Начнем с азов округи Азовского моря

Начнем с азов…округи Азовского моря.

Этот цикл будет посвящен истории отечественной философии до средних веков.
Это крайне важно для понимания многих других аспектов многотысячелетней истории Отечества.

В округе Азовского моря – кстати, - находятся памятники раннего палеолита на российских землях, Богатыри и Родники, датируемые около 1500000 до н. э. Это полуостров Таманский

И затем здесь немало ярких следов последующих эпох.
Противники ранней письменности на землях России могут прочесть немало интересных античных надписей Фанагории и соседних мест.
http://www.gipanis.ru/?level=203&type=page&lid=176
Да, до нашей эры на землях Великой Скифии и ее приграничья во Христа, Яхве и иных нынешних лидеров тотальных религий не верили. Воздавали должное разным языческим богам, имевшим схожие черты у разных народов.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110025.htm
И достигали достаточно высокого уровня цивилизованности, о чем медиевистский официоз рассуждать не любит, вбивая клин между отечественными античностью и средневековьем (последнее подается под псевдонимом «древнерусскость»).
http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/64354/Античные

Начнем с неопровержимого, академического, фундаментального.

Хотя бы по фундаментальной книге «Античные государства Северного Причерноморья» (М.:Наука, 1984) можно проследить состояние верований и всей культуры в округе Приазовья примерно с 7 века до нашей эры вплоть до 5 века нашей эры, когда все активнее заявляло о себе христианство. Оно немало брало из предшествующих культов.
Безусловно, Кибелы-Купалы. Интересен и культ Аттиса-Мифры, убивающего быка Часто воспроизводится тип родоначальника скифов Геракла, стоящего с па¬лицей в руке (эта палица перешла и в былины). В период распада античной культуры и ее варваризации в первые ве¬ка нашей эры терракотовые статуэтки утрачивают свойственные им ранее черты — пластичность форм и правдивость движения, старые типы схематизиру¬ются, например Тихе , богиня-мать . С распространением оргиастических культов связано развитие типов статуэток с подвесными членами тела . Падает техника исполнения статуэток . Среди лепных фигурок встречаются оригиналь¬ные типы, отражающие впечатления окружающей жизни — кочевые повозки, изображения сельского жителя с быком  и др.
 В террако¬тах Северного Причерноморья большое место зани¬мает импорт из городов Ионии (округи Милета), из Афин и других городов Средиземноморья. Но с самого начала их су¬ществования в городах Северного Причерноморья началось местное производство терракот. Мастерские коропластов открыты в Пантикапее, Херсонесе и Фанагории. Расцвет местного производства терракот падает на время с III в. до н. э. по I в. н. э.
Театр, актеры, музыкальные инструменты. Одним из самых значительных сооружений в греческих ан¬тичных городах был театр. В Северном Причерномо¬рье до настоящего времени театр открыт только в Херсонесе. Восстанавливается его древнейшая часть — проскений III — начало II в. до н. э., испол¬ненный в дорическом ордере типа проскения театра в Приене. Известно по надписям, что в IV в. до н. э. театр был в Ольвии (IPE, I, 25), но пока он не от¬крыт. Учитывая свидетельство Полнена (V, 44, 1), В. Д. Блаватский считал возможным предположить существование театра в Пантикапее (что подтвер¬ждает находка мраморного кресла IV — начала III в. до н. э. на горе Митридат в 1956 г.). Сохра¬нилась только нижняя часть его  (Блаватский В. Д., 1957в, с. 247 ел.). В. Д. Блават¬ский находит ему аналогии в креслах театра в При¬ене. Театр был неразрывно связан с общественной жизнью города. В театрах Северного Причерноморья ставились трагедии и комедии, о чем свидетельству¬ют надписи и изображения актеров, а также комиче¬ских и трагических масок в терракотах, большинст¬во которых явно местного производства.
Кроме представлений в театрах происхо¬дили музыкальные и литературные состязания, осо¬бенно в эллинистический период. Сохранился ката¬лог мусических состязаний (муз) в Херсонесе (IPE, I, 433; Соломоник Э. И., 1973, с. 99 и 103). Наиболее по¬пулярными музыкальными инструментами были струнные: лира из панциря черепахи, кифара с пря¬моугольным резонатором из деревянных, металличе¬ских или костяных дощечек и арфа (или тригон) треугольной формы, ставившаяся на подставку .
Звук извлекался палочкой из дерева, слоновой кости или металла (плектрон). Среди духовых инструментов в Северном Причерно¬морье известны: флейта, состоявшая из одной или двух трубочек с круглыми отверстиями, пастуше¬ская свирель из 7—9 трубочек различной длины  и труба — металлическая, длинная с расширением на конце, являющаяся военным музыкальным инструментом . Были и мастера — профессионалы-музыканты. В Мирмекии была найдена надгробная надпись флейтиста Пасафиликаты IV в. до н. э. (КБН, № 875).
Ученые, поэты, архитекторы, скульпторы и дру¬гие мастера, работавшие в Северном Причерноморье, славили в античности северные земли.
 В Ольвии надежно засвидетельствованы три автора;  все они жили в III—II вв. до н. э. Наиболее ран¬ний из них ритор Бион принадлежал к Кинической философской школе и занимался ее популяриза¬цией. Время его жизни III в. до н. э.
Затем следует Посейдоний (или Посидоний) - софист и историк, за¬нимавшийся хорой Тиры, а также аттической и ли¬вийской историей. Он работал в III — первой поло¬вине II в. до н. э., может быть, и несколько позднее.
Третьим автором был Дионисий, написавший иссле¬дование по географии северо-западной части При¬черноморья. Он трудился, примерно, в конце III — первой половине II в. до н. э.
В Херсонесе известен только Сириск, живший в III в. до н. э. Это был историк, занимавшийся как сакральными, так и политическими вопросами, писавший о друже¬ственных отношениях с боспорскими царями и дру¬гими полисами.
Декрет в честь историка Сириска. 3 век до н.э.
http://www.chersonesos.org/?p=museum_coll_ep (интересны десятки и сотни других памятников письменности на землях Скифии и пограничья; а всего эпиграфическая коллекция Херсонеса насчитывает около 600 памятников.)
перевод с древнегреческого В.В. Латышева, комментарий Э.И. Соломоник
Три фрагмента плиты из белого мрамора. Верх украшен фронтоном с изображением лаврового венка. Время и условия находки верхнего фрагмента неизвестны, но в 1881 г. он был уже издан В.Н. Юргевичем в 12-м томе "Записок Одесского Общества истории и древностей". Остальные фрагменты были найдены в 1908 г. в северо-восточной части города.
Текст надписи:
"Гераклид, сын Парменонта, предложил: поскольку Сириск, сын Гераклида, явления Девы трудолюбиво описав, прочитал, и про отношения к царям Боспора рассказал, и бывшие дружественные отношения с городами исследовал согласно достоинству народа, - то дабы он получил достойные почести, да постановит совет и народ похвалить его за то, и симмнамонам увенчать его золотым венком в Дионисии, в 21 день и быть провозглашению:
«Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы и бывшие дружественные отношения с городами и царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства. Написать симмнамонам на каменной плите народное постановление и выставить в притворе храма Девы; понесенный же расход выдать согласно решению казначею священных сумм. Это решено советом и народом месяца (...) в десятый день (…)»"
Комментарий:
В надписи назван древнейший (для кого ? П.З.) историк Сириск, описавший «явления Девы», а именно нападения варваров и иные опасности, от которых спасла город богиня, а также взаимоотношения Херсонеса с Боспором и другими государствами. За свои исторические труды, которые до нас, к сожалению, не дошли, Сириск был награжден на празднике Дионисий золотым венком. Подобно Геродоту, он публично читал свое сочинение, вероятно, в театре, который уже существовал в Херсонесе с середины III в. до н. э. Упоминаемые в надписи симмнамоны - должностные лица, ведавшие религиозными церемониями и награждением граждан.

В Пантикапее в последних десятиле¬тиях IV в. до н. э. жил Дифил Боспорит, обучав¬шийся у Евфанта, философа мегарской школы.
Значительно более яркой фигурой был анонимный, видимо, боспорский, скорее всего пантикапейский, историк описавший борьбу за власть сыновей Перисада I и правление его сына Евмела I, т. е. историю Боспора в 311/10 — 304/3 гг. до н. э., сохраненную Диодором Сицилийским.
К IV в. до н. э. и во всяком случае не позднее III в. до н. э. относится дея¬тельность Смикра, вероятно, занимавшегося в Пан¬тикапее популяризацией философии. В первой поло¬вине III в. до н. э. жил боспорит Исилл в юности отбывший в Эпидавр, где им был написан пеан-гимн Асклепию.
Выдающимся философом и деятелем был Сфер, уроженец Боспора (или Ольвии), живший во второй половине III в. до н. э. Он принадлежал к стоиче¬ской школе и был автором многочисленных трудов по философским проблемам и истории. Сфер, пре¬имущественно, занимался социально-политическими вопросами и им был написан трактат о лаконской политии. Помимо научной деятельности он принимал участие в политической жизни — был идейным руководителем Клеомена II — лакедемонского ца¬ря — реформатора.
 В I в. или в первой половине II в. н. э. жили Стратоник — автор неизвестных нам книг и его вольноотпущенник Сосий, возйожно, поэт. Большая часть перечисленных авторов изве¬стны нам по упоминаниям средиземноморских уче¬ных (Исилл по Эпидаврской надписи). Об Смикре, Сириске, Стратонике и Сосии имеются местные сви¬детельства херсонесского почетного декрета и пантикапейских эпитафий. Помимо перечисленных се-веропонтийских авторов следует отметить многочисленных безымянных для истории поэтов V в. до н. э.— первой половины III в. н. э., писавших надгробные  надписи в Ольвии, Херсонесе и на Боспоре.
В Северном Причерноморье работали свои архитекторы, скульпторы, торевты, резчики по ценному  камню и вазописцы.
Сохранилось 18 имен архитекторов, скульпторов, торевтов, резчиков по ценному камню и вазописцев, произведения которых обнару¬жены в Северном Причерноморье, двенадцать из этих имен относятся ко времени от VI в. до II в. до н. э.; остальные — к периоду I—IV вв. н. э. В VI — IV вв. до н. э. явно преобладают привозные произве¬дения искусства.
Во второй половине VI в. до н. э., когда стал популярен хотя бы скиф Анахарсис, засвидетельствовано два имени вазописцев, возможно, из Севера Западного Причерноморья. К IV в. до н. э. относятся имена двух резчиков ценных камней и од¬ного вазописца; все они связаны с Боспором.
В IV в. до н. э. засвительствованы три скульптора: один в Херсонесе и два в Ольвии — оба они афиняне. По¬казательно, что с Пантикапеем связаны два имени, видимо, местных торевтов и ни одного скульптора. Возможно, в Пантикапее работал мастер вазописец, расписывавший рельефные сосуды. Во II в. до н. э. в Пантикапее была мастерская гончара, делавшая рельефные сосуды типа «мегарских чаш».
После пе¬рерыва в I к. до н. э. обстановка в Северном При¬черноморье резко изменилась. И в  I—IV вв. н. э. в Ольвии и Херсонесе имена художников не засви¬детельствованы, все мастера сосредоточиваются в Боспорском государстве Приазовья.
В I — начале II в. н. э. известны один торевт и безымянный энкауст-портре-тист, написавший свой автопортрет. Оба эти масте¬ра, вероятно, работали в Пантикапее.
К концу II— III вв. н. э. относится деятельность четырех архи¬текторов. Три из них работали в Танаисе у низовий Дона, один, вероятно, в Горгиппии (Анапе). Наконец, в 335 г. работал по¬следний отметимвшийся своими работами зодчий, строивший на Таманском полу¬острове (на месте будущего русского Тмутараканского княжества). А это уже земли нынешней России.
Считается, что переселенцы из греческих городов Милета, Афин и подобных перенесли в Се¬верное Причерноморье культы греческих богов и прежде всего Аполлона. Богов изображали на моне¬тах, им воздвигали алтари и жертвенники, сооружа¬ли храмы.
В священной округе храма, а также на агоре ставились посвящения богам как от отдельных лиц, так и от коллегий (например, стратегов, ситонов, членов фиаса и т. п.). Посвятительные надписи на мраморных и известняковых базах и плитах, на алтарях, жертвенниках и даже на сооружениях, на¬пример, надпись на архитраве храма Аспурга (табл. ХС, 7), а также граффити и дипинти, ста¬туи и статуэтки богов служат хорошим источником для суждения о культах.
С V по II вв. до н. э. включительно в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора известны посвящения всем греческим божествам, но с некоторыми отли¬чиями. Так, в Ольвии (низовья Южного Буга, округа города Николаева) более всего Аполлону Дельфинию (от этого «рыбного культа» пошли рыбы христианства, тайно обозначавшие веру в Хрита), а затем Гераклу (прародителю скифов), Аполлону-Врачу (врачеванием отличались северяне), Зевсу Спасителю (другому родоначальнику скифов, этот термин перешел Христу, хотя Спас яблочный может идти от языческих времен), Ахиллу Понтарху (царя Скифии), Гермесу, Афродите-Понтии (покровительнице мореплавания), Плутону н Коре и самофракийским богам, среди которых был и Бог-всадник
Херсонесская при¬сяга называет Зевса, Гею, Гелиоса, богов и героев Олимпийских, Диониса, Деметру, но с самого нача¬ла в Херсонесе (Севастополе) доминирует культ богини Девы Парфенос, есть посвящения Афине-Спасительнице (Премудрости Божьей, в христианстве - Софии). В городах европейского Боспора этого времени — более всего посвящений Аполлону Врачу, Артемиде, Афродите, Деметре; затем Гераклу, Гекате, Диони¬су, Зевсу Спасителю.
В городах азиатского Боспора, более связанных с нынешней Россией, особенно много посвящений Афродите Урании, вла¬дычице Апатура, Артемиде, Аполлону Врачу. Спе¬цифической особенностью пантеона северопричерноморских культов является наличие культа Ахилла Понтарха (эпического царя Скифии) и богини Девы (этот культ перешел в культ Пречистой Девы христианства, но идет от палеолитических Венер). В основе почитания этих божеств, вероятно, лежали сильно эллинизированные варварские культы  (Блаватский В. Д.,  19646, с. 16 сл.).  Посвятительные надписи первых веков нашей эры отличаются от предшествующих.
В Ольвии боль¬ше всего посвящений Аполлону Простату (защитни¬ку),  Ахиллу  Понтарху,  Зевсу  Спасителю,  а также «милостивым богам»— Асклепию (Эскулапу, соратнику Аполлона), Гигиэе,  Посейдону, Серапису и Исиде, что явно шло в духе укрепления мировозренческой версии, что скифы древнее египтян (это и отразили Помпей Трог и Юстин в своих работах).
В херсонесских лапидарных надписях рядом с посвящениями Гелиосу, Геркулесу, Афродите выделяются посвящения Юпитеру лучшему величайшему, Немесиде, непобедимому Мифре (Митре), очевидно, в связи с воздействием культов, принесенных римскими солдатами. Лапидарные по¬святительные надписи Боспора свидетельствуют, что все большее значение приобретает культ бога высо¬чайшего, внемлющего, Зевса Спасителя и благодете¬ля.
Сарматизация Боспора в первые века нашей эры постепенно приводит к смешению культов и образов — к синкретизму. Складывается культ Верховного бога, связанный с культом греческого Зевса, фракийским  культом Сабазия (он был популярен и в ранней античности) и местным культом бога-всадника (Блаватский  В. Д., 1961а, с. 134; Болтунова А. Я., 1966, с. 29 ел.;  1977, с. 78). Этот образ в христианстве перешел Георгию Победоносцу.
Воз¬растает значение культа синдо-меотской Великой бо¬гини, божества производящих сил природы (Блават¬ский В. Д., 19646, с. 35; Кругликова И. Т., 1966в). Но этот культ явно идет в русле многотысячелетнего почитания женских божеств, в христианстве продолженных культом Богоматери.
Божества, покровители  города Причерноморья и Приазовья, изображались на монетах (их найдены сотни), где в миниатюре повторялись образы, соз¬данные в тот или иной исторический период в скульп¬туре, чаще голова божества и его атрибут. Напри¬мер, богиня Афина изображена в шлеме  (Ольвия); богиня Артемида — охотница с луком и колчаном за спиной  (Пантикапей); бог Аполлон, бог света, победивший змия Пифона — в лавровом венке (Пантика¬пей). Этот образ Аполлона, повергающего чудище – тоже один из истоков образа Георгия победоносца.
Герой Геракл со шкурой побежденного льва (Херсонес); богиня Дева, в грозном облике за¬махивающаяся  копьем;  Зевс — главное    божество Олимпа — восседающий  на троне  с  жезлом  в руке и т. п. 
Для служения богам воздви¬гались храмы и алтари. От имени государства жре¬цами  совершались  культовые обряды, но пока строго выявленных догмати¬ческих установлений не было. Правда, в сам небольшой храм могли входить только жрецы (ныне для верующих в церквях закрыты лишь алтари – наследники древних мест непосредственных жертвопринашений богу).
В храме стояла статуя божества, сто¬лы для даров и фимиатерий для воскурения благовоний. Лампады и свечи в нынешних храмах продолжают традиции воскурений, идущие почти со времен палеолита, похищения Прометеем огня.
Все священнодействия происходили перед храмом на священном участке. Здесь на алтаре со¬вершались жертвоприношения. Приносили в жертву домашних животных (в ранние времена – диких), употреблявшихся людьми в пищу — быков, овец, коз, свиней, петухов и кур. Бескровные жетвоприношения состояли из плодов, печений и возлияний чистого вина, меда и молока.
В честь божества устраивались празднества, что продолжаются и нынешними религиозными и народными праздниками (при этом новый год, масленица, купалии-русалии и т.п. прямо продолжают многотысячелетние традиции язычества). Они заключались в исполнении гимнов хором и солистами, двигающимися вокруг алтаря под аккомпанемент кифары (струнных, ныне гитара) или флейты, иногда  с  пляской. Церковный хор и церковные действа
В состав празднеств (как ныне – народных) входили и состязания: музыкальные,  гим¬настические и конные. Их традиции шли со времен палеолитических инициаций. Культовые действия нашли свое отражение в изобразительном искусстве, особен¬но в посвятительных рельефах и терракотовых ста¬туэтках. В Ольвии найдена мраморная плита, посвященная  богу Внемлющему  (конец    III — начало II в. до н. э.). На ней изображены пять ситонов перед алтарем. Стоящий впереди жрец совершает возлияние. На передней стороне алтаря изображен предназначенный для жертвоприношения баран. Герой Внемлющий представлен возлежащим на ложе перед столиком с явствами, около него си¬дит женщина с ритуальным круглым сосудом. Этот рельеф является произведением местного причерноморского скульпто¬ра, образ героя близок фракийским изображениям.
Терракотовые (из обоженной глины, земли) статуэтки первых веков нашей эры, грубых и схематичных форм, тоже передают культовые действия. Одна из терракот Пантикапея I в. н. э. представляет собою изображение готовящегося жертвоприношения овцы перед гермой Диониса, культ которого был очень популярен и севернее Черного моря. Имеются изображения участни¬ков оргаистических культов Великой богини в так называемых ритуальных терракотах из Пантикапея (Марченко И. Д., 1974а, с. 43, табл. 55, 7). Одна из них изображает жреца, несущего статую богини . На некоторых плитах, помимо по¬святительной надписи, имеются изображения боже¬ства. Так, например, на фронтоне мраморной плиты III в. до н. э, с посвящением Афродите Урании Апатуре, найденной в окрестностях Пантикапея (Вальдгауэр О. Ф., 1922, с. 212; Иванова А. П., 1961, с. 93, табл. 48) изображена Афродита Урания, летящая на лебеде и около нее Эрот (Эрос – начало его культа ученые относят, как минимум, ко временам неолита).
На мраморной плите, поставленной членами ре¬лигиозного объединения Танаиса (низовья Дона), изображен всадник перед алтарем с зажженным огнем и деревом. В его руке ритон. Возможно, что конный бог — высочайший бог, которому в первые века нашей эры < имеется много посвящений (Книпович Т.  1949а, 1 с. 117, 118; КБН, 1259). Это одни из начал Георгия Победоносца.
Наряду с храмами, особен¬но популярным среди населения божествам, воздви¬гались святилища. Святилище Деметры в Нимфее VI—III вв. до н. э. было расположено на берегу моря среди скал. В святилищах и около них обычно много находок- приношений. Еще в древности ког¬да скапливалось много приношений, их сбрасывали в фависсы — специальные ямы, иногда в расщелины скал. Внутри святилища Деметры были найдены три больших сероглиняных сосуда, вокруг них — громад¬ное количество обломков амфор, киликов-чашек , блюд,  кувшинчиков, светильников . Большинство сосудов были сероглиняные при¬возные и местные, много расписных, в том числе чернофигурные аттические килики; обломки риту¬альных сосудов в форме ритонов для культовых воз¬лияний (Худяк М. М., 1952, с. 241 сл., рис. 9-17).
Среди приношений найдена протома (вариант посвящения) Деметры в виде женщины в хитоне, спадающем с высокого головного убора, с поднятыми к груди руками (V в. до н. э.); статуэтки Коры — дочери Деметры, неподвижно стоящей, закутанной в хитон и гиматий (конца VI в. до н. э.); фрагменты статуэток гидрофор-девушек, несущих на голове гидрию (IV в. до н. э.), очевидно, воспроизведения участниц религиозной процессии; чернофигурная гидрия с изображением девушки у источника (последняя четверть VI в. до н. э.); краснофигурная гидрия с изображением де¬вушки (конец V — начало IV вв. до н. э.): черно-лаковый килик IV в. до н. э. с граффити (Худяк М. М., 1962, табл. 40, 2; 42, 1; 44, 1, 4). Собственно граффитей в Приазовье выявлены многие тысячи, из них большинство не изучены или не опубликованы.
В фависсе святилища Деметры вблизи Фанагории найдено множество фрагментов керамики (фимиатериев, светильников, курильниц), около тысячи фрагментов протом богини Деметры, несколько целых статуэток, изображавших сидящую на троне богиню в высоком головном уборе и аттическом пеплосе. Есть статуэтка Коры в виде грациоз¬ной юной девушки (первая половина V в. до н. э.) в тонком хитоне и спадающем с плеча гиматий, в вы¬соком головном уборе с растительным орнаментом (ТСП, ч. IV, 1974, табл. 40, 1, 4). Встречено несколько фрагментов, относящихся к изо¬бражениям Афродиты (ТСП, ч. IV, 1974, табл. 41, 71).
В Кепах (Садах) в святилище Афродиты II—I вв. до н. э. (Сокольский Н. И., 1964б) найдена мраморная статуя Афродиты высотою 0,45 м (без головы и базы) — греческий оригинал, вероятно, родоской школы первой половины II в. до н. э. Здесь же были фрагменты других мраморных статуэток, вотивная женская рука с ритоном, терракотовая ста¬туэтка сидящей богини в высоком головном уборе с фиалой в руке, формы для изготовления терракото¬вых прилепов, изображающих Эрота и Психею, мраморный ковш с ручкой, украшенный резным орнаментом, часть большой мраморной чаши, ста¬туэтки сидящего рыбака и миниатюрные рыболов¬ные грузила, мраморное грузило, небольшой мра¬морный акротерий, фрагменты керамики.
В святили¬ще фракийских богов в Ай-Тодоре II—III вв. н. э. (Ростовцев М. И., 1911) были найдены три алтаря из известняка с посвящениями главному богу рим¬ской армии Юпитеру Высочайшему. И по темам, и по стилю изображений они полностью аналогичны фракийским, таково изображение бога Диониса в виде обнаженной мужской фигуры в венке из листьев и гроздьев винограда, с небридой, переброшенной через левое плечо; в левой руке его жезл, в правой кисть винограда; у ног пантера и козлоногий Пан, из земли вырастают две могучие виноградные лозы. Есть и другие плиты с изображением Диониса, а также бога Мифры, убивающего быка, Гермеса, маленький мраморный рельеф с изображением Гека¬ты (богини подземелий) . Известно несколько плиток с изображением Артемиды.
Наряду с государственными культами существова¬ли домашние культы особо почитаемых богов. Священным местом дома считался очаг, как алтарь бо¬гини Гестии (культ прослеживается хотя бы со времен неолита-энеолита). Свидетельством домашнего культа яв¬ляется комплекс находок в помещении жилого дома второй половины VI в. до н. э. в Тиритаке: в сред¬ней части пола находился открытый очаг, около него три терракотовые статуэтки Деметры, статуэтка Коры, обломки глиняного алтаря, терракотовая ма¬ска и чернолаковые чаши.
К домашнему культу сле¬дует отнести комплекс терракотовых статуэток, лежавших на полу в одном из помещений в доме Хрисалиска I в. н. э. Большая часть из них пред¬ставляет собою изображения женского божества (Деметры, Кибелы, Великой Матери, Афродиты, Тихе, Куротрофы), алтариков, девушек с музыкаль¬ными инструментами, головы жертвенного быка (Сокольский Н. Я., 1976а, с. 55-58). Необходимыми при культах сооружениями были жертвенники, алтари и курильницы. Одним из про¬стых типов жертвенника были зольники — продукт самих жетвоприношений, когда дрова сжигались вместе с жертвой.
Огромный зольник открыт в Мирмекии (античной родины Ахилла) , он занимал территорию около 500 м2, вы¬сотою 2,5 м. Под ним находился алтарь-эсхара, вы¬рубленный из блока белого известняка. Алтарь находился и в западной части сооружения по пред¬положению В. Ф. Гайдукевича, храма Деметры, раз¬рушенного во второй половине IV в. до н. э. (Гайдукевич В. Ф., 1965). Находки в зольнике были свя¬заны с культом Деметры. Это были различные вотивные приношения: терракоты, миниатюрные глиняные сосудики, чернолаковая столовая посуда, монеты, в большом количестве сосуды, употребляв¬шиеся при культовых трапезах, и т. д., а также кости животных — остатки жертвенных прино¬шений.
Алтари VI—V вв. до н. э., открытые в городах Северного Причерноморья, были просты, как напри¬мер, монументальный алтарь в Ольвии — четырех¬угольный в плане с более или менее высокими вертикальными стенками, на широком основании. Этот же тип алтаря сохранился и позд¬нее: таков алтарь IV в. до н. э., открытый в Большой Близнице (табл. С, 2). Этот алтарь был вместе с тем и жертвенником (алтарь-эсхара). На верхней его поверхности видно отверстие, через которое кровь жертвенных животных стекала внутрь алтаря (АДЖ, табл. X, 1).
В Пантикапее было найдено такое завершение алта¬ря в виде завитка волюты (Блаватский В. Д., 1964в, рис. 8), в Фанагории — тонко исполненная волюта IV в. до н. э. со следами розовой краски на глазке. Эллинистические алтари отличаются богатством и разнообразием декора. Примером может служить миниатюрный терракотовый алтарик III в. до н. э. , четырехугольный в плане, на высоком основании, украшенном овами, массивным карнизом с зубчиками и акротериями по углам. На его стен¬ках рельефные группы богов — Аполлон и Артеми¬да, Дионис и менады, Посейдон и Амфитрида, Ника.
Таков же алтарик из Ольвии (ТСП, ч. I, 1970, табл. 21, 1—4). Для эллинизма характерны алтари с гирляндами (тип декора, широко распространив¬шийся из Александрии), как например, мраморные алтари из Херсонеса или миниатюрный терракотовый алтарик из Ольвии, повторяющий тип позднеэллинистического круглого алтаря, украшенного гирляндами, розетта¬ми и масками. Для алтарей первых веков нашей эры характерно огрубение профилировки и скульптурного декора, а также упрощение формы.
Таков херсонесский алтарь из известняка, с изоб¬ражением Гермеса и Геракла , алтари из Илурата (Гайдукевич В. -Ф., 19586, рис. 58) и Танаиса (Арсенъева Т. М., Шелов Д. Б., 1965, рис. 39). Алтарь бенифицариев из Херсонеса, посвя¬щенный Немесиде, имеет геометрически правильные упрощенные очертания.
Курильницы, служившие для воскурения арома¬тических веществ в храмах и святилищах, обычно были глиняные. Их формы чаще всего просты. Оригинальные курильницы, украшенные рельефным или расписным орнаментом, а иногда и рельефными фигурами, относятся ко времени эллинизма, напри¬мер, ольвийская II в. до н. э. . Она с двухъярусным рельефным декором — внизу гирлянды, вверху кариатиды, поддерживающие за¬вершение цилиндра тулова, между ними женские маски. Крышка коническая гладкая, внутрь встав¬лялись два сосуда: один с углями, другой с арома¬тической смесью (Марченко И. Д., 1976а, рис. 6). Сероглиняная курильница с вдавленными солярными изображениями и дырочками найдена на поселении Беляус в слое II—I вв. до н. э. К концу античного периода во II—III вв. н. э. формы курильниц упро¬щаются.
Погребальный обряд развивал многотысячелетние традиции. Античные некрополи распо¬лагались в непосредственной близости от городов за пределами их оборонительных стен.  Наряду с грунтовыми могильниками они включают и курганы. Ранее V в. до н. э. некрополи  состояли только из грунтовых могил. Курганные за¬хоронения встречаются и в Греции, в Западном При¬черноморье их значительно больше. Несмотря на это, широкое распространение курганов вокруг горо¬дов Северного Причерноморья большинство иссле¬дователей связывают со скифскими традициями (см.: Цветаева Г. А., 1957а, с. 227 сл.). Господст¬вующим обрядом погребения было трупоположение в простых могильных ямах. Трупосожжения встре¬чаются почти во всех некрополях северопричерноморских городов, но сравнительно редко. Чаще всего спорадическое его применение различными племена¬ми Северного Причерноморья (Цветаева Г. А., 1951Г с. 75; Кастанаян Е. Г., 1959, с. 274; Шелов Д. Б., 1961а, с. 83 ел.).
Наиболее высок процент могил с трупосожжением в Херсонесе эллинистического пе¬риода - до 25% (Белов Г. Д., 19486, с. 158). В Пантикапее трупосожжения в VI—V вв. до н. э. составляют примерно 10—13%, а к эпохе эллинизма их доля снижается до 3% (Цветаева Г. А., 1951, с. 64, 69)'. Совсем незначительно число могил с тру¬посожжением в Ольвии (Парович-Пешикан М. Б., 1974, с. 52 ел.; Козуб Ю., 1974, с. 31).
Греческим погребальным обрядом является обы¬чай хоронить детей в амфорах или крупных сосу¬дах (Кастанаян Е. Г., 1959, с. 285 ел.). В Ольвии захоронения в амфорах отмечены в архаический и римский периоды (Книпович Т. Н., 1940а; Парович-Пешикан М. Б., 1974, с. 54; Козуб Ю. , 1974, с. 26). Они встречаются в Херсонесе (Белов Г. Д., Стржелецкий С. Ф., 1953, с. 33 ел.), реже в Панти¬капее — только в V—IV вв. до н. э. (Кастана¬ян Е. Г., 1959, с. 280 ел.), значительно чаще в ази¬атской части Боспора, ныне относящейся к России. В Фанагории (на Тамани) они известны на протяжении всей античной эпохи, встречаются в Гермонассе, Кепах, Танаисе (Блаватский В. Д., 1951в, с. 212; Кобылина М. М., 19516, с. 246; Мар¬ченко И. Д., 1956а, с. 105 ел.; Коровина А. К., 1968а, с. 75; Шелов Д. Б., 1961а, с. 88; Арсенъе¬ва Т. М., 1977а, с. 106).
Значительно труднее выяснить вопрос, с какими традициями связаны захоронения в простых могиль¬ных ямах прямоугольной формы или со скруглен¬ными углами. Они одинаково характерны для антич¬ных и местных могильников. Более показательны дополнительные конструкции в могилах или отдель¬ные черты обряда. Часто встречающиеся деревян¬ные надмогильные перекрытия объясняют влиянием местного погребального обряда.
 
 
Пояснения к рисункам вверху.
Таблица XLIII. Архитектура Горгиппии (Анапы)
I — восстановление фрагмента фасада здания ионийского ордера; 2 — реконструкция храма коринфского ордера I— II вв. н. э.; 3 — реконструкция храма дорического ордера IV—III вв. до н. э.; 4, 6 — кассеты с горгонейоном (4 — из Эрмитажа, б — из раскопок Анапы); 5 — фрагмент иониче¬ского антаблемента; 7 — реконструкция храма ионическогоордера II—I вв. до н. э.; 8 — блок с двумя кассетами (изо¬бражения Силена и Пана) из Гай Кодзора (Лпапский район); 9 — фрагмент дорийского антаблемента; 70 — фрагмент иони¬ческого архитрава с посвящением «Богу высочайшему». Со¬ставитель В. К. Голенко по материалам Е. А. Савостиной (Савостина Е. А., 1980)
 

Таблица CLI. Орнаментация лепных сосудов Приазовья
1 — резные штрихи с наколами по концам, лощение; 2 — ямочный орнамент с заполнением белой пастой по плечикам, резной орнамент на туловище, лощение; 3 — ямочный орна¬мент по венчику, ногтевой по плечикам; 4 — ямочный орна¬мент; 5 — резной орнамент, лощение; 6 — резной орнамент, лощение; 7 — резной орнамент, лощение; 8 — резной орна¬мент, лощение; 9 — ямочный орнамент; 10 — насечки по вен¬чику, ногтевой орнамент по плечикам; 11 — паленной валик с ямочным орнаментом, внизу сквозные проколы; 12 — сквоз¬ные проколы под венчиком, ниже — прочерченный орнамент; 13 — налепной валик с ямочным орнаментом; 14 — орнамент нарезками и наколами; 15 — насечки; 16 — двойной кольча¬тый штамп с ретушью между кольцами; 17 — кольчатый щтамп; 18 — налепы под венчиком; 19 — венчик чашки; 20 — венчик горшка; 21, 22 — венчики чашек; 23 — венчик миски, угловой штамп; 24, 25 — венчик чашки; 26 — венчик чашки, лощение; 27 — резной орнамент; 28 — резной орнамент на ту¬ловище горшка, лощение; 29 — насечки; 30 — налепной валик с ямочным орнаментом; 31 — вдавленный орнамент на руч¬ке; 32 — прочерченный орнамент на ручке; 33 — вдавленный орнамент на ручке; 34 — ямочный орнамент; 35 —верхняя часть ручки сосуда в виде птицы; 36 — ямочный орнамент, резные пояски; 37 — вдавлины по венчику, по плечикам про¬черченный орнамент; 38 — ямочный орнамент 1, 3 — Березань; 2, 4, 13, 15—17, 27 — Мирмекий; 5 — Порфмий; 6—8, 20, 24—26, SO, 35—37 — Тиритака; 9—12, 14, 18 — Ольвия; 19, 21, 29, 31—34, 38 — Илурат; 22 — Танаис; 23, 28 — Пантикапей. Составитель Е. Г. Кастанаян.

Если прочесть фундаментальный труд «Античные государства Северного Причерноморья» (М.:Наука, 1984) пока возможности нет, то пробегитесь в Интернете по названиям античных городов на землях России. И выясните немало любопытного. Тогда и решайте, стоит все это обязательно знать в отечественной истории (включая и философию, образование, науку (особенно военную), искусство и т.д.) или можно устойчиво забывать.
Конечно, многие знания – многие скорби. Но далеко не всегда. Да и без основательных знаний в условиях информационного общества у каждого человека перспектив почти нет.


Рецензии