Англичане на Колыме

26.06.2003
Англичане на Колыме
О том, что в середине июня наш район посетила очередная группа иностранных журналистов, мы уже сообщали. И тогда же пообещали вам, уважаемые наши читатели, подробнее рассказать о колымских впечатлениях гостей из Англии – Оливера Уолстона и его сына Дэвида.
Напомним, что Оливер в этой поездке по Северо-Востоку России представлял телерадиокорпорацию ВВС, одновременно он работает и на газету «Санди Таймс» («The Sunday Times»). Его сын – фотокорреспондент.
Сопровождал англичан переводчик Саша из Якутска, представитель титульной национальности республики.
Вообще вся группа гостей выглядела весьма живописно. Оба Уолстона обладают типичной британской внешностью – высокие, крепкие и рыжеволосые. Переводчик Саша – весь восточный, при этом – очень хрупкий, утонченный, даже слегка манерный на западный лад.
Но интересна, конечно, не столько внешность наших гостей, сколько их, так сказать, сущность. Оливер, например, хотя и работает на Би-би-си, говорит, что он по натуре своей фермер. Он и живет-то, по большей части, не в Лондоне, а в Кембридже, даже как бы не в самом Кембридже, а на ферме. Об этом говорит адрес его электронной почты: owalston@thriplow-farms.co.uk. А еще Оливер сказал, что у него есть небольшая ферма во Франции, где он занимается виноделием.
По-русски Оливер не говорит, хотя и понимает некоторые слова. Дэвид русского языка тоже не знает, и, как мне показалось, к этому и не стремится. Поэтому англичане не поскупились и наняли себе переводчика. Саша бегло говорит на английском языке, знает французский и итальянский. Побывал во многих странах, особенно ему понравилось работать в Милане и в Тунисе.
Английские журналисты, как и многие их предшественники, интересовались историей ГУЛАГа на Колыме, но еще более их, как мне показалось, интриговало то, как к лагерному прошлому Магаданской области относятся нынешние колымчане.
«Почему вас так интересует ГУЛАГ, и долго ли еще Западу будут в диковинку все эти наши остатки сталинских лагерей?» – напрямую спросил я Оливера, когда мы на их «УАЗике» ехали в село Эльген, чтобы посмотреть на барак, оставшийся от женского лагеря, и на участок проволочного заграждения около него.
«Все дело в том, – ответил англичанин, – что в двадцатом веке было два людоедских режима, нацизм Гитлера и социализм Сталина. О Гитлере Европа знает практически все. Во многих странах, где после войны остались нацистские концентрационные лагеря, они содержатся в надлежащем порядке, и туда приезжает много туристов, в том числе и бывшие узники лагерей.
А вот о сталинских лагерях информации практически нет. В вашей стране историей ГУЛАГа занимаются в основном энтузиасты-одиночки, а государственных музеев нет, не говоря уж о каких-то туристических маршрутах к местам, где страдали репрессированные».
Я ничего не сказал в ответ на эту реплику Оливера. А что говорить? Кто скажет, почему о ГУЛАГе мы так мало знаем, хотя, вроде бы, говорим на эту тему много? Почему не сохранились лагеря? Почему не возим туристов, скажем, в тот же Бутугычаг?
Я думаю, все просто. Рассказывать подробности и активно демонстрировать всему миру материальные свидетельства о ГУЛАГе для нашего государства, все еще пуповиной связанного с СССР, все равно, что человеку на людной площади демонстрировать следы еще не до конца перенесенной срамной болезни. Может быть, в этом я и не прав. Но вот одно маленькое подтверждение моему выводу. В Эльгене, когда мы искали, кто бы показал дорогу к остаткам лагерной «колючки», нам указали на одну пожилую женщину. Она, якобы, должна знать эти места.
Женщина действительно знала все эти места, но показывать категорически отказалась. Знаете почему? Потому что была надзирательницей в этом самом женском лагере.
Показать дорогу к остаткам лагеря и к кладбищу, на котором захоронены дети зэков, согласилась другая жительница Эльгена, Марина Савина, дочь бывшей репрессированной, отбывавшей срок на Колыме.
Кстати, провожатого среди эльгенцев мы искали достаточно долго. Тут, пожалуй, надо объяснить, почему вообще пришлось обращаться за помощью жителей села. Дело в том, что обычно все иностранные гости, путешествующие по ГУЛАГовским местам, заранее договариваются и приезжают к Ивану Александровичу Паникарову, одному из тех энтузиастов-одиночек, о которых говорил Оливер Уолстон. В этот же раз англичане приехали без предварительной договоренности и попали как раз в тот момент, когда наш знаток лагерной Колымы был в Магадане. Вот и пришлось мне, как собрату по перу, сопровождать английских гостей в их поисках исторических помет в Ягоднинском районе.
Как назло, плохо работала телефонная связь с Эльгеном, и нам не удалось предварительно договориться о встрече с главой местной администрации Л.Т. Морозовым. А когда мы, наконец,  приехали в село, главы там не оказалось – выехал в райцентр. Хорошо хоть, что нам в поисках помогли работницы местной почты – оператор Наташа и телеграфистка Екатерина Ивановна Финохина. Последняя бегала по всему селу, разыскивая тех, что хоть что-то знает об остатках сталинского лагеря.
Эльген, конечно, поразил англичан. Нет, не следами, оставшимися от лагеря женщин-зэков. Оливер то и дело щелкал затвором своего миниатюрного цифрового фотоаппарата, снимая колоритно (читай: нищенски) выглядевшие фигуры двух старушек, несущих сумку с картошкой, какие-то полуразрушенные строения посреди поселка, пустые глазницы окон брошенных жилых домов… Он через переводчика о чем-то спрашивал эльгенцев, часто улыбался и говорил по-русски «спасибо», а сам все щелкал и щелкал фотоаппаратом.
Нет, он не выискивал так называемую «чернуху», он просто фиксировал то, что было вокруг.
Еще на подъезде к Эльгену мы все, граждане России, то есть я, переводчик Саша и два водителя из Оймякона, которых звали Семен и Карл, здорово и от души посмеялись над наивностью (может быть, наигранной?) англичан. Оливер сказал, что собирается пообедать в совхозной столовой. Он помнит, что обедал там в прошлый свой приезд десять лет назад. Я сказал, что столовой в совхозе уже нет, да и сам совхоз дышит на ладан. «Как так, - удивился спецкор Би-би-си, - ведь десять лет назад все было!». Пришлось объяснить, с какой скоростью и в каком направлении идут у нас перемены.
Еще одна полукомичная ситуация с англичанами получилась в Ягодном, и связана она тоже с едой. Вечером иностранцы захотели поужинать в приличном месте и попросили меня порекомендовать им таковое. Я назвал кафе «Зодиак» и позвонил туда, по настоятельной просьбе гостей, чтобы заказать столик. Дело в том, что они переживали, как бы не получилось так, что вечером в кафе не будет свободных мест.
Каково же было удивление англичан, когда мы в предвкушении ужина вошли в «Зодиак». Кафе было пусто, только у прилавка стояла и беседовала с буфетчицей некая дама.
Оливер сразу же начал фотографировать буфетные полки и витрины с заморскими для нас, но привычными для любого западного иностранца товарами. Дама у прилавка сразу стала настойчиво интересоваться: «Что он все снимает? Чего он…». Потом она, видимо, расчувствовавшись, захотела угостить иностранцев и предложила со своего стола тешу кижуча в вакуумной упаковке. Англичане вежливо отказались от угощения…
Выпив рюмку водки (не скажу – какой, попробуйте догадаться сами), Оливер задумчиво спросил: «Как же они живут, какой у них бизнес, если в зале совсем нет посетителей? Неужели только за счет того, что продадут через прилавок? И почему, все-таки, здесь никого нет?» Вопросы его повисли в воздухе. Впрочем, он, наверное, сам многое понял, если сопоставил все виденное в этот день и вспомнил, сколько он заплатил за весьма скромный, без спиртного, ужин.
После этого за столом о Ягодном, да и об Эльгене, совсем не говорили. Оливер сказал пару тостов за здоровье водителя Семена и его жены (англичане жили у них дома двое суток), Дэвид похвалил якутскую стряпню бабушки Семена. Потом подняли рюмки за второго водителя – Карла, и его мощный «Урал», который не раз выручал путешественников, пока они добирались из Хандыги до Колымской трассы.
А я, улыбаясь гостям и поддерживая застольный разговор, все раздумывал – почему в нас нет того, что есть в них? Почему они содержат в образцовом порядке кладбища, на которых захоронены чужие солдаты, а мы гадим на наших памятниках (вспомните наши кладбища, тот же памятник на Серпантинке, или памятную стелу с крестом на выезде из Ягодного в сторону Сусумана)? Почему Би-би-си дала не одну тысячу долларов, чтобы их корреспондент приехал и сфотографировал беззубую колымскую старуху, свидетельницу ГУЛАГа, а музей Ивана Паникарова «Память Колымы», в котором собраны уже тысячи экспонатов, повествующих о прошлом, о судьбах репрессированных сталинским режимом советских и иностранных граждан, не получил от нашего государства ни копейки?
После ужина я спросил Оливера Уолстона, приедет ли он еще на Колыму? «Постараюсь, – ответил английский журналист, – Колыма мне нравится. Есть в здешней природе ощущение величия, могущественности. Да и люди здесь неслабые…»


Рецензии
Зря вы так поскромничали в резюме. Пишете вы очень хорошо. Язык легкий, повествование интересное, не затянутое, художественное.
А насчет, почему они не такие, как мы, я тоже толком не могу понять. Общалась с ними. Долго рассказывать, лучше напишу миниатюрку.

С уважением и теплом, Алина

Алина Гром   22.05.2009 11:23     Заявить о нарушении
Уже написала)))))

Алина Гром   22.05.2009 13:19   Заявить о нарушении
А у Вас никакого резюме... :-)))
Я же не скромничал, написал правду.
Спасибо Вам, Алина, за Вашу оценку моих литературных способностей. Это хорошая для меня поддержка...
По поводу "их", почему "они" другие: надо начинать с Адама, с его сыновей Каина и Авеля, потом осмыслить отношения между Ноем, Хамом, Симом и Иафетом... И т. д. и т. п...
Вы верите в Конец Света, в рай и ад?
Вы написали мне - "с уважением и теплом". Все взаимно!

Анатолий Петин   22.05.2009 23:55   Заявить о нарушении
На "уже написала": как называется, где разместили? В списке не нашел.

Анатолий Петин   22.05.2009 23:57   Заявить о нарушении
Благодарю за взаимность, Анатолий. А в конец Света верю безусловно, и в ад, и в рай, куда деваться? Все происходит именно так, как написано в Великой Книге, никаких не вижу отступлений. Обязательно зайду к Вам еще.

С теплом и уважением, Алина

Алина Гром   23.05.2009 00:06   Заявить о нарушении
"Визит юной леди", затем можно более раннее - " Курение в Англии", "Как я вернулась из Англии". Можно вообще-то целый цикл написать, но пока другие планы.

Алина Гром   23.05.2009 00:10   Заявить о нарушении
Все правильно Вы, Алина, написали - и про резюме, и о писательстве, и о значении для пишущих рецензий на их "писанину". Согласен полностью.
О значении формы и объема: большие по объему вещи не читаются большинством именно из-за их крупности, не хватает у людей времени. А для первого знакомства достаточно ведь прочтения миниатюры или стиха. Талант-то виден сразу! :-)
Я там черкнул рецензию на Вашу "юную леди".
На Вашу "угрозу" заходить еще отвечу: заходите, буду ужасно рад, и сам буду постоянным Вашим визитером. Уже занес Вас к себе в список избранных.
Так Вы себя к кому относите - к потомкам Сима, Хама (простите за наглость) или Иафета?
И еще, извините за нескромность (но я ведь с Колымы и политесу не обучен), Христос, по-Вашему, это кто?
С уважением и теплом,

Анатолий Петин   23.05.2009 02:37   Заявить о нарушении
Анатолий, я много читала про происхождение рас и национальностей у православных авторов. Знаю, что потомки Хама живут теперь в Африке, прокляты они за предка своего, и поэтому рабы, если не формально, то по сути своей. Я, кажется, потомок Сима. А насчет Иоафета не помню точно, кто и где теперь. Что же касаемо Христа, то я не оригинальна в своем понимании. Это Сын единого Бога Отца, которого одного признают иудеи. Для меня здесь нет ничего непонятного. Что был такой человек, это не оспаривают даже ученые, историки и археологи. Вопрос лишь в том, был ли он Богом. Да, был. Таково мое мнение, основанное на кое-каком личном духовном опыте. Если им делиться с кем-нибудь, то никто не поверит. Так и должно быть. Вера - дело сугубо личное. Хотя существуют неоспоримые факты, людям свойственно ими пренебрегать и делать вид, что это случайности, совпадения, и проч. Если принять этот факт, то надо меняться, пересматривать свою жизнь, делать усилия над собой. А это, как известно, трудно и хлопотно. Да и к чему? Жизнь одна, и давай ка мы ее проведем в радостях и грешных утехах. Походите по прозе, убедитесь. Еще Сократ говорил, что спускаться с горы легче, чем на нее восходить. Это элементарно, но столько найдется оправданий, воспеваний всего темного, яростного и злого, что поневоле кажется, что так правильно и так надо. От всего этого я уже устала, читать все это тяжело, если не противно. А когда грех и зло подаются талантливо, то не секрет, что ожидает тех, кто "соблазнит малых сих". Вот такие у меня соображения и мысли. Спасибо, что выделили меня, это всегда приятно, Алина

Алина Гром   23.05.2009 03:17   Заявить о нарушении
Спасибо, Алина, что ответили на мои наскромные вопросы откровенно, не отшутились. Это очень большое проявление доверия...
О происхождении видов: в Африке не только хамиты, там и симиты (по-современному - "семиты"). А потомки Иафета (иафетяне) это, я так полагаю, - скифы, арии, ну и их потомки, соответственно. Как пишут, иафетяне не особо себя обременяли заботами о чистоте расы, поэтому относительно чистых иафетян сейчас и нет. А я так полагаю, что в современном человеке всего намешано понемногу - он и семит, и иафетянин, он и потомок раба (то есть и сам раб, прежде всего - раб своих страстей).
Меня самого совершенно не заботят расовые вопросы, я интересуюсь происхождением от Ноевых сыновей только в чисто духовном плане. И мне (я так думаю) с этой точки зрения тогда становятся совершенно ясны причины столкновения между евреями и палестинцами, арабами и англосаксами, ну и тому подобное...
О Христе...
Я вот думаю: почему у него получились такие разные ученики? Я не об Иуде Искариотском, у него своя особая роль, он особняком.
Я о других двенадцати, ставших апостолами и основавших такие разные Церкви. Настолько разные, что потребовался Павел (не Ученик и не Апостол из двенадцати), чтобы начать гасить разногласия и вновь разъяснять то, что давно разъяснил Сам Христос.
О рае и аде: что-то здесь неподвластно человеческому разуму. Нет это оговорка - не что-то, а многое! Но меня больше всего смущает (по аду) несоответствие между преступлением и наказанием за него: грешник совершал свои злодеяния каких-то 70 - 80 лет, не раскаялся и будет гореть за это в аду - вечность? Что-то здесь от нас сокрыто...
К счасть, меня всегда утешало одно поучение от святых отцов: беги грехов и надейся на милосердие Господне. Да, жизнь всегда идет как по лезвию ножа, но Бездна милосердия Бога легко, как пылинку, поглощает бездну согрешений всех человеков...
Простите, если что не так.
Всего наилучшего,

Анатолий Петин   23.05.2009 05:11   Заявить о нарушении
Понимаю Вас, Анатолий. Я тоже придерживаюсь того мнения, что Господь милосерд, иначе все мы бы там оказались, да еще и вечно. И насчет "скрыто от нас" - не скрыто, но удерживается знание, полагаю, из благих побуждений, чтобы и без того грешный народ не расслаблялся. Имею в виду историю поднятия из Ада первого человека Адама. Ведь мог же он выйти оттуда? А за ним и многие остальные, искупившие до конца грехи свои. А в Писании где-то, не помню, сказано о ком-то, что мол, будешь там пребывать до тех пор, пока не искупишь все до последней йоты... Значит, можно все-таки выбраться оттуда? Да и Святые отцы пишут, что добрые дела,милостыня, молитва, пост и проч. - многое могут сделать для спасения души человека. А еще известны случаи (описаны в духовной литературе), когда родственниками вымаливаются из ада умершие грешники. И вообще, Бог судит человека не по закону справедливости, а по закону любви и пути Его неисповедимы. И Слава Богу за это. Иначе все мы бы там оказались непременно)))))
С теплом, Алина

Алина Гром   23.05.2009 10:52   Заявить о нарушении
Да, слава Богу за всё!

Анатолий Петин   23.05.2009 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.