Нога М. П

НОГА МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ

Родился 19.08.14 г. в селе Ключеводское Харьковской губернии. Украинец. Окончил семилетку в селе Тарановка, затем работал слесарем на Харьковском авиазаводе.

В РККА с 1932 г. По комсомольской путевке в 1932 г. направлен в 9-ю военную школу лётчиков в г. Харькове, которую окончил в 1933 г. Служил в 109-й истребительной авиационной эскадрильи ВВС Украинского военного округа, в Киеве. В марте 1934 г. переведён в части РККА, находившиеся на территории Монголии. Служил старшим лётчиком 760-го истребительного авиаотряда.

19.03.36 г. ему было присвоено воинское звание лейтенант. Был комзвена 29-й истребительной авиационной эскадрильи.

27.08. 37 г. ему было присвоено воинское звание старший лейтенант.

С июля 1938 г. — комзвена, а затем комэска 70-го истребительного авиационного полка ВВС 57-го Особого корпуса в Монголии.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с мая 1939 г. Был комэска 70-го иап 100-й смешанной авиабригады. Совершил 109 боевых вылетов, провел 22 воздушных боя, сбил 9 истребителей лично и 2 бомбардировщика в группе [1]. Всего за время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолета.

Вспоминает генерал-лейтенант Якименко: «Дозаправив самолеты, мы собрались возле деревянного барака. Тут нам объявили, что сейчас должен прилететь старший лейтенант Митрофан Нога, который проведет с нами короткое занятие по ориентированию на местности. Помню, меня тогда удивило его лихачество – появившись из-за крыши барака, И-16 пронесся прямо над нашими головами на исключительно малой высоте и сразу пошел на посадку. Инструктаж не занял и пяти минут – лейтенант рассказал, что при полетах над монгольской степью, где фактически отсутствуют наземные ориентиры, следует полагаться лишь на компас, часы и солнце; что хотя местность здесь совершенно ровная и посадка в открытом поле фактически безопасна, без крайней необходимости этого следует избегать: степь настолько огромна и безлюдна, что, приземлись вы вдали от аэродрома, никто не придет к вам на помощь, ведь радио на самолетах нет, и надеяться можно лишь на собственные ноги да на ракетницу. Вопросы? Вопросов у нас не было. Пожелав удачи, лейтенант улетел на столь малой высоте, что сразу скрылся из виду [2».

«Эскадрилья звеньями уходила в небо. Её командиру старшему лейтенанту Митрофану Нога по телефону сообщили, что в районе горы Хамар - Даба на колонну стрелкового полка, следовавшую к фронту, напали японские истребители. Задача состояла в том, чтобы сорвать штурмовые действия японской авиации и очистить от врага монгольское небо.

То, что увидел Нога, заставило содрогнуться: 18 И-97, разделившись на 3 группы, пикируя, яростно поливали огнём колонну пехоты. Автомашины, повозки, орудийные упряжки мчались по степи в разные стороны. Солдаты, спешившись с машин, мелкой сыпью покрыли прилегающую к дороге степь. В сущности, колонны уже не было, была неорганизованная масса людей и машин, спасавшихся от жестокого вражеского огня. Во многих местах пылали автомашины, валялись опрокинутые повозки.

Нога на большой скорости вёл эскадрилью справа от дороги, прошёл за реку, давая понять японцам, что выполняет другую задачу. Затем резко развернулся и со стороны солнца обрушился с высоты на врага. Японские истребители, окрашенные в серебристый цвет, были хорошо видны на фоне зелёной степи.

Первая атака была для японцев неожиданной и стоила им 6 истребителей. Одного самурая сбил Нога. Остальные японские лётчики растерялись. Прекратив штурмовку пехоты, они вступили в схватку с нашими И-16. Завязался бой, в ходе которого наши лётчики свалили на землю ещё 5 японских истребителей. Пехотинцы ликовали: махали руками, бросали в воздух пилотки...

Оставшиеся японские истребители поспешили на свои аэродромы. Однако один из них всё - таки был зажат в кольцо. Путь на восток был ему отрезан...

Но японский лётчик отстреливался в любом положении. Прицелиться по нему было невозможно. Нога дал сигнал прекратить атаки. Он решил сам расправиться с японским асом. Ведомым к нему пристроился, как обычно, Лейтенант Александр Зубарев.

После сложных маневров Нога зашёл в хвост И-97 и открыл огонь. На какую - то долю секунды японец опередил нашего лётчика и отскочил в сторону. Пули прошли мимо. Затем японец стал крутить бочки, перевороты, виражи, бросался в отвесное пике, но всё - таки Нога уловил удачный момент и меткой очередью запалил вражескую машину. Лётчик выбросился с парашютом. Увидев, что к месту его приземления бегут советские и монгольские бойцы, самурай пустил себе пулю в лоб. Этому японскому асу не удалось уйти от опытного советского лётчика. Как выяснилось впоследствии, японец был очень опытным пилотом, полковником, командиром соединения истребителей, отмеченный многими наградами за победы в Китае и Монголии.

В этом бою эскадрилья М. П. Нога потерь не имела. Все 15 лётчиков вернулись на свой аэродром.

В период подготовки к наступательной операции над расположением советско - монгольских войск всё чаще и чаще стали появляться японские самолёты - разведчики Р-97. Они часами висели в воздухе, вели разведку, фотографировали, корректировали огонь своей артиллерии. Японских лётчиков особенно интересовали Хамар - Даба, где был расположен командный пункт 1-й армейской группы, и прилегающие к этой горе районы, в которых сосредоточивались резервы для предстоящего наступления.

Комкор Г. К. Жуков приказал воспретить полёты японских разведчиков над расположением наших войск. Эта задача была возложена на эскадрильи Николая Жердёва и Митрофана Нога. Для выработки плана действий были приглашены командиры звеньев. Нога выслушал каждого из них, а потом объявил своё решение.

На следующий день эскадрилья поднялась в воздух. Намеченный план выполнялся точно. Шли в колонне звеньев на бреющем полёте, в 10 - 15 метрах от земли. Через несколько минут был замечен японский самолёт Р-97. Он висел над Хамар - Дабой и корректировал огонь дальнобойной артиллерии. Нога и лётчики его ведущего звена на максимальной скорости, не доходя до объекта атаки около 2-х километров, взмыли вверх под углом 40 градусов. Японец даже не успел отреагировать на столь стремительный маневр советских лётчиков и был сбит первой же пулемётной очередью.

Едва эскадрилья успела вернуться на аэродром и полниться горючим и боеприпасами, как с командного пункта ВВС группы по телефону сообщили: "Японская "муха" снова над нами!"

Эскадрилья Нога вновь поднялась в воздух. На этот раз наши лётчики подошли к Хамар - Дабе не с юга, как это было утром, а с запада. Первому звену сбить корректировщика не удалось - японец вовремя уклонился от пулемётной очереди, нырнул вниз, но попал под огонь второго звена. Загоревшись в воздухе, Р-97 в резался в обрывистый берег Халхин - Гола в районе горы Баян - Цаган.

Потеряв несколько своих разведчиков и корректировщиков, японское командование решило выждать. На следующий день, когда дежурила эскадрилья Жердёва, ни один японский Р-97 над расположением наших войск не появлялся. И только 6 Августа к вечеру "муха" повисла над центральной переправой и стала корректировать огонь своей артиллерии.

Шаблонный план атаки уже не годился. На этот раз Нога на большой высоте увёл эскадрилью на маньчжурскую территорию, с тем чтобы атаковать лазутчика с востока. Он считал, что, потеряв несколько своих самолётов - корректировщиков, японцы для прикрытия Р-97 выделят истребители, которые будут нести дежурство где - то невдалеке от разведчика. И он не ошибся. Когда над Деп - Ден - Сумэ эскадрилья легла на обратный курс, справа показалась девятка И-97.

Она шла наперерез нашим примерно на одной высоте. Как и было намечено, Нога с тремя звеньями вступил в бой с японскими истребителями, а два других звена, увеличив скорость, устремились на японского корректировщика. На этот раз японский лётчик оказался на редкость опытным. На подбитой машине он ушёл под прикрытием огня зенитной батареи и произвёл посадку на своём аэродроме. В самый последний момент его удалось зажечь уже на земле.

Так стало известно место базирования японских разведчиков - корректировщиков. Нога доложил командованию план штурмовки вражеского аэродрома. Он был одобрен. На рассвете следующего дня в воздух были подняты 3 эскадрильи истребителей. Эскадрилья Николая Жердёва нанесла удар по зенитной батарее и подавила её. Нога со своими лётчиками атаковал стоявшие на аэродроме самолёты. Майор Борис Смирнов с группой истребителей прикрывал с воздуха действия своих товарищей.

В итоге на аэродроме было сожжено 15 японских самолётов Р-97. Отдельная разведывательно - корректировочная эскадрилья японцев перестала существовать. До конца боёв вражеские самолеты - разведчики и корректировщики в небе Халхин - Гола не появлялись» [3].

В представлении старшего лейтенанта Ноги к званию Герой Советского Союза указывалось: «В боях вырос из пилота в прекрасно подготовленного командира эскадрильи. В воздушных боях во главе эскадрильи в районе реки Халхин-Гол наносил сокрушительный удар японской авиации. Только в период боев с 20 по 28 августа своим подразделением сжег на аэродромах противника 16 самолетов, из них 2 бомбардировщика [4]».

Член ВКП(б) с 1939 г.

В сентябре 1939 г. назначен командиром 41-го ИАП ВВС Белорусского Особого военного округа.

17.11.39 г. старший лейтенант Нога Митрофан Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 185.

29.11.39 г. ему было присвоено внеочередное воинское звание майор.

Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. Командовал 41-м истребительным авиаполком.

В январе-июле 1941 г. учился на курсах при Военной академии командного и штурманского состава ВВС.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 182-м иап ПВО.

Полк был сформирован перед началом войны, но не укомплектован техникой. Входил в состав 59-й иад. В июне 1941 г. был выведен в тыл в 1-ю Рязанскую высшую школу штурманов для завершения формирования, которое закончилось в середине августа. Вошёл в состав ВВС 51-й отдельной армии. В полку было три эскадрильи истребителей МиГ-3.

26.08.41 г. Нога получил задание сопровождать самолет-разведчик и самому провести разведку в глубоком тылу противника на 300 км. Выполнив задание, они возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковали два немецких истребителя. Советские лётчики приняли бой. Один вражеский самолёт был сбит южнее Каховки, а второй скрылся. Только Нога взял курс на свой аэродром, как его атаковали сразу 8 «мессеров». Он выполнил резкий маневр и исчез! Немцы долго кружили над лесом, а Нога, не дотянув 400 метров до своего аэродрома, благополучно спланировал и сел на лесной поляне с сухими баками.

В сентябре 1941 г. при возвращении с сопровождения у ведомого капитана Ноги, кончилось горючее, и он стал планировать, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника. Стараясь отвлечь их от ведомого, Нога решительно атаковал неприятеля и увлек на предельно малую высоту. Имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчет его оправдался: один из преследователей, увлекшись, не смог повторить резкого боевого разворота Ноги и врезался в дерево.

В декабре 1941 г. полк был передан в 105-ю истребительную авиационную дивизию ПВО и действовал в интересах Южного, Северо-Кавказского, Закавказского фронтов.

Участвовал в Крымской, Донбасско-Ростовской, Донбасской оборонительных операциях, в Ростовской наступательной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. Летал на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7.

30.07.42 г. ему было присвоено воинское звание подполковник.

С 11.08.42 г. по 19.06.43 г. Нога командовал 144-й истребительной авиадивизии ПВО (144-й и 963-й ИАП), которая входила в состав Саратовско-Балашовского дивизионного района ПВО. Отражал налёты немецкой авиации на Саратов и другие промышленные центра Среднего Поволжья.

С 27.06.43 г. по 13.11.44 г. командовал 322-й истребительной авиационной Минской дивизией (2-й гиап, 482-й и 937-й иап) 2-го иак.

24.10.43 г. ему было присвоено воинское звание полковник.

Участвовал в Курской битве, в Брянской, Невельской, Городокской, Белорусской наступательных операциях.

В составе дивизии сражалась эскадрилья «Монгольский арат», построенная на средства, собранные монгольским народом.

С 16.11.44 г. по 11.05.45 г. он командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией. Дивизия сражалась в составе 2-й воздушной армии на 1-м Украинском фронте. Участвовал в Висло-Одерской, Нижне-Силезской, Верхне-Силезской, Берлинской, Пражской наступательных операциях.

02.05.45 г. полковник Нога провел над Берлином свой последний воздушный бой.

Всего в боях Великой Отечественной войны выполнил 236 боевых вылетов, провёл свыше 40 воздушных боёв. Был дважды ранен. По данным наградного листа от 17 августа 1944 г. к тому времени сбил лично 9 немецких самолётов, по публикациям в советской прессе в августе-сентябре 1943 года к тому времени сбил 22 немецких самолёта, по другим публикациям к маю 1945 года сбил 18 лично и 1 в группе, и т. д.

Согласно автобиографии, написанной в 1976 г., за все войны, в которых он участвовал, Митрофан Нога выполнил 565 боевых вылетов, провёл 126 воздушных боёв, сбил 27 самолётов лично и 3 в групповых боях [5].

В ноябре 1945 г. 256-я истребительная авиадивизия была расформирована, а полковник Нога назначен командиром 181-й истребительной авиационной дивизии Таврического военного округа, которой командовал до ноября 1947 г.

В 1949 г. окончил Военную академию Генштаба. Командовал авиакорпусом, а затем был заместителем командующего воздушной армией.

С декабря 1949 г. — командир 65-го истребительного авиационного корпуса Прикарпатского военного округа. С февраля 1952 г. — командир 52-го истребительного авиационного корпуса 57-я ВА Прикарпатского и Таврического военных округов.

03.08.53 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С ноября 1955 г. — заместитель командующего по ПВО 29-й воздушной армии Дальневосточного военного округа. С января 1957 га — командир Сахалинского корпуса ПВО.

18.02.58 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

С апреля 1960 г. — командир 12-го корпуса ПВО. Оставаясь летающим командиром, в послевоенное время освоил несколько типов реактивных истребителей.

С 1963 г. генерал-лейтенант авиации Нога - в отставке. Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности.

Умер 22.12.86 г. Похоронен на Берковецком кладбище.

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина (17.11.39), четырьмя орденами Красного Знамени (29.08.39, 22.09.44, 18.05.45, 13.06.52), орденами Кутузова 2-й ст. (29.05.45) и Суворова 2-й ст. (14.09.43), двумя орденами Отечественной войны 1-й ст. (14.02.43, 11.03.85), двумя орденами Красной Звезды (30.04.47, 22.02.55), медалями, польским орденом Virtuti Militari 5-й ст., монгольскими орденами Сухэ-Батора и Красного Знамени, медалями МНР.


очерки: Авиаторы - Герои Советского Союза. ХАЛХИН-ГОЛ


Литература:

1. Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С. 179.

 2. Подвиги во имя Отчизны. – 2-е изд., перераб., доп. – Харьков, 1985. С. 442-446.


Примечания:

[1] По отчетным документам 70-го ИАП сбил лично 4 и в составе группы 8 самолётов.

[2] Я дрался с самураями. От Халхин-Гола до Порт-Артура // Сост. А. Кошелев. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. С. 45.

[3] https://airaces.narod.ru/mongol/noga.htm

[4] ЦГАСА, ф. 37837, оп. 3, д. 337, л. 34.         

[5] http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/n/noga_mp.htm


Рецензии