боях во главе эскадрильи в районе реки Халхин-Гол наносил сокрушительный удар японской авиации. Только в период боев с 20 по 28 августа своим подразделением сжег на аэродромах противника 16 самолетов, из них 2 бомбардировщика[2]».
17.11.39 г. старший лейтенант Нога Митрофан Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 185.
Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. Командовал 41-м истребительным авиаполком.
В январе-июне 1941 г. учился на курсах при Военной академии командного и штурманского состава ВВС.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 182-м иап ПВО.
Полк был сформирован перед началом войны, но не укомплектован техникой. Входил в состав 59-й иад. В июне 1941 г. был выведен в тыл в 1-ю Рязанскую высшую школу штурманов для завершения формирования, которое закончилось в середине августа. В составе полка было три эскадрильи истребителей МиГ-3.
 26.08.41 г. Нога получил задание сопровождать самолет-разведчик и самому провести разведку в глубоком тылу противника на 300 км. Выполнив задание, они возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковали два немецких истребителя. Советские лётчики приняли бой. Один вражеский самолёт был сбит южнее Каховки, а второй скрылся. Только Нога взял курс на свой аэродром, как его атаковали сразу 8 «мессеров». Он выполнил резкий маневр и исчез! Немцы долго кружили над лесом, а Нога, не дотянув 400 метров до своего аэродрома, благополучно спланировал и сел на лесной поляне с сухими баками.
В сентябре 1941 г. при возвращении с сопровождения у ведомого капитана Ноги, кончилось горючее, и он стал планировать, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника. Стараясь отвлечь их от ведомого, Нога решительно атаковал неприятеля и увлек на предельно малую высоту. Имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчет его оправдался: один из преследователей, увлекшись, не смог повторить резкого боевого разворота Ноги и врезался в дерево.
С 11.08.42 г. по 19.06.43 г. подполковник Нога командовал 144-й истребительной авиадивизии ПВО (144-й и 963-й иап), которая входила в состав Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО.
С 27.06.43 г. по 13.11.44 г. он командовал 322-й истребительной авиационной Минской дивизией (2-й гиап, 482-й и 937-й иап) 2-го иак. В составе дивизии сражалась эскадрилья «Монгольский арат», построенная на средства, собранные монгольским народом, свободу которого он защищал на Халхин-Голе.
24.10.43 г. ему было присвоено воинское звание полковник.
С 16.11.44 г. по 11.05.45 г. он командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией.
2.05.45 г. полковник Нога провел над Берлином свой последний воздушный бой.
В годы Великой Отечественной войны он воевал на Южном, Крымском, Северо-Кавказском, Западном, Брянском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах, сбил 18 немецких самолётов лично и 1 в группе.
А всего в период 1939-45 гг. он совершил более 550 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе 3 самолета противника. Был дважды ранен.
В 1949 г. окончил Военную академию Генштаба. Командовал авиакорпусом, а затем был заместителем командующего воздушной армией. С 1963 г. генерал-лейтенант авиации Нога - в отставке. Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности.
Умер 22.12.86 г.
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, орденами Сухэ-Батора и «За воинскую доблесть» МНР.

Литература:
1. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 179.
 2. Подвиги во имя Отчизны. – 2-е изд., перераб., доп. – Харьков, 1985. С. 442-446.

Примечания:
 [1] Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура // Сост. А. Кошелев. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 45.
 [2] ЦГАСА, ф. 37837, оп. 3, д. 337, л. 34.


Рецензии