Комментарий на станцы шань хай цзин-дагуан цзин

               
                ПЕРИОД   ДАГУАНЬ ЦЗИН:
                СМЕНА ЯЗЫЧЕСКОЙ МАТРИЦЫ.

     Период Дагуань Цзина («Великих пустынь»), описанию которого посвящены цзюани 14-17 жреческого кодекса ханцийцев «Шань хай цзин», смело можно отождествить со временами, когда бог амореев аккада, Мардукиан отважно громил воинство Старых Богов Язычества, возглавляемых АБСУ и ТИАМ-МАТЕРЬЮ. На месте языческой матрицы, олицетворяемой Первичными Творцами-демиургами, Мардукиан (сравни: русское «море-да-океан») из остатков старой материнской матрицы Тиам-матери (тёмный, ноче-дневной Матриархат Праматери, Праначала Пра-Мами рождения всего сущего во Вселенной), воссоздаёт (реконструирует) новую патролинейную матрицу (патриархат беловод-дно-светлого Прапатера; Прометея, Атланта-транспортёров света и тепла; Зевса, Маркондея-Мардукиана-Дагона-Дагуана-Дурьодхана).
     В аккадском мифе «Когда Вверху» об этом периоде так рассказано: «Когда вверху небеса ещё не имели названия, когда твердь ещё прозвища не имела, существовали лишь первородный создатель их Апсу (Абсу), Мумму, мудрый его советчик, и Тиамат, всего живого праматерь. Обитали они в бездне великой, воедино смешивая свои воды (Сросшиеся прародители всего сущего во Вселенной).
     Когда даже для богов ещё не были возведёны жилища, и не расстилались по земле ещё степи, когда не былои сотворены ещё боги, и они имён ещё не имели и не были назначены им судьбы. Вот именно тогда и сотворены были боги.
     Когда ни болот, ни строений не было видно, вообще ничто имени не имело, вот тогда и появились боги. Первыми были созданы и имена получили (вулканоподобные) Лахму и Лахаму, а долгое время спустя от этих глубинных чудовищ бог Ан-шар и богиня Ки-шар родились. Много времени они пребывали во мраке, к годам прибавляя годы. Потом Ан-шар и Ки-шар породили Ану, сына, во всём подобного им. И сделал Ан-шар своего первенца во всём равным себе самому. От Ану родился Эа (Бэла), также отцу своему подобный, но сильнее отца и деда, превосходивший всех мудростью и силой. А потом появились и другие боги… Шумом и суетой был недоволен Апсу, великих богов родитель». Предложение Апсу истребить молодых богов, несущих смуту и хаос, Тиам-матерь отвергла. Тогда Апсу решил истребить молодых богов с помощью Мумму. Приуныли боженята. Тогда «Эа, в мудрости первый, непрерывно шепча устами заклятье, в воду опустил слепленную им же фигурку. И Апсу, скованный оцепенением, стал никому не опасен. Эа сразу его прикончил, а советчика Мумму заковал в оковы. Затем на Апсу, на бездне бескрайней, себе жилище построил, чертоги воздвиг он. В них от богини великой Дам-кины родился у Эа сын первородный…, - Мардук ему имя. Четыре (четырёхсторонних) всевидящих глаза, четыре уха имел он, мудрейший из мудрых, при движенье из уст его вырывалось пламя».
     Тиама-мат узнав о гибели Апсу, супруга своего, «напряглась всем телом» своим, предвидя судьбу свою. «Двенадцать породила она острозубых чудовищ с телами, полными яда, своим блеском внущающих трепет… Добавила Тиамат к воинству ещё (чудовищ словотворенияи)  человека-скорпиона, и страшного льва, и чудовищных змей, и яростных демонов, и беспощадных обладателей чудесного оружия, не знающих страха в сражении. Во главе она поставила Кингу и вручила ему судеб скрижали, их на грудь ему возложила», назвав его мужем.
     Мудрый Эа (Бэла), узнав о приготовлениях Тиам-мат к мести за убийство Апсу, сообщил об этом младшим богам; растерялся Ан-шар могучий, попрятались ануннаки, затрепетали боги от страха, «о спасении не помышляя».
     Ан-шар, богов прародитель, передал власть над богами Мардукиану, внуку своему; Мардуку боги вручили жезл власти над богами и благословили его на битву с воинством Тим-матери.
     Мардук «лук смастерил, без промаха бьющий, к нему быстролётные стрелы, приладил и молнию к стрелам в придачу, и сеть, чтоб врагов опутать. Призвал Семь Ветров на помощь – их первыми в пут отправил. Чтоб недругов из укрытий выдуть на поле сражения… Яростью волн вздымаясь, потекла Тиамат навстречу Мардуку. Ловко он сеть набросил на её огромное тело. И, разрывая путы, она разинула глотку, проглотить смельчака пытаясь. Но он, отпрянув, ей ветры прямо в глотку направил. С шумом в проход, ворвавшись, ветры вошли в утробу, и Тиамат раздулась, подобно гигантской лягушке. И в неподвижности страшной застыла. И подали лук Мардуку, на тетиву наложил он стрелу и оттянул к своей груди. Стрела, полетев со свистом. Праматери сердце пронзила, его разорвав на части. И дух Тиамат испустила. И ногой наступил победитель на необъятное тело».
     «И переполнил страх Кингу и воинству передался, задрожал он, и задрожали драконы и обратились в бегство, не пытаясь вступить в сражение. Но ускользнуть не дал им мудрейший из мудрых. Догнал он Кингу, сорвал с его груди скрижали судьбы. Что возложила на него Тиамат, и перевесил на свою грудь. Переловил он и драконов и, схватив за головы, бросил в мешок и отправил в пещёру, чтобы там могли они оплакивать свою судьбу и участь сотворившей их Тиамат».
     Мардук «рассёк туловище Тиамат пополам, словно устрицу. Половину, что выше была, он поднял наверх и прикрыл ею верхние воды, словно стеной. В этой стене, которой он имя дал «небеса», пробил он ворота и стражей поставил, чтобы они по его повелению дожди, град и снег выпускали. Из нижней половины могучего тела Мардук создал землю и закрыл ею нижние воды, которые заполняли царство отца его Эа (Бэла). (Сравнить: отделение твердью нижних вод от верхних, подземных от небесных). На голову Тиамат навалил он гору, чтобы воды не растекались по поверхности земли, а сохранились, из глаз её извлёк великие реки Тигр и Евфрат, из груди – источники другие, в ноздрях хранилище для пресных вод устроил. А из завитков хвоста – связь земли и небес (Дуранки). Поднялся Мардук на небо и соорудил там чертоги для Ану, Энлиля и Эа (Бэла), построил дома для звёзд и планет. Потом он создал Луну, ночь ей доверив. Короной он Луну одарил, чтобы её рогами-зубцами месяцы отмеряли. День же Мардук отдал Шам-Машу (Горе Машу), повелев ему разгонять своими мечами-лучами всех злодеев и нечестивцев, которым мрак по душе». (Сравнить: Херувим с мечем обращающимся, охраняющий вход в Едем)
     Затем к Мардуку боги явились «и сетовать стали, что терпят голод и холод… И направился к Эа Мардук, и поведал ему, что намерен сотворить человека, чтобы тот взял на себя все работы, чтобы служил он богам исправно, соблюдая все ритуалы, чтобы боги могли наслаждаться миром, ни единой заботы не зная… И посоветовал Эа собрать всех богов. Когда же прибыли боги, им объявил Мардук, что старшие боги должны ответить за былые обиды, что одного из них надо убить, чтобы кровь (баллаба) его стала основой для создания слуг… И громко закричали боги, что должен быть Кингу убит, ибо он виноват во всём. И тотчас Кингу связали, повлекли его к Эа, вину ему объявили, разрезали жилы. Когда же вытекла кровь (вулканическая бал-лаба), взял Мардук глины, на крови (баллаби) Кингу её замешал и вылепил он человека».
     «Пятьюдесятью титулами наградили Мардука великие боги, пятьдесят имён у него одного, первое и главное из которых – Мудрый. И сохранили их люди на все времена».
      Когда же всё это имело место быть? Есть мнение: события эти соотносимы с событиями, которые могли происходить в течение четвёртого тысячелетия до новой эры. Именно тогда происходила ломка старого уклада жизни, ломка родо-племенного бытия, матриархального быта; взамен возникало кастовое общество, расчленённое на социальные классы (класс землевладельцев и класс земледельцев-арендаторов; класс воинов-кшатриев, охраняющих богатства класса землевладельцев и класс жрецов, обосновывающих право, данное богами,  владения этим богатством землевладельцами). Тогда и возникла необходимость в смене эзотерической матрицы социального бытия человеческого общества. Богатые заказали, интеллектуалы-жрецы и воины-дружинники исполнили социальный заказ, обосновали право на собственность перед родовой общиной и защитили это право владения силой. С тех пор ничего не изменилось: богатые богатеют, интеллектуалы жрецы обосновывают право на богатство волею бога, а вои-охранители защищают это богатство от подневольных рабов, не имеющих богатства.


         ПЕРИОД ДАГУАНЬ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ЮГУ ЦЗЮЛИНА.
   
      К югу от Нан-хая (южного моря), западнее Чи-шуй (Красной реки) и к востоку от Лю-ша (Зыбучих песков), есть зооморфное животное по имени Шути, имеющего слева и справа по голове. Есть три зелёных зверя (сан син шоу), сросшихся телами; называют их Шуан-шуан (сросшимися)
     Да-Э Шань (гора Большого холма) находится в Нан-хае (на берегу Южного моря).
     У Сы-тянь шани (горы Небесный Берег) пропадает Чи-шуй. Восточнее Чи-шуй есть долина Цанъю (Лазоревого Платана). Это культовый центр Шуня, место погребения его и Шуцзюня (отождествляемого с Дань-чжу, сыном Яо. Возможна систематизация пантеона в новой версии канонизации земледельчских богов; возможная рокировка: Шуцзюнь-Шанцзюн-Даньчжу-Хоуцзи, божествами-покровители хлебов).
     К югу от Ци-шуй (Чёрной реки) есть ци-шэ (чёрная змея), пожирает лосей. Хуань-няо управляет ци-шэ на У-шани (горе Прародительниц-Жриц, горе У). Хуань-няо обитает западнее У-шани.
     В дагуани есть Бутин-шань (Бут-тин - Водная гора, гора вод донных, плавленых вод - предтечи всех вод ), где кончается река Блестящая, истоком которой служит гора Блестящая. Живут здесь люди Сань-шэн (люди о трёх туловищах). Эхуан, жена (Бу)Ди-цзюна породила царство Саньшэн. Люди царства Саньшэн принадлежат к роду Тао (Ши-тао или Тао-ши), кормятся просом, приручают четырёх птиц.
     Есть здесь квадратный омут, от четырёх углов его разбегаются дороги: северная дорога ведёт к Ци-шуй (Ци-цзяни), южная – к Да-гуани (Мардухуани, Марасантии, Маркондеи). Северный берег омута называется Пучина Малого Покоя (Хо-шао-.). Южный берег называется Пучина Исхода (Исхода Солнца) . В этом священном омуте купается Шун (Солнце). Квадратный водоём называется (считается) Алтарём Цзюня.
     Живущие в этих местах, у гор Сян и Глубокой Тьмы, люди царства Цзиси (Счастливой юности), потомки Ди-цзюна, кормятся мясом животных. Ди-цзюн породил людей и царство Цзиси. В Да-гуани есть гора, называется Вершиной Храма Неба. Рядом протекает Хай –шуй (Хай-цзян, Океанская река).  За морем Нань-дунь (за юго-восточным морем), у реки Благостной (Гань-шуй), в царстве Сихе (Шегу? Гуше?) живет  Сихэ, жена Ди-цзюна. Она родила десять солнц (10 месяцев?). Здесь, в царстве Сихэ, в водоёме Благостном (Ган-цзе, огненном океане), солнца купаются. Шао-хао (или Хао-шао) породил Бэй-фа (Низкого вояку); Он спустился на землю и поселился в Хо-минь (Минь-хо, пучине Минь). В Нань-хае, на острове, есть дух с человеческим лицом, в ушах которого закреплёны две син-шэ (зелёные змеи), а две Чи-шэ попирает он ногами. Имя его – Хуюй Бутин-шани (Хубул или Хавила, Балуху-буттин, влаговодный).
     Нань (юг) называется Иньху; дух, обитающий там носит имя (Булл)Инь-иньху. Иньиньху обитает на Юй-нань шани (Булу-нань - горе Южного Предела), оттуда он выпускает и загоняет обратно в Юй-нань Шань ветер. Хуминь (Бураган) – имя Большого ветра. У Чэн-шани кончаетсяя река Благостная (Гань-шуй, Гуань-цзянь). На Чэн-шани (гора Чэн) находится царство Цзи-юй (Тибул-Цзибул). В этом царстве живут сыновья Чжуаньсюя (Шуан-ниса), кормятся просом. У всех людей царства Юй-мень (Крылатых людей) есть крылья (Ангелоподобны). Все люди царства Яйце-рождённых родятся из яиц.
     В Да-гуани есть гора Буцзян (Водная), где иссякает Ци-шуй, истекающая с Цзя-шани. Есть в Да-гуани горы: Янь, Дэнбэй, Цзяцзя, Пу (Камышовая), Вэй (Высокая), Цюйчжи (Отвращающая зло), Наньцзи (Южный Предел, Гобэй (Северный фрукт), Бучжоу (Неполная, Шербатая), Цюйчжиго (Исцеляющий плод), Цзунь-шань (Сородичей), Син-шань (Родовые горы), Хо-шань (Пропасть-гора), Чэнчжоу, Дунчжоу. С горы Бай-шуй (Бай-цзян шани) истекает Бай-цзян (Белая река); она порождает Бай-хо (Белую Пучину, Хо-бай, Ку-пай), где купается Мастер (гончарного искусства) Куньу. В Да-гуани есть царство Изобилия, в котором жители рода Юй питаются просом, а некоторые племена-листьями деревьев. В царстве Бессем (Бессмертных) люди рода Э (Большого Холма) кормятся от Гань-му (Благостного дерева).
     Шунь-ди породил У-Инь (Праматерь Инь); она поселилась в царстве народа Ти (Го Ти-мень, Мень-ти го), отчего и назвали У-ти-мень. Утимень рода Фэнь питается злаками, «не ткёт, не прядёт, а одевается, не пашет, не жнёт, а питается». Обитают здесь поющие и танцующие птицы: луань-няо поёт, а Хуан-няо танцует. Здесь растут все злаки и  звери все живут вместе. В Дагуани есть Юн-тянь Шань. Хай-шуй (Океанская река) течёт сюда с  севера. Человек по имени Цзочи (Зубы-Лезвия) был убит И-хаем.
     Царство народа Юй (Ядовитой Жабы или Оборотня) находится у одноименной горы. Кормятся просом. Стрелами из лука убивают Юй (Ядовитую Жабу) и съедают. Есть племена среди народа Юй, а возможно, люди  этого же племени, которые убивают стрелами из лука Хуан-шэ (Желтую змею). На Сунн-шани есть чи-шэ (красная змея) по имени Юй (Кормящая змея). На вершине Сунн-шани есть дерево, которое называют Фэн-му (дерево Фэн). Фэн-му (платан) возникло из брошенных Чию колодок. Обитается там Ши Цзукуан ( Вулканический Истукан), человек с полосатым хвостом тигра и квадратными зубами. В Да-гуани есть Сюту-шань, где кончается Синшуй (Син-цзян).
      Есть Юнь-юй Шань (гора Дождевых Облаков); на этой горе находится Луань-му (Яблочное дерево), растущее из Красного Камня. Луань-му имеет жёлтый корень, на красных ветвях зелёные листья. Ди (Предки) собирают здесь лекарственные травы. Юй напал на Юнь-юя (Билуни-була, Нибиру). В царстве «Чжуаньсюй родил Бофу» (Чжуаннис родил Старшего Дядю Фу), люди кормятся просом (хоу). И есть царство Ю-ши (рода Куницы).
     Люди царства Чжанхун (Огнищане) живут на море (при море, хай), кормятся пойманной в море рыбой и птицами, четыре вида которых приручают. Обитают здесь крылатые люди с птичьими клювами (головами). Питаются рыбой, которую вылавливают в море. 
     Крылатые люди с птичьими головами у Древа познания жизни и смерти, добра и зла, совершают ритуальный обряд жертвоприношения древу, которое никогда не сгорает дотла.
     В Дагуани Ши-цзин (Почтенная Ши) вышла замуж за Гуня; сын Ши-цзини – Пламенеющий Огонь породил Хуань-тоу (Хаммиды) или царство Лошадиных Голов. Люди Хуань-тоу имеют крылья и на человеческих лицах птичий клюв, ходят с опорой на крылья. Кормятся морской рыбой, зерном и овощами.
     На Юе-шани (Священном пике, опоре неба и земли) находятся захоронения Яо-ди, Ку-ди (Ди-ку) и Шунь-ди (Ди-шунь). Местами захоронений Яо-ди в «Хавай нань цзин» названа Ди-шань, для Шунь-ди в «Хайнэй нань цзин» и «Дагуан нань цзин» названа Цаньу-шань, а в 18 цзюане названа Цзюи-шань (гора Девяти сомнений). Есть здесь Чи-му (Красное дерево), на красных ветвях которого цветут зелёным цветом (син-хуа) цветы и чернеют чёрные плоды. Ещё есть каури, лиюй, цюцзю, яньвэй, шичжу, тигры, леопарды, медведи, ястребы. Вблизи высится гора Шэнь (Вытянутая).
     В царстве Цзяо-яо (Пигмеев) рода Цзи живут карлики, кормятся благодатным зерном.
     На вершине горы Гайю есть сладкий боярышник; ствол и ветви боярышника красные, листья желтые, цветы белые и чёрные плоды. Есть дерево Сладких цветов, ствол и ветви красные, а листья жёлтые. Есть здесь три вороных коня в белых яблоках, зелёная и красная лошади, шичжоу. Карлики из рода людей цзюнь. На Лэй-нань шани обитают три вороных коня в белых яблоках, зелёные лошади, шичжоу, произрастают Сладкие цветы и все злаки, водятся минералы (яшма).


         ПЕРИОД ДАГУАН СИ ЦЗИН ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ЗАПАДУ ЦЗЮЛИНА.

     За Бэй-си хайем (За Северо-западным морем), на краю Да-гуана, находится Бучжоу-шань (Фуцзы, нецельная, шербатая гора). Два хуан-шоу (желтых зверя) охраняют Бучжоу
     Есть здесь река Хань-шу (Хан-шин, Холода и Тепла); к западу от неё есть гора Ши (Юй-Ши-шань, гора Влажная), к востоку – Му-шань (Юй-Ми-шань - гора Шатер?). Есть гора «Юй напал на царство Гунгуна (Бога Разливов)». (По всей вероятности, борьба между Юем и Гунгуном началась из-за убийства Сян-лю (канального), слуги, или, возможно, сына Гунгуна). Сыновья Чжуаньсюя живут в царстве Шуши (Ясных мужей).
     Внутренности Нюй-вы превратились (преобразовались) в десять человекоподобных (образных) богов, живущих посередине дороги, в пустоши Ли-гуан (Були-гуан, при вулкане).
     Западный ветер называется Вэй.
     Есть на северо-западе человек по имени Ши-И (И-ши, Каменный лучник); он управляет «протяженностью пути солнца и луны». (Идентификация: «Лицом к востоку, с кубком в руках, на горе Шэ-у (У-шэ Шань, Прародительницы-змеи), или по другому, Гуй-шань (гора черепахи), стоит человек». «Хай-нэй си цзин»).
     Пятицветная птица с хохолком называется куан-няо (огненная птица?).
     У Главной горы Да-цзе (Большого озера) находится царство рода Белых (Бай-ши или Бай-мэнь, Белого народа). Царство Длинноногих находится востичнее Чи-щуй, на берегу Бай-си хая (северо-западного моря). В царстве Си-Чжоу (Западного Чжоу) живут люди из рода Цзи (Ти), кормятся просом. Живёт в Си-Чжоу Шу-цзюн (Младший Дядя Уравнивающий), пашет землю.
     «Ди-цзюн (Ди-ку, Врата донные или огненные, расплавленные, Аплавленные) родил Хоу-цзи. Хоу(цзи) спустился и дал людям все злаки. Младший брат Хоу по имени Тайси (Тай-си, Си-тай, Миси-тан, Тан-нис) родил (Хо)-Шу-цзюня. Шу-цзюн преемствовал своему отцу (Тай-си) и сеял вместе с Хоу злаки. Первым стал пахать землю». Обитает здесь род  жены из Красного царства (Ши-нюй или Нюй-ши из Чи-го). Находится здесь Шуан-шань (Двугорбая гора).
     В Да-гуани, за Си-хаем, есть гора Квадратная, на вершине которой есть син-му (зелёное дерево) по имени Сосна цзюй-ге. Древо служит для восхода и захода солнца и луны. Западнее Чи-шуй, за Бай-Си хаем, есть царство Сянь-мень (народа Преждерождённых); они питаются злаками, приручают четырёх птиц. Здесь находится и царство Бэй-Ди (Северных Ди). Ши-цзюнь, внук Хуан-ди родил Бэй-Ди. Есть здесь Острие-гора и гора Дань-му.
      «Чжуань-сюй родил Лао-туна (Старца-Младенца, Старый-Новый год). Лао-тун родил Чжу-юна (Заклинающего огонь). Чжу-юн родил Наследника Длинной Цитры. Он поселился на горе Яо. Первым создал музыкальную мелодию». Шунь – солнце, поднявшее небо над землёй. (немецкое – «ди-зонне»). Есть здесь птицы трёх видов: 1. Хуан-няо; 2. Луань-няо; 3. Фэн-няо. У шоу (чун, животное, насекомое, пресмыкающее, одним словом-живое существо) , похожего на зайца, кроме головы и грудки, остальное всё зелёного цвета (син-хуа).
      Да-гуани есть гора, называемая Нефритовые Ворота (Юй-мэнь) Фэн-це; в ворота Фэн-це заходят солнце и луна. С Лин-шани (горы Божественной) десять Прародительниц-жриц: У-сянь, У-цзе, У-фэнь, У-пэн, У-гу, У-чжэнь, У-ли, У-ди, У-се, У-ло, поднимаются в небо и спускаются по этой же горе на землю. Растут здесь всевозможные лекарственные травы. (Для идентификации: К востоку от Кай-минь шоу обитают прародительницы-жрицы: У-пэн, У-ди, У-ян, У-люй, У-фань и У-сян. Они стоят у трупа Яюя, убитого Вэй, чэн Эрфу, с эликсиром бессмертия, надеясь оживить Яюя. Яюй на теле змея имеет человеческий лик. «Хайнэй си цзин»).
     На западе Да-гуана находятся горы: Ван-му Шань, Хо-шань (Пропасть-гора), Хай-шань (Океанская гора). Здесь в долине Плодородия находится царство Плодородия. Людям царства Плодородия едой служат яйца Фэн-няо, (Для идентификации: «На западе Люша, к югу от Даньу-шань есть яйца фенхуанов. Это еда народа царства Плодородия». «Вёсны и Осени Люя») питьём - благостная (гань) роса. Чего бы люди царства Плодородия ни пожелали, всё у них есть: благостные цветы (гань-хуа), сладкий боярышник, белая ива, Шичжоу, три вороных коня в белых яблоках, сюаньгуй,, яо, лазоревый камень, бай-му, агат, байдань, циндань, серебро и железо. Здесь Луань-няо поёт, а Хуан-няо танцует. Множество зверей живёт здесь вместе. Обитают здесь три зелёные птицы (сан син няо), у них красные головы с черными глазами: 1. Да-Ли, 2. Шао-Ли, 3. Син-Ли. Находится здесь жертвенник Сянь-юань (Мастеров Колесниц); охотники не смеют пускать стрелы из лука в сторону запада, опасаются гнева Сянь-юаня.
     В Да-гуани есть Луни-шань (гора Дракона), куда заходят солнце и луна. Сань-цзи шуй (река Трёх озёр), называемая ещё Сань-нао (Три Грязи) течёт здесь. Здесь же кормится Гуньу (Огонь, Угунь). Труп Нюй-ши (Матери Второй) здесь одет в зелёное (возможно, в чёрное) платье, от огня 10 солнц рукавом закрывает лицо. Находится здесь, в Да-гуани, царство Женщин, гора Персиков, Дань-му Шань, Юйту-шань. В Да-гуани находится и царство Мужчин. На Яньчжоу-шани есть пятицветные птицы, называются певчими птицами. Звучат здесь мелодии ста песен и танцев. (Для идентификации: Луань-няо поёт, Хуан или Фэн-няо танцует).
     К югу от Реки-горы находится царство Сянь-юань. Обитатели этого царства живут до 800 лет. (Возможно, что в данном случае мы здесь имеем дело с календарём, когда год равнялся 10 месяцам).
     Яньцзы, дух с человеческим лицом на птичьем теле, обитается в Западном море (Си-хай), на острове; в ушах его две зелёные змеи (син-шэ), под ногами – две красные змеи (чи-шэ).
     В Дагуани есть гора Солнца и Луны. «Это  - небесный стержень. В небесные ворота Уцзюй (Узкие, Уту) заходят солнце и луна. Живёт (здесь) бог с человеческим лицом, без рук; ноги растут на макушке (ср. древо вверх корнями). Зовётся Е. Чжуаньсюй (Чжуан-нис) родил Лаотуна (Старца-Младенца, Старый-новый год). Лаотун родил Чжуна (Солнешуна-солнечного) и Ли (Чёрного). Бог приказал Чжуну поднять небо (Тянь), а Ли (ристань, глинистому) - опустить землю. Опустив землю, Ли родил «Е» (который) поселился на краю Запада, чтобы управлять чередованием движения солнца и луны, звёзд и планет». Тянь-юй (Балутиан), с вывернутыми локтями, обитает на горе Солнца и Луны. Чан-си, жена Ди-цзюня, породила 12 лун; она первой начала их купать.
     На горе Сюань-дань есть пятицветная, с волосами, птица. Водятся на этой горе син Вэнь-няо и Хуан Ао-няо; их совместное появление в каком либо царстве губит его.
     Есть «Озеро, где Мэнъ-юй (Балу-мэнь) напал на Чжуансюя». (Вулкан Абал-алан-анас напал на царство Шан-ниса, Нис-шана, Кан-неша).
      В Да-гуани есть Аоаоцзюй, железная гора Треножника. Сюда заходит солнце. Обитает здесь Бинпэн (ср. египетский холм Бенбен), животное, у которого справа и слева по голове (ср. трёхголовый человек-Сюту). Здесь, где находятся горы У-шань и Хо-шань, на горе Золотых Ворот обитается человек, имя которому Ши Хуан-Нюй (Труп Жёлтой Жены). Водятся здесь Бии, птицы с соединёнными крыльями (Пепельные птицы), белые птицы (бай-няо) с зелёными крыльями, жёлтым хвостом и чёрным клювом. Есть здесь красная собака по имени Небесный пёс. Там, где они появятся, быть войне.
     « К югу от Си-хая, у самых Лю-ша, за Чи-шуй, перед Си-шуй вздымается огромная гора, называется Холм Кунь-лунь (Холм Огненного Дракона) . Здесь живут духи с человеческими лицами, туловищем тигра, полосатые, а хвосты у всех белые (лава). У его подножия – заводи Жо-шуй (Мёртвой воды), они окружают его (Холм Кунь-лунь). За ней (Жо-шуй) высится Огненная гора (Вулканы Хуан и Луань, вулкан океана плавленой воды-лавы и вулкан источника Пламенистого рождения солнечного сына-ибна от лучисто-яркой матери и воспринимающено отца-патера, бога вод). Бросишь в неё вещь, тут же сгорит. В пещёре живёт человек в пышном уборе с зубами тигра, хвостом леопарда. Зовётся Си-ванму (ср. Порос бинини, Образования, Персефона, Порос Бенбена), Бабка-хозяйка Запада. На этой горе растут все растения, водятся все звери». В Да-гуани есть гора Чанъ-ян (Вечного света). Заходят сюда солнце и луна. Мать, приносящая жертвы и Ме (Мать) обитают в царстве Холодной пустыни (Ше-гуан).
     «Есть царство Шоума (Шумер). Нань-юй (Южный пик) взял в жёны женщину с горы Чжоу (Чжоу-шани) по имени Мать Цянь. Мать Цянь родила Цзиге (Тихе, Дуку-дух творения; Болото каления - врата горения, Врата Тильмуна). Цзиге родил Шоума. Шоума стоит прямо, от него не падает тень, Когда кричит, нет эха. Там страшная жара, невозможно подойти». Стоит (здесь) безголовый человек по имени Труп Летнего Землепашца (Ся-гена, Ши Ся-гена), держит копьё и щит. «В древности Чэн-тан напал на Сяского Цзе (Ся-цзе) у горы Чжан, победил его, обезглавил Гэна (Землепащца). Гэн стоял перед ним без головы, пошел (замаливать) свою вину, затем спустился на гору У-шань (Прародительниц-жриц)».
     Ухуэй правой руки совсем не имеет, а левая - уродлива.
     Чи-му (Красное дерево) с красной корой, стволом и ветвями с зелёными листьями растёт в царстве горы Гай (Гай-шань).
     «Есть царство Одноруких».
     В Дагуани есть гора Да-гуан (Великой Пустыни). Заходят сюда солнце и луна. Обитают здесь трёхликие люди, сыновья Чжуаньсюя. Трёхликие имеют по три лица (три головы с тремя лицами или три лица на одной голове?)и по одной руке. Они не умирают, то есть бессмертны. Это Долина Да-гуани.
     « За Нан-си хаем, к югу от Чи-шуй (Чи-цзяни), к западу от Лю-ша живёт человек, в уши продеты две син-шэ (зелёные змеи). Ездит на двух драконах. Зовётся Кай (Ци) - Сяский Владыка Открывающий (Ся Хоу Кай). Кай преподнёс трёх красавиц небу. Получил Девять напевов и Девять песен и отдал их вниз. Это – Долина Небесных таинств, она находится на высоте двух тысяч жэней. Кай, добыв (песни), первым пропел Девять призывов (гимнов)».

     «Есть царство людей Ху. Внука Ан-ди звали Линцзя (Божественный Цзя, Бо-линцзя, Брант, Баланази). Линцзя родил людей Ху (Ху-ши-го?). Они могут подниматься на небо и спускаться (с него). Там есть пянь ку (иссохшая рыба), имя ей Юй-фу (Жена-рыба). Чжуаньсюй умер и вновь ожил. На ветре отправился на север и поднялся там на небо, а затем (спустился) в глубины Болшой реки. Змея тогда превратилась в рыбу. Это и есть Юй-фу. Чжуаньсюй умер и вновь ожил.
     Есть син-няо с жёлтым оперением, красными лапками, шестью головами, называется шу-няо. Там высятся гора Да у-шани (Великой У-шани) и Золотая гора (Хуаньцзин-шань). На юго-западном краю Да-гуана есть горы Пянь-цзюй и Чань-ян».
ПЕРИОД  ДАГУАН  БАЙ  ЦЗИН  ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ  БЫТИЯ ПО  СЕВЕРУ ЦЗЮЛИНА.
     В Да-гуани, за Бай-Дунь Хаем, между реками есть Фуюй (У-юй, Бубул) - шань. Здесь есть захоронения Цзю Пинь (Ту-Бин - Девяти Праматерей) и Предка Чжуаньсюя (Шуан-ниса). Окружность горы 300 ли. Водятся здесь крапчатые раковины (каури), цюцзю-няо, лиюй, самки и самцы фениксов (фен-хуанов), большие и малые твари; есть синь-няо, Юй-няо, ци-няо и Хуан-няо; есть здесь и тигры, леопарды, бурые медведи, Хуан-шэ и Шичжоу (Дающий мясо); имеется сюаньсюй (красная яшма), яо, лазоревый камень. Южнее Фу-юй шани есть Бамбуковая роща Ди-цзюна. Одного бамбука хватит, чтобы сделать лодку. К югу от Бамбуковой рощи находится Чицзе (Красное озеро); оно называется Фэн-хо (Хо-фэн, Пучина Фэн). На берегах озера есть Три Шелковицы Сан-Сянь, они не имеют ветвей. Западнее Фу-юй шани есть пучина Глубокая; здесь купается Чжуань-сюй. В царстве Хубу-юй живут люди рода Ле (Выжигающих), кормятся просом. (Гора Ле – культ Янь-ди и Шэнь-нуна, Предков Огня и Священного Земледельца).
     В Да-гуани, в царстве рода Сушэн, находится Бусян-шань. Водится здесь вонючее насекомое с четырьмя крыльями, назвали Чжи.  Есть животное именем Циньчун; у него на змеином теле находится голова зверя. «Есть жэн (человек), имя ему Да (Великан, в целом Дажэн)». Жители царства Великанов рода Ли кормятся просом. Есть здесь большая син-шэ (Зелёная змея) с Хуан-шоу (желтой головой), кормится маралами. Есть здесь гора Вязов и гора с названием «Гунь напал на Чэнчжоу».
     В Да-гуани находится гора под названием Равновесие Неба и гора народа Сянь (Сянь-мень Шань-Преждерождённых). Растёт здесь Пань-му (дерево Пань), в тысячу? ли высотой. Сыновья Чжуань-сюя создали царство Шу-чю (Младшего дяди Чу); кормятся просом, приручают четырех птиц, тигров, леопардов, бурых медведей. Водятся здесь сиси, они схожи с медведями, имеющими чёрный цвет. В царстве Бэй-ци (Ци-бэй - Северных Ци) народ рода Цзян (Женщины-Барана), приручает леопардов, тигров, бурых медведей.
     В Дагуани есть гора, называемая Сянь-цзянь Да-фэн (Великая Встреча Преждерождённого Цзяна, Тиана, Тана). К северу от горы Хэ-цзян (Хэ-река) и Цзи-цзян впадают в море. К западу от этих рек есть гора , именуемая «Камни, нагромождённые Юем». Есть гора Света (Янь) и гора Шунь (Шунь-шань); отсюда вытекает Шунь-цзян.
     В царстве Ши-чжоу находится Дань-шань (Киноварная гора). Здесь расположено Да-цзе (Большое озеро) с периметром окружности в тысячу ли; стаи птиц ежегодно меняют здесь своё оперение. В царстве Мяо-мэнь (народа Волосатых) рода И кормятся просом и приручают четырёх птиц. «Юй родил Цзюнь-го. Цзюнь-го родил Ицая. Ицай родил Сюцзя. Сюцзя убил Чо-жэня. Ди скорбел о его гибели и основал для него царство. Это и есть народ Мяо».
     На острове в Северном море, в царстве Вислоухих, живут потомки Юй-хао (Крикливой обезьяны) рода Жэнь. Кормятся просом. Юй-цян (Юй-цзин, Обезьяний силач) есть бог; у него на теле птицы человеческое лицо. В ушах Юй-цяна продеты две син-шэ, под ногами – две Чи-шэ.
     «В Да-гуани есть гора под названием Чэн-ду (Обитель Совершенства12. В Да-гуани есть гора, называется – Небесный Столб Северного Предела. «Сюда, на север, течет Океанская река. Там обитает дух с девятью головами, человечьими лицами и птичьим туловищем. Зовётся Девяти(головый) Феникс. Живёт также дух, держащий во рту и в руках змей; голова тигра, а туловище человека, четыре копыта, длинные руки. Имя его Цян-лян». В Дагуани есть Чэнду-шань, держит Небо (Тянь). На Чэн-ду шани живёт человек; в ушах продеты две Хуан-шэ, пару Хуан-шэ он держит в руках. Имя его Куа-фу (Отец Цветущего). Хоу-ту (Владычествующая над землёй) родила Синя. Синь родил Куа-фу. Куа-фу не рассчитал сил и захотел догнать солнце. (Куа-фу почти) догнал его на закате в долине Обезьян, (но стал) пить в Реке, не хватило (воды), кинулся к Да-цзе, но не дошел и умер здесь. Инлун (Откликающийся дракон) убил Чию (Ши-у) и убил Куа-фу, ушел на юг и поселился там. Поэтому-то на юге часто идут дожди». Есть царство Безутробных рода Жэнь. «Не Имеющие потомства питаются рыбой».
      «Чэнь (слуга) Гун-гуна (Бога Разливов) зовется Сян-лю. (У Сян-лю) девять голов (цзю-шоу), змеиное туловище, свернутое в клубок. Кормится в девяти землях. Где он плевал и испражнялся, образовались родники и озера. (Смрад от него) был нестерпим. Никакие животные не могли (там) жить. Юй, запрудив воды потопа, убил Сян-лю. Его кровь издавала такое зловоние, что в тех местах не могли расти злаки. Земля так увлажнилась (кровью), что жить было невыносимо. Юй возвёл насыпь в три жэня. Но кровь трижды просачивалась так, что образовала пруд. Поэтому (Юй) основал жертвенники всем богам к северу от Кунь-луня».
     На  Юе-шани растёт бамбук сюнь. В Да-гуани есть Буцзюй-шань (гора Воды). «Сюда доходит Океанская гора».
     На Сикунь-шани (горе Преемства Поколений) находится жертвенник Гун-гуна (Бога Разливов); обитает здесь человек, одетый в зелёное платье; это дочь Хуан-ди, демоница засухи, дева Ба (Пламенистая, Пламенная, Бал-лан-нис-сет, Пламенем истехаиушево, Аблланнисста...).
     «Чию (Ши-у) сделал оружие и пошел войной на Хуан-ди. Хуан-ди приказал тогда Инлуну (Откликающемуся дракону) напасть на него в Пустоши Цзичжоу. Ин-лун – водяное животное. Чию попросил Фэн-бо (Старшего Дядю Ветра) и Юй-ши (Повелителя Дождя) поднять сильный ветер и дождь. Тогда Хуан-ди спустил небесную деву по имени Ба (Пламенистую Демоницу Засухи), и дождь прекратился. Затем убили Чию. Ба не смогла вновь подняться (на своё место) и там, где она поселилась, не стало дождей. Младший Дядя уравнивающий (Шу-цзюн из Си-чжоу) сказал об этом Ди (Предку). Тогда поселили её к северу от Красной реки (Чи-шуй, Чи-цзян), а Шу-цзюна (Прирождённого, Порождённого, рождённого, Луша донного, Природного, Поля Род-донного, Полороддного, Плодородного, Плотероддного, Блудо-роддного, Влаго-роддного) сделали Прародителем (Цзу) Полей. Ба убегает от него. Те, кто хочет прогнать её, заклинают: «Дух, уходи на север!» Тогда впервые вырыли каналы и провели арыки».
     Племена царства Глубокоглазых рода Фэнь кормятся рыбой.
     «На Чжунь–шани (Горе-Колокол) живёт женщина, одетая в зелёное платье. Зовётся Сянь (Дочь Красной Реки) (Гали-Сянь=Карасануна)». (Налисисан, Галисан, Карасана-Красна девица). (Гулистан, Куристан, Курустан, Курустам, Крестами, Клестами, Перекрестиями, Перекрещенные, Крешщение).
     В Да-гуани есть Юн-фу Шань, где кончается река Шунь. У этой горы обитают люди по имени Цюань-жун (Собаки-воины). «Хуан-ди родил Мао-луня (дракона Мао). Мао-лунь родил Юнъ-у. Юнъ-у родил Лун-мина (дракона Мина). Лун-мин родил Белую Собаку. Собака была двуполой. От неё и пошли Цюань-жуны. Питаются мясом. Царство Цюань-жунов называется Холмы Лань (Лань-лин). Обитает здесь дух с человеческим лицом на туловище животного по имени Цюань-жун.  (У них) водится красное животное, похожее на коня, но без головы. Зовётся Труп Жунского Вождя Сюаня (Сюань-ван)». Есть там горы Цичжоу, Цзюнь-шань (Господин-гора), Янь-шань (Котёл-гора), Сянье-шань (гора Долины Свежести), Юй-шань (Рыбья гора). Здесь обитают люди с одним глазом посередине лица; они из рода Вэй, сыновья Шао-хао, питаются просом
     В Дагуани есть гора Камень Равновесия, гора Цзю-инь (Великой тьмы или Девяти донная, Девяти колодцев), гора Дальней Долины. На вершине есть дерево с зелёными листьями и красными цветами, называется Жо-му. В царстве народа Цзи-у (У-цзи), рода Жэнь, обитатели не имеют костей, кормятся воздухом и рыбой (Юй). Чжун-пянь, царство потомков Чжуаньсюя, находится за Северо-западным морем, на востоке Лю-ша. Кормятся просом. К северу от Чёрной реки, за Северо-Восточным морем живут люди, носящие крылья. Это народ Мяо (Мяо-мэн). «Чжуаньсюй родил Хуань-тоу (Лошадиную Голову). Хуань-тоу родила народ Мяо. Народ Мяо из рода Ли питается мясом». В царстве Ню-ли (Быка Ли) обитают бескостные люди, потомки Вислоухих.
     Отроги горы Чжан находятся к северу от Красной реки, за Северо-Западным морем; обитает здесь Чжен-чэн (дух Прямовосседающий). У него на туловище змея человечечское лицо с красными (Расположенными один над другим) глазами. «Когда он закроет глаза, наступает тьма, откроет – появляется свет. Не ест, не спит, не дышит. Он дарует ветер и дождь. Он освещает Цэю-инь (Великую Тьму; Цзю-линь – девять холмов). Его зовут Чжу-лун (Дракон-Светильник)»; или Чжу-инь (Освещающий тьму).


        ПЕРИОД ДА-ГУАН ДУНЬ ПРОЯВИЛ СЛЕДУЮЩИЕ ФЕНОМЕНЫ БЫТИЯ ПО ВОСТОКУ ЦЗЮ-ЛИНА.
 
     За Дунь-хаем (Восточным морем), там где находится Гуй-сюй (Великая Пропасть), расположено царство Шао-хао (Хоу-чжоу, Гу-ше и Легуше, Ше- гу, Хуа-сюй, Хэ-сюй, Хо-ша, Хоу-цзи, Хоу-ти). Шао-хао взрастил здесь предка Чжуань-сюя (Шан-ниса). «Чжуань-сюй отбросил свою цитру» (и основал своё царство»?). Здесь есть Гань-шань (гора Благостная, огненная гора), откуда вытекает Гань-шуй (река Благостная, огненная река), создающая Гань-юань (водоём Благостный, водоём огненного пламени, вул-кан, полу-огненный, полуводдный).
     В Да-гуани, в Нань-дунь (Юго-восточном) краю есть гора, называется Земляной Холм (ней-лин) Нюй-Пи (Нюй-Вы). В Да-гуани, за Дунь-хаем, есть Да-янь Шань (гора Большая Янь). «С этой горы всходят солнце и луна». Есть там гора Ущелья Волн и царство Великанов. Ши Да-жень (город Великанов) носит название Тан (храм) Да-жень. «Наверху сидит на корточках Да-жень (протяженный) и тянет (себя) за уши». Обитатели царства Карликов (Сутяги) называются Цзин-чжэн (мирные) люди. Есть там бог по имени Труп Чёрного Демона, он на теле зверя имеет человеческий лик. С Цзю-э (лин) шани вытекает Ян-шуй. В Гуй-го (царстве Гуй) приручают четырёх птиц, тигров, леопардов и бурых медведей. Едят клейкое просо.
     В Да-гуани есть Хэ-сюй Шань (Хустина, Костина гора Страны Согласия). «Оттуда всходят солнце и дуна. Лежит царство Чжун-жун (ср. Чжунь-шань, гора Колокол). Ди-цзюнь родил Чжун-жуна. Люди Чжун-жуна питаются (мясом) зверей и плодами деревьев, приручают четырёх птиц, леопардов, тигров, бурых медведей». Царство Благородных мужей находится у горы Восточного Перевала.
     Царство Правящих Тьмой; здесь, в этом царстве Ди-цзюнь породил Янь-луня (Веселящегося дракона). Янь-лунь и породил Правящего Тьмой. А Правящий Тьмой породил (царство) (Сы) Дум. В этом царстве жены не выходят замуж, а мужчины не женятся, однако, дети родятся. Есть здесь Да-э Шань (Даэлиншань-гора Большого Холма). В этом царстве едят клейкое просо, мясо зверей. Приручают четырёх птиц.
     В Да-гуани есть гора по имени Яркая Звезда, откуда всходят солнце и луна. Есть царство Бай-минь (Белых людей). Ди-цзюнь породил Гун-гуна (Предка Потопа), а Гун-гун и породил Бай-минь. Бай-минь рода Соу питаются просом. И ещё приручают четырёх птиц, тигров, леопардов, бурых медведей. В царстве Син-лин (Зелёных холмов) водится лисица с девятью хвостами; ещё есть царства Благонравного народа и царство Иньту (Щедрых земель). В царстве Чернозубых Ди-цзюнь родил Чернозубых рода Цзян (Женщины-Барана). Они едят просо и приручают четырёх птиц. В царствах Страны лета и Гай-юй обитает Тянь-у (Небесный У, Балу-тянь), у него на теле тигра восемь человеческих голов с человеческими лицами. И ещё десять хвостов.
     В Да-гуани есть три горы: Цзюй-лин Юй-тянь (Наклонный Холм Достигающий Неба), Дун-цзи (Восточного Предела) и Лимао. С этих гор всходят солнце и Луна. «Восток называется Чжэ». Чжэ-дан (Красный Чжэ, лучедонный, рождённый) обитает на восточном краю земли; он выпускает ветер Цзюнь, приходящий оттуда, с этих гор, и загоняет его обратно, в горы. В Восточном море, на острове, есть бог; у него тело птицы с человеческим ликом, в ушах две Хуан-шэ и под ногами ещё две желтые змеи. Бог этот, по имени Юй-ху (Обезьяний Крик), был рождён Хуан-ди. Сам Юй-ху родил Юй-цзина (Булитина), который поселился в Северном море. Юй-ху же поселился в Восточном море. Юй-ху и Юй-цзин – морские божества.
      В царстве Черноногих питаются просом, приручают четырёх птиц. Царство Черноногих находится там, где река Юн вытекает с горы Блуждающей. Есть царство Кунь-мэнь (народа Порабощённых) рода Гоу (Кривых). Живёт в этом царстве человек по имени Ван Хвй (Вождь Хай). Ван Хай в обеих руках держит птиц, поедая их головы. «Ван Хай доверил Юи (Владеещему пахотой) волов  Пу, хозяином которых был Хэ-бо (Дядя Реки). Юи убил Ван Хая и присвоил себе волов Пу. (Бог) Реки (Хэ) скорбел о Юи. Юи скрылся (умер), (но потом) объявился (живым) и основал царство в стране зверей, (которыми народ) питался. Называется народ Яо (Яо-мэнь). Предок Шунь родил Си. Си родил народ Яо».
     «Внутри морей живут два человека, зовут их Нюй-чоу (Матери Вторые). Они держат крабов» (Скарабеев, Халлабабан, Баллабабанн). В Да-гуани есть гора Неяоцзюйди. На вершине её растёт Фу-му (дерево Фу). Есть здесь Долина Тёплых источников. В Долине Кипящих Ключей (Тань-гу) растёт Фу-му (Буну). На этом дереве обитает десять солнц-воронов. Как только одно солнце восходит, другое уже заходит. И-хай из лука сбил с Фу-му девять солнц, одно оставил.
     Из ушей Ши Шэби (Труп Шэби) свисают две зелёные змеи (Син-шэ). Шэби есть бог с телом животного, собачьими ушами и человеческим ликом. (Шиванну, Сиванму, порос бинини, проживанием, просеиванием, присваиванием). Обитают там птицы пяти цветов; стоят против друг друга и (машут крыльями). Они земные друзья Ди-цзюна. Ди-цзюну внизу (на земле) посвящены два жертвенника, которыми ведают пятицветные птицы.
     В Да-гуани есть гора под названием Ворота Итяньсю; здесь рождаются солнце и луна. Здесь «находится царство народа Сюань, высится гора Цзи, а ещё горы Качающиеся (Яо) и горы Цзэн, также горы Мэнь-ху (Ворота Ху), ещё горы Шэн и горы Дай. Водятся разноцветные птицы». В Да-гуани есть гора под названием Пропасть Света (Хо-янь? Янь-хо) Цзюнь-цзи, откуда всходят солнце и луна. Здесь находится царство Чжун-жун. За Бэй-дунь хаем (За Северо-Восточным морем) есть три зелёных коня, три вороных коня в белых яблоках, растут благостные цветы; есть там яшма и три зелёных птицы, Дающий мясо, сладкий боярышник, родятся злаки.
      «В царстве (Богини) брака Юе-му (Матери луны) живёт человек по имени Вань. Север называется Вань. Приходящий (оттуда) ветер называется Янь. Он (Вань) живет на краю Восточного Предела(Юц-дунь), останавливает солнце и луну, следит за тем, чтобы они не всходили и не заходили вместе; управляет протяженностью их пути».
     В Да-гуани, на северо-востоке, есть гора под названием Земляной Холм Свирепых Ли. Ин-лун (Откликающийся дракон) обитает в Южном Пределе (Юй-нань). Ин-лун убил Чию (Ши-у) и Куа-фу (Отца Цветущего). Ин-лун не смог вновь подняться наверх (в небо), из-за этого на земле начались засухи. Когда наступает засуха, принимают образ Ин-луня, чтобы вызвать сильный дождь.
     В Восточном море есть гора Движущейся Волны. Гора выступает в море на семь тысяч ли. На вершине горы есть животное, похожее на безрогого быка с телом изумрудного цвета и с одной ногой. «Когда (животное) входит в воду или выходит из неё, то тут же поднимается ветер и льет дождь. Оно светится, как солнце и луна, гремит, как гром. Его имя – Куй. Хуан-ди схватил его, сделал из его кожи барабан. Палки сделал из костей Лей-цзе (Громового Животного). Его (барабана) бой пугает Поднебесную и слышен на пятьсот ли».

                ЦЗЮАНЬ   18.

     На берегах Северного моря (Бэй-хай), в землях Востока, находится царство Чао-сян. Обитатели царства Тяньду (Тан-ниту) живут в воде (среди вод).
     В пределах Си-хай (Западного моря), в Люша, есть царство Хо-ши (города Пропасти). В пределах Си-хай, западнее Люша, есть царство Фанье (Цзюйе). К западу от Люша находится Няо-шань. Отсюда начинается исток трёх рек. Здесь есть хуанцзин (золото), сюаньгуй (красная яшма), даньхо (киноварь), инь (серебро) и те (железо). Есть Хуай-шань (Хуай-цзян), с которй стекает Хао-цзян (река Добрая). Восточнее Люша, к западу от Чёрной реки (Хэй-цзян) есть царство Чаоюнь (Утренних облаков), царство Сычжи (Правящих кабанами). К востоку от Люша, у чёрной реки (Хэй-цзян) есть гора Бессмертия (Бессем?).
     Лэйцзу, жена Хуанди, родила Чанъи. Чанъи поселившись на Жо-шуй (Мёртвой реке), родил Хань-лю. «У Ханьлю запрокинутая голова и настороженные уши, на человеческом лике свиное рыло, туловище единорога (линя), большие сросшиеся ноги, с копытами как у кабана. (Ханьлю) взял (в жены) дочь Нао (Грязного) по имени Нюй-э (Женщина-Холм, Нюй-бллан, женщина-баран?). Нао-нюйэ родила Предка Чжуансюя-(Шанниса,Шаммаша)».
     Восточнее горы Цветущей (Хуа-шань) и реки Зелёной (Син-цзян) есть Чжао-шань (гора Начальная). Человек по имени Богао поднимается по Чжао-шань, используя её как лестницу, на небо (тянь) и спускается по этой же горе на землю.
     В пределах юго-западного моря (Хай), у Чёрной реки (Ци-цзян) находится долина(гу) Ду-гуан (Великой пустыни или Середина мира). В долине Ду-гуан  (Великой пустыне срединного мира) находится захоронение Хоу-цзи (легендарного основателя Хат-тусы). Произрастают здесь все злаки и зимой и летом. Ни зимой, ни летом не увядает (не вянет) здесь трава. Множество трав и деревьев. Линшоу (яблоневые сады Гесперид? Яблони, дающие яблоки, плоды вечной молодости и бессмертия богов)), деревья чудесного долголетия, растут здесь, цветут и плодоносят. Водятся здесь разные звери. Луань-няо поёт здесь, а Фэн-няо здесь танцует. На Лин-шани (на горе Божественной, где, видимо, и находится Линшоу) есть Чи-шэ (Красные змеи), они называются Жуань-шэ, древесные змеи, потому что обитают на деревьях и питаются растениями.
     Между реками Чёрной (Ци-цзян) и Зелёной (Син-цзян), за Южным морем (Нань-хай), есть Жо-му (Шунь-Одно из дриадных олицетворений солнца, в начале времён поднял над землёю небо, Древо смерти и жизни). Здесь исток реки Жо (Жо-шуй, Жо-цзян, мёртвой воды). Здесь находятся царство Юйчжун (Обезьяны) и царство Лесян. В Яньчжан, царстве обилия соли, обитают люди с птичьими головами, зовутся Няо-ши.
     «Есть Цзю-лин (Девять холмов), со всех сторон их окружают воды; называются Холмы Таотана (Таотан-лин – родовое имя Яо), Шу-дэ (Шу-дэ-лин), Мэнъина (Мэнъ-ин-лин), Куньу (Кунь-у-лин, Куньлунь), Хэйбай (Хэй-бай-лин, Ци-бай-лин), Чиван (Чи-ван-лин), Цаньвэй (Цань-вэй-лин), Уфу (Уфу-лин), и Шэньминь (Шень-минь-лин)».
     Цзянь-му – дерево с зелёными листьями, фиолетовым стволом, чёрными цветами (хэй-хуа) и жёлтыми плодами, в 100 жэней высотой и без ветвей, имеет девять стволов, а внизу девять корней. Плоды его схожи с семенами конопли, а листья напоминают листья манн-му. Цзянь-му посажено было Хуан-ди. Здесь проходил Дахао (Великий Белый). Живёт на Цзянь-му драконоголовый (огнепыщущий, огнедыщащий вулкан, убитый Эрфу с чэном Вэй) Яюй, пожирающий при жертвоприношениях людей. Есть здесь Синсин (Джин, Сим-сим), зелёный зверь с лицом человека. «На юго-западе есть царство Ба (Ба-го; Ба-шэ, Бао-си; Бездна Посейдонова, Етен-Пиштима, Едем пустынный, бездонный). Дахао родил Сянь-няо. Сянь-няо родила Чэнли. Чэнли родил Хоучжао (Хуша) и положил начало народу Ба (Ба-мень, Бай-мень – Белому народу)».
     Царство Люхуан рода Синь по территории имеет длину в 300 ли (около 120 км). Оттуда поднимается (дым, пепел) пыль (вулканическая). С горы Басуй стекает река Минь. (Жизнь Бу-люхуана, Лей-гуна,   Хураган, булькание лавы). В царстве Чжуцзюань обитает хэй-шэ (ци-шэ - чёрная змея, хищная змея) с син-шоу (синей головой). Пожирает слонов. На юге обитают Да-Гань (великаны Гань, Огненные Вулканы); они на чёрном теле имеют, заросшие волосами, человеческие лики, длинные руки (лучи) и вывернутые пятки (ступни, ступени, стопа, ступа, иступление истопника). При виде людей иступлённо хохочут так, что не могут остановится, при этом кажется, что губы занимают всё лицо.
     В царстве Чернокожих(головых) все обитатели тигроголовые, с птичьими ногами. В руках держат по змее, поедая их. В царстве народа Ин, у людей ноги подобны птичьим. Обитает в Ин Вепрь Фэн (Дикий вепрь). (Вепря Фэн убил И-хай в роще щелковицы, сянь-лин).
     В царстве, где живёт народ Мяо, есть дух, по имени Янь-вэй; у него на длинном теле змеи, справа и слева, имеется по голове с человеческими ликами, одет Янь-вэй в фиолетовую одежду, на голове надеты три красные шапочки. Ну, прямо как в русской сказке: баба огненная, трёхголовая внучка с красновулканическими шапочками и серый волк с огненными глазами. Змей Горынич в такой сказочной ситуации не заставит себя долго ждать. В пределах Нань-хай находятся горы Равновесия, Цзюнь-шань (Грибная гора), Дань-му-шань (гора Коричного дерева), гора Обители трёх сыновей неба.
     На юге есть гора Цанъу (Лазоревого платана) и пучина Цанъу (Хо-цанъ-у, Цанъ-у-хо), Цзюи-шань (гора Девяти сомнений). Место захоронения Шуня находится между Чанша и Лин-лин (Холмом Лин), на северном склоне Цанъу-шани.
     В пределах Северных морей находится Шэ-шань (гора змей). С Шэ-шани стекает Шэ-цзян (змеиная река), сворачивает к востоку и впадает в Хай (море). Есть там И-няо (птицы И) с пятицветным оперением, когда летят, закрывают всё небо. В пределах Северных морей прикован труп разбойника Сянгу с копьём, помощника Чанбэя. В пределах Северных морей есть гора Обители Мрака. Там исток Хэй(Хуай)-цзяна. У верховьев Хэй-цзяни обитают хэй-няо (черные птицы), хэй-шэ, чёрные леопарды, чёрные тигры, чёрные лисы с взьерошенным хвостом. Здесь находится Да-сюань-шань (гора Великой Черноты), где обитает народ Да-сюань-шань. В царстве Великого Мрака обитает народ Красноногих.
     На западном склоне горы Буцзюй есть захоронение Цяочуй (Гунчуй-гончара - Искусного мастера). Отец Бо-и родил Си-юе (Западный священный пик). Си-юе родил Сянь-луня (Сяньлю-Преждерождённого дракона). Сяньлунь родил Ди-мень и Цян-мень (народы Ди и Цян), принадлежащие к роду Ци (Ци-ши). В царстве Динлин, у людей ниже колен растёт шерсть. У них лошадиные копыта и они любят ходить.
     Бо-лин, внук Ан-ди (Предка огня), сошелся с Юаньфу (женщиной –Холмом), женой Уцюаня. Юаньфу вынашивала плод три года; родила Шу (копьё) и Гуянь (Длинный барабан).  Шу и Гуянь стали первыми хоу (правителями). Гуянь первым вылил колокол, проиграл мелодию. Хуанди родил Ломина - знаменитого черногривого коня. «Ломин родил Белого коня, Белый конь – это и есть Гунь. Ди-цзюнь родил Юйхао (Обезьяний крик), юйхао родил Иньляна, Иньлян родил Паньюя, который первым смастерил лодку. Паньюй родил Сичжуна, Сичжун родил Цзигуана. Цзигуан первым сделал из дерева колесницу. Шаохао родил Баня, Бань первым изготовил лук и стрелы. (Цзюйлин) Ди-цзюн даровал И-хаю красный лук и стрелы с белым оперением, чтобы помог царствам на земле. И-хай первым отдал свои силы, чтобы избавить землю от всех бедствий. Ди-цзюнь родил Ян-луня (Веселящегося дракона). Янь-лунь изобрёл лютню и гусли.
     Ди-цзюнь имел восемь сыновей. Они первыми создали песни и танцы. Ди-цзюнь родил Саньшэн (трехтуловищных), Саньшэн родил Ицзюня (учредителя нравов). Цяочуй (Гунчуй – искусный мастер) первым изобрёл все ремёсла для людей. Хоуцзи – это тот, кто посеял все злаки. Внука Хоуцзи звали Шу-цзюнь, он первым стал пахать на волах. Большой Бичиинь (в год вставной луны «Не имеющий тени») первым создал царство. Юй и Гунь первыми устроили землю и учредили Девять областей.
     Жена Анди, Дочь Красной Реки (Сянь-у) Слушающая Искусные Речи (Тинъяо) родила Яньцзюя (Живущего в огне). Яньцзюй родил Цзебина, Цзебин родил Сици, Сици родил Чжуюна (Заклинающего огонь). Чжуюн поселился на реке Цзян и родил Гунгуна. Гунгун родил Шуци (Искусного в делании утвари). У Шуци квадратная голова и плоская макушка. Шуци поселился на реке Цзян (и снова сделал землю плодородной). Гунгун родил Хоути (Владычествующего над землёй). Хоути родила «Е»-мина, «Е»-мин родил Десять и два года.
     Воды потопа разлились до небес. Гунь не дождался приказа Ди и похитил сижан (саморастущую землю), чтобы преградить путь водам потопа. Приказал тогда Ди Чжуюну (Заклинающему огонь) казнить Гуня у Юй-шани (Крыло-горы). Гунь воскрес и родил Юя. Повелел Ди тогда Юю закончить устроение земли, чтобы учредить Девять областей (девять царств Цзюлина-Таотана).


                БИБЛИОГРАФИЯ:
                "ШАНЬ ХАЙ ЦЗИН". ПЕРЕВОД Э. М. ЯНШИНОЙ.
                "КОГДА  ВВЕРХУ", АККАДСКИЙ ЭПОС.


Рецензии
"Приуныли боженята" - очень смеялся.

Роман Каменев   20.05.2009 17:39     Заявить о нарушении
Когда смеются, значит понимают тебя. Спасибо за понимание, Роман. Это "дорогого" стоит. С уважением Александр. 21. 05. 09.

Александр Житников   21.05.2009 07:02   Заявить о нарушении