Зачем они к нам ездят?

13.10.2003
Зачем они к нам ездят?
С падением «железного занавеса» и открытием границ в новую Россию прямо таки хлынул поток иностранцев. Это и туристы, и бизнесмены, и работники СМИ.
И если туристы и бизнесмены из-за рубежа не часто балуют Колыму своим посещением, то в отношении журналистов этого сказать нельзя. Не бывает и года, чтобы к нам не пожаловали посланцы какого-нибудь солидного иностранного печатного издания или телевизионного канала.
Вот и в нынешнем году были на Колыме журналисты из Англии и Франции, Польши и Швейцарии, Венгрии, США и Нидерландов. А корреспондент парижской газеты «Le Monde» Натали Нугеред умудрилась побывать на Колыме в течение года дважды.
Что же их всех сюда так влечет?
Когда в середине июня Ягоднинский район посетила очередная группа иностранных журналистов, так случилось, что я с ними достаточно много общался, сопровождая в поездках по колымским поселкам. Это были гости из Англии – Оливер Уолстон и его сын Дэвид.
Английские журналисты, как и многие их предшественники, интересовались историей ГУЛАГа на Колыме, но еще более их, как мне показалось, интриговало то, как к лагерному прошлому Магаданской области относятся нынешние колымчане.
«Почему вас так интересует ГУЛАГ, и долго ли еще Западу будут в диковинку все эти наши остатки сталинских лагерей?» – напрямую спросил я Оливера.
«Все дело в том, – ответил англичанин, – что в двадцатом веке было два людоедских режима – нацизм Гитлера и социализм Сталина. О Гитлере Европа знает практически все. Во многих странах, где после войны остались нацистские концентрационные лагеря, они содержатся в надлежащем порядке, и туда приезжает много туристов, в том числе и бывшие узники лагерей.
А вот о сталинских лагерях информации практически нет. В вашей стране историей ГУЛАГа занимаются в основном энтузиасты-одиночки, а государственных музеев нет, не говоря уж о каких-то туристических маршрутах к местам, где страдали репрессированные».
После отъезда англичан я долго размышлял о том, как они объяснили свой интерес к Колыме. Решил, что мотивы, высказанные Оливером Уолстоном, пожалуй, наиболее точно и полно отражают причины приезда иностранцев к нам в Магаданскую область. Тем более, что примерно о том же мне рассказывала и корреспондентка газеты «Монд».
С французской журналисткой Натали Нугеред мы познакомились в феврале этого года, во время ее первого посещения Колымы. Тогда целью ее приезда был сбор материалов, посвященных 50-летию смерти И.В. Сталина. В этот же раз Натали и ее швейцарскую коллегу Коринн Портье особенно интересовала, как мне показалось, современная жизнь Колымы. Иначе почему бы они так стремились к встречам не только с колымчанами-старожилами, помнящими ГУЛАГовское прошлое, но и с нашей молодежью?
Если не страдать ксенофобией, то такой интерес можно только приветствовать. Ведь когда незнакомые прежде люди испытывают благожелательный интерес друг к другу, это идет только на пользу, поскольку узнавая собеседника, по мере его понимания, люди начинают испытывать друг к другу доверие, вместо вражды.
В качестве примера такого взаимного диалога могу назвать встречу Натали и Коринн с Л.П. Голубинской, представителем Ягоднинской территориальной администрации в Штурмовом.
Иностранные гостьи сами, без провожатых, нашли дорогу к офису местной власти и к тому времени, когда  мы, ягоднинские журналисты, подошли туда, Натали и Коринн, с помощью переводчицы Лизы, уже вовсю общались с Любовью Павловной. Мы сразу увидели, что женщины достигли почти полного взаимопонимания – на столе стояла уже наполовину пустая бутылка хорошего вина, на тарелочке – ломтики сыра, в чашках дымился кофе, а Л.П. Голубинская рассказывала о проблемах Штурмового. Иностранки ее внимательно слушали. А о возникшем между собеседницами доверии говорили их шутки по поводу мужчин, которыми они время от времени обменивались.
Хорошо приняли гостей из-за рубежа и в артели «Крон», что базируется в бывшем поселке Джелгала.
Радушно встретил нас заместитель руководителя предприятия С.М. Домрачев, а главный геолог В.И. Чернышев подробно рассказал, где в окрестностях Джелгалы находятся остатки бывшего сталинского каторжного лагеря.
Очень понравился француженкам обед, который приготовила повар артели Лена (фамилию свою она не захотела называть). Особенно впечатлил гостей искусно приготовленный салат из желтых и красных помидоров, выложенных на капустных листьях и декорированных различной зеленью. А еще на память о радушных старателях иностранки увезли подаренный им арбуз из теплицы.
Но не все могут так хорошо принимать иностранных гостей. Для некоторых приезд иностранцев – что кость в горле. Например, руководитель одной из артелей заявил мне: «Что ты их тут возишь?! Да вся наша страна была лагерем! Что, поближе к Москве мест нету? Нет, Колыму им подавай! Ездят тут, только время отнимают…»
Что на это скажешь? Каждый все понимает по-своему…
Ладно бы так мыслили только отдельные граждане. Но ведь насторожены визитами иностранных журналистов и некоторые государственные учреждения.
Так зачем же к нам на Колыму ездят иностранцы?
Да мало ли зачем! Каждый за своим; кто-то по делу, кто-то за романтикой. Пусть себе ездят, не надо их бояться.


Рецензии