Её сын

Её сын шёл по заснеженной улице незнакомого города, поминутно останавливаясь и всматриваясь куда-то вдаль. Он совсем вырос, стал настоящим мужчиной. Ему уже не нужна та материнская забота, которой он так чурался в детстве, он хорошо зарабатывает (её сын – прораб на стройке), содержит большую семью. Его трое детей (не чета своему отцу в детстве) окружены заботой. Но что-то тревожит её сына и заставляет прерывать свою уверенную поступь и вглядываться в снежную кашу. Он кого-то ищёт. Ищёт уже несколько лет, но не может найти. Следы этого человека затерялись лет двадцать назад. Удивительно, но он понял только сейчас, что прошло ровно двадцать лет! Сам тому не веря, он начал снова и снова восстанавливать в своей памяти события того морозного февральского утра.

***

Проснулся он тогда, пятнадцатилетний мальчуган, как обычно от голода. Его желудок жалобно сжимался, привычно доставляя всему телу неприятные ощущения. Ещё не совсем послушное тельце вытянулось в струнку, немного вздрогнуло и забилось под одеяло. Старый, ужасно худой кот запрыгнул на кровать и принялся топтаться по ребёнку. Казалось, что он своей массой способен в этот утренний час сломать все кости, мальчик уже представлял себя в больнице, всего перевязанного, в гипсе. Там тепло, уютно, кормят вкусно и регулярно. «Топчись, кот!» - будто приказал или одобрил поведение животного ребёнок. «Нет, ты не сможешь», - и, уже обидевшись на слишком лёгкого кота, он скинул его на пол. В этот момент открылась дверь и в комнату вошли двое: мужчина и женщина. «Опять к нам милиция…» - почти привычно проговорил про себя мальчик. Они прошли в другую комнату, долго разговаривали с матерью. После беседы эти двое подошли к кровати ребёнка и попросили его подняться. Пока он одевался, он объясняли ему что-то про лишение родительских прав, плохие условия, ненадлежащий уход и воспитание. Говорили ещё что-то, но он понял, что сейчас его заберут отсюда, и больше их не слушал. Будто знаю, что делать, он подошёл к шкафу, скидал в валявшийся на полу пакет свой нехитрый скарб и встал перед гостями. Мать отреагировала на удивление спокойно, только всё время приговаривала что-то вроде «выучусь», «исправлюсь», «заберу». Её измученное побоями и выпивкой лицо смотрело на сына непринуждённо и удивительно спокойно.
Чего не хватало женщине? Детство, не задетое нуждой, прошло чисто и спокойно. Родители дали ей хорошее образование. Но компания, не считавшаяся с моральными принципами, втянула её в круговорот вакханалий. Все свои юбилеи после двадцатилетия она проводила в этом Богом забытом бараке – после смерти родителей в автокатастрофе их квартира отошла государству. Как бы это дико не звучало, но молодую девятнадцатилетнюю девушку практически выгнали на улицу. Но уже и тогда она совсем не была похожа на родителей (на её внешности сказывался образ её жизни). Кое-как она устроилась на ткацкой фабрике, получила квартирку в бараке. Жизнь вроде начала налаживаться, но тут закрыли фабрику, десятки, если не сотни людей, оказались выброшенными на улицу. Хотя, сказать «на улицу» это не совсем правильно. Им оставили их жилплощадь. Но сия постройка, конечно, слабо напоминала отчий дом. Отсутствие отопления, канализации, в общем, всех бытовых условий сделали своё дело. Народ стал деградировать. Те счастливцы, что сразу же бросили это Богом местно, стали главным предметом разговоров «за бутылкой».
Путь вниз. Он не происходит сразу же. Сначала человек ещё барахтается, требует от себя уважения к самому себе, к окружающим, ещё может вернуться сюда, в нормальную жизнь. Но проходит, как правило, несколько месяцев и нет уже пути назад, бывший человек навсегда уходит «туда», в мир, где нет места любви, уважению, чувствам. Череда пьянок, потасовок, драк и приходов милиции сменяется (что самое страшное) чередой детского плача. Стоит отметить, что этот дом никогда не слышал детского смеха. Да ему здесь и не отчего было зародиться. То в одной комнате поплачем малыш с недельку, то в другой его брат, о существовании которого первый никогда не узнает. Поплачут своё, да и утихнут. Даже имена не всегда успевали придумывать, всё больше «идиотами», «стервами» да «уродцами» называли.
И в день его рождения из комнаты, что была напротив комнатушки его матери, беззвучно вышла женщина. Она несла в руках небольшой слабо барахтающийся, тихий свёрток. Шла в сторону туалета, точнее, двери на улицу, что вела во внутренний дворик. Слабый скрип двери. Крик. «Машка, ну где ты там шастаешь?» - донесся окрик. Машка, недолго думая, кинула свёрток в сугроб и рысью бросилась дальше продолжать застолье. Тем временем на улице свёрток с новорождённым упал прямо на спящую женщину. Она бы и дальше спала, да плачь не дал ей кинуться в лапы Морфея. «Ой ти мнешеньки!» - запричитала женщина, недавно переехавшая сюда. Она подобрала ребёнка, которого будет называть своим сыном, и пошла в комнату. В тот вечер она больше не пила, думала о жизни, зачем всё существует, чем закончится, да и о том, чем кормить дитя.

***

Он несколько часов назад только узнал о том, где живёт человек, который, как он думал, подарил ему жизнь. Ни о чём не задумываясь, он бросил все дела, семью и бросился к ней. Она жила, как он предполагал, всё там же, в бараке бывшей ткацкой фабрики. За несколько метров от его отчего дома неведомая сила остановила его, заставила озираться по сторонам. По правде говоря, эта сила имела вполне земное происхождение – канализации за двадцать лет так и не появилось. Он подошёл к двери, из которой тридцать пять лет тому назад лётом пришёл в эту жизнь. Какая-то женщина беспокойно спала на месте небезызвестного сугроба. Он открыл дверь и вошёл в помещение. «Вот ты и пришёл, миленький», - удар страшной силы обрушился на мужчину. Бездыханное тело рухнуло оземь.
- Ой, Господи, кто это такой? – тихонько произнесла беззубая старушка лет пятидесяти-шестидесяти. Мёртвый, понятное дело, предпочёл хранить молчание.
- Да, чувствую, Зинка, у нас в доме очередной жмурик! – радостно воскликнула какая-то женщина, - Да ты не боись, мой Васечка за бутыль всё сделает!
Мысль о Васечке сделала своё дело, и сердце Зинки успокоилось. И правда, получив вознаграждение, Зинкин сосед, Васечка, не долго думая, взвалил тело на себя и поволок в место, только ему известное.
Тем временем в Зинкиной комнате продолжалось застолье. Вернулся парень, которого так сильно поджидала бабка. Она продолжала повествование о своей нелёгкой жизни, о родителях, разбившихся в автокатастрофе, о том, как её из дома выгнали, о фабрике, на которой ей довелось поработать, да о сыне, которого она так хочет когда-нибудь найти.

19 мая 2009 г.


Рецензии
сначала я подумала, писать ли вообще рецензию - мы с тобой, в принципе, всё приватно обсудили. но всё-таки осталось несколько неучтённых моментов.
во-первых, для начала я забуду про неучтённые моменты и просто перечислю то, что уже говорила:
- первое впечатление от рассказа - много негатива и негатива предсказуемого. я, только начав читать рассказ, уже знала, чем он закончится.
- тема, конечно, актуальная и важная, молодец, НО - ты всё слишком мрачно видишь, рассказ безвыходен, мрачен, после него остаётся неприятный осадок на душе -перечитывать такой рассказ не захочется.
теперь о неучтённых моментах.
во-первых, ты ещё раз молодец, потому что поработал над языком. стиль, конструкция предложений намного лучше, чем, скажем, в рассказе "Свой". но тебе надо избавляться от бесконечных пояснений в скобочках - это создаёт впечатление тараторящего рассказчика и отвлекает внимание от основной мысли. и хватит писать своё коронное "ой ти мнишеньки"! обогати словарный запас. если используешь просторечия - так используй с умом.
во-вторых, благодарю за малый объём - обожаю такие рассказы. конечно, надо быть просто мастером слова, как Чехов, чтобы в малом показать многое. тебе ещё далеко до этого, но ты развиваешься, и, я думаю, у тебя получится.

Елена Айдарова   20.05.2009 06:48     Заявить о нарушении