8. Афиниада, Киприан, Астерий, Гайна, Руас

Афиниада , Киприан, Астерий, Гайна, Руас

Императорица Евдокия. (выше)
Икона из мрамора, инкрустированная драгоценными камнями, X век — почти единственный уцелевший предмет в подобной технике. (Стамбул, Археологический музей, ранее — церковь монастыря Липса)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Aelia_Eudocia_mosaic.jpg

Монета с изображением Евдокии (выше)
Многотысячелетнее влияние Великой Скифии на большую округу неизбежно сказывалось и в процессах борьбы новых религий со старыми, христианской философии с языческими. И это отражают судьбы интересных исторических личностей.

Афиниада (Элия Евдокия; Aelia Eudocia Augusta, до крещения Афинаида (Athenais); ок. 401 — 20 октября 460 года) - языческое имя дочери-красавицы греческого софиста Гераклита (Леонтия), жены с 421 г. императора Феодосия П (его политику во многом и определяли скифы-аланы Аспары).
Под ее влиянием императорскими указами в 425 г. открыта высшая школа (по сути, университет) в Константинополе, учитывающая и традиции античного образования в Скифии (основные уровни греко-латинской грамматики и риторики, с небольшими курсами законоведения и философии). Вероятно, младшие Аспары и другие выходцы из Скифии получали там образование (звание консулов и высокие должности в Византии без соответствующего образования обычно не давались).
С двухлетней дочерью Афиниады Евдоксией еще в 423 г. был обручен римский император Валентиан (брак окончательно оформлен в 437 г.). Афиниада была в хороших отношениях с Пульхерией, материю Валентиана. Посещала Иерусалим и живо интересовалась монашеской жизнью (среди монахов было немало выходцев из Скифии).
Занималась творчеством. От имени мученика Киприана Афинриада написала:
"Я вынес из Скифии знания птицегаданий, знамений по звукам; сверх того, научился понимать извилистые следы животных, вещие голоса могучих людей (халдеев-волхвов: П.З.), которые способны предвидеть будущее. (Да и понимал) треск деревянных досок, а также и скал, голоса из могил давно умерших людей, скрип дверей, трепещущие переливы людских песен….".
Что мог вынести из Скифии близкий волхвам Киприан – надо было хорошо представлять. Афиниада явно имела сведения о многотысячелетних традициям всевозможных гаданий скифских прорицателей.
Православная церковь 15 октября чтит память священномученика Киприана, святой мученицы Иустины и святого мученика Феоктиста. Кратко о нем говорится следующее.
Священномученик Киприан, святая мученица Иустина и святой мученик Феоктист якобы были умерщвлены в Никомидии в 304 году. Никомидия – город Вифинии Южного Причерноморья, веками привлекавшего выходцев из Скифии, а затем славян, включая казаков.
 
http://www.istorya.ru/book/atlas1/original/15.jpg


Святой Киприан был язычник, родом из Антиохии, где еще до времен Александра Македонского хватало выходцев из Скифии (например, при скифском царе Мадии в 612 – 584 гг. до н.э. http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2391). Скифы основали здесь Скифополь, Русополь (Россос) и другие города (http://www.rusobsch.ru/loginov_chin.html). В первые века христианства влияние патриархии Антиохии доходило до округи Кавказа  По версии православных богословов, еще в раннем детстве Киприан был отдан  нечестивыми родителями в служение языческим богам. Обучался философии и волхвованию в языческой Греции и в Египте и удивлял всех своими познаниями в тайных науках, путешествуя по разным странам и совершая перед народом всевозможные "чудеса". Уже здесь допускается и его появление в округе Причерноморья.
С семи лет до тридцати Киприан обучался в крупнейших центрах язычества - на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув премудрость языческой философии и чародейства, был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, якобы видел самого князя тьмы, беседовал с ним и получил от него полк бесов в услужение.
Тавропола (Орсилоха )— девственная богиня, культ которой был распространен в Тавриде (округе Крыма). В жертву ей приносили людей (в частности всех чужеземцев, попадавших в руки тавроскифов, позже византийцы к тавроскифам относили и руссов Святослава). Античные мифографы ее отождествлялась с Артемидой – сестрой Аполлона, от культа которого христианство немало заимствовало. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хрис
 Таврополь — прежде всего, как ныне считается, здесь храм в честь богини Артемиды (Дианы — богини луны, почитавшейся также покровительницей свежей, цветущей жизни природы) на острове Икаре, в юго-восточной части Эгейского моря (Архипелага). Но Афиниада писала о Киприане всего через несколько лет после его гибели и указывала на посещение чародеем именно Скифии.
Скифия, по ее мнению, научила Киприана:
- знанию птицегаданий;
- знанию знамений по звукам;
- пониманию извилистых следов животных;
- пониманию вещих голосов могучих людей (халдеев-волхвов: П.З.), которые способны предвидеть будущее;
- пониманию значений (непроизвольного ?) треска деревянных досок, а также и скал;
- пониманию голосов из могил давно умерших людей;
- пониманию (непроизвольного ?) скрипа дверей;
- пониманию трепещущих переливов людских песен….
Смысл всех этих знаний и пониманий был важен для философии магов, но он – вероятно – не важен светской философии.
По житиям, вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать мертвецов. Многие людские души сгубил великий жрец, обучая их чародейству и служению бесам.
Тогда в Антиохи жила и христианка - девица Иустина (Устина, Юстина). От языческого заблуждения она перешла сама, приведя к истинной вере отца и мать. Проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, но святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства склонить Иустину к замужеству.
Заклинаниями насылал Киприан на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой ко Господу. Даже один из бесовских князей и сам Киприан, силою волшебства принимавшие различные обличья, не могли искусить святую, огражденную твердой верой во Христа.
Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Устины и на весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, открылась вся глубина его падения и ничтожества тех, кому он служил.
"Если ты боишься даже тени Креста и трепешешь Имени Христова, - сказал Киприан сатане, - то что ты будешь делать, когда сам Христос придет на тебя?"
Диавол тут же набросился на отвергшегося его жреца и стал бить и душить его. Святой тогда впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападении вражия. С глубоких покаянием пришел он к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои бесовские книги. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.
 Подвигом последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа; через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день - в иподиакона, на тридцатый - в диакона, а через год рукоположен во пресвитера. В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа.
Священномученик обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Юстина удалилась в монастырь и была избрана в игумении.
Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (каких только святых эпоха этого императора не наплодила !) епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними. Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.
http://www.kuzmolovo.ru/index.php?nav=175
Мощи святых Киприана и Иустинии периодически доставляются в города России, например, побывали в Краснодаре и Москве в конце 2007 г.
Афиниана жила во времена тотального влияния выходцев из Скифии на жизнь в империи. Философ-неоплатоник Синезий (370-413).  констатировал в начале 5 века: "Выходцы из Скифии занимали и унижали высшие должности в империи; их свирепая молодежь, гнушавшаяся благотворительных уз закона, заботилась о том, чтоб присваивать себе богатство, а не о просвещении (цивилизованного, римского: П.З.) народа, который был для нее предметом презрения ненависти". Это нельзя было сказать о всех сотнях тысяч и миллионах скифских переселенцев в Римскую империю и Византию, так как из некоторых переселенческих родов, особенно в Азии, произошли - например, - и раннесредневековые отцы церкви. Да скифы и сарматы (как выходцы из Скифии и Сарматии) стремились не только к власти и богатству, но и к высотам сложнейшего мастерства своего времени. http://gumilevica.kulichki.net/VAA/vaa124.htm
Традицию скифского наполнения многих греческих и римских городов отмечал тот же Синезий. Он обращался в 399 г. в Константинополе (Царьграде летописей) к императору Аркадию, при дворе которого властвовали северяне: "... Удивляюсь нашей глупости как во многом другом, так, в особенности, в следующем. Всякий мало-мальски зажиточный дом имеет скифского раба; и стольник, и пекарь, и водонос у каждого - скиф; и из числа свиты носящие на плечах низкие складные стульчики для того, чтобы господам можно было садиться на улицах, - все скифы, так как это племя искони признано способным и наиболее достойным служить римлянам...".
Это находило многовековое выражение в римском "сервус" (раб), византийском "склавус" (раб) и подобных словах, унижающих выходцев из Скифии в возникших на латинской основе языках до сих пор (например, в английском). Округа Эллады, начиная с Афин, общественных служителей называла "скифами", а служанок - "скифянками". Это обилие "скифов" было стратегической опасностью для высокомерных южных городов (тираний - по сути) и империй. Император Феодосий Великий сделал скифов союзниками, даровал права гражданства, наделил почестями и частью римской земли в разных местах. Но тем вызвал и зависть у германцев и других народов, хотя они - как скифы - не ходили на Египет, даже в мифические времена Тифона и Осириса.
Скифы, отмечалось во времена Афиниады - не германизированные готы или франки, а именно дальние родичи Анахарсиса, потомки стражей древних Афин, героев античных походов на Египет. К сожалению, в ту пору тоже властвовал принцип: "Сила есть - ума не надо!". И он влиял на многотысячелетнюю память в самой Великой Скифии - хранителей памяти о славном прошлом в огромной державе оставалось все меньше. А вот на чужбине бывшие варвары-скифы множились и достигали немалых высот.
Феододит (умер около 457 г.), епископ Кирский и философ-богослов (знавший А.), считал, что скифы и савроматы, как и близкие им - со времен скифских походов к Нилу, - египтяне, были в империи отличными кожевниками, медниками, плотниками, живописцами, кораблестроителями или кормчими (лоцманами) - то есть мастерами на все руки (вне национальностей): "Будут ли они скифы, или савроматы, (или иберы), или египтяне, заказчики с удовольствием пользуются их ремеслами, требуя только аккуратности в них, а на различия племен нисколько не сердятся. Различие языков тоже не вредит природе: ибо как среди эллинов, так и среди варваре можно видеть - и последователей добродетели и рабов по рока. Эту мысль подтверждают и эллины: они удивляются Анахарсису, родом скифу...". Афиниада этому не удивлялась, стремилась понять даже оттенки скифской ментальности. http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2579
Евдокия (Афиниада) некоторое время покровительствовала монофизитам, которые раскалывали и выходцев из Скифии на противоборствующие группы. Хотя активных противников монофизитов среди скифов было больше.
Монофизиты  (от греч. ;;;;; — один, единственный, ;;;;; — природа, естество) были последователями течения, основанного Константинопольским архимандритом Евтихием (около 378—454) при поддержке патриарха Александрийского Диоскора, и осужденное как еретическое на IV Вселенском соборе в Халкидоне (451). Они. признавали в Христе лишь одну воплощенную божественную природу и утверждали, что человеческое начало Христа было поглощено божественным.
Учения этого и ныне придерживаются «нехалкидонские церкви», не принявшие решений V Халкидонского собора и таким образом отделившиеся от Восточной Церкви. К этой семье принадлежат Армянская апостольская, Сиро-яковитская, Эфиопская и Коптская церкви.
Мировоззренческие позиции Афиниады колебались под влиянием противоборствующих сил в Византии. Напомним, не без участия Евдокии в 425 году в Константинополе был открыт университет (школа), в котором первенствующее место было отведено изучению греческой культуры и философии. В 428 году, после появления несторианской ереси, Евдокия встала на сторону мужа, который симпатизировал Несторию и созвал Эфесский собор, не имея цели осудить его. Собор осудил учение Нестория, с чем впоследствиe согласился и Феодосий. Это был триумф его сестры Пульхерии, начинавшей было утрачивать свою роль в делах управления империей.
Несторий (греч. ;;;;;;;;;; после 381 — около 451) был родом из сирийского города Кесарии Германикийской, на Евфрате; ни происхождение его, ни год рождения неизвестны; по свидетельству его главного противника, св. Кирилла Александрийского, «он вышел из грязи и происхождение его было постыдно». Проведя в молодости несколько лет в монастыре близ Антиохии и затем, приняв священство, стал известен как проповедник. По словам современного летописца (Маркелла), «у него было достаточно красноречия, но мало рассудительности». Избранный императором Феодосием II в патриархи константинопольские (428), он сразу обнаружил крайнюю нетерпимость в своём всенародном обращении к императору при вступлении на кафедру: «Дай мне, о царь, вселенную, очищенную от ересей, а я дам тебе небесное царствие. Поборай мне против еретиков, а я буду поборать тебе против персов». Hестория после Эфесского собора был сослан сначала в монастырь Евпрепия (близ Антиохии), затем в отдаленный египетский оазис Ибис, где через несколько лет и умер. На последователей началось жестокое гонение, принудившее уцелевших бежать в Персию, где они долго пользовались особым покровительством государства. http://ru.wikipedia.org/wiki/Несторий
Монофизитство было разрывом с несторианством, идеологией предателей и врагов империи.
В судьбе Евдокии были страстные любовные увлечения, которые - в конце концов и привели ее в Иерусалим. Так при ней префектом претории Востока стал её фаворит Кир из Панополиса, учёный и поэт, близкий царице по эллинской культуре. Она заручилась поддержкой евнуха Хрисанфия, имевшего большое влияние на Феодосия, и вместе с ним приступила к отстранению Пульхерии от управления империей.
Около 441 года Евдокия была заподозрена мужем в любовной связи с Павлином, другом детства Феодосия II. Императрица Евдокия переживала и чувствовала себя оскорблённой, потому что везде знали, что Павлина казнили из-за неё, так как был он очень красивый юноша. Казнь Павлина произошла в 444 году в Каппадокии, куда император выслал его.

 

Христианские твердыни в Каппадокии
 
Центры, связанные с Каппадокией
 

Евдокия окружила себя в Иерусалиме аскетами и монахами, начала интересоваться вопросами христианского богословия, симпатизировать монофизитам и их лидеру Диоскору Александрийскому, одержавшему на Эфесском разбойничем соборе в 449 году победу над православной партией. В 451 году учение монофизитов было осуждено Халкидонским собором, но Евдокия всё равно оставалась ему верна. Это учение активно поддерживали и скифы.
Согласно Хронографии Феофана «монах Феодосий, муж погибельный, тотчас после Халкидонского собора отправился в Иерусалим, и узнавши, что царица Евдокия расположена к Диоскору, низложенному собором, начал громко кричать против собора, обвиняя его в ниспровержении православной веры, чем привлёк на свою сторону царицу и монахов». То, что Евдокия так легко приняла проповедь Феодосия против Халкидонского собора, исследователи объясняют тем, что она считала этот собор — собором Пульхерии и поэтому была против него. В результате к моменту возвращения иерусалимского патриарха Ювеналия (на Эфесском соборе он поддержал Диоскора, а на Халкидонском отрёкся от монофизитов, был оправдан и возвращён на иерусалимскую кафедру) в городе был подготовлен бунт:
Не теряя времени, Евдокия наняла войско, вооружила монахов, поставила стражу на возведённые ею Иерусалимские стены и, когда Ювеналий, гордясь достигнутым званием патриарха, вступил в Иерусалим, его окружила толпа, настойчиво требовавшая, чтобы он проклял собор и отказался от своей подписи. Патриарх не согласился, и тогда мятежная толпа рассеялась по городу, отворила двери тюрьмы, предала избиению приверженцев Ювеналия и наконец ринулась в базилику гробницы Господней, где провозгласила Феодосия Иерусалимским патриархом.
Феодосий стал рукополагать новых епископов, пользуясь поддержкой палестинского монашества. Византийский император Маркиан направил в Палестину войска, которые 16 января 452 года взяли в осаду церковь Гефсимании, куда на праздник собрались отступники. В 453 году после 20 месяцев отсутствия патриарх Ювеналий вернулся на свою кафедру. Феодосий бежал в Синайский монастырь, а Евдокия, невзирая на увещевания дочери Евдоксии, зятя Валентиниана и папы римского Льва Великого, оставалась сторонницей монофизитов.
История возвращения Евдокии незадолго до смерти в лоно православия весьма подробно описана у историков, а также в агиографической литературе, так как её раскаяние было важно для факта её канонизации. Евдокия раскаялась в своей поддержке учения монофизитов после жизненных неприятностей, которые она посчитала Божьей карой: её зять римский император Валентиниан был убит заговорщиками, а её дочь насильно взял в жены организатор заговора. Вандалы в 455 году разграбили Рим и увели дочь Евдоксию и внучек Евдокии в плен.[34]
Евдокия отправила посланника в Антиохию к Симеону Столпнику спросить, чем ей умилостивить этот «небесный гнев». Симеон ответил: «Я же весьма удивляюсь тому, что, имея источник вблизи, пренебрегаешь им, и тщилась почерпнуть той же воды издалёка: ты имеешь там богоносного Евфимия, следуй его учению, — и спасёшься».[35] Евдокия обратилась к проживавшему в Палестинской пустыне Евфимию Великому, известному подвижнику своего времени. Он «утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию».[16] По примеру Евдокии многие из палестинских сторонников монофизитов примирились с патриархом Ювеналием.
В искупление вины за длительную поддержку ереси Евдокия построила на месте смерти первомученика Стефана базилику в его честь — более обширную и богатую, чем храм Гроба Господня.[16] Рядом с ней она подготовила себе гробницу. Скончалась Евдокия 20 октября 460 года, пережив своего мужа Феодосия († 450 г.) и соперницу в борьбе за влияние на императора Пульхерию († 453 г.).
По свидетельству хронистов, «умирая же, она исповедовалась, что не сознается о наговорах <против себя> о Павлине».[4] Её погребение совершил иерусалимский патриарх Анастасий при участии Евфимия Великого и монахов его лавры. Позднее рядом с императрицей Евдокией была погребена её внучка, бежавшая от вандалов и носившая тоже имя Евдокия. Их гробницы были разрушены вместе с базиликой святого Стефана при нашествии персов в 614 году.
Связи со Скифией у Афиниады очень косвенные – наличие в округе Антиохи выходцев из Скифии, вероятное посещение Скифии Киприаном (что она отметила в своей поэме), участие в религиозных спорах той поры, которые касались и скифов. Но и обходить эту личность трудно, так как она остается заметной фигурой в истории православия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Евдокия_(супруга_Феодосия_II)
http://www.spasi.ru/answer/1759.htm; http://theme.orthodoxy.ru/saints/kiprian_i_iustina.html#010
Заметная активность скифов в округе Антиохии проявлялась и в том, что некоторые скифы достигали очень больших успехов в образовании. Об этом свидетельствует судьба епископа  Астерия [греч. ;;;;;;;;; - звездный] († до 431), свт. (пам. зап. 30 окт.), митр. Амасии Понтийской (занял кафедру между 378 и 395).
Он получил образование в Антиохии под руководством некоего раба-скифа, прославившегося своей ученостью (Phot. Bibl. Cod. 271). До принятия епископского сана был адвокатом. Астерий умер в глубокой старости (Photius. Amphilochia. 312 // PG. 101. Col. 1161). Сохранилось 16 его подлинных проповедей и бесед. Фотий привел фрагменты из 10 проповедей . (Bibl. Cod. 271), полные тексты 2 из них были обнаружены в афонских рукописях М. Бауэром и изданы А. Брецем. В рукописной традиции ему ошибочно приписывалась часть проповедей, принадлежащих Астерию Софисту. Именем Астерия надписано Житие свт. Василия Амасийского (BHG, N 240). Проповеди Астерия, где ощутимо влияние Иоанна Златоуста, являются одними из лучших образцов проповеднического искусства своего времени. В своих риторических приемах А. ориентировался также на речи Демосфена (тот имел родных в Приазовье) и Ливания.
Яков Кротов в «Словаре святых» заметил – Астерий сам о себе мимоходом сообщил, что учился у некоего талантливого скифа (добавочка Кротова - видимо, имеется в виду гот), который, в свою очередь, получил образование в Антиохии. Это округа давно привлекала северян, как отмечал и философ Синезий.
http://www.krotov.info/yakov/6_bios/13_v/410_astery.htm
http://pravenc.ru/text/76718.html

Императрица Евдокия (Афиниада), очень подробно и образно отразившая то, чему могла обучить мага Киприана Скифия. Активность части скифов в монофизитстве, что поддерживала и Афиниада. Молодой скиф, обучавший будущего епископа Астерия. Эти и подобные факты составляют питательную среду, в которой шла реальная история философии северян – суровых и холодных земель севернее Черного моря и Каспия.

М. В. Никифоров http://pravenc.ru/text/76718.html
Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»
Книга V (главы 31-40)
Глава книги: Феодорит Кирский. Церковная история

24 апреля 2007г.

Феодорит Кирский. Церковная история
Глава 31. Попечение его о Скифах и ревность против Маркионитов.

Узнав, что некоторые кочующие Скифы отаборившиеся тогда при Истре, жаждут спасения, но не имеют никого, кто принес бы им воды,- Иоанн (Златоуст) отыскал мужей, с ревностию к апостольским трудам, и отправил их к Скифам. Я читал и послание, написанное им к анкирскому епископу Леонтию, в котором он извещает его об обращении Скифов (христианизация скифов началась еще в 1 веке н.э.) и просит послать людей, способных руководить их. Узнав также, что в некоторых деревнях нашей страны возник недуг Маркиона, он писал тогдашнему нашему пастырю и, убеждая его изгнать болезнь, уполномочивал его к тому царским указом. И из этого уже достаточно явствует, какую, по божественному Апостолу, носил он в душе заботу о церквах.

Глава 32. О требовании Гайны и о сопротивлении Иоанна Златоустого.

Можно и из других случаев узнать о его дерзновении. Некто Гайна (река с таким наименованием есть в Белоруссии), по происхождению Скиф, да и по чувствам сердца Варвар, с тиранскими замыслами, в это время был военачальником, и под своею властию имея единоплеменников, предводительствовал также конницею и пехотою Римлян. Его боялись не только все другие, но и сам царь, замечавший в нем стремление к тирании. Заразившись арианством, он доложил царю об уступке ему одного из Божиих храмов. Царь обещал рассмотреть и удовлетворить его желанию.

Признав к себе божественного Иоанна, он объявил ему о просьбе Гайны, напомнил о его силе, намекнул о замышляемой им тирании и убеждал епископа уступкою обуздать гордость Варвара. Но благородный этот муж сказал: не делай такого обещания, Государь, не приказывай отдавать святая псам. Я не допущу, чтобы исповедующие и прославляющие Бога-Слово, выведены были из божественного храма и сдали его хулителям Христа. Да и не бойся этого Варвара, Государь, но, призвав обоих нас - меня и его, спокойно слушая, что будет говорено. Я обуздаю его язык и заставлю не требовать того, чего не следует отдавать».
Выслушав это, царь обрадовался и на следующий день призвал обоих. Гайна домогался обещанного.

Но великий Иоанн возразил, что царю, предъизбравшему благочестие, не должно оскорблять святыню. Когда же тот сказал, что и ему нужно иметь молитвенный дом,- великий Иоанн отвечал: для тебя отверзст каждый божественный храм, и если хочешь молиться, никто не останавливает.
«Но я, возразил Гайна, принадлежу к другому обществу и с своими сообщниками требую одного храма Божия, требую очень справедливо, потому что совершил для Римлян много воинских подвигов».-
«А полученные тобою награды, сказал Иоанн, еще больше твоих трудов; ибо ты и военачальник, и удостоен консульского облачения. Тебе следовало бы посмотреть, что был ты прежде и чем стал теперь; какая прежде была бедность и какое теперь изобилие; какие носил ты одежды, пока не перешел чрез Истр, и какие носишь ныне. Так посмотри, сколь малы твои труды, и сколь велики твои почести, и не будь не благодарен к тем, которые почтили тебя».
Такими речами вселенский учитель связал уста Гайны и принудил его замолчать.
По прошествии некоторого времени, этот Варвар обнаружил давно задуманную тиранию и, собрав во Фракии войско, произвел весьма много грабительств и опустошений. Узнав об этом, все упали духом - и начальствующие, и подчиненные; так что никто не хотел ни идти против него войною, ни безбоязненно ехать к нему посланником: ибо каждый угадывал намерения Варвара.

Глава 33. О посольстве к нему Златоуста.

Тогда, оставив всех робких, начали убеждать этого великого воителя, чтобы он принял на себя посольство,- и Иоанн, не обратив внимания ни на бывшее противодействие, ни на происшедшую из того вражду, охотно отправился во Фракию.
Гайна же, узнав о посланнике и вспомнив о его дерзновении в защиту благочестия, еще издали усердно встретил его, приложил руку его к своим очам, а детей наклонил к священным его коленам. Так-то добродетель и в людях неприязненных обыкновенно поселяет к себе уважение и страх.

Глава 34. О том, что случилось относительно к нему.

Однако ж зависть не перенесла блеска его любомудрия, но, воспользовавшись свойственными ей средствами, лишила царствующий город, или лучше, всю вселенную его слова и мысли. Дошедши до этой части повествования, я и сам не знаю, что чувствую; ибо, намереваясь рассказывать о причиненной Иоанну обиде, стыжусь другой доблести обидчиков, и потому попытаюсь скрыть имена их
Движимые различными враждебными побуждениями, эти люди не захотели смотреть на молниеносную добродетель мужа. Они нашли каких-то жалких обвинителей и, видя клеветы их явными, составили далеко от города заседание и произнесли приговор.
А царь, веря им, как иереям, приказал Иоанну удалиться из города. Поэтому Иоанн, и не слыхав обвинений, и не принесши оправдания, так как бы действительно был обличен в том, в чем обвинили его, нашелся принужденным оставить город и переселился в лежавший при устье Понта Иерон (Гиеронт).
Так называют это портовое местечко. Но в ту ночь случилось величайшее землетрясение, и пораженная страхом царица чуть свет отправила к изгнаннику послов с просьбою, чтобы он, как можно скорее, возвратился в столицу, и сохранил город от опасности. За этими послами отправлены потом другие, а после этих опять другие, так что послы рассеялись по всему Воспору.
Когда же узнал о том православный народ, то совершенно покрыл судами устье Протопонтиды; ибо все с зажженными восковыми светильниками вышли навстречу епископу. Итак скопище врагов Иоанновых на этот раз рассеялось. Но по прошествии немногих месяцев они снова собрались и опять произнесли осуждение - не на основании тех прежних ложных доносов, а за литургисание по низвержении. Иоанн отвечал на это, что он и судим не был, и обвинений не слышал, и оправдания не приносил, и не осужден лично,- но что царь изгнал его и царь же опять возвратил.
Таким образом, созвав второй Собор, враги не находили нужды в суде, но убедив царя, что решение над Иоанном законно и праведно, не только изгнали его из того города, но и сослали в один небольшой и пустынный городок Армении, которого имя Кукус, а оттуда хотели перевесть в Питиунт, на пределы Понта и Римской империи, на границу с самыми дикими Варварами.
Но человеколюбивый Господь не допустил победоносного подвижника вселить в то скопище; ибо, по прибытии его в Команы, переселил его в жизнь не стареющую и беспечальную. Благоподвизавшееся же тело его было положено близ гроба мученика Василиска, согласно с повелением, которое дал чрез сновидение самый этот мученик. А сколько ради Иоанна изгнано из Церкви епископов и выселено на самый конец империи, сколько людей, возлюбивших подвижническое любомудрие, подверглись такому же бедствию,- рассказывать о том и сказаниями растягивать сочинение считаю излишним. При том события печальные, по моему мнению, надобно описывать короче и прикрывать погрешности единоверных деятелей. Из числа лиц, поступивших несправедливо, очень многие понесли наказание, и соображением причины своих страданий принесли другим пользу.
На несправедливость относительно Иоанна особенно негодовали епископы европейские, так что даже отделились от общения с виновниками ее. К той же стороне присоединились и все епископы иллирийские; избегали общения с неправдою и весьма многие из городов, лежащих к восходу солнца, хотя тела Церкви и не разделяли. По смерти великого вселенского учителя западные епископы не прежде пришли в общение с епископами Египта, Востока, Воспора и Фракии, как присоединив имя этого богоугодного мужа к именам прочих почивших епископов. Арзакия же, который был после него, не удостоили поминовения, а только приняли преемника Арзакиева, Аттика, часто бывавшего послом и не редко водворявшего мир,- и то приняли спустя несколько времени, когда он вписал в диптих имя Златоуста…

Глава 37. О вере Феодосия Младшего и его сестер.

Один человек, проводивший жизнь подвижническую, но в душе питавший чувства довольно дерзкие, пришел к царю с какою-то просьбою. Когда же, делав это несколько раз, он не получил просимого; то отлучил царя от церковного общения и, связав его сими узами, удалился. После того благоверный царь, прибыв во дворец, тогда как время призывало уже к столу и сошлись лица, имевшие разделять его трапезу, сказал, что он не вкусит пищи, пока не будет разрешен от запрещения. Поэтому он послал к архиерею одного из самых близких к себе людей, и просил его, чтобы повелено было связавшему разрешить себя. Епископ отвечал, что не следует принимать запрещение от всякого, и объявил, что сам разрешает его: однакож царь не принял разрешения, пока связавший, быв отыскан с великим трудом, не возвратил ему общения.
Так веровал Феодосий в Божественные законы! Посему-то приказал он раскопать до основания и самые остатки идольских капищ, чтобы наши потомки не видели и следов прежнего заблуждения. Эту именно мысль внес он в указ о сем предмете, и от таких благих семян постоянно пожинает плоды; ибо имеет покровителя в Господе всяческих.

Так, когда предводитель кочующих Скифов, Роил (Ругила, Руас) , с многочисленным войском перешед Истр, опустошал и грабил Фракию - с угрозою, что осадит царственный город и при первом приступе возьмет его и разрушить, - Бог бросил с неба громы и молнии, и ими истребил как его самого, так и все его войско.

Нечто подобное совершил Господь и в войну Персидскую. Ибо, когда Персы, узнав затруднительное положение Римлян, нарушили мирный договор, и начали воевать пограничные города; между тем как подвергавшиеся нападению не получали ни откуда помощи, потому что, надеясь на мир, царь и военачальников и войско услал на другие войны: тогда Господь ниспослал всеувлекающий дождь и величайший град и, этим воспрепятствовав бегу лошадей, так что в двадцать дней они не могли пройти и двадцати стадий, остановил дальнейший поход врагов; а между тем и военачальники прибыли туда и войско собралось.

Алфавитный указатель лиц и событий, упоминаемых в Церковной Истории Феодорита
http://www.sedmitza.ru/text/434121.html

Конечно, прошлое скифской философии нередко собирается по очень малым крупицам. Но, как видно, собирается. Киприан Афиниады , Астерий, Гайна, Руас солгать не дадут.


Рецензии