Победитель

- В российских медиа Вас называют самым востребованным молодым певцом…
 - Действительно, зовут петь часто. Но, востребованность в серьезном смысле, думаю, определяется другими критериями, - размерами гонорара, например(смеется). А мои гонорары пока скромны.

 Юсиф Эйвазов –  молодой оперный певец, тенор.10 лет живет за пределами Азербайджана, в Италии. Впрочем, молодость не стала помехой ни успехам певца, ни его международной известности, ни - творческой востребованности.
Обладатель двух премий престижных международных конкурсов в Италии – Гран-при на конкурсе Джузеппе Верди в Милане и - третьей премии –  в  Кампобассо, Юсиф ведет сегодня активную концертную деятельность. За свою, пока еще недолгую певческую карьеру ему удалось исполнить ведущие оперные партии на театральных сценах Италии, Словении, России, Южной Кореи, Японии. Что свидетельствует о солидном сценическом опыте молодого певца - стажера миланской консерватории. Совсем недавно, в апреле этого года Юсиф дал концерт и на родине - в Большом зале Бакинской Музыкальной Академии. Эффектная программа с большим симфоническим оркестром Азербайджанского радио и телевидения им. Ниязи под руководством  Азада Алиева и при участии Азербайджанской Государственной хоровой капеллы была исполнена им на высочайшем профессиональном уровне. Хозе, Каварадосси, Герцог Мантуанский, Балаш –  образы созданные певцом  продемонстрировали и большой драматический талант молодого исполнителя. А проникновенное исполнение трио совместно с корифеями азербайджанской оперной сцены - сестрами - Касимовыми  элегической «Мольбы» Фархада Бадалбейли покорило сердца бакинских слушателей.

 … Концерт был своеобразным триумфом певца на родине. И не только потому, что он пел  перед земляками, демонстрируя собственные профессиональные достижения. Не потому, что  с ним  выступили две замечательные певицы и лучшие музыкальные коллективы республики. И не потому, что стоял он на сцене консерватории, в которой когда-то начинал…, и которая  ничего ему так и не дала и даже более того, - отреклась когда-то от него - отчислением. Не потому, что пел он в тот вечер прекрасно, и зал аплодировал ему.  Не - потому. Триумф был в том, что он…- пел! Вопреки всему – пел. В тот вечер он был победителем.

Тенор

-Любимый певец… ? -  Лучано Паваротти. Почему…? – Он – искренен, чист…,  ему веришь.
-Любимый тембр…? – Тенор, конечно.

Анджело Мазини, Энрике Карузо, Марио Дель Монако, Джильи, Бюль-Бюль, Франко Корелли, Лемешев, Пласидо Доминго, Хосе Карерас, Лучано Паваротти… - великие имена  великих оперных певцов разных времен. И всех их, помимо величия объединяет еще нечто - все они – тенора. Тенор - самый высокий мужской певческий голос(не считая редчайшего кастрального сопрано) и потому –  встречающийся не так уж и часто. Редкий голос. Возможно, по этой причине он и занял центральные позиции в итальянской классической оперной традиции. И многие из великих опер писались под великих теноров своего времени. Такова уж, традиция. Голос, который на протяжении вот уже многих веков ассоциируется у любителей и знатоков оперного искусства с разными романтическими персонажами мужского пола. Ревнивец Отелло - в порыве гнева  убивающий Дездемону. Легкомысленный и очаровательный губитель женских сердец - герцог Мантуанский из - «Риголетто». Страдающий в заточении  Каварадосси из - «Тоски»,   жертвенный – Радомес из – «Аиды» и -  героический - Кер-оглы из одноименной оперы. Их много – прекрасных и разных образов, запечатленных  в завораживающем звучании тенора. Звучании – нежном и лирическом и звучании исполненном героики и драматизма, с металлом в высочайших верхних нотах.
Надеюсь, я не сломала тебе жизнь…?

Сценарии наших судеб все же пишутся на небесах. И все, что с нами происходит и видится нам  – случайностью, на самом деле – случайностью не бывает. 
Жизнь Юсифа  шла по заранее распланированному  человеческому сценарию, согласно которому сын профессора металлургии должен был пойти по стопам отца и тоже стать металлургом. И вот он – студент второго курса политехнического университета. Но, - случайность, а скорее - провидение, исправляющее погрешности  человеческих  сценариев, привело его в забавную театрализованную студенческую игру - в - КВН. Где нашему герою поручили… - спеть. Удачное выступление, миг славы в университетском масштабе и… - мечты о сцене. Правда, поначалу о сцене - эстрадной, где он грезил себя исполнителем легких зажигательных модных песенок. Наверняка,- в лучах славы и в окружении толпы поклонниц. Молодость! Но, мечта  пришла всерьез и надолго и терзала так сурово, что он все же пришел туда, куда не мог не придти, согласно небесному сценарию. Судьба привела его в- консерваторию. И хоть в храме искусства не пришли в восторг от пения юного любителя модных песенок, мечту это не смутило. И он поступил на подготовительное отделение при консерватории. И отсчет времени в новом сценарии - пошел….
-Тогда  все было ужасно. Я не понимал, - чего от меня хотят? Иногда не понимал, – чего хочу сам?  Стать оперным певцом я не хотел, к серьезной музыке был тогда равнодушен. Пока случайно не услышал голос Монсеррат. Транслировали ее концерт из Большого зала московской консерватории. Она  пела арию, помните, - сцену у Нила из «Аиды»? И я вдруг понял, что больше всего на свете хочу петь оперу.
Ровно через десять лет после всех этих «случайностей» он споет свой большой сольный концерт на этой сцене. А еще расскажет Монсеррат, что пришел в профессию благодаря ее пению. На - что оперная дива ответит,- Надеюсь, я не сломала тебе жизнь…?
Любил, страдал и был счастлив.

-Я  считаю, что вокалом заниматься надо начинать  во взрослом возрасте. Вокал – тяжелая физическая работа. И один час занятий приравнивается к четырем часам работы грузчика.
-…Голос требует постоянных занятий. Ты просыпаешься, надо его настраивать, а он не слушается. То ли - не доспал, то ли – наоборот. Или переутомился вчера или – голоден. Или – расстроен, нервничаешь. Такой вот, инструмент.

Голос оперного певца  – музыкальный инструмент. Живой инструмент - из плоти и крови. И  потому - очень хрупкий инструмент, требующий бережного к себе отношения. И если при неудачной игре на скрипке порвется струна, ее можно заменить. В голосе певца ничего не заменишь. И вместе с тем,  живой голос оперного певца обязан звучать так, чтобы не только стать равноправным участником музыкального действа, но, перекрыть звучание большого  симфонического оркестра. Без микрофона! Чтобы научиться  профессиональной игре на скрипке, необходимо  учиться не менее десятка лет. Профессиональному пению учатся так же, а порой и всю жизнь. Шаг за шагом, каждодневной титанической работой делая голос гибким и выносливым. Работая над  дыханием, над каждым звуком, над каждым пассажем. Чтобы филигранность и легкость в звучании голоса певца убеждала слушателя, что петь –  занятие  удивительно простое, приятное и необременительное. А созданному  певцом  образу – верили.
Звучал голос  Юсифа… Незабываемый тембр - естественное бархатистое звучание нижнего и среднего регистров и блестящие теноровые верха, высокая позиция звука и полифоничное его ведение. Особенная  интонация. Интонация голоса, как отпечатки пальцев, - уникальна и неповторима. Она раскрывает суть поющего, рассказывая о нем все, что, наверное, тот и сам хотел бы утаить. По интонации слышишь – великодушный он или - жестокий, наивный или – умудренный жизнью. Интеллектуал или – невежда. Человек - рассудочный, холодный или импульсивный, наполненный горячим чувством любви к этому миру. Счастлив он или страдает. Голос Юсифа вместе с его героями любил, страдал и был счастлив.

-Это все внутреннее ощущение, - идешь за чем-то и знаешь, что нужно за этим идти. И  тогда жизнь сама выводит.
- Вы считаете себя везунчиком?
– Да, Я никогда ничего не выигрывал и все получал с трудом. Но я получал это!
- Вы - обидчивы?
- …Уже – нет.

Путь к сцене был долгим. Буквально, «заболев» фанатичным желанием –  стать оперным певцом, он  постоянно пропадал в консерватории. Брал из консерваторской библиотеки клавиры и выучивал наизусть партии, иногда даже те, что ему  не были нужны - для баритона или сопрано. Ему важно было знать  все - об опере. Вот только петь – не получалось. К тому времени он стал учеником Хураман Касимовой – народной артистки и поющего, гастролирующего педагога. Это существенно сказывалось на его занятиях -  педагога  он видел крайне редко.
-Тогда был тяжелый период, даже не хочется вспоминать. Я знал наизусть все партии, но не мог спеть ни одной арии с начала до конца. Ничего не получалось. Я сходил с ума, не спал ночами. И тогда как-то раз мысленно попросил Бога, – Дай мне - Это! Это мое единственное желание! Я больше ни о чем тебя не попрошу. И знаете? - помогло! То ли это было благословением, то ли – проклятием…? Но все сдвинулось с мертвой точки. Буквально через несколько дней приехал наш соотечественник из Италии -  вокалист. К тому времени он там  обосновался и даже давал уроки вокала. Он  убедил меня уехать в Италию одной фразой – надо пожить в той языковой среде, подышать  воздухом Италии, поесть макарон, чтобы прочувствовать философию родины великих певцов. Назавтра я уже собирал чемодан. Правда, вскоре после моего отъезда меня исключили из консерватории, но, теперь думаю, что это было к - лучшему.

Жизнь в Италии для восемнадцатилетнего азербайджанского паренька из интеллигентной семьи не была легкой. Чужая страна, чужой язык, да и надеяться теперь приходилось только на себя. Спонсоров у Юсифа не было. И он работал, много работал. Иногда выполнял тяжелую физическую работу, чтобы зарабатывать не только на более или менее  сносную жизнь, но, в основном на то, чтобы оплачивать уроки у известных итальянских мастеров оперного искусства. А через некоторое время Юсиф был принят в консерваторию в Реджио Эмилия.
 - Это мои маленькие победы, которых мне никто не преподнес на блюдечке. Да, я работал, где только мог, но не стыжусь этого. Зато я имел возможность побывать у - Доминго, у  Монсеррат Кабалье, у  Корелли, у Ренаты Тибальди, за год до ее смерти. Был у Лучано Паваротти. Счастьем было - видеть, как они работают! Они все вместе много мне дали… Конечно, если б у меня была тогда помощь, возможно мне было бы легче и не пришлось бы идти к своей цели столько лет. Но я ни о чем не жалею.

 Дебют Юсифа  состоялся в Милане, через  8 лет со дня его прибытия в Италию. Это было концертное исполнение «Травиаты» с большим симфоническим оркестром, где Юсиф спел партию Альфредо. Кстати, персонаж этот Юсифу, почему-то, не очень нравится, он считает его блеклым и бесстрастным. После первого же выступления, которое оказалось более чем успешным, ему было предложено турне по Италии. Два спектакля и 15 концертов. А далее… - посыпались предложения и приглашения. И  был заключен  договор с австрийским  агентством.
Сегодня  Юсиф  много работает над собой. Репертуар его постоянно пополняется. Он с равным успехом исполняет партии и лирического и драматического плана. Верди, Пуччини, Россини, Беллини, Леонкавалло, Римский-Корсаков, Гаджибеков, Чайковский, Амиров – небольшой перечень композиторов партии из опер которых он исполняет. В его репертуаре - вокальные циклы, романсы, народные песни. А еще Юсиф недавно принял участие в исполнении великого творения Моцарта – «Реквиема». Надо сказать, что согласно традиции, подбор исполнителей для этого произведения  всегда бывает очень строгим. Юсиф  выступил  и на юбилейном концерте великого русского хорового дирижера - Владимира Минина. Спел мастер-класс у Пласидо Доминго. Словом, всего не перечислишь.

------------------------------------------
На стадии полного замешательства.
 
- Вы многого достигли…
 - Я ничего еще не достиг! Я только пытаюсь приблизиться. Вот, когда спою «Аиду» в Метрополитен Опера…!
- Любимый оперный композитор…?
- Пуччини. Я чувствую в нем себя свободней, могу позволить себе многое.
- Вы все же закончили металлургический…?
-Да, по цветным металлам.
- Хорошая профессия, можете и ювелиром быть?
- Могу.
-Любите драгоценности?
- Очень! Особенно - камни. Они у меня, почему-то ассоциируются с победой жизни. Рубины, изумруды… Смешно, наверное…?
- Жизни? Но, ваш любимый цвет - черный.
- Да, но это сплав всех цветов жизни.
-Малевич…?
- Да.   
- Личная жизнь…?
 –Приходиться выбирать…, пока выбрал работу.
- Идеал женщины?
- Моника Белуччи. Красивей и женственней никого не встречал.
- Ваши отношения с шоу бизнесом?
- Пока - не очень. Правда, хочу записать диск - в стиле «кросс-овер», спеть песни Муслима Магомаева.
- Но, он – баритон.
-А я – тенор.
-А - «Новая Волна» в Юрмале..?
- Ах, да, это же – шоу-бизнес! Буду участвовать.
- Джаз - поете? Сегодня многие  поют джаз.
- Нет, кроме Гершвина, разумеется, – «Порги и Бесс». Не понимаю эту музыку, очень сложная. Не слышу мелодию, возможно, не дорос.
-На какой стадии Вы себя чувствуете?
-На стадии - полного… замешательства…
-Страшно боялся сцены! Было такое напряжение… Теперь иногда не боюсь…, музыка – защищает….

Таинство музыки…! Познать музыку до конца невозможно. Здесь бессильно все – и самое богатое воображение, и анализ суровой человеческой логики. Непознанная - она существует сама по себе – во всем и - над всем. В звучании этого мира и в звучании вселенной. Иногда позволяя ненадолго приблизиться к себе, и то не всем, а только - избранным. Избранным - для служения ей. И даже из них остаются лишь единицы, способные  служить ей преданно и бескорыстно. Отдавая  себя, забывая о простых человеческих радостях. И тогда приходит великая  награда. Когда ты уже не боишься сцены, когда она – вся твоя жизнь, и твоя вера, и твоя - правда. Когда ты восходишь на нее, чтобы отдать то, что снисходит на тебя - Свыше. И ты чувствуешь это. И приходит ощущение тепла и эйфории… Ощущение Божественной любви, переполняющей тебя….

 - Ваша - цель ?
-Достичь мастерства.
- А - конечная?
 – Знаете, это прозвучит глупо, но очень хочу, чтобы, когда меня уже не будет, кто-то поставил бы мой диск, послушал и сказал, – как он поет! И – все…!


Рецензии
Прочитал с большим интересом, буду искать, где его послушать.
Но ведь сейчас и Рашида Бебутова не найти!!! Будьте добры , посмотрите на моей странице рассказик Баку, очень хотелось бы знать Ваше мнение.
С большим уважением Александр.

Александр Багмет   11.01.2012 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв.

Лейла Сабзали   12.01.2012 14:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.