Виктор Якимов Слово военного

Оказывается, не все военные – строгие и молчаливые. Недавнее общение с одним интересным  человеком опровергло это мое странное утверждение. Генерал-майор, начальник Центрального академического театра Российской армии Виктор Иванович ЯКИМОВ вот уже пять лет возглавляет совет профессионалов конкурса «За веру! За отчизну! За любовь!», что проходит в Сочи.
- Сколько лет вы приезжаете на фестиваль в качестве председателя жюри? С чего началась эта традиция?
- В жюри фестиваля «За веру! За отчизну! За любовь!» я уже пять лет. Меня пригласили. До меня председателем жюри был генерал-майор Николай Михайлович Михайлов. В прошлом – начальник оркестровой службы вооруженных сил армии и флота. Потом мне позвонили и попросили возглавить жюри. Опыт некоторый у меня уже был: мы организовывали телевизионный фестиваль солдатской песни «Виктория». Его показывали по разным каналам.
- Музыка, театр, да и просто искреннее творчество безусловно несут в себе много позитивного. Давайте поговорим о театре Российской армии, который вы возглавляете много лет. Сочи ведь с ним объединяет один немаловажный исторический факт – здание театра Российской армии в Москве и Морвокзала в Сочи принадлежат одному и тому же автору. Их создал Каро Алабян. Расскажите, пожалуйста, о легендарном театре.
- Театр Российской армии уникален и историей своего создания, и архитектурой. Он был открыт в 30-е годы прошлого века при Центральном доме красной армии, в который входили ансамбль песни и пляски под руководством Александра Александрова, театр красной армии, студия военных художников, центральный музей вооруженных сил, спортивный клуб армии. И уже в 1935 году Алабян и Симбирцев выиграли конкурс проектов здания театра. Всего было подано пять проектов. Сталин утвердил проект в форме звезды (если посмотреть с высоты птичьего полета). Театр раскинулся на двух с половиной гектарах, имеет три объема высоты – ему присвоена высота 15-ти этажного здания. Это огромное мощное здание, обрамленное 90 колоннами. Наш театра – один из самых больших в Европе. Сцена – самая крупная из драматических театров. По ней могли ездить танки, видела сцена и конницу, и поезда. У театра два зала – большой и малый. Малый зал на 500 мест, большой – на 1500 мест. Недавно мы сделали капитальную реконструкцию обоих залов. Это целый город: в нем несколько подвалов, производственный завод малой мощности. У нас огромный коллектив – более пятисот человек, труппа – 100 человек.
- Театр Российской армии знаменит своими актерами. У вас есть любимые?
- Конечно! И среди старшего поколения, и среди молодых. Яна Морозова, Екатерина Климова. Из представителей среднего поколения – народная артистка России Лариса Голубкина, Алина Покровская, Федор Чеханков, Ольга Богданова и многие другие. Всего у нас 15 народных артистов России. Удивительно, но факт: представители старшего поколения нашего театра собирают полные залы зрителей. Народный артист СССР Владимир Зельдин 95-й год проживает, творит и на большой, и на малой сценах. Он блистает в мюзикле «Человек из Ламанчи» вместе с Тамарой Гвердцители. В нескольких спектаклях играет Народная артистка СССР Людмила Чурсина. Народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина – тоже репертуарная актриса. Изначально в нашем театре был заложен пласт ярчайших творческих индивидуальностей.
- Какие спектакли можно увидеть в вашем театре?
- Театр создавался изначально как сугубо ведомственный, поэтому репертуар был в основном военной тематики. С 1935 по 1962 годы им руководил народный артист СССР, профессор, выдающийся режиссер и педагог Алексей Попов. А потом его сын Андрей Попов был в театре художественным руководителем. Это театр для армии и театр об армии. Но на каком-то этапе произошло пресыщение. И не все о войне писалось на хорошем художественном уровне. А ведь основа любого театра – драматургия. Бывало, что в театре сами «доводили» несовершенную пьесу – и режиссер, и актеры вдыхали в нее новую жизнь. Но все же это не всегда было интересно актерам, поэтому театр постепенно огражданствовался – обращались к классике (в том числе и русской), к зарубежному репертуару, к современной пьесе. Сейчас уже нет перевеса военных произведений. Особенно популярны постановки по Шекспиру, Островскому. Естественно, есть спектакли героического содержания. У нас есть легендарный спектакль «давным-давно». Помните художественный фильм «Гусарская баллада»? Он создавался на основе спектакля, который был поставлен у нас в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году театр эвакуировали в Свердловск. И там Тихон Хренников (председатель Союза композиторов СССР, 20 лет был в нашем театре завмузом)  по пьесе Гладкова написал музыку к спектаклю. Этот спектакль стал лауреатом Сталинской премии, потом получил Государственную премию. Потом из репертуара он был снят. Я возглавлял театр дважды – в советские времена и сейчас. Помню, как непросто было снимать эту постановку из репертуара. Прошло много времени, и к 75-летию театра была создана новая редакция. В основе постановки - та же музыка, та же пьеса, естественно, новая сценография и актеры. Главный режиссер – Борис Морозов, Народный артист России, профессор, преподаватель ГИТИСА.
- История театра свидетельствует - некоторые постановки специально создавались, чтобы показывать их военным. Существует ли сейчас такая традиция?
- Военно-шефская работа театром ведется. Мы ездим по гарнизонам с концертными бригадами. Но есть одно «но» - сейчас подходящих залов в армии очень мало. Ведь зритель хочет смотреть спектакль, чтоб он по-настоящему впечатлял, чтобы было волшебство. А для этого нужна подходящая сцена, соответствующий свет и звук. Выезжали и в Казань, и в Санкт-Петербург, и в горячие точки. Еще наши актеры участвуют в театрализованных представлениях. Но чаще мы приглашаем к себе в театр на спектакли.
- Если бы собрались с гастролями в Сочи, какие бы спектакли привезли?
- В первую очередь – «Человек из Ламанчи». Мне кажется, постановка бы всколыхнула город. Этот спектакль собирает у нас в Москве, независимо от сезона и дня недели, полные залы.


Рецензии