Пьянков А. П

ПЬЯНКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ

Родился 3.11.15 г. в городе Добрянке Пермской области в семье вальцовщика листопрокатного цеха металлургического завода. Русский.

Вспоминает дочь Героя Елена Александровна Лимаренко: «Отец очень любил Добрянку, дорожил связями со своими родственниками и поэтому ездил на родину часто. Он ведь, по сути дела, сиротой был. Отец его, мой дед Пётр, погиб в 1915 году во время Первой мировой войны, мать через несколько лет вышла второй раз замуж и уехала из заводского посёлка, оставив сына на попечение деда Павла. Отец не раз с гордостью рассказывал мне, что тот был обер-мастером на металлургическом заводе. Ещё рассказывал то ли байку, то ли быль, что его родной дом в Задобрянке был выстроен из топляка и простоял более 200 лет. Когда папе присвоили звание Почётного гражданина города, то он очень признателен был добрянцам за это, но, по-моему, несколько стеснялся. В Добрянке прошла только его юность, а потом он всё больше – по гарнизонам» [1].

Окончил школу ФЗУ. Работал слесарем механического цеха Добрянского металлургического завода. В 1933-35 гг. учился на физическом факультете Пермского университета. Окончил Пермский аэроклуб.

В РККА с 1935 г. По партийно-комсомольскому набору был направлен в 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге. В 1936 г. был переведен во 2-ю Краснознаменную военную школу летчиков им. Осоавиахима в г. Борисоглебске, которую окончил в том же году.

После окончания авиашколы он приехал на родину. Вот что писал по поводу той встречи учитель школы N 1 г. Добрянка Г.М. Королёв: «Крепко сложенный, в форме военного лётчика остановился в двух шагах, приложил руку к головному убору и отчётливо произнёс:

–;Ваш бывший ученик Пьянков Александр, только что окончил лётную школу, получил звание командира звена истребителей и перед отправкой в Н-скую часть приехал в родную Добрянку.

Слова звучали гордо, радостно. В них чувствовалась энергия, воля и стремление скорей, скорей овладеть искусством боя и высшей военной техникой» [2].

Служил младшим летчиком, а затем командиром звена в Забайкальском военном округе.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол с мая 1939 г. Был командиром звена 22-го иап. Совершил 112 боевых вылетов (в т.ч. 18 вылетов на разведку и 12 на штурмовку), провел 21 воздушный бой, сбил 4 самолета лично и 3 в группе. Был дважды ранен.
 
27.05.39 г. эскадрилья И-16 из 22-го иап под командованием старшего лейтенанта Черенкова перебазировалась на передовой аэродром у горы Хамар-Даба.

В 9.00 шестерка И-16 во главе с комэском взлетела на перехват девятки японских истребителей Кi.27, замеченных постом ВНОС у озера Буир-Нур. Бой окончился не в нашу пользу. Были сбиты и погибли старший лейтенант Черенков и младший лейтенант Паксютов Капитан Савченко разбился, пытаясь посадить тяжело поврежденную машину. Лейтенант Пьянков был ранен... Японцы потерь не имели [3].

В ходе воздушного боя в моторе истребителя Пьянкова произошла серьезная авария - провернулась втулка коленчатого вала. Во время вынужденной посадки его атаковали два Кi.27. Он оглянулся чтобы проверить заднюю полусферу и был ранен в лицо.

И все-таки ему удалось посадить свой самолёт. Он выбрался из кабины и спрятался под машину, прислонившись к узлу шасси. Два японских истребителя стали яростно обстреливать самолёт и с пятого захода подожгли его.

Опасаясь взрыва бензобака, Пьянков отполз в сторону. Дым горящей машины маскировал лётчика, однако японцы его заметили и открыли огонь. Упав на землю, летчик не шевелился... Посчитав задачу выполненной, самураи улетели в восточном направлении.

День клонился к вечеру. Оставаться возле догорающего самолёта было опасно: в степи рыскали конные группы японских разведчиков и диверсантов. Сплошного фронта не было, и они легко проникали в наш тыл. Пьянков это знал, поэтому решил немедленно уходить на запад в сторону своего аэродрома.

Он шёл всю ночь. К полудню следующего дня выбился из сил и решил отдохнуть. Забрался на бугорок и лёг на прогретый солнцем песок... Во второй половине дня, когда жара спала, вновь двинулся в путь. Вскоре он вышел на полевую дорогу, и его подобрала грузовая полуторка, следовавшая в Тамцаг-Булак. Отсюда раненого лётчика, потерявшего много крови, отправили в госпиталь в Баян-Тумен. Здесь ему сразу же сделали операцию.

Пьянков так рассказывал об этом: «Лечу навстречу четырем японским истребителям, в лоб расстреливаю одного из них, веду бой против трёх… Чувствую: подбили мотор. Сажусь на землю, залезаю под мотор. Обрадовались самураи, закружились: легко бить по сидящей «птице», поливают пулемётным огнём. Зажгли… Я вылез. Ещё больше обрадовались японцы, готовы горы свинца обрушить, но не сэкономили ранее, только на три захода хватило выстрелов. Улетели… Жалко мне стало моего «ястреба», до слёз жалко. Три дня шёл по степи, пока не встретил своих» [4].

В середине июня, ещё не залечив рану, Пьянков настоял на выписке из госпиталя, вернулся в свой полк и сразу же включился в боевую работу. В одном из разведывательных полетов пара Пьянкова столкнулась с 7 японскими истребителями. Имея численное превосходство, японцы надеялись на лёгкую победу и вели себя самоуверенно. Пьянков решил принять бой. После сложных головокружительных маневров ему удалось зайти в хвост и меткой очередью поразить вражеский истребитель. Почти одновременно его ведомый сбил второй японский самолет. Дружная пара шла в лобовые атаки, бросалась в отвесное пике, свечой взмывала вверх. Наши лётчики навязали японцам свою тактику боя, лишив их возможности использовать маневренные качества своих истребителей. Сбив ещё один японский истребитель советские летчики благополучно вернулись на свой аэродром.

С командного пункта ВВС за боем наблюдал комкор Смушкевич. Он объявил лётчикам благодарность и представил к орденам Красного Знамени.

Вспоминает дочь Героя Елена Александровна Лимаренко: «Бывали у нас [в гостях] и монголы, в том числе тот солдат-кавалерист, что спас сбитого отца на Халхин-Голе. В Монголии папу очень уважали, не раз приглашали как дорогого гостя к себе, двумя высшими орденами наградили, фильм о нём и о его спасителе сняли. Отец тоже дружбой с ними очень дорожил» [5].

Двоюродный брат Героя Павел Дмитриевич Пьянков рассказывает: «Мне жена Александра Петровича, Альбина Петровна, как-то с юмором рассказывала: «Иду домой, смотрю, по Арбату монгол идёт, по сторонам всё озирается. Ну, думаю, наверняка к нам. И точно!» По её словам, монголы очень искренними и благодарными людьми были» [6].

После окончания боевых действий был назначен командиром 3-й эскадрильи 16-го иап 57-й истребительной авиабригады им. В.Г. Рахова Московского военного округа.

17.11.39 г. старший лейтенант Пьянков Александр Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» N 188.

В представлении Пьянкова к званию Герой Советского Союза указывалось: «В боях дерется храбро и отважно, проявлял героизм. Будучи раненым второй раз в спину, не уходил из эскадрильи, водил звено в бой и продолжал громить врага, не раз дрался с превосходящими силами противника (один против пяти японских истребителей) [7]».

В декабре 1939 г. он снова посетил свою родину. Районная газета «Сталинский путь» писала: «Самолёт Пермского аэроклуба делает резкие развороты над домом по Рабочей улице. С воздуха посылает привет родной бабушке её внучек, её Сашенька – сталинский сокол».

По свидетельству газеты, кроме бабушки Надежды Петровны (отец Героя погиб в 1915;г. во время Первой мировой войны, мама умерла в 1934;г.), встречи с земляком-героем ждали все трудящиеся посёлка, а особенно школьники родной для него средней школы N;1.

«Видеть и слышать героя – было общим желанием. И вот он пришёл. Вот он идёт по школьному залу на сцену, такой простой, улыбающийся… Зал аплодирует герою. Аплодируют со всей детской радостью и те, которые обычно с шалостью забирались на турник и брусья, сегодня в первых рядах, поближе к нему, чтобы лучше видеть каждое движение и каждое слово. А слова такие простые, но содержательные, понятные и близкие каждому:

–;Мы победили японских самураев на суше и в воздухе, потому что каждый боец, каждый пилот шёл в бой за Родину, за великого Сталина, за счастье трудящихся.

Восторженно аплодирует зал другу детей родному Сталину.

–;Мы победили потому, что заботой всего народа и личной заботой товарища Сталина Красная Армия вооружена первоклассной техникой, мы летаем на замечательных машинах.

Опять взрыв аплодисментов тому, кто заботится о мощи Красной Армии, кто технически оснащает её.

–;Я имел по 40 пробоин в своей машине, имел пробоины и в бензиновых баках, но машина работала безотказно.

Теперь зал аплодирует Александру Петровичу, его искусству водить машину в бою, его бесстрашию…

–;Мы дружны в бою и вне боя, мы вовремя оказываем помощь друг другу. Враг имеет дело не с пилотом-одиночкой, а с дружным коллективом, – пояснял он. – Мы ведём бой, не теряя друг друга из виду. Эти качества – дружба и товарищество – бойцы воспитывают у себя ещё в школе, надо жить дружнее, надо хорошо относиться друг к другу, к родным, учителям.

Ласково встречаются взоры учителей и учащихся, и созревает не высказанное ещё желание – работать дружно и энергично» [8].

Встреча с Героем Советского Союза А.П. Пьянковым также состоялась и в рабочем клубе Добрянского металлургического завода, на котором он когда-то делал первые шаги. Там собралась поселковая молодёжь. «Свыше 250 человек пришли послушать своего земляка, истинного героя-лётчика, – сообщалось в местной прессе. – В своём выступлении тов. Пьянков призвал молодёжь повседневно укреплять оборонную работу в районе, работать по-стахановски, воспитывать в себе чувство коллективизма. Дружными, долго не смолкающими аплодисментами ответила молодёжь на призыв героя» [9].

По итогам зимнего периода 1939-40 гг. эскадрилья под командованием старшего лейтенанта Пьянкова была признана лучшей в бригаде и получила переходящее Красное знамя.

В эскадрилье Пьянкова начал свою службу Василий Сталин. На авиазаводе N 1 специально для сына вождя был заказан истребитель И-153. Командир бригады приказал не передавать его лейтенанту Сталину пока на нем не будет произведен общий налет не менее 10 часов с опробованием ее на пилотаже и стрельбе.

Двоюродный брат Героя Павел Дмитриевич Пьянков вспоминает: «Брат рассказывал мне о том, как в его эскадрилье перед войной начинал службу Василий Сталин. Этот период Александр Петрович называл самым сложным в жизни. Василий крутым, горячим парнем был, если что задумает, удержать невозможно. «Вот я и опасался, набедокурит Вася, технику угробит или, не дай Бог, разобьётся, меня первого к стенке поставят», – признавался Александр Петрович» [10].

28.06.40 г. на Люберецком аэродроме во время тренировочных полетов произошло ЧП. Пилотируя самолет Сталина, Пьянков произвел посадку на фюзеляж, т.к. не выходила правая нога шасси.

В сентябре 1940 г. – июне 1941 гг. был слушателем Военной академии командного и штурманского состава ВВС.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был командиром эскадрильи, заместителем командира 435-го истребительного авиационного полка в составе ВВС 51-й отдельной армии (Войска обороны Крыма). Воевал на Юго-Западном направлении и в Крыму. Участвовал в воздушных боях на истребителях И-16 и МиГ-3, лично сбил 1 немецкий самолёт Не.111.

09.10.41 г. в воздушном бою над Перекопом был тяжело ранен.

Дочь Героя Елена Александровна Лимаренко рассказывает: «Даже будучи генералом, Василий Сталин звал моего отца, тогда подполковника, не иначе как командиром. Отец, кстати, был ему очень и очень признателен. Когда в октябре 1941 года в воздушном бою в районе Перекопа папа получил тяжёлое ранение в ногу, то от ампутации его спас именно Василий. Лично приехал к нему в госпиталь: «Командир, никакой ампутации, я тебе лучших врачей найду!» И слово своё сдержал. Отца отвезли в Москву к профессору-хирургу Богоразу, и тот действительно спас ему ногу» [11].

Больше года находился в госпиталях на излечении, но все же сумел вернуться в строй. Служил летчиком-инспектором Летной инспекции ВВС.

С апреля 1945 г. - лётчик-инспектор по технике пилотирования отдела боевой подготовки Управления ВВС Сибирского военного округа.

Дочь Героя Елена Александровна Лимаренко вспоминает: «По приезде в Москву мы жили у бабушки по маминой линии. Потом маме, секретарю комитета комсомола в Министерстве химической промышленности, дали квартиру на первом этаже хрущёвки в Черёмушках. Рядом цементный завод, тучи пыли… Мама, как и отец, очень гостеприимной была, и к нам часто заглядывали отцовские однополчане. Желанным гостем в нашем доме был известный лётчик Георгий Фомич Приймук. Я в силу возраста многого не понимала из их разговоров, только запомнились часто упоминаемые фамилии: Смушкевич, Федотов… Только позже я поняла, что это знаменитые лётчики, Герои Советского Союза».

В 1948 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского.

Двоюродный брат Героя Павел Дмитриевич Пьянков вспоминает: «Как-то я был в Москве в гостях у Александра Петровича. Поехали с ним на дачу в Подмосковье. Стоим на перроне, ждём свою электричку. Подходит к нам мужчина в годах, дачного вида, жмёт руку Александру Петровичу, мне. Поговорили о том, о сём, подошла электричка – и знакомец уехал. Александр Петрович спрашивает меня: «Ты, Павел, знаешь, с кем разговаривал?» Я плечами пожимаю. А он мне: «С Покрышкиным!» Я так и обомлел: прославленный ас, трижды Герой Советского Союза и так запросто» [12].

В 1957 г. – окончил Военную академию Генштаба.

Командовал авиаполком, авиадивизией. Являлся членом ЦК Компартии Таджикистана.

Вспоминает дочь Героя Елена Александровна Лимаренко: «Дивизия, которой командовал отец, базировалась в городе Мары. Это Туркмения, Туркестанский военный округ. Когда в 1960 году он вышел в звании полковника в запас, мне было несколько месяцев. Я родилась в Душанбе, а с девяти месяцев и по сей день живу в Москве. Родители рассказывали, что из Средней Азии в Москву я летела с ними на военно-транспортном самолёте в большой… корзине» [13].

С октября 1960 г. военный летчик 1-го класса полковник Пьянков - в запасе.

Согласно его воспоминаниям — за то, что не смог сбить самолёт-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый Г. Пауэрсом и через несколько часов сбитый под Свердловском [14].

Жил в Москве. Первое время был учителем физики в школе.

С 1964 г. работал в НИИ теоретической и экспериментальной физики.

Дочь Героя Елена Александровна Лимаренко рассказывает: «Во время учёбы в институте я стала жуткой театралкой. Но порой, чтобы купить билет на спектакль, приходилось занимать очередь в четыре утра и то без всякой гарантии. Папа никогда мне в этом смысле не помогал: «Тебе, Лена, надо, иди и покупай! Я своим удостоверением трясти не буду!» А как-то раз к нам гости должны были приехать, и я отца всё-таки уломала. Пришли в театр, к кассам огромная очередь, отец попытался скромненько пройти, а какой-то молодой мордоворот: «Вот же лезут тут со своими книжицами всякие…» Папа развернулся и выскочил как пробка, а я того хама чуть не убила! Этот случай запомнился мне на всю жизнь. С той поры я не предпринимала ни единой попытки воспользоваться отцовскими льготами.

Папа был скромным человеком, звание своё никогда не выпячивал. Лишь с хитринкой говорил нам, мол, получил его за то, что сбил японский самолёт, в котором по случайности находился начальник авиационной разведки японцев, ну и «по совокупности». Между тем за голову отца, как лётчика-аса, японцы давали какие-то бешеные деньги.

Самолёты папа любил по-настоящему, а вот автомобиль так и не купил, хотя «по разнарядке» мог бы. Я недоумевала, а он отвечал, что в небе безопаснее, потому что там дураков нет.

Ещё одной чертой отца я бы назвала стремление к знаниям. Он ведь в 1934 году поступил на физический факультет Пермского университета, но проучился недолго. По спецпризыву «Сталинские соколы» его направили в Оренбургскую школу лётчиков, затем в Борисоглебск. Снова стал студентом уже после выхода в запас. Представьте, возраст под пятьдесят, военный лётчик 1-го класса, полковник, комдив, Герой и… студент. А для него в этом ничего зазорного не было. По приезде в Москву он вообще два года учителем физики и НВП в обычной школе проработал. Потом учился на вечернем отделении физического факультета МГУ, с увлечением работал в НИИ теоретической и экспериментальной физики, являлся соавтором ряда научных публикаций.

Папа всё любил делать своими руками и моего старшего сына к этому приучил. Паше четыре года было, а он уже весь инструмент знал: рубанок, фуганок… Во внуке он души не чаял. Ходит с ним на руках по квартире, убаюкивает и серьёзно так поёт «колыбельную»: «Эй, баргузин, поворачивай вал…»

Смешная деталь: папа плохо ориентировался в метро, не любил ездить по новым маршрутам, зато в лесу выходил в нужную точку с удивительной точностью. Он вообще любил и понимал природу. Наверное, ещё со времён добрянской юности. Показывал мне разных птиц, зверей, их следы, вспоминал, как охотился в молодости в голодные годы на белок, а потом менял шкурки на муку. Рассказывал, что у них была собака с удивительным верхним чутьём по кличке Жулик. Когда она уже была совсем старенькая и не могла долго передвигаться по лесу, отец носил её в рюкзаке за спиной» [15].

В 1967 г. А.П. Пьянков окончил вечернее отделение физического факультета МГУ. Является соавтором 6 научных публикаций.

Умер 27.06.88 г. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденом Ленина (17.11.39), двумя орденами Красного Знамении (29.08.39, 30.12.56), орденами Отечественной войны 1-й ст. (11.03.85) и 2-й ст. (20.05.45), орденом Красной Звезды (13.06.52), медалью «За боевые заслуги» (05.11.45) медалями, двумя монгольскими орденами Красного Знамени (1939, 1959) и медалями.


Примечания:
 
[1] https://travelnad.livejournal.com/100727.html

[2] https://dobryanka.net/o-stalinskom-sokole/

[3] Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. М.: ООО «Восточный горизонт», 2002. С. 8.

[4] https://dobryanka.net/o-stalinskom-sokole/

[5] https://travelnad.livejournal.com/100727.html
 
[6] Там же.

[7] ЦГАСА, ф. 37837, оп. 3, ф. 331, л. 36.

[8] https://dobryanka.net/o-stalinskom-sokole/

[9] Там же.

[10] https://travelnad.livejournal.com/100727.html

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14]https://ru.ruwiki.ru/wiki/,_

[15] https://travelnad.livejournal.com/100727.html


Рецензии