Бить или не бить

Поводом к изложению на бумаге данных размышлений послужил не так давно показанный по ОРТ
репортаж с одного судебного заседания. На нем был вынесен обвинительный приговор в отношении одного гражданина, называющего себя православным христианином, избившего некоего поэта, написавшего стихи, якобы оскорбляющие чувства верующих.
Главное, на мой взгляд, не то, что верующий избил неверующего (или не так верующего) во Христа человека, и даже не то, что на этот поступок "хулигана" благословил православный священник, а то, что прямо на том же, показанном по ТВ, судебном заседании этот священник проклял стихотворца.
Что это такое совершил принародно в суде священник? Что означает его проклятие?
В связи с этим мне вспоминается история с "Сатанинскими стихами" Салмана Рушди и смертный
приговор, вынесенный ему мусульманскими фанатиками. Чем же в данном случае отличается
православный иерей от магометанского муллы?
Православная Церковь, говоря о своем отличии от иных христианских конфессий и прочих
религий, всегда подчеркивала, что истинное вероучение распространяется мирным путем.
Католикам Русская Православная Церковь всегда ставила в вину крестовые походы и ужасы
средневековой инквизиции (а ведь крестовые походы совершались, и инквизиторы вместе с
палачами трудились во имя спасения святынь и защиты христианства от кого только можно,
начиная с византийских православных императоров и заканчивая невежественными
старухами-ведьмами.), подчеркивая мирный путь распространения православия на Востоке.
Так, вероятно, оно и есть. И так, по всей видимости, и должно быть, если строго следовать
Евангелию и Апостольскому учению.
Сейчас часто приходится читать в некоторых изданиях и слышать из уст отдельных
священнослужителей о том, что православные должны "ревновать о вере". В это понятие
проповедниками вкладывается, наверное, какое-то свое собственное представление о сугубо
воинственном, агрессивном отношении к инакомыслящим. А этому ли учит Церковь Христова?
В лекциях по сравнительному богословию протоиерея Митрофана, изданных по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11, которые читаются семинаристам
Свято-Троицкой духовной семинарии, приводится такая цитата из Апостола: "Умоляемъ васъ,
братия, вразумляйте бесчинныхъ, утешайте малодушныхъ, поддерживайте слабыхъ, будьте
терпеливы ко всемъ" (Фес. 5.14.)
Некоторые особо ретивые священники, особенно из молодых, вероятно, думают, что вразумлять
бесчинных надо и кулаком, и палкой, а при случае можно и "с лестницы спустить". (А как быть, если "бесчинствует" совсем юная девица или немощный старик? Тоже - с лестницы?) И в
обоснование такой своей "ревности о вере" говорят о том, что вот, мол, и сам святитель
Николай Мирликийский (Николай Угодник) ударил еретика Ария по щеке.
Может быть, и ударил, хотя достоверных письменных подтверждений такому факту, якобы
происшедшему во времена 1-го Вселенского собора, нет. Но если и ударил? Тогда ведь случай
был особый.
Арий был пресвитер, то есть священник Апостольской христианской церкви, имевший близкое
общение со многими другими священниками и епископами, то есть до своего еретичества был для духовенства одним из своих. Он отступил от истинного христианского вероучения и многих увлек за собой. Может быть, за это (предательство?) ударил Ария святитель Николай (если ударил)?
А подобает ли пастырю битьем (в буквальном смысле слова) вразумлять тех, кто даже не
принадлежит его словесному стаду, или своих пасомых науськивать на избиение инакомыслящих?
Почему Сам Иисус Христос не звал ни Своих учеников, ни других людей, живших в Иудее во
времена Евангельские, на распри и войну за истинную веру? Есть ли хоть в одном Его слове
хотя бы малейший намек на то, что надо ударять того, с чьим мнением не согласен?
Когда Спасителя пришли арестовывать в Гефсиманский сад, и Апостол Петр извлек из ножен свой меч и ударил им одного из пришедших, отсекши тому ухо, что сказал Иисус? Прочтите, "ревнители веры", еще раз Святое Благовествование!
"Не судите, да не судимы будете" - заповедал нам Иисус Христос. Проклиная злосчастного
стихоплета, разве не осудил его показанный нам по телевизору священник? Представляется, что осудил. И, защищая, в своем понимании защиты, таким образом православную веру, разве не достиг он во многом обратного результата?
Святейший Патриарх Алексий и многие другие первоиерархи Русской Православной Церкви уже не раз указывали на нетерпимость молодых священников, пополнивших в последние годы ряды
настоятелей приходов. Некоторые из них стремятся полностью подавить волю своих прихожан,
подчинить их не Церкви, а от ее имени себе лично. Показанный по ОРТ сюжет со всей
очевидностью подтвердил эту тенденцию.
Между тем, не о угнетении кого-либо и не о сеянии вражды, а о совсем противоположном печется наша Православная Церковь. Святейший Патриарх Алексий, выступая на V111 Международных Рождественских образовательных чтениях, говорил: "Мы видим, как идет великое собирание всего человечества; сама земля впервые становится маленькой. Но не угасает в людях жестокая вражда друг ко другу, разделяющая их на непримиримые станы. Только обращение к Господу, по-отечески ожидающему нашего покаяния, способно удержать человечество от худшего.
...Православие было, есть и всегда будет великой духовной традицией и потому не может быть сведено к сектантской узости и самозамкнутости. Оно не может оставаться собой, если утратит свою вселенскую полноту, широту, благожелательность и открытость всем людям..." ("Московский Церковный вестник" №1 2000 г.).
Можно ли доказать оппоненту свою "благожелательность и открытость", ударяя его в лицо?
Ярчайшим примером истинно православной ревности о вере служит житие и поучения святого
Серафима Саровского. "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся" - так говорил батюшка Серафим.
О блаженстве миротворцев заповедал нам и Сам Господь.
Мир и согласие - вот что нужно России.
"Разные силы - и внутренние, и внешние, - говорил Святейший Патриарх Алексий  - пытаются
разделить наше общество и народ. ...Но мы должны, как и в прежние века, во время тяжких для России испытаний сохранить единство народа, мир и согласие друг с другом, а главное, - веру Православную как залог нашего спасения, должны помочь вернуться к вечным ценностям Святого Евангелия" (МЦВ №18 1999 г.).
Вряд ли среди вечных евангельских ценностей есть то, что послужило поводом к написанию
данной моей статьи.
п. Ягодное, май 2001 г.


Рецензии