Сказка ложь, да в ней намёк

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» — так сказал великий русский поэт А.С. Пушкин, и его слова более чем справедливы.
Не одно поколение задумывается над тем, какой смысл несут в себе такие простые сказки, как «Курочка Ряба» или «Колобок», «Красная Шапочка» или «Золушка». «Курочку Рябу» нередко истолковывают как осмеяние неразумности стариков, которые не понимают, что выгоднее продать золотое яичко целиком, чем по частям, потому что в своем первоначальном виде — это произведение искусства, чуть ли не Фаберже, тогда как части целого — это просто кусочки драгоценного металла. В «Красной шапочке» вообще видят триллер, боевик или — того хуже — ужас, пытаясь доказать, что такие сказки писать для детей неразумно. И мы, обычные читатели, чаще соглашаемся с рассуждениями дилетантов, не зная глубинной сути, заложенной в произведении.
Чем не жанр ужасов, когда маньяк-волк жестоко расправляется со старой беспомощной женщиной и маленькой девочкой, проглатывая их? Чем не боевик, когда блюстители правопорядка — дровосеки с топорами — набрасываются на маньяка-убийцу? И чем не фантастика, когда на глазах изумлённого читателя происходит поистине фантастическое действие: топором вскрывается живот преступника, а оттуда, «живые и невредимые», появляются жертвы?
Но на самом деле эти и многие другие сказки не несут того смысла, который мы, по невежеству своему, в него вкладываем.
О чём же они?
Ответ легко отыскивается не в критических статьях, а в книгах по астрономии. Он до банальности прост. Такие сказки, как «Колобок», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Золушка», «Двенадцать месяцев» и некоторые другие, оказываются, несут в себе астрономический смысл. Древние, придумавшие их, были не так глупы, как мы думаем, а может быть, в чём-то и умнее нас. По крайней мере, возвести нечто подобное египетским пирамидам нам, живущим в эпоху величайшего технического прогресса, до сих пор не удалось, а детские сказки, написанные современными писателями, примитивнее, чем истории наших предков. В нынешних сказках сюжет связан с бытом, в сказках прошлого часто — с космологическими познаниями. Давайте взглянем на знакомые сказки «под углом астрономии» и убедимся в этом сами.
Возьмём, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и посмотрим на главную героиню не как на маленькую девочку, которой мама подарила красную шапочку и которую отправила к бабушке через лес, где рыщет голодный и хитрый волк, а как на солнце, наше дневное светило, которое утром появляется на небе и целый день шествует по небосводу, пока тьма не поглотит его.
Солнце в этой сказке явлено в образе маленькой девочки, а маленькой потому, что утреннее солнце похоже на ребёнка. «Красная шапочка» и «красно солнышко» — эти сочетания близки по значению. Матерью, как всем известно, называют природу. В народе так и говорят: мать-природа. Бабушка — это старое, заходящее солнце. Путь девочки от своего дома к дому бабушки — это ежедневное путешествие дневного светила по небу.
Вечером солнце исчезает с небосвода и не появляется до самого утра. Ночь — это волк. Волк в сказке проглатывает и бабушку и внучку, ведь солнце вечером поглощает тьма. Брюхо волка — это тьма, распоротое брюхо — рассвет. Утро — это дровосеки. Они распарывают брюхо волку, и оттуда выходят бабушка и Красная Шапочка. Девочка возвращается домой, к маме, то есть туда, откуда должна начать свой новый поход по лесу (небу), чтобы опять пойти к бабушке, то есть к вечернему солнцу. Корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несёт своей бабушке, — это благость, которую дарит нам солнце каждый день.
Вот и весь «шифр». Стоит только задуматься и приложить этот «золотой ключик» к «волшебный двери» сказки, как всё станет ясным и понятным. В «Красной Шапочке» описан дневной путь солнца. Таким «замысловатым» образом (в виде аллегорий) древние передавали свои знания в сказках, мифах и легендах.
Обратимся к другой сказке — к «Курочке Рябе», более наивной, как нам кажется, и несколько непонятной в силу странного и, по нашему мнению, неразумного поведения стариков. Но, прежде чем приступить к её интерпретации, нам нужно вспомнить ещё один астрономический факт — смену времён года. Даже школьнику, не говоря уже о людях взрослых, известно, что ось нашей планеты несколько наклонена. В силу этого ее вращение напоминает вращение волчка. А так как она еще и движется вокруг Солнца по вытянутой орбите, то летом солнца много, а зимой мало. Происходит это потому, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом, дни становятся длиннее и тепла больше. Зимой дневное светило движется низко над землёй, вследствие этого дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, становится холодно. Об этом — сказка про золотое яичко-солнце.
В сказке «Курочка Ряба» солнце — золотое яичко, которое снесла курочка. Курочка Ряба олицетворяет природу, рождающую всё; старик и старуха — род человеческий. Ему — миллионы лет, поэтому и показано человечество в образе старых людей. Дед и баба пытаются разбить яйцо. Бить золотое яйцо — значит трудиться под солнцем. С ранней весны и до поздней осени трудятся люди на земле с утра до ночи, чтобы  добыть себе пропитание. Так было в древности, так есть сейчас, так будет и в будущем, и изменить порядок вещей невозможно, потому что в этом смысл жизни.
Весеннее солнце катится по небосводу как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедрое и дарует людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. Но вот солнце делается другим: оно уже не поднимается так высоко и не имеет той силы, что раньше. Солнце всё ниже и ниже клонится к земле и становится всё слабее и слабее. И наступает день, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что, образно говоря, даже мышка может задеть его хвостом. Происходит это в день зимнего солнцестояния, который выпадает на 22 декабря. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце своего царствования на небе и об уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы.
Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая и морозная, и нужно прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей — род человеческий, и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, вы опять выйдете на поля и будете “биться за урожай”».
С 22 марта, дня весеннего равноденствия, светлое время суток станет заметно удлиняться, и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала.
«Курочка Ряба» — рассказ о состоянии солнца в летний и зимний период: летнее солнце — это золотое яичко, зимнее — разбитое яйцо.
Сказка «Золушка» отражает смену времён года. Золушка — это зимнее солнце, а мачеха — лютая зима. Зимой солнцу не пробиться сквозь чёрные тучи — злость мачехи. И как ни старается, как ни пытается светило прорваться сквозь толщу и мрак тяжёлых снежных туч, оно не может показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую. Но ничто не пугает бедную девушку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает Золушка что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой женщине. Это очень напоминает борьбу солнечных зимних дней с пасмурными. Но не бесконечно так продолжается. Наступает час, когда всё в жизни меняется.
В сказке это бал, бал лета. Мачеха не желает брать на него свою приёмную дочь, что вполне понятно, потому что она, то есть зима, хочет пристроить своих дочерей, метель и вьюгу, чтобы с их помощью влиять на «политику» королевства (природу). Золушка страдает, попав в сети злых интриг. Но в природе всё закономерно, и как добро побеждает зло, так и лето побеждает зиму. Неожиданно появляется фея — закон природы, которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в её дела и пытался изменить правила, ею установленные. Ничто не сможет приостановить смену времён года.
Фея присылает птиц, призванных помочь девушке перебрать смешанные зёрна. Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Весенний дождь, который должен был вымыть окна и двери, не только омывает землю, но и всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, омывает деревья; он очищает всё, делая мир светлым и праздничным. Но ни птицы, ни дождь не приносят нового «наряда» солнцу, это может сделать только природа, которая выступает в этой сказке в образе феи. Золушка (зимнее солнце) не имеет соответствующего убранства, без которого не пустят на бал, а значит, не начнётся весна.
Старую одежду девушки фея превращает в золотой наряд: весеннее солнце ярче зимнего, его преображение явно, как изменение облика замарашки. Но чтобы попасть на бал, кроме платья, нужна ещё и карета. И это не составляет труда для феи: появляется карета, запряжённая шестёркой лошадей. Солнцу на балу лета быть ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет зимним, тусклым, а следовательно, и девушка из принцессы превратится в замарашку, какой была. Ей придётся вернуться в дом своей мачехи-зимы и, как прежде, выполнять чёрную работу. Злая мачеха снова будет хмуриться и злиться. Но ничто не вечно. В девушку-солнце должен влюбиться принц-лето, который будет искать прекрасную незнакомку, что вполне понятно, ведь лето выводит солнце на небесную орбиту, где оно будет царствовать шесть летних месяцев. 
Сказочник, призванный отразить в сюжете закон природы, не мог дать другую судьбу девушке, как бы он ни симпатизировал ей, потому что закон небес неизменен: одно время года сменяет другое, как не бывает вечной зимы, так не бывает и вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Но то, что служанку принц, благодаря своей власти, выводит в высший свет, — это хорошо видно в сказке.
Полгода принц искал прекрасную принцессу, полгода бедная девушка жила в доме своей мачехи и работала на неё. Только всему плохому когда-то приходит конец. Принц нашёл свою принцессу по туфельке — опознавательному знаку. Фея помогла замарашке преобразиться. Принц женился на красавице. Он стал королём, а Золушка — королевой. Так снова стало править лето, которое сменило зиму.
«Золушка» — это сказка о смене времён года, а «Двенадцать месяцев» — сказка о законах природы, которые человек не в силах изменить.
Сюжет этой сказки прост: одна вдова приютила в своём доме сиротку, но не из добрых побуждений, а из желания иметь в доме прислугу. Падчерицу она заставляла выполнять самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, видя в ней соперницу: девочка-сирота была очень красива и пригожа, а с каждым днём она становилась ещё лучше и краше.
А что может быть краше солнца? Нет ничего на свете лучше чудотворного светила.
Решили мать (зима) и дочь (метель) сжить сироту (солнце) со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали самую тяжёлую работу. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку: послать её в морозную зимнюю ночь в лес за фиалками, которые, как известно, цветут только весной.
Но судьба-природа оказалась благосклонной к несчастной девушке и привела её к костру, вокруг которого собрались сразу двенадцать братьев-месяцев. Узнав причину появления девушки в лесу, Январь уступил место Марту. И свершилось чудо: расцвели среди зимы фиалки, с которыми падчерица и вернулась домой.
Мать и дочь удивились не столько благополучному возвращению девушки, сколько фиалкам, которые она, несмотря ни на что, принесла. Недолго думая, они вытолкнули сироту из дома и приказали принести земляники. И снова судьба-природа улыбнулась девушке, Январь уступил место Июню, и падчерица вернулась домой с корзинкой земляники.
Но не радость, а ещё большую злость вызвало у мачехи и её дочери возвращение сироты. Последовал новый приказ: принести яблок. И в этот раз судьба смилостивилась над бедной девушкой и опять привела её к костру братьев-месяцев. Ещё больше удивились братья, потому что зима — не время для яблок: до осени ещё девять месяцев. Но спорить было не с кем, и старший брат передал свой посох Сентябрю. И вновь свершилось чудо: в одно мгновение лопнули почки на дереве, распустились листья, появились цветы и поспели румяные яблоки.
Когда девушка вернулась домой, мать и дочь так изумились, что без раздумываний, бросились в лес собирать цветы, землянику и яблоки, а заодно и всё то, чего не приметила ненавистная им падчерица. Но зло добра не порождает. И мать и дочь из лесу не вернулись, что означало исчезновение зимы со сцены года. Читателю остаётся понять, что желание людей не сможет нарушить естество природы, не сможет изменить её закон.
Власть природы сильнее прихоти человека. Безрассудство может быть опасно для жизни самих же людей. Если человек захочет повернуть закон природы вспять, то она может «отомстить» ему. Человек только считает себя царём природы, на самом деле он слаб перед её силами.
Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть зимнее солнце, и обручение её с Мартом, которое состоялось в конце сказки, означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это в день весеннего равноденствия — 22 марта.
Сказка «Колобок» тоже имеет астрономический смысл. В роли солнца здесь выступает колобок, а в роли всерождающей природы — баба. Испекла баба колобок, что означает: породила природа весеннее солнце; а он возьми и укатись, то есть покатилось солнце по небу, но путь его в сказке не дневной, а полугодичный. Катится-катится колобок — а навстречу ему заяц.
На небе есть созвездие Зайца. Оно находится рядом с созвездием Ориона, как раз под ногами этого величественного охотника. Заяц пожелал съесть колобка, о чём и объявил ему. Но созвездие Зайца не опасно для дневного светила, а потому покатилось оно дальше, благополучно миновав его.
Катится солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится созвездие Волка. Созвездие Волка находится возле созвездия Центавра. Волк так же, как и заяц, угрожает колобку расправой, но он уходит от зверя, а солнце благополучно минует это созвездие на небе.
Потом повстречалось солнцу созвездие Медведя. Это может быть созвездие Большой Медведицы и созвездие Малой Медведицы. Но и им не дано ничего изменить в путешествии дневного светила по небу. А следовательно, солнце проходит и эти созвездия.
Катится колобок дальше, а навстречу ему лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Лиса при виде румяного колобка тоже решила полакомиться им. Колобку не удалось уйти от лисы, и он оказался съеденным ею.
Так заканчивается сказка, так заканчивается триумфальное шествие дневного светила по небу. С 22 июня (дня июньского солнцестояния) дни становятся короче, потому что солнце появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы или тёмное пятно с таким же названием, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает Солнце, укорачивая его пребывание на небе.
Скандинавская сказка о великаншах Фенье и Менье, вращающих волшебную мельницу, тоже затрагивает астрономическую тему. У короля Фроди среди сокровищ имелось нечто бесценное: гигантская мельница, состоящая из двух огромных жерновов, которые обладали волшебной силой. Однажды кузен-король подарил ему двух великанш по имени Фенья и Менья. Фроди приказал рабыням молоть на мельнице, и из-под жерновов стали выходить мир, процветание, хорошая погода и неограниченное богатство. Когда великанши устали, они просили дать им отдых, но король отказал в их просьбе. Изнеможенные рабыни стали вращать жернов в другую сторону. И из-под камней начали выходить чума, болезни, конфликты и распри.
Обессиленное королевство сделалось добычей короля Майзингера, который в качестве одного их многочисленных трофеев взял волшебную мельницу с великаншами. Он погрузил добычу на корабль и приказал теперь уже своим рабыням молоть соль, так как недостаток соли в его королевстве грозил голодом, потому что в теплое время протухали мясо и рыба. Когда соли стало больше, чем требовалось, рабыни попросили отдыха у своего нового хозяина, но и он, обуреваемый жадностью, отказал великаншам. Тогда они стали вращать мельницу с такой сумасшедшей скоростью, что ее «опоры, хоть и укрепленные железом, резко разлетелись на куски». От этого корабль затонул, вместе с ним пошли ко дну мельница и великанши. Так как они не получили приказа прекратить работу, то продолжают крутить жернова и до сих пор, поэтому воды всех морей такие соленые.
Эта аллегория говорит о прецессии равноденствий. Ось и железные опоры мельницы при этом означают систему координат небесной сферы и формируют раму, каркас мировой эпохи (небесного механизма). Полярные оси и колюры образуют некое невидимое целое. При смещении одной детали вся система переходит в новое состояние. Когда это случается, на смену старому «аппарату» приходит новая Полярная Звезда с соответствующими колюрами.
Если становится ясной «система космической мельницы», сказочная аллегория делается понятной. Здесь возникает образ структуры (основы) мировой эпохи — того самого небесного механизма, который функционирует 2160 лет, когда Солнце встает в одних и тех же четырех ключевых точках (как сейчас в дни весеннего и осеннего равноденствия — в созвездиях Рыб и Девы, в дни летнего и зимнего солнцестояния — в созвездиях Стрельца и Близнецов), а затем медленно переходит к новым четырем созвездиям-координатам на следующие 2160 лет. В результате прецессии равноденствий в не столь далеком будущем весенняя точка переместится из Рыб в Водолея. При этом остальные три характерные точки тоже переместятся (из Девы, Близнецов и Стрельца в Льва, Тельца и Скорпиона), как будто в гигантском небесном механизме переключится передача.
Сказки живут и сейчас, но уже никто не знает, о каких тайнах пытались поведать их создатели. В главных персонажах читатели видят только зверей или людей и понимают лишь то, что в этих чудесных рассказах добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди могли видеть в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.
Шекспировский Гамлет, который, явившись орудием судьбы и выполнив свою миссию, должен сойти со сцены жизни, есть тоже закон астрономической прецессии. Но это уже сказка не  для детей, а для взрослых…
Выходит, прав был Пушкин: сказка — не совсем то, о чем в ней говорится. Сказка — ложь, но «в ней намёк», что означает: каждая или почти каждая сказка содержит ключ к разгадке каких-то явлений. Для нас, современных людей, сказка — урок, который мы должны усвоить. Постигая малое — постигнем большое. Этому следует учиться самим и учить детей.


Рецензии