Майские жуки

               
           Весенний день кончился. Солнце село. В наступивших сумерках активизировались майские жуки. Они шуршали в траве и ветвях цветущих вишен, с жужжанием тут и там проносились над головой. Соседский кот пытался ловить их в траве, принимая, видно, за мышей. В детстве пойманных майских жуков сажали в пустой спичечный коробок, не помню только, для чего.

   Вот и мы, как майские жуки, шуршим, жужжим каждый на свой лад, живём, как можем. Одни, что половчее и поизворотливей, живут лучше, богаче и сытнее, другим приходится довольствоваться достатком поменьше, третьи и вовсе едва концы с концами сводят. При этом всем нам, и первым, и вторым, и третьим, независимо от достатка, социального положения и дохода,  будь он ничтожно и позорно мал или неизмеримо и неприлично высок, всегда хочется большего. А что же в том плохого? – спросите вы. Все неизменно стремятся к достатку, как можно большему (вопрос о средствах его достижения мы не обсуждаем вообще), и это совершенно естественно, и, если хотите, неизбежно. Такова природа человека, и ничего с этим не поделаешь! Да, да, такова наша природа. Надо только добавить, природа – низшая и падшая. Никогда, ни в какие времена  и ни в одном народе стяжательство не числилось в добродетелях, напротив, всегда относилось к порокам. А нынче дух стяжательства овладел всем мiром, и считается нормой отнюдь не предосудительной. Буквально на наших глазах грех превращается в добродетель, и постыдные качества человеческой души возводятся в ранг достоинств.

            Мы не в силах изменить то, что для нас в нашем окружении неприемлемо, но  вполне можем изменить самих себя, хотя на деле это всегда сложнее, чем пытаться переделать мiр, перекроить его по своему вкусу, будь это только маленький мiр своей семьи, друзей, близких, сослуживцев. Все мы - яростные обличители и реформаторы, когда речь заходит о пороках и недостатках окружающих. Самих себя, правда, мы обличать во грехах не спешим, то и дело придумывая всевозможные оправдания и объяснения собственным неблаговидным чертам и поступкам. И это тоже, кстати, совершенно естественно. 

            Преп. Серафим Саровский Чудотворец, помнится, наставлял: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Вдумаемся в эти слова великого духоносного старца. Спастись непросто, совсем непросто. Задача спасения по плечу разве что святым, праведным мужам. Но мы-то, во всяком случае, можем хотя бы стремиться к святости, к этому, казалось бы, недостижимому идеалу.  Ведь уж стремиться-то, по крайней мере, мы можем, наверняка можем! Но не стремимся. Наши жизненные устремления могут касаться чего угодно, любых вещей, самых невообразимых, нелепых, смешных, порой, прекрасных, но только не святости. Не числится сегодня святость в наших идеалах, что тут поделаешь! А ведь от качества и высоты задач, которые мы ставим перед собой в жизни, напрямую зависит и качество нашей жизни, вот ведь, что получается. К чему стремимся, на что направляем свою жизненную энергию, волевые усилия, то и получаем. И это непреложный закон человеческого бытия. Хотим денег, материальных благ и удобств, не жалеем на достижение этой цели ни времени, ни сил? Может быть, и обретём желаемое земное благополучие, но какой ценой? А что вообще можно сделать ценой греха, порока? В данном случае – уродуем, калечим свою собственную душу, драгоценную жизнь; и нужно заметить, не только свою собственную, но души и жизни наших близких, тех, с кем общаемся и сталкиваемся, так или иначе, на своём пути. Да ведь иначе и быть не может, на что же ещё рассчитывать?


Рецензии